Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Взаимосвязи государственной власти и индивида. Ленинско-большевистский политический режим. Сталинско-большевистский политический режим. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим. Авторитарно-либеральный режим.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Политические режимы Советского государства
Политический режим
Понятие «политический режим» выражает характер взаи-мосвязи   государственной   власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправле-нии власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от сте-пени социальной свободы индивида и характера взаимоотно-шений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократиче-ский. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических це-лей и интересов просто невозможно.
Политическая система - это «набор» политических инсти-тутов и отношений, в рамках которого осуществляется власть и обеспечивается ее стабильность, а политический режим - способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических про-цессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Смена политической системы, как правило, приводит к смене политического режима, что и произошло в России в 1917 году.
Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция 1917 года установила республиканский политичес-кий режим без его оформления конституционным образом. Закон-ный правопреемник власти отсутствовал, и наступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носителя власти. Утвердив-шееся благодаря поддержке Советов рабочих и солдатских депутатов Временное правительство, где доминировали либералы, а позднее вошли меньшевики и эсеры, не решалось взять на себя ответствен-ность ни за наделение крестьян землей, ни за окончание войны, ни за созыв Учредительного собрания. Ни Госу-дарственное совещание, ни Демократическое совещание, ни Предпар-ламент,  которые созывал А.Ф.Керенский, не могли заменить Учредительное собрание. Несмотря на то, что Временное правительство в качестве истока имело коми-тет Государственной думы, оно не обладало настоящей легитимностью. Кроме того, длительная зависимость от советов рабочих депута-тов изначально заложила в массах недоверие к нему как псевдолегитимному непостоянному органу власти.
Февральский политический режим носил переходный характер и должен был закончиться установлением либо правой во-енной (корниловской), либо левой коммунистической диктатурой -- это были две реальные альтернативы осени 1917 года.
Государственный кризис принял цивилизационный характер. Февральское низвержение Николая II означало конец всей системы самодержавия, которая была на протяжении всей тысячелетней исто-рии Руси--России стержневой цивилизационной основой нации. Су-ществовала достаточно реальная опасность установления всеобщей анархии и бунта всех против всех. В этих условиях было совершенно недостаточно наличия каких-то радикальных партий и решительных лидеров, чтобы спасти страну от хаоса и беспредела. На помощь при-шла сама история Российской цивилизации, предложившая полити-кам возможность использования традиционных для русского народа соборных форм соучастия во власти: соборы, круги, общины, собра-ния, вече, сходки, советы и др. Зародившиеся в июле 1905 г. стихий-ным образом Советы были ничем иным, как своеобразным проявле-нием соборной традиции русского народа искать сообща выход из тяжелой ситуации. Большевики первоначально отнеслись весьма на-стороженно к органам управления в форме Советов депутатов трудя-щихся, считая их своими возможными конкурентами, но В.И.Ле-нин в августе 1905 года пер-вым оценил колоссальные возможности Советов для организации новой системы власти под началом большевизма. Кроме того, Ле-нин увидел в Советах прообраз общественного устройства, которое будет не государством, а средством объединения трудящихся в гря-дущем бесклассовом обществе. Жизнь показала, что второй аспект оказался преждевременным и утопическим, как и вся концепция ми-ровой революции, которой придерживался тогда лидер большевизма.
Зародившаяся советская система власти была изначально подлин-но народной, исторически обоснованной и логичной, продолжением соборной традиции. Поэтому не случайно Советы стихийно возникли во всех городах страны с различными схемами выборов.
Закономерно, что на первых порах Советы были многопартий-ными органами, куда входили все организации, ориентировавшиеся на защиту интересов широких масс трудящихся, -- социал-демокра-ты, эсеры, анархисты и т. д. Большевики во главе с В.И.Лениным взяли лозунг «Вся власть Советам!» на вооружение. Они пытались реализовать эту концепцию мирным путем до июля 1917 года, даже после поражения Корнилова пытались реаними-ровать эту идею, но лидеры меньшевиков и эсеров, боявшиеся влас-ти, отказались от сотрудничества с большевиками. Большевики по-шли к власти вооруженным путем, и это не было чем-то исключи-тельным. В американской Декларации независимости и во французс-кой конституции 1793 года было заявлено, что когда правительство на-рушает интересы и права народа, он имеет право свер-гнуть это правительство. Даже меньшевик Мартов в речи в Предпар-ламенте за месяц до революции указывал, что власть обнаружила свое банкротство и поэтому безответственный личный режим Керен-ского должен быть устранен. О том, что случилось в России, неожи-данно провидчески описал Фридрих Энгельс в письме Вейдемейеру 12 апреля 1853 г.: «Мне кажется, что из-за беспомощности и вялости остальных партий в одно прекрасное утро наша партия будет вынуж-дена взять власть, чтоб проводить в конце концов то, что не отвечает непосредственно нашим интересам, отвечает общереволюционным и мелкобуржуазным интересам, таким образом... мы будем вынуж-дены сделать коммунистические эксперименты и прыжки, для кото-рых не пришло время. При этом мы потеряем головы -- будем наде-яться только в физическом смысле -- наступит реакция и до того, как мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, начнут нас считать не только чудовищами, но и глупца-ми». Большевики, взяв власть, попытались соединить идею Сове-тов с формулой диктатуры пролетариата, предложенной классиками марксизма для западноевропейских стран. Хотя в России пролета-риат не только не был большинством нации, но даже не являлся значительным по удельному весу в социальной структуре общества, тем не менее его диктатура была поставлена в повестку дня первым номером.
Октябрьская революция не положила начало непосредственной мировой революции, но она несомненно простимулировала глобаль-ные реформистские преобразования на Западе, в результате которых трудящиеся добились значительных социальных завоеваний, а сам капитализм впоследствии принял весьма цивилизованный вид общества «социального партнерства».
Большевики всеми силами обеспечивали большинство в Советах рабочим и членам партийной элиты как самой пролетарской, в ре-зультате чего советская власть начала приобретать черты однопар-тийной диктатуры. Главным орудием строительства новой государ-ственности был Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лени-ным, который с самого начала освободился от контроля Советов и начал формирование специфического большевистского политическо-го режима власти.
В январе 1918 года было разогнано Учредительное собрание. Следует отметить, что мандаты партии эсеров, полу-чившей большинство на форуме, были обманным путем переданы не левым эсерам -- союзникам большевиков, пользовавшихся подавля-ющим влиянием среди крестьян, а правым эсерам -- противникам новой власти. В силу этого обстоятельства трудно считать Учреди-тельное собрание легитимным органом власти, а позицию большеви-ков однозначно преступной. Но разгон демонстрации петербургской интеллигенции в поддержку Учредиловки, сопровождавшийся жерт-вами, бесспорно заложил основу карательной политики режима в от-ношении противников.
Контуры советской государственности определялись первой Кон-ституцией РСФСР, принятой в июле 1918 года, которая одновременно стала самой первой конституцией в России в целом. Основной закон отразил влияние недавней революции и начинавшейся гражданской войны. Бывшие эксплуататоры лишались гражданских прав, исключались из политической жизни нетрудовые элементы и пред-усматривались неравные права для избирателей города и села. Выбо-ры были многостепенными, что обеспечивало нужный состав всех Советов. Хотя высшими органами власти считались ВЦИК, съезд Советов и СНК, на самом деле значительно больше полномочий имел СНК -- правительство РСФСР. Однако фактически действительно высшими политическими органами власти в стране были ЦК РКП (б) и Политбюро.
В.И.Ленин на протяжении последних лет своей жизни сохранял пост Председателя Совнаркома, являясь неформальным лидер-ом партии, основателем которой он являл-ся. Важным специфическим элементом государственного устройства страны был Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), куда вхо-дили представители профсоюзов, различных рабочих организаций и руководители ведомств. Этот орган действительно выражал творчес-кие возможности нового строя. Вплоть до смерти В.И.Ленина в партии и государстве сохранялся режим относительного коммунис-тического плюрализма, допускавший известную свободу мнений в рамках коммунистической доктрины. Но уже в это время шла дефор-мация политического режима, против чего пытались бороться «рабо-чая оппозиция», группа «демократического централизма», оппозиция Троцкого и др.
В государственном аппарате значительное место занимали сило-вые органы -- Наркомвоен, Наркомюст и ВЧК. «Чрез-вычайка» постепенно становится ведущим органом, на который была возложена задача борьбы не только с государственными преступле-ниями, но и с бандитизмом, хищениями, погромами и т. д. Основа-ния для создания такого органа были серьезные, так как начиная с 1918 года в стране развернулись мятежи, восстания, террор против ак-тивистов большевистского режима. Поэтому большевики были вынуждены отвечать соответствующим образом. Однако по мере развер-тывания деятельности ВЧК, в ходе гражданской войны она стала не-правомерно рассматриваться не как юридический институт, а как «во-оруженная часть партии и карающий меч диктатуры пролетариа-та». Такая расширительная трактовка места ВЧК привела к гипертро-фированной роли этого института, что и определило многие характе-ристики политического режима.
Государственное строительство развивалось в годы гражданской войны под влиянием задач вооруженной борьбы и социально-классо-вого противоборства на всех уровнях общественной жизни. В этот период отмечается рост централистских и милитаристских тенденций, быстрое увеличение чрезвычайных органов во многих жизненно важ-ных сферах. В полосе боевых действий создавались ревкомы, заме-нявшие Советы и проводившие чрезвычайные меры. В целом, несмотря на свою громоздкость, дублирование отдельных элемен-тов, государственный аппарат оказался достаточно работоспособным и обеспечил условия для победы большевизма в гражданской войне. Ведущую роль в этом сыграло наличие квалифицированной полити-ческой элиты, ленинской «старой партийной гвардии», получившей в прошлом определенную образовательную и профессиональную под-готовку, опыт политической деятельности и боевую закалку. Следует отметить особое значение совпадения характера, личных качеств лю-дей, стоявших во главе революционного движения с его характером. Бесспорную роль в победе большевизма сыграло и то обстоятельство, что гражданская война в ряде регионов стала по содержанию отече-ственной войной за сохранение целостности и независимости России, на которую покушались западные интервенты и белые вожди, их при-гласившие и гарантировавшие в случае своей победы передачу им территорий и зон влияния.
Несмотря на условия гражданской войны, а может быть благода-ря им, внутри большевистского политического режима соблюдались определенные нормы относительной демократии и товарищеские вза-имоотношения. Эта характеристика ленинского режима прослежива-ется в годы осуществления новой экономической политики, либера-лизации хозяйственных отношений в обществе и становления рыноч-ного механизма. Однако данная тенденция начинает активно сверты-ваться с середины 20-х гг. и заменяться противоположной, автори-тарно-бюрократической.
Сталинско-большевистский политический режим
После ухода В.И.Ленина с политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В.Сталина, что привело к формированию в рамках советско-коммуни-стической системы новой вариации большевистского политического режима. Можно определить его в отличие от ленинско-большевистского как сталинско-большевистский политический режим. Несмот-ря на преемственность и общие черты режимов совершенно очевид-ны и отличия достаточно принципиального свойства.
В период осуществления новой экономической политики, разре-шившей развитие частнособственнических тенденций в экономике и узаконившей экономический плюрализм, режим диктатуры больше-визма не носил законченного тоталитарного характера. В рамки нэпа умещалась электрификация народного хозяйства, трудовая коопера-ция, начало культурной революции, планирование экономики и сбли-жение трудящихся классов. Но плюрализм в экономике и диктатура в политике не могли развиваться параллельно, так как были несовмес-тимы в перспективе, и поэтому объективно требовалось либо введе-ние многопартийности в соответствии с многоукладностью экономи-ки и отказ большевизма от диктатуры, либо ее укрепление и ликвидация нэповского экономического плюрализма. Логика развития стра-ны как осажденной крепости предопределила второй вариант разви-тия политической системы.
Слом нэпа и полное господство принципов планово-распре-делительной экономики, абсолютная централизация всех сфер произ-водства параллельно с осуществлением форсированной индустриали-зации и сплошной коллективизации обусловили формирование поли-тического режима левокоммунистического тоталитарного характера. Если при В.И.Ленине прослеживались только отдельные элементы контроля государства над обществом, то при Сталине они приняли всеобщий тотальный характер. В этих условиях центральным над-партийным и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.