Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Понятие и типология политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы. Теория тоталитаризма. Основные признаки авторитаризма. Децентрализация, рассредоточение власти. Особенности демократического политического режима.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


13
Семинар 3
Политический режим
    Содержание

    1. Понятие и типология политических режимов.
    2. Тоталитарный политический режим.
    3. Авторитарный политический режим.
    4. Демократический политический режим.
    1. Понятие и типология политических режимов

    Понятие “политический режим” - одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в пределах одной формы правления на разных этапах ее развития политическая жизнь может существенно видоизменяться. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими и др.
    Сегодня нет четкого определения понятия "политического режима", однако можно выделить ряд основных толкований:
    - система средств и методов осуществления политической власти;
    - модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;
    - совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.
    Любой политический режим определяется тремя основными факторами:
    - процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;
    - стилем принятия общественно-политических решений;
    - отношениями между политической властью и гражданами.
    Кроме этого понятия “политический режим” охватывает:
    - порядок формирования представительских учреждений;
    - положение и условия деятельности политических партий и общественных организаций;
    - правовой статус личности, права и обязанности граждан;
    - уровень экономико-хозяйственного развития;
    - порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;
    - соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.
    Политический режим зависит от:
    - соотношение политических сил в общественном организме;
    - уровня политической стабильности общества;
    - установленной правовой системой, ее особенностями и характером;
    - личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты;
    - исторических и социокультурных традиций, обычаев народа;
    - политической культуры населения.
    Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.
    Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как “чистых” и завершенных политических режимов в политической практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале XX ст., но до 60-х годов XX ст. чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский, использовав выводы Р. Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, выделил тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран, доведя, что в большинстве из них функционировали авторитарные политические режимы. Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.
    Самой распространенной является трехчленная классификация режимов на:
    - тоталитарные;
    - авторитарные;
    - демократические.

2. Тоталитарный политический режим

Термин “тоталитаризм” внедрил Б. Муссолини для характеристики фашистского движения в Италии и для отграничения его от нацистского движения в Германии.

Теория тоталитаризма сложилась в 30-40-х годах XX ст. с появлением фашизма и его разновидностей. Насилие при тоталитарном режиме является одним из главных средств политического управления. Он деформирует ментальность, политическую культуру, социально-экономическую стратифицированность населения, личностную и социальную психологию, политические отношения и внутрисемейные отношения.

Тоталитаризм (лат. totus - весь, полный; фр. totalite - совокупность, полнота) - способ организации общества, который характеризуется всесторонним и всеобщим контролем власти над обществом, подчинением общественной системы государству, коллективными целями, общеобязательной идеологией, репрессиями относительно оппозиции и инакомыслящих.

Первые тоталитарные взгляды в истории политических учений достигают далекого прошлого. Тоталитарной считают теорию древнегреческого философа Гераклита о необходимости общей регуляции общества, политические взгляды Платона относительно модели утопического государства. Некоторые тоталитарные моменты имеются в политических доктринах Г. Бабефа, А. Сен-Симона, Г.-В.-Ф. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо.

Предпосылками возникновения и развития тоталитаризма в политической практике является индустриальная стадия развития общества, наличие средств массовой информации, коллективистское мировоззрение, могучий государственный аппарат, особенности социальной психологии (определена идеологическая и межличностная ситуация). Причем средства массовой информации являются необходимым моментом для существования тоталитаризма вообще. Благодаря ним проводятся идеологическая обработка населения, насаждения унифицированных бытовых и общечеловеческих стандартов, нивелировки общих цивилизационных и личностных ценностей. Характерным для него является харизматичный тип лидерства с обязательной опорой на репрессивный аппарат. Способ мобилизации (модель осуществления властью политических решений и привлечения населения к их выполнению) при тоталитаризме может осуществляться интенсивно через создание внутрипсихологичного энтузиазма, а также экстенсивное - с помощью репрессивно-пропагандистского аппарата.

В тоталитарных государствах недопустимые любые формы несанкционированных действий населения. Тоталитаризм требует от человека активных проявлений лояльности и преданности режиму.

Как типу политического режима тоталитаризма свойственны такие черты:

- наличие общеобязательной идеологии, которая доказывает необходимость существования данного режима;

- общая идеологизация, возражения прошлого и настоящего ради “светлого” будущего;

- игнорирование личных целей и интересов ради общих целей режима;

- контроль политической власти над всеми сферами жизни общества в целом и каждого лица в частности;

- отсутствие легальной оппозиции;

- поглощение государством сферы гражданского общества;

- отсутствие плюрализма;

- нетерпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это любых форм насилия;

- концентрация власти в руках одного лидера или партии, которые представляют законодательную и исполнительную власть;

- государственный монополизм в сфере экономики;

- подчинение информационного пространства политическому лидеру или партии.

Классическими тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и СССР. Причем политический режим в прежнем Советском Союзе прошел такие этапы:

1917-1921 гг. - период военного коммунизма - тоталитарно-авторитарный тип политического режима;

1921-1929 гг. - авторитарный режим;

1929- 1956 гг. - тоталитарный режим;

1956-1985 гг. - исчезли признаки классического тоталитаризма, но в целом режим оставался тоталитарным.

Упадок эпохи тоталитаризма в СССР начался при “горбачевской перестройке”, когда упал “железный занавес” идеологического монизма (грец. monos - один) и закрытости общества.

3. Авторитарный политический режим

В отличие от тоталитаризма, авторитарный политический режим допускает существование ограниченного плюрализма в разных общественных сферах, соглашается с существованием отдельных элементов демократии, таких как парламентские выборы, многопартийность. Однако его сущностными признаками остается ежедневная угроза репрессий, использования армии и карательных органов.

Авторитаризм (от лат. autoritas - полная власть, влияние) - тип политического режима, который характеризуется субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра, который имеет концентрированную власть, сужением политических прав и свобод граждан и их объединений, суровой регламентацией их активности, возможностью применения насилия или принуждения.

Основные признаки авторитаризма:

- преимущество в деятельности государственных органов метода администрирования, диктата (при авторитаризме редко применяется компромисс из важнейших политических проблем);

- сильная исполнительная власть;

- концентрация власти в руках одного или нескольких государственных органов;

- осуществление органами исполнительной власти нормотворческих функций;

- сужение сферы гласности и выборности государственных органов;

- ограничены гражданские, политические и личные права и свободы, юридические гарантии их обеспечения;

- отчуждение народа от власти;

- отсутствие единственной идеологии;

- опора на силу и готовность власти в любое время применить массовые репрессии;

- при борьбе за власть используются как законные, так и незаконные методы;

- ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к существующему режиму объединений граждан;

- органы власти действуют на собственное усмотрение (часто в нарушение при этом закон), руководству и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.