На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Характеристика политического сознания как целостной совокупности представлений людей о политических явлениях, своём месте и роли в политических событиях. Противоречие между традицией и новациями в осознании политической культуры, стереотипов общества.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ
на тему «Политическое сознание и культура»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Природа и структура политического сознания
2. Политическая культура и её функции
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ

В понимании политики трудно что-либо усвоить без знания и понимания политического сознания и культуры. Почему это так, а и не иначе, мы и разберём. В начале определимся, что они собой представляют.
Политическое сознание можно определить, как более или менее целостную совокупность представлений людей о политических явлениях, своём месте и роли в политических событиях.
Политическое сознание всегда имеет своего носителя (субъекта, автора). Оно всегда отражает его своеобразие, уникальность, его интересы и ценности, т.е. оно всегда конкретно. Вместе с тем, политическое сознание не даёт зеркального представления о специфических чертах и особенностях своего носителя.
Реально оно формируется не только под влиянием его интересов и особенностей, но и под напряжением окружающей политической среды. Не редкость, когда политическое сознание складывается через заимствование субъектом подходящих, по его мнению, идей и представлений, ценностей и лозунгов. Как это делает, например, украинская политическая элита. Образы и шаблоны западной демократии она превратила в образа и "исходит" из них в своей идейно-политической работе.
1. Природа и структура политического сознания

Структура политического сознания вырастает при скрещивании трех важнейших элементов:
1.1 Совокупность информации и знаний о политической жизни

В связи с этим своё значение имеют: а) их объём - полный/неполный, достаточный/недостаточный для принятия решения; б) источник знаний и информации; в) их качество - истинные или ложные, объективные или нет, научные/ненаучные и т.п.
Знания и информация - наиболее подвижный и поверхностный слой политического сознания. С этой точки зрения можно сказать, что наше сознание формируется постоянно: его меняет и трансформирует поступающая к нам информация. Извлечь её из нашей собственной ограниченной практики мы можем столько, сколько сможем. Поэтому мы сильно зависим от средств массовой информации - СМИ, этой квинтэссенции общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора.
Они - производитель, контролёр и властитель информации. Они всегда стремятся создать в нашем сознании определённый образ политической реальности.
Знания и информация - поле ожесточённой схватки между политическими группировками. И это понятно, поскольку возможность распоряжаться, дозировать, истолковывать, доносить информацию до широких слоев населения - ведущая форма осуществления политики. Господство в информационной сфере - условие господства не только в политике, но и в обществе в целом. В этой связи властвующая элита любой страны стремится держать все средства массовой информации под своим контролем.
Источник знаний, точность и оперативность информации, их полнота - те критерии, по которым мы можем судить о степени становления политического сознания субъекта. Вместе с тем полезно иметь в виду, что в политике и невежество является огромной силой. Универсальность политики заключается, в частности, и в том, что она в своих целях умеет пользоваться как информированностью, так и невежеством людей. Сам процесс информирования часто бывает средством не просвещения, а закрепления в сознании предрассудков и других ложных представлений.
1.2 Политическое сознание - форма самосознания субъектов политики

То есть, осознания людьми самих себя в качестве самостоятельной политической величины, своего места в раскладе сил, своих интересов, задач, целей, степени влияния, своих возможностей в политической само- и организации. Это всегда в высшей степени актуальный аспект сознания. Лишь через своё самосознание, замечал Г. Гегель, человек постигает и реализует себя сам и становится самим собой по отношению к себе и другим. Чем больше развито самосознание, тем успешнее становятся действия участников политической жизни. О самосознании можно судить по наличию и качеству партийных программ, платформ и, основное, - идеологий.
Однако самосознание - не исключительный атрибут непосредственных участников политики. В том или ином виде оно принадлежит любому человеку. Типичной формой политического самосознания всех времен и у всех народов может считаться отождествление индивидом себя с какой-либо политической силой, особенно с государством.
В таком случае человек как бы растворяет в ней свое своеобразие. В ней он видит олицетворение своей силы, своих действий. Такое отождествление - своеобразный политический эквивалент известного "бегства от свободы". Государство всегда и везде стремится именно таким образом связать гражданина с собою. Особенно оно преуспевает в этом в недемократических режимах.
Например, для тоталитаризма характерен не только тип омассовленного и политизированного индивида, но и "государственного человека". Наделённый ничтожно малыми исполнительными функциями, являясь мелким винтиком в государственной машине, "государственный человек" преисполнен сознанием своей значимости и силы. Он видит в себе отблеск могущества и воли государства, сознаёт себя его частью и представителем, а поэтому носителем его величия и мудрости.
Таким образом, политическое самосознание обнаруживается и в отказе людей видеть в себе самостоятельную величину. Сегодня такое сознание можно обнаружить в различных вариантах «уклонения от политики». Оно означает примерно такое рассуждение: «мы люди маленькие, в политике ничего не понимаем, от нас в ней ничего не зависит…».
1.3Политическое сознание - это определённая система ценностей

Здесь имеются в виду наиболее значимые для людей принципы, которых они придерживаются в своих действиях. На их основе они выносят оценки политической действительности. Свобода, демократия, порядок, государственность и самоуправление, суверенитет и «воля», различные права и свободы человека - только некоторые из ценностей, которые можно обнаружить в политическом сознании самых разных субъектов.
«Набор», взаимосвязь и сеть политических ценностей, т. е. их система, зависит от конкретного времени и особенностей их носителей. Политические ценности лежат в основе ориентиров организации и самоорганизации политических сил. В этом случае они конкретизируются в идеологии. В равной степени они создают основу убеждений и политических ориентаций каждого человека. Это наиболее глубинный и медленно меняющийся слой политического сознания.
Полем выращивания всех его слоёв и поддержания их на должном уровне служит идеологическая сфера общества. Она имеет три основных компонента.
Первый их них - политическая идеология. Она представляет собой определённую совокупность идей, выражаемых словами, фразами, текстами, и механизм их изобретения и распространения (идеологи). Ядром идеологии выступают те или иные ценности. Причём каждая идеология имеет свой тип содержания идей, цели, правила построения, структуру, способы и масштабы распространения, критерии оценки и другие признаки. Для политической идеологии характерна претензия на политическую власть и на универсальность, общечеловеческую значимость своих ценностей и постулатов.
Примером идеологий глобального и эпохального масштаба являются консерватизм, либерализм и марксизм. Примером маленьких (частных и кратковременных) идеологий могут служить идеологии партий, общественных движений, сект.
Второй компонент идеологический сферы общества образует совокупность людей, организаций, учреждений, предприятий и используемых ими средств, так или иначе связанных с разработкой идеологии, её распространением - доведением её до потребителя. Иными словами, идеологический механизм.
Задача идеологов состоит в том, чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими, какими они являются сами по себе (объективно, в силу законов бытия), а так, как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов и политиков. Учить людей не самостоятельному познанию бытия, а тому, как люди должны видеть бытие, что пропускать в своё сознание из того, с чем им приходится сталкиваться, и в каком виде.
Иначе говоря, идеологи изобретают определённое видение (понимание) жизни, и оно становится априорным по отношению к формируемому сознанию членов общества. Идеологи навязывают это видение всем членам общества, включая и самих себя, поскольку и в их сфере происходит воспроизводство человеческого материала, выполняющего функции идеосферы, поскольку они сами обучаются тому же.
Тем самым, специфическая цель (и функция) политической идеологии - формирование у людей определённого стандартного понимания окружающей их среды, условий жизни и самих себя. Причём, такого понимания, которое ощутимым образом влияет на поведение людей, позволяет управлять их поведением путём воздействия на их сознание.
Идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов. В частности, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей, для идейной легитимации власти, и каково в ней соотношение истинных и ложных суждений.
Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине двадцатого века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, и потому её отменили в качестве государственной идеологии практически все страны бывшего СССР.
Третий элемент идеологической сферы образует фактическое состояние сознания и чувств людей - идеологическое состояние. Оно складывается в результате воздействия на них всей совокупности факторов их жизни, а не только идеологии.
Различают, далее, уровни общих контекстов, в которых идеология разрабатывается, сохраняется и распределяется.
Первый уровень - элитарный. Его образуют сочинения, претендующие на научность, внеидеологичность, творчество. Идеология тут облекается в форму высокого профессионализма, в виде различного рода концепций и доктрин.
Второй уровень - пропагандистско-просветительский - образует множество книг, статей, лекций и докладов широкого круга специалистов, занятых обучением и воспитанием людей, выступлениями на конференциях, популяризацией и пропагандой идей, журналистикой. В этом же кругу рождаются и вращаются партийные идеологии и программы. Их основной посыл и пыл - выдавать свой частный интерес за всеобщий, за интерес всего общества.
Третий уровень - житейский - образуют средства человеческой деятельности, которые так или иначе могут быть носителями идеологии - фильмы, романы, теле- и радиопередачи, школьные уроки, повседневная пропаганда и реклама. В своей совокупности они образуют массовую идеологию.
Внешне эти уровни различны, но, в сущности, они делают общее дело. Тут имеет место разделение труда в интересах выполнения разнообразных функций идеологической сферы.
Во-первых, вырабатывать сознание общества как целого, сохранять его, разрабатывать и приспосабливать к меняющимся условиям жизни людей.
Во-вторых, навязывать это сознание членам общества, стандартизировать их сознание, сделать их индивидуальное сознание воплощением сознания общества как целого.
И третья основная функция - управлять поведением людей путём формирования в них стандартного сознания и воздействия на него.
В целом, задача политической идеологии - сделать людей способными жить в их обществе и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми и манипулируемыми, особенно в деле идейной легитимации власти.
Сама же стратегия и тактика этих функций обусловлена тем, что идеи сами по себе в головы людей не поселяются и не уживаются там долго. Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Но не любые, а отвечающие следующим требованиям: 1. Соответствие умонастроениям и желаниям масс. 2. Предельная простота и словесная понятность массам. 3. Создание иллюзии быстрой выполнимости желаний масс.
Иными словами, идеи должны быть максимально адекватны массам и ситуации, и внедряться в эти массы методично, по определённым правилам, специальными людьми. Для этого создаются организации, специально занимающиеся этим делом и располагающие средствами идейной обработки масс. Как следствие такого положения, ложные и поверхностные идеи имеют успех и эффективность, а верные и глубокие их не имеют. Дело в том, что верные и глубокие идеи индивидуальны, а ложные и поверхностные - массовы. Отсюда - уровень понимания обратно пропорционален числу понимающих. Степень же эффективности политических идей обратно пропорциональна степени их научности.
Идеосфера создаёт и навязывает людям определённые стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Как именно она это делает, и с какой политической целью, и составляет политическую сущность идеологии. Её результаты оцениваются с точки зрения эффективности в деле воздействия на сознание людей, т.е. критериями политического поведения.
Главное заключается в том, что идеология лежит в основе политических ориентаций участников политических процессов. В политике, где любой процесс - это схватка или сражение, это имеет жизненное значение. Отсутствие политических ориентаций проявляется как конъюнктурщина, конформизм, голый практицизм лидеров и партий. На уровне социальных политических процессов оно проявляется в виде метаний политических сил, постоянной смены курсов, принятия взаимоисключающих решений, отсутствия какой-либо устойчивости и предсказуемости поведения.
В ориентациях нуждаются и далекие от политики люди. Так или иначе затронутые политикой, они вынуждены осмысливать происходящие события и выстраивать свое отношение к ним. А без возможных ориентаций сделать это практически невозможно. Можно только быть объектом всяческих манипуляций со стороны власть предержащих. Смысл политического события выясняется только тогда, когда оно сопоставляется с ценностями и жизненно важными для людей принципами. А именно они составляют основ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.