На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие, структура и типология политических систем. Характеристика форм государственного устройства (конфедерация, унитарное государство, федерация) и государственного правления (республика, монархия). Органы государственной власти Российской Федерации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
«Политические системы современности»
1. Понятие, структура и типология политических систем

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие «политическая система» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.
Политическая система включает следующие компоненты:
ь институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство и его учреждения, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии и др.);
ь функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
ь регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (например, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды, воззрения и т. д.);
ь коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
ь идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
Каждый из компонентов политической системы имеет свою особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс в обществе, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не собственно политические институты -- это различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества.
Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей -- главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.
Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.
Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.
В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. Политические отношения по поводу власти не сводятся только к отношениям между классами, это отношения между нациями, социальными группами, между политическими организациями и государством, внутри политических организаций.
Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, обоснование принимаемых решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.
К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие. И крайне важно учитывать политическое настроение масс в процессе руководства и управления обществом.
Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, созданные американскими учеными Д. Истоном и Г. Алмондом.
По Истону, политическая система - это саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.
У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, соблюдении законов, участии в голосовании и т. д.
Выход информации -- результат функционирования политической системы -- осуществляется в виде решений и политических действий, влияющих на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев населения. В системе нарастают стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.
В отличие от Д. Истона Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты.
Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции, политических коммуникаций.
Функции вывода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики).
В модели Алмонда основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. В обобщенном виде в качестве основных функций политической системы можно выделить следующие:
выявление, обобщение и реализацию интересов субъектов политической жизни общества; эта функция осуществляется через представительную систему политической власти, через деятельность различных политических институтов и организаций;
определение политического курса, целей и задач общества, в том числе и политической системы;
мобилизацию и распределение; эти функции направлены на стабилизацию политических процессов, интеграцию всех элементов общественной структуры;
легитимацию, т. е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; легитимная политическая система авторитетна и эффективна;
политическую социализацию; эта функция связана с процессом включения индивидуума в политическую жизнь, благодаря ей воспроизводится политическая система, сохраняются политические ценности и цели системы, преемственность в политике, а также формируются политическое сознание и политическая культура личности.
Политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.
Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации самих политических систем.
Основными критериями типологии политических систем выступают политическая власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важно при решении вопросов типологии политических систем также учитывать уровень экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, наличие или отсутствие гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы.
При анализе политической системы важны форма государственного устройства, под которой понимают прежде всего национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов власти.
Формы государственного устройства разнообразны, тем не менее, в современной научной литературе выделяют конфедерацию, унитарное государство, федерацию.
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет собой постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конференции, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствуют единые налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.
Примерами конфедерации в прошлом могут служить США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Германский союз (1815-1867). Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском союзе.
Унитарное государство. Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примерами могут служить Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и др.
В унитарном государстве действуют: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство; единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической самостоятельностью.
В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий, например в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.
Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация -- весьма распространенная форма государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.).
Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданство отдельных субъектов федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные конституции и законодательство, собственные законодательные и исполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США -- Сенат, в Германии -Бундесрат.
В политологии принята классификация политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные, основанная на характере политического режима.
Политический режим -- важнейшая конкретная характеристика функционирования политической системы как единого целого. Когда речь идет о политическом режиме, то учитываются степень политической свободы в обществе, правовое положение личности, приемы и методы деятельности государственных органов, формы реализации принципов авторитарности и демократии.
Демократическая политическая система имеет следующие отличительные признаки: наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям/построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности; обязательное участие в осуществлении государственной власти представительных органов, избираемых и действующих в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.
Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах.
Политические системы многих государств можно назвать демократическими, среди них США, Франция, Швеция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Австралия, Канада. Сочетая стремление индивидуума к свободе с реализацией принципов законности и демократии, они находят более или менее соответствующее современным потребностям людей соотношение индивидуальных и общественных интересов. Для Германии характерны более ограниченное использование демократических институтов и процедур, использование в практике авторитарных приемов, методов. В странах Латинской Америки демократическая политическая система нестабильна и часто сменяется авторитарной.
Авторитарная политическая система характеризуется следующими признаками: отказ от принципа разделения властей, усиление исполнительной власти, концентрация ее в руках главы государства или правительства; ограничение выборности органов государства и превращение парламента в придаток исполнительной власти; существенное ограничение или ликвидация основных демократических прав и свобод человека; запрещение оппозиционных партий и общественных организаций; отказ от принципов конституционности и законности. Порой авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким распространением принципа авторитарности в управлении, что происходит в периоды обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, во время кризиса самой политической системы и прежде всего государственной власти.
Авторитарные системы в разных странах далеко не одинаковы, можно говорить об их разновидностях: олигархической, монократической, военно-диктаторской и др.
Например, олигархическая система характеризуется тем, что формально допускается многопартийность, но реально принцип свободы образования партий и их деятельности нарушен, поскольку разрешается деятельность только тех партий, которые в основном поддерживают политический курс, существующий в стране. Выборность парламента формально сохраняется, но претендовать на избрание могут только представители экономически и политически господствующего класса. Возрастает роль армии в политической жизни страны. В условиях монократической или конституционно-авторитарной системы запрещается или приостанавливается деятельность всех политических партий, кроме правящей. Создается ситуация формального провозглашения минимума гражданских прав и свобод при их фактическом нарушении. Парламент строится на корпоративной основе, т. е. значительная часть его членов назначается, а не избирается, он фактически превращается в совещательный орган.
Военно-диктаторские системы рассматриваются как переходные. В условиях военной системы обычно отменяется конституция (она заменяется актами военных властей). Представительные органы власти, политические партии и общественные организации распускаются, а органы местного самоуправления заменяются назначенными чиновниками. Военные, приходя к власти, нередко выдвигают в разных странах одни и те же задачи: укрепление независимости, экономическое и культурное развитие страны, оздоровление общественной жизни. Однако эти задачи выполняются по-разному, в интересах различных классовых сил.
Наиболее реакционной формой является тоталитарная политическая система (нацизм, фашизм, сталинизм). Для нее характерны: полное забвение принципа разделения властей; монопольное господство в качестве правящей только одной партии; недопущение фракционности и оппозиционных партий внутри правящего класса; сращивание партийного и государственного аппаратов; полная ликвидация прав и свобод граждан; господство единой идеологии; широкое применение на практике методов подавления, насилия, политического террора.
Выделим основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных:
авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;
неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерны намеренная деполитизация масс, их слабая политическая информированность;
различия в самой структуре власти: при тоталитаризме центр власти -- одна партия (партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры); при авторитаризме государство обладает высшей ценностью, являясь средоточием властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);
авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»);
роль репрессий: при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме он осуществляется избирательно.
Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, а схожие политические системы могут приводить к различным результатам.
2. Формы государственного правления

Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления зависит от организации верховной государственной власти, а точнее -- от определения правового положения главы государства.
Принято различать две основные формы правления: республику и монархию.
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления существовала еще в рабовладельческом государстве, но наибольшее развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур.
Различают два основных вида республиканской формы правления: президентскую и парламентскую.
Президентская форма правления прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентскую республику отличают: внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.
Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномоч и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.