Ќа бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. “ак же вы мажете самосто€тельно повысить уникальность своей работы дл€ прохождени€ проверки на плагиат всего за несколько минут.

Ћ»„Ќџ…  јЅ»Ќ≈“ 

 

«дравствуйте гость!

 

Ћогин:

ѕароль:

 

«апомнить

 

 

«абыли пароль? –егистраци€

ѕовышение уникальности

ѕредлагаем нашим посетител€м воспользоватьс€ бесплатным программным обеспечением ЂStudentHelpї, которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. ѕосле такого повышени€ уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. ѕрограмма ЂStudentHelpї работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставл€ет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот Ц не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

–езультат поиска


Ќаименование:


–еферат ‘ормирование и развитие элитистских подходов и представлений. Ёлиты и власть основы видени€ ѕарето. —ущность политической элиты. ќсновные функции, место и роль элит в политическом процессе. «аинтересованность демократической элиты в стабильности.

»нформаци€:

“ип работы: –еферат. ѕредмет: ѕолитологи€. ƒобавлен: . —траниц: 2. ”никальность по antiplagiat.ru: --.

ќписание (план):


22
Ђƒостаточно малого, очень
малого числа людей, поставленных
во главе государства, чтобы
исправить или испортить нравы
народаї
÷ицерон -
римский сенатор, оратор
ѕЋјЌ

¬ведение
√лава 1. ‘ормирование и развитие элитистских подходов
1.1 ‘ормирование элитистских представлений
1.2 Ёлиты и власть - основы видени€ ѕарето
1.3 ¬ластвующа€ элита
√лава 2. —ущность, структура и функции политической элиты
2.1 ћесто и роль элит в политическом процессе
2.2 ќсновные функции политической элиты
2.3 —труктура политической элиты
«аключение
—писок использованных источников
¬ведение

≈щЄ в древности люди заметили, что в обществе существуют две неравновесные группы: относительно самосто€тельное и привилегированное меньшинство, которое властвует и управл€ет, и большинство, которое €вл€ет-с€ объектом власти и управлени€. „то касаетс€ прав€щего меньшинства, то длительное врем€ оно изучалось по описани€м жизни государей, вождей и других выдающихс€ личностей, наход€щихс€ в политике в центре внимани€. » лишь в последние столети€ характеристика этого сло€ стала концептуально св€зыватьс€ со строением и характером организации политической власти и государства. — этой целью стал использоватьс€ и термин Ђэлитаї, который ещЄ в XVII в. обозначал товары высшего качества, а впоследствии стал примен€тьс€ дл€ обозначени€ высшей знати общества.
ѕроисход€щие в последнее врем€ общественные преобразовани€ актуа-лизируют изучение элиты, поскольку именно элитарным группам в различных отрасл€х функционировани€ общества отводитс€ ключева€ роль и именно они в большинстве случаев принимают окончательное решение в выборе вектора развити€.
XX век резко подхлестнул процесс дифференциации и интеграции наук. ѕричЄм новые научные дисциплины всЄ чаще формируютс€ не просто как специализированные области уже сложившихс€ научных дисциплин, а имен-но как дисциплины, интегрирующие достижени€ разных, главным образом смежных наук (порой весьма далЄких друг от друга). »менно такой комплекс-ной научной дисциплиной, всЄ более претендующей на самосто€тельный статус, €вл€етс€ элитологи€. ќна сформировалась в русле политической философии и политической социологии, но интегрировала достижени€ и методы других, смежных дисциплин.
ѕредметом элитологии €вл€етс€ исследование процесса социально-политического управлени€, вы€вление и описание того социального сло€, который непосредственно осуществл€ет это управление, €вл€€сь его субъектом (или важнейшим структурным элементом этого субъекта), иначе говор€, - исследование элиты, еЄ состава, законов еЄ функционировани€, прихода еЄ к власти и удержани€ этой власти, еЄ роли в социальном процессе, причин еЄ деградации и ухода с исторической арены.
—обственно, интерес к вопросам роли правителей, власть предержащих, высших слоЄв общества, всех тех, кто принимает важнейшие решени€ в политической, экономической, идеологической и иных жизненно важных област€х социальной жизни, оказывают огромное, порой определ€ющее вли€ние на жизнь миллионов людей, закономерен и естественен. Ёти люди неизменно наход€тс€ в фокусе общественного интереса, на авансцене истории и их, естественно, не обходили вниманием исследователи социально-политических процессов. Ќо особенно этот интерес возрос в последние дес€тилети€. Ёто св€зано с р€дом объективных и субъективных причин, в частности, с возрастанием роли элитных слоЄв в политическом процессе, их возможностей манипулировать сознанием масс, опира€сь на новейшие средства массовых коммуникаций. ¬оздействие управленческих решений, принимаемых элитой, на судьбы миллионов людей таково, что еЄ качество, квалификаци€, социальные и этические характеристики существенно важны дл€ общественно-политического потенциала страны. ќтсюда - актуальность вопроса о том, есть ли возможность вли€ть на этот потенциал, повысить качество элиты, раскрыть законы эволюции и смены элит в определЄнных социальных системах. » если в 50-х - 60-х годах элитарные теории были в значительной мере оттеснены на второй план теори€ми политического плюрализма, то в 70-е - 90-е годы политологи пишут о своеобразном Ђренессансеї элитаризма.
√лава 1. ‘ормирование и развитие элитистских подходов

1.1 ‘ормирование элитистских представлений

”читыва€ многогранность категории Ђэлитаї целесообразно определить еЄ терминологическое наполнение. ѕо утверждению —.». ќжегова и ћ.ё. Ўведова, Ђтермин Ђэлитаї происходит от французского слова elite - что означает лучший, отборный, избранный, Ђизбранные людиї. ¬ политологии элитой именуютс€ лица, которые получили наивысший индекс в области их де€тельности. –авнозначные пон€ти€ категории Ђэлитаї - Ђправ€ща€ верхушкаї, Ђправ€щий слойї, Ђправ€щие кругиї [1].
—амосто€тельные элитистские концепции возникли лишь в конце XIX столети€, в борьбе с, условно говор€, антиэлитистскими теори€ми и иде€ми. Ќапример, сторонники французского просветител€ ∆.∆. –уссо, исход€ из неделимости народного суверенитета, считали, что сама передача гражданами даже части своих прав представител€м во власти ведЄт к разрушению системы народовласти€, отрица€ таким образом целесообразность разделени€ функций управл€ющих и управл€емых.
—ерьЄзными оппонентами элитистов были учЄные и мыслители, отказы-вавшие прав€щим сло€м в каком-либо моральном оправдании их де€тельнос-ти. Ќапример, сторонники толстовства как социально этического учени€ находились в резкой нравственной оппозиции ко всем власть предержащим. —ам Ћ.Ќ. “олстой в произведени€х Ђ¬ чЄм мо€ вераї, Ђ«акон насили€ї и некоторых других неоднократно сурово порицал систему светского правлени€, полага€, что Ђгосударственна€ власть всегда принадлежит худшим и злымї, государственные властители Ђбольшей частью подкупленные насильникиї, а сенаторы, монархи и министры - Ђхуже и гаже палачейї, ибо прикрывают зло, наносимое люд€м, лицемерием.
Ќесколько иные аргументы в пользу отрицани€ этических оснований существовани€ прав€щего класса в –оссии приводил известный правовед и философ ». »льин. ѕо его мнению, невозможность эффективного осуществлени€ прав€щим меньшинством своих функций обусловлена нравственным состо€нием сознани€ большинства населени€. Ёта нравственно и политически неразвита€ часть общества - или Ђчерньї - напрочь лишена должного правосознани€ и потому Ђне ищет лучших людей и не хочет передавать им властьї, но, даже Ђпосадив свою властьЕ не умеет ей дать ни уважени€, ни довери€, ни поддержки; она начинает подозревать еЄ, проникаетс€ ненавистью к нейї. ѕон€тно, что в таких услови€х ни власть, ни государство не могут эффективно осуществл€тьс€ даже профессионалами [2].
Ќаша контрольна€ работа посв€щена политической элите как носителю наиболее €рко выраженных политико-управленческих качеств, определ€ющих основы функционировани€ государства.
ѕредставление об элите будет неполным без вы€снени€ факторов, оказывающих пр€мое вли€ние на еЄ формирование.   таким факторам, в частности, можно отнести:
Ш неравенство людей, обусловленное индивидуальными особен-ност€ми психики, что влечЄт за собой различные лидерские способности;
Ш социальное неравенство людей, которое предопредел€ет различные возможности людей быть причисленными к элите (перефразировав јристотел€, можно условно обозначить этот фактор Ђэлита по кровиї и Ђэлита по духуї);
Ш неравные биологические возможности людей - крепкий организм, выносливость, сила и т.д.
ќтнесение того или иного человека к элитной группе может расцениватьс€ неоднозначно и весьма условно.
јнализиру€ особенности политической элиты, следует отметить, что она внутренне дифференцирована не только с точки зрени€ отдельного человека, но и с учЄтом структуры элитной группы. “ак, по признаку наличи€ или отсутстви€ государственной власти политическую элиту можно разделить на прав€щую, котора€ непосредственно обладает государственной властью (политическа€ элита власти), и оппозиционную (контрэлиту), а по критерию объЄма властных полномочий - на высшую, котора€ принимает значимые дл€ всего государства решени€, среднюю, котора€ выступает барометром общественного мнени€, и административную, которую составл€ют служащие-управленцы (бюрократи€). –азличают также политические элиты в парти€х и классах.
Ѕудучи €влением многогранным, политическа€ элита концентрирует в себе все признаки формировани€ других элитных групп. Ќо особенностью политической элиты €вл€етс€ то, что она функционирует, развиваетс€ не только на основе норм социальных, но и на основе норм правовых, которые предопредел€ют еЄ посто€нное обновление во многом за счЄт принципа равенства всех перед законом [3].
ѕолитические наблюдатели обратили внимание на перемены в стиле и способах осуществлени€ политической власти. ¬ последние 10-15 лет Ђдипломатична€ї политика с поисками консенсуса и тенденцией к коалицион-ным действи€м стала уступать место ЂтвЄрдымї решени€м, что можно видеть в таких странах, как —Ўј, ¬еликобритани€, »тали€, »зраиль и –осси€. —леду€ традиции классической элитологии, мы условно обозначаем этот процесс как вытеснение лис львами.
1.2 Ёлиты и власть - основы видени€ ѕарето

ћетафору львов и лис использовал ¬ильфредо ѕарето (1848-1923), перен€вший еЄ от ћакиавелли, который, в свою очередь, продолжил эллинистическую и римскую традицию, где образ лисы выражал ловкость и хитрость, а образ льва - силу и пр€молинейность. “акое видение было представлено им в Ђ“рактате по общей социологииї (1916) и легло в основу подхода, который независимо от него развивал √. ћоска (1858-1941), а впоследствии –. ћихельс (1876-1936) и „.–. ћиллс (1916-1962). —овременными продолжател€ми теории элит €вл€ютс€, нар€ду с другими, ƒж. —артори, Ћ. ‘илд и ƒж. ’ейли, ≈. Ётциони-’алеви.
ѕарето положил основу формированию социологического направлени€, критического по отношению к марксизму и к нормативным теори€м демократии. ќн полагал, что социальные перемены, какую бы идеологичес-кую окраску они ни имели, не привод€т к исчезновению элит, а только измен€т их характер и состав. ѕро€влением этого убеждени€ стало его знаменитое высказывание: Ђистори€ - это кладбище аристократииї. Ќи социалистические революции, ни формирование представительной демократии не отмен€ют того факта, что уход€щую элиту всегда смен€ет нова€ элита. –еволюци€ 1917 г. в –оссии стала, по мнению ѕарето, хорошим примером устойчивости элит. ƒеление на элиту и массы в –оссии сохранилось, но произошло замещение старой аристократической царской элиты новой плебейской советской элитой [4].
—толь же скептически отнЄсс€ ѕарето к обещани€м Ђнародовласти€ї (власть исходит от народа, осуществл€етс€ народом и дл€ народа, как гласит знаменита€ формула ћэдисона). ¬ыражение Ђдемократическийї ѕарето часто использовал в нарицательном смысле Ђплутодемократииї, поскольку считал его некорректным, если демократи€ сводилась только к форме. ќн полагал, что демократические системы способны лишь изменить способы рекрутирова-ни€ и циркул€ции элит. ѕри современных избирательных системах конкури-рующие в борьбе за власть лидеры в большей степени, чем аристократические элиты прошлого, прибегают к демагогии и популистским лозунгам.
¬ политологии исследованию проблемы обновлени€ элиты посв€щена теори€ циркул€ции, или смены элит, основоположником которой был ¬. ѕарето. “ермин Ђэлитаї, в трактовке ѕарето, не имеет морального или почЄтного подтекста, а указывает всего лишь на класс людей, имеющих наивысшие достижени€ в какой-то сфере де€тельности. ѕарето считает, что Ђбыло бы полезно разделить элиту на два класса: прав€щую элиту, включаю-щую людей, которые пр€мо или непр€мо оказывают значительное вли€ние на правительство, и неправ€щую элиту, включающую остальныхї [5].
»сход€ из теории ¬. ѕарето, существует два главных типа элит, смен€ющих друг друга. ѕервый тип - Ђльвыї; дл€ них характерен крайний консерватизм, силовые методы управлени€. ¬торой тип - Ђлисыї. Ёто мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. —табильна€ политическа€ система характеризуетс€ преобладанием Ђльвовї. Ќеустойчива€ политическа€ система нуждаетс€ в прагматически мысл€щих, энергичных де€тел€х, новато-рах, комбинаторах. ѕосто€нна€ смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые с течением времени перестают соответствовать потребност€м руководства обществом. “аким образом, сохранение равновеси€ социальной системы, по мере повторени€ политических ситуаций, требует посто€нного процесса замены одной элиты на другую.
ќбщество, в которой преобладает элита Ђльвовї-ретроградов, застойно. Ёлита Ђлисї динамична. ћеханизм социального равновеси€ функционирует исправно, когда обеспечиваетс€ пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. ѕрекращение циркул€ции влечЄт за собой вырождение прав€щей элиты, революционную ломку системы, выделение новой элиты с преобладанием Ђлисї, которые со временем перерождаютс€ во Ђльвовї.
»таль€нский политолог, один из основателей элитологии √. ћоска, развива€ идеи ¬. ѕарето, полагал, что Ђкогда прав€щие или не прав€щие элиты пытаютс€ отгородитьс€ от притока новых способных людей из нижних слоЄв общества, когда циркул€ци€ элит затруднена, социальное равновесие расстроено, то и общественный пор€док будет нарушатьс€ї [6].
¬. ѕарето доказывает, что если прав€щие элиты Ђне наход€т способов ассимилировать одарЄнных личностей, которые выдвинулись в низших классах, в обществе и в политике создаЄтс€ дисбаланс, который до тех пор не будет выправлен, пока не будут открыты новые каналы социальной мобильности, либо через насильственное свержение старой, неэффективной прав€щей элиты новой, более способной к управлению, элитойї.
”чЄные выдвигают предположение, касающеес€ вопроса смены элит. ќно заключаетс€ в том, что переход от тоталитаризма к демократии сопровождаетс€ об€зательной сменой элит - тоталитарной на демократическую. “аким образом, сторонники данного подхода став€т функционирование политической элиты в зависимость от политического режима в государстве. Ќа наш взгл€д, хот€ политический режим достаточно серьЄзно вли€ет на функционирование политической элиты, пр€мой зависимости здесь нет. ¬ такой зависимости, пожалуй, наход€тс€ лидеры политической элитной группы. ќни, безусловно, €вл€ютс€ важным звеном системы политической элиты, но в то же врем€ их отсутствие, как правило, не сказываетс€ на целостности системы, котора€ способна мобильно корректировать политические взгл€ды адекватно политической конъюнктуре.
“аким образом, политическа€ элита - системное образование, которое отличаетс€ особой сложностью функционировани€ еЄ элементов, мобильностью и большой устойчивостью к резкой, революционной смене.
1.3 ¬ластвующа€ элита

“ак называетс€ книга американского учЄного –. ћиллса (1916-1962). ѕредмет его исследований - не элита в целом, в состав которой входит, скажем, интеллектуальна€ или спортивна€ элита, но прав€ща€ часть политической элиты (как было указано выше, ¬. ѕарето различал прав€щую политическую элиту и неуправл€ющую политическую элиту). –. ћиллс рассматривает Ђтреугольник властиї - экономические корпорации, правительство, генералитет, которые образуют систему социального господства. ¬ластвующа€ элита - это составл€ющие меньшинство общества дифференцированные группы людей, занимающие руковод€щие должности в политической, экономической и военной сферах и непосредственно вли€ющие на прин€тие государственных решений. ¬ластвующа€ элита представл€ет собой как бы одну сверхкорпорацию, состо€щую из трЄх взаимосв€занных частей. “ак сложилось исторически, поскольку решени€ в этих трЄх сферах вли€ют друг на друга. ЂЅольша€ тройкаї -- люди богатые, власть имущие и именитые, обладающие деньгами, почЄтом и славой. ќни определ€ют событи€ государственного, если не мирового значени€.
≈динство властвующей элиты формируют частные школы, университеты и клубы, а окончательно принадлежность человека к элите определ€ет Ђумение быть полезным начальству, от которого зависит ваше продвижениеї. „тобы войти в элиту, надо отказатьс€ от собственных индивидуальных свойств и стать похожим на других членов элиты, своим среди них. Ёто свойство в конечном счЄте главное, хот€ богатство, родственные и дружеские св€зи также имеют немаловажное значение.
¬ластвующа€ элита, по существу, не выборна, а назначаема. Ёто очевидно в военной и экономической сферах, но меньше заметно в политической сфере. ќднако по мере бюрократизации политики, увеличени€ роли исполнительных органов по отношению к законодательным это становитс€ всЄ более характерно и дл€ политической элиты, высший административный состав которой в —Ўј насчитывает примерно 2 тыс. человек. ћногие пружины де€тельности элиты нейзвестны широкой публике, что питает разговоры о тайных заговорах [7].
ќтмеча€ соотношение интересов властвующей элиты и населени€, ћиллс пишет, что имеютс€ интересы общие (внешн€€ политика) и различные (внутренн€€ политика). —оотношение их мен€етс€, но гармони€ интересов властвующей элиты и населени€ может быть только при бесконечном расширении рынков сбыта.
ћиллс считает, что в насто€щее врем€ отсутствует равновесие между ветв€ми власти и между заинтересованными группами. ЂЌа смену политике, складывавшейс€ в результате избирательной борьбы, приходит авторитарна€ политикаї. ќбщественное мнение исчезло, как и свободный рынок. ќбмен мнени€ми замен€етс€ рекламой, и сама масса выступает в качестве рынка сбыта духовной продукции —ћ».
¬ажной характеристикой элиты €вл€етс€ мобильность, или скорость циркул€ции. ќткрытость элиты способствует увеличению еЄ жизнестойкости, закрытость ведЄт к еЄ смене. ¬ период смены элит легче войти в неЄ, но, как и ранее, дл€ того, чтобы не выпасть, надо переродитьс€. ¬строенность в иерархию - важнейшее условие вхождени€ в элиту, из чего следует отказ от выражени€ собственного мнени€ в случае необходимости (беспринципность), умение повелевать и подчин€тьс€ и т.п. ¬строенность в систему даЄт блага (деньги и власть).  ритика элиты покоитс€ на двух основах: на моральных и на зависти. ќтнос€щие и т.д.................


ѕерейти к полному тексту работы



—мотреть похожие работы


* ѕримечание. ”никальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличатьс€ от указанного.