На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Гражданское общество. Федерализм. Идея правового государства. Политическая элита. Классификация политического лидерства. Авторитарные партии. Государство как основной институт политической системы общества. Социальное государство и его функции.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


35
Политология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества
Предметом политологии большинство ученых считают политику и власть как первооснову политических отношений. Термин политология используется в нашей стране, а на Западе и на Востоке называется полит. наукой. Первые политические научные и учебные заведения возникли в Европе и США в 70-90х годах 19века. В качестве самостоятельной дисциплины полит наука оформилась после 2-й мировой войны. В развитии полит науки выделяют 3 этапа:
1. институциональный
2. бихевиористический (поведенческий)
3. постбихевиористический
На первом этапе (институциональном) первая треть 20в политика рассматривалась как взаимодействие социальных институтов и групп. На втором этапе развития полит наука 30-60годах перешла от описания формальных институтов к анализу систематически наблюдаемого поведения конкретных индивидов, к изучению мотивации поведения людей. На третье этапе проявляется стремление преодолеть эмпиризм, реализуется потребность в создании концепций и теорий, которые давали бы ориентир в обилии фактов. В это время (с 70х годов) политология обогатилась такими методами как: системный, сравнительный, функциональный, моделирование, логико-математические.
Американская полит наука выделилась из группы исторических дисциплин и изначально имела прагматический характер. Она формировалась преимущественно на практических основах. В 60-х годах в рамках полит науки начала формироваться прикладная политология, она концентрирует внимание на решении конкретных полит проблем, разрешении полит конфликтов, на технологии полит переговоров, определений и моделей определения избирателей.
39
Гражданское общество -- это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично -- с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.
В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных соединений. Последние
44
смотри в конспекте

48
Первый принцип, где сказано, что “человек, его права и свободы являются ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение -- гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной. Политической и правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием всего следующих способов и средств:
1) Ограничивают государственную власть сами и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы “сдержек и противовесов”, правового ограничения для государства, не допуская тем излишнего регулирующего последнего в частную жизнь. “Индивидуальные права представляют вес одну черту: они ограничивают праве государства, -- писал в начале XX века А. Эсмен. -- Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности…”.
2) Среди правоограничивающих мер особое место проблема разделения властей. Её главное требование, выдвинутое Л. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом и реали-зацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём из них являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Над своеобразное государственное устройство “федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением её по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержей и противовесов”. Это создаёт своего рода “двойную безопасность” для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государств структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшить вероятность злоупотреблений и произвола в отношений личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, понятой суверенизации, в рамках неустойчивых Федератив-ных отношений и национально-государственной неразберихи “двойная безопасность” может легко превратиться в “двойную опасность” для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.
4) Еще один способ ограничения политической власти -- верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимаю-щихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать последний.
5) Взаимная ответственность государства и личности -- ещё один способ ограничения политической власти. Еще И. Кант данную идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который нравственно-юридические начала в отношениях между государствам, как носителем политической власти, и гражданином, как участников её осуществления.
Таким образом, отношения государством н личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип. Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведённых и создают для них обеспечивающий фон, Это: высокий уровень правосознаний и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Идея правового государства -- есть взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них всё равно остается основными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, её самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение -- не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни из своих функций. И тогда тоже гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

62
Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
В обществе и государстве существуют достаточно много типов элит. К основным относятся:
1 Политическая элита - это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.
2 Экономическая - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.
3 Военная - играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.
4 Научная и техническая - включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.
5 Культурная и духовная - включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства,просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.
6 К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) - часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.
64
В политологии существуют различные классификации политического лидерства.
Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выделяются три типа лидерства.
1. Традиционное (вожди племен, монархи), опирающееся на обычаи и традиции. Характерно в основном для доиндустриального общества.
2. Рационально-легальное, которое легитимируется законом. В современных условиях основной путь обретения лидером политической власти -- всеобщие выборы.
3. Харизматическое, основывающееся на вере в выдающиеся качества и способности руководителей.
В зависимости от целей, которые ставят лидеры, и оказываемого ими воздействия на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров -- консерваторы, реформаторы и революционеры.
Применительно к России отечественный ученый А. И. Пригожин предложил типологию политического лидерства, основывающуюся на способе получения лидирующих позиций. По его мнению, история России и СССР знает следующие типы политического лидерства:
- наследование, т. е. принятие власти по родству детьми или другими близкими родственниками монарха;
- самозванство, т. е. захват власти с помощью силы, не легитимно; уступающий тип лидерства, возникающий в ситуации, когда спасение системы стало возможно через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий; в качестве примера можно привести М. С. Горбачева;
- инверсионный тип лидерства, который проявляется в признании лидера не столько в связи с его идеями и заслугами, сколько из-за его преследования предыдущей властью;
- конструктивный тип лидерства, сформировавшийся на основе конструктивной программы.
54
В зависимости от отношения к идеологии партии подразделяют на прагматические и доктринальные. Прагматические гартии опираются в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, скажем социалистической, религиозной или националистической.
По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения; реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.
По месту в политическом спектре различают следующие партии. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность. Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за
социальное равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Обычно это коммунистические рабочие партии;
По отношению к другим элементам политической системы партии подразделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные.
Демократические партии характеризуются толерантностью по отношению к другим партиям и организациям, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма.
В отличие от них тоталитарные партии стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Для них характерна жесткая регламентация членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора.
Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихся странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противостоящих колониальному правлению. Они используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы.
В зависимости от отношения к режиму партии подразделяются правящие и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно делить на: легальные, т; е. зарегистрированные государством; полулегальные, т. е. не зарегистрированные государством; нелегальные, действующие в условиях конспирации и подполья. Обычно среди нелегальных-- революционные или радикально-националистические партии, ставящие своей целью насильственное свержение существующего строя.
Кадровые партии возникли в процессе эволюции с середины ХIХ в. на основе электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состоят из профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.
Массовые партии представляют собой централизованные образования с жесткой организацией и уставным членством.
38
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган -- государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

51
Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования,равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.
Функции социального государства не только сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.
53
В зависимости от отношения к идеологии партии подразделяют на прагматические и доктринальные. Прагматические гартии опираются в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, скажем социалистической, религиозной или националистической.
По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения; реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.
По месту в политическом спектре различают следующие партии. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность. Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за
социальное равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Обычно это коммунистические рабочие партии;
По отношению к другим элементам политической системы партии подразделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные.
Демократические партии характеризуются толерантностью по отношению к другим партиям и организациям, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма.
В отличие от них тоталитарные партии стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Для них характерна жесткая регламентация членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора.
Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихся странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противостоящих колониальному правлению. Они используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы.
В зависимости от отношения к режиму партии подразделяются правящие и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно делить на: легальные, т; е. зарегистрированные государством; полулегальные, т. е. не зарегистрированные государством; нелегальные, действующие в условиях конспирации и подполья. Обычно среди нелегальных-- революционные или радикально-националистические партии, ставящие своей целью насильственное свержение существующего строя.
Кадровые партии возникли в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.