Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Политическая наука. Сущность политологии. История политологии как учения. Политическая философия. Разграничение предметов изучения политологии и политической философии. Место политической науки и политической философии в изучении политики.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15

СОДЕРЖАНИЕ

1. Что такое политика

2. Политическая наука

· Сущность политологии

· Круг проблем науки о политике

· История политологии как учения

3. Политическая философия

· Развитие мира политического

· Философское постижение сущности политики

· Что такое политическая философия

4. Разграничение предметов изучения политологии и политической философии
· Мир политического как объект политико-философской рефлексии
5. Место политической науки и политической философии в современном изучении политики
· Политология и политическая философия на российском фоне
1. Что такое политика
История России двадцатого века располагает к размышлению о ее судьбе, о смысле проделанного тысячелетнего пути.
В современной России, как и во всем мире, тон задает по-прежнему политика.
Ныне в нашей стране усиливается борьба за выбор дальнейшего пути, за форму организации государства, за режим правления. Вновь встал острый и наболевший вопрос о ее государственной целостности. То, что народы России должны непременно жить в одном государстве, отнюдь не является для всех очевидной истиной. А раз так, то ее необходимо обосновать и доказать научно.
Политика со времени Древней Греции и до Нового времени традиционно рассматривается как всеобъемлющая идея о государстве и власти государственного (институционального) уровня. Однако это понятие шире власти и тем более государственности.
Политическая сфера в жизни сообществ людей конструировалась по мере разделения общественного производства и появления частной собственности, смены морального авторитета семейно-родовых старейшин государственными и иными институтами публичной власти. С исторической точки зрения политика была призвана осуществлять двуединую задачу: управлять политическим поведением населения во имя сохранения целостности общества и выражать властно значимые интересы всех групп и слоев в государстве.
Сейчас политику рассматривают в двух аспектах: как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства и в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.
Политика - это функционирование в равной мере и политической мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Недостаточно каким-либо идеям только промелькнуть в нескольких головах, надо, чтобы они получили социальную реализацию. Это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, государствами и другими большими социальными группами. Поскольку объектом больших социальных групп общества является экономическая, социальная и политическая власть, она выражает не только экономические, но и иные потребности классов, то экономические интересы больше и чаще других выступают социальной причиной политических действий.
Политика, однако, не является лишь рефлексией, выражением экономических и других потребностей социальных групп. Она оказывает существенное влияние на все структурные элементы политической надстройки (государство, право, партии, идеологию).
Политика является не только областью сознательных, не только рациональных поступков и форм политического поведения масс, но также иррациональных. Русский философ Н. Бердяев писал: «…В русской государственности скрыто темное иррациональное начало, и оно опрокидывает все теории политического рационализма…»
При этом не только Бердяев, но и такие мыслители, как Э. Бернштейн и А.А. Богданов, исключали возможность того, что политика когда-нибудь станет подлинно научной, ибо политические решения зависят не только от объективных факторов, но и от субъективных суждений, за которыми стоят различные классовые, групповые, партийные и личные пристрастия. Отсюда политика прошлых эпох и настоящего времени делится как бы на две части: на политику как науку и политику как искусство возможного и практику.
Сегодня поколения молодых россиян не торопятся поскорее пробиться в политику, чтобы занять достойное положение в обществе. Главная беда современного демократического, как и ранее советского, общества состоит в том, что политика еще не стала для социальных групп и классов ни наукой, ни цивилизованной практикой. В ней отсутствуют в должной мере всесторонняя взвешенность, зрелость, единство слова и дела, основательная политическая культура и нравственность.
Недооценка политики как акции государственного управления обычно ведет к усилению стихийных процессов в обществе. И наоборот, пренебрежение к требованиям экономики и экологии, вера во всесилие политики нередко проявляются в субъективизме, произволе, авантюризме и ведут к политическим провалам.
Однако процесс разумного политического мышления затрудняют разного рода препятствия. Множество людей пытаются толковать экономические и политические проблемы с позиций обыденного или идеологического сознания. Кто-то с подозрением относится к частной собственности и считает, что рыночная экономика является злом. Иным кажется неистребимым противостояние капиталистического и планового способов хозяйствования. Излишне говорить, что ошибочные представления, внедрявшиеся официальной пропагандой, мешали объективному анализу. Сегодня нам приходится отбрасывать уравнительную идеологию, которая попросту лишала человека нормальной жизни.
Отказаться от утопических идей, разумеется, непросто. Но все же приходится признать, что ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального распределения и коммунистического изобилия. Между тем фракции в российском парламенте, представляя специфические интересы отдельных групп, пытаются запутать эту и без того сложную проблему. Используемая ими демагогия нацелена на завоевание поддержки избирателей. Однако необходимо обеспечить объективность в толковании важных проблем. Содействовать этому призвана политология, или наука о политике, которая раскрывает ловушки для обыденного сознания.
2. Политическая наука
Политология - современная наука о политике. Этот термин был избран для того, чтобы разграничить марксистскую и буржуазную политические науки. В американской и западноевропейской литературе термин политология употребляется довольно редко. Традиционным является понятие «политическая наука», который в 1952 году предложил для этой отрасли политических знаний американский политолог и социолог Г. Лассуэл.
Современные политологи расходятся не только в вопросе о названии своей науки. Существуют разногласия и по поводу предмета этой науки. Можно выделить три основных подхода.
Сторонники первого подхода считают, что политология - наука о государстве. У истоков такого понимания стоит древнегреческий мыслитель Аристотель, который сводил политику к изучению государства и его устройства, управления государством, участия в решении государственных и общественных дел. И в наши дни представители данной точки зрения уверены, что наука о политике есть познание всего, что имеет отношение к искусству управлять государством.
Второе мнение гласит, что политология - это наука о политике, политической деятельности в целом, то есть обо всех процессах и явлениях, происходящих в политической сфере жизни общества. Можно сказать, что при таком понимании предмет политологии определен уже в самом названии науки.
Представители третьего подхода утверждают, что политология является наукой о политической власти и управлении обществом. Предметом политологии служат закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, пути, формы, методы ее завоевания, держания и использования. Именно этот подход является наиболее распространенным в наше время и имеет больше всего сторонников.
Сравнивая приведенные подходы, видим: первый ограничивает предмет политологии лишь государством, второй - раздвигает его границы до всего политического общества, а третий выделяет в качестве предмета политологии стержневую проблему политики, политических отношений - политическую власть и управление обществом.
Однако все представители концентрируют внимание на исследовании в основном одних и тех же проблем. Важнейшие среди них - следующие вопросы: сущность и содержание политики, политических отношений, политической жизни общества; их исторические и социально-экономические корни, формы проявления; соотношение с экономическими, социальными, правовыми, духовными и другими сферами общественной жизни; субъекты политической деятельности, их место и роль, преследуемые ими цели и формы, методы и средства их достижения; условия и особенности современного этапа развития политики и политических отношений. Особая область и соответственно исследовательская проблематика политологии - политическая власть, властные отношения. Это специфика, признаки, структура политической власти, пути и формы ее завоевания и реализации, соотношение конституционных и неконституционных форм политической борьбы, место и значение политических революций, способы осуществления политической власти (от тоталитарных до демократических), организационные формы политической власти и т.д.
Предметом постоянного внимания политологии являются политические системы общества, их современные типы, основные институты.
Также в круг проблем политологии как науки входят политический процесс, как международный, так и в национальных границах, политическое поведение с различными формами его проявления, политическое лидерство, политическая культура, участие масс в решении важнейших политических проблем, международная политика, глобальные политические проблемы современности. Существенное место в политологии занимает история политических идей, учений и теорий, начиная с античности, включая средневековье, новое и новейшее время и заканчивая современностью.
Интерес к политологии возник в связи с массовым увлечением политикой. Политические страсти стали предметом наших каждодневных раздумий. Выявилась поразительная разноголосица в суждениях о текущей политике. Сегодня российская демократия мучительно открывает для себя многие прописные истины. Одновременно с интересом к политике в демократическом движении намечается и другое явление. Большинство людей, устав от бесплодной и бестолковой борьбы и не находя в ней ответа на свои вопросы и сомнения, впадает в уныние. Задача науки - освободить общество от идеологического миража, рассеять мрак безысходности.
Политология стала самостоятельным предметом не сразу. Потребовался длительный период ее эволюции от универсальной социально-политической мысли в античности (Аристотель и другие) до современной научной и учебной дисциплины.
В западных научных кругах основоположниками политологии называют представителя Чикагской школы (20 - 40-е годы) Чарльза Мариела и русского социолога Питирима Сорокина.
Политология как наука органически связана с социологией политики, изучающей взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни (экономическим базисом и т. п.), политическими системами и социально-классовой структурой общества. Поэтому социальная политика, являясь областью общей социологии, выступает теоретической и методологической основой политологии.
Политология как наука о политике и политических отношениях изучает все сферы политики и политической жизни общества не умозрительными размышлениями на политическую тему, а с помощью общественных методов, исторического анализа, сравнительного и количественного методов контент-анализа документов. Теоретические выводы политической науки - результат обобщения и осмысления широкого круга эмпирического материала.
Сегодня главные разделы политологии составляют: философско-методологические основы политических знаний; теория политических систем и международных отношений; теория общества; политическая идеология и история политических учений. У социологии есть не только теоретический, но и эмпирический уровень. Используя свои методы (статистический, опроса, наблюдения, анализа документов и другие), она измеряет и диагностирует состояние политических отношений и процессов, дает данные для анализа и принятия политических решений.
Вопрос о соотношении политики и политологии постоянно дискутируется, но главная линия разграничения ясна: политология исследует политическую сферу, политические отношения, политическую жизнь, закономерности их развития и функционирования, а социология политики изучает взаимоотношения этой политической сферы с другими сферами общественной жизни.
3. Политическая философия
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т. д. так или иначе сообразуются с этим идеалом. Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие опорой цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй жизнеспособен и эффективен до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность.
Можно с уверенностью говорить о существовании некой парадигмы - мировоззренческой инфраструктуры, которая характеризует пространство и время, природу и общество, человека, общество и государство, свободу и рабство, добро и зло и т. д. Парадигма - это система взаимосвязанных универсалий, призванных обеспечить хранение и трансляцию социального опыта от поколения к поколению.
В каждый конкретный исторический период общественные и политические процессы разворачиваются и реализуются в рамках особых мировоззренческих парадигм, придающих этим процессам определенную конфигурацию и направленность. В отличие от природного процесса, в котором прошлое преодолевается и умирает, в историческом процессе те или иные аспекты прошлого продолжают жить в настоящем. Можно сказать, что общественно-исторический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, а с другой, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, будь то позитивное или отрицательное. Общественно-историческая система может трансформироваться во многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других аспектах.
Лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с прошлым - с другой, можно говорить об истории и общественно-политическом процессе. Поэтому любая социально-философская или идейно-политическая конструкция, претендующая на объективное отражение существующих общественно-политических реальностей, должна учитывать оба этих начала. В противном случае либо она нежизнеспособна, либо попытки ее реализации чреваты непредсказуемыми последствиями, представляющими угрозу самим основополагающим принципам и ценностям. Суть проявления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций выражается известной формулой Ницше: «переоценка всех ценностей». С такой «переоценкой» связаны радикальные трансформации в Европе, которые привели к смене античной цивилизации сначала средневековой, а этой последней, в свою очередь, современной западной рационалистичной (или капиталистической) цивилизацией.
Эти рассуждения относятся и к миру политического, характеризующегося исключительной динамичностью и изменчивостью. Особенно важное значение в данном контексте имеет то, что мир политического имеет много измерений - социально-экономическое, структурное, функциональное, социокультурное, конфессиональное, историческое, концептуальное и т.д. Для правильного понимания сущности политического, политических феноменов и процессов необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. В качестве объединяющего их начала выступает мировоззренческое измерение, центральным элементом которого является политическая философия. Как считал Гегель, абсолютная идея как «единственный предмет и содержание философии» имеет разные формообразования. Причем их философское постижение составляет «задачу отдельных философских наук». Таковыми науками являются философия истории, философия религии, история философии, философия права. Отдельной философской наукой является и политическая философия.
Политическая философия по определению является прежде всего рефлексией бытия, она может возникнуть лишь при наличии некоторых необходимых для этого предварительных условий. Речь идет о формировании и утверждении, во-первых, самого мира политического, во-вторых, понятия политического в самом широком и глубоком смысле, и, в-третьих, понятий второго порядка - государство, власть, право, свобода и т.д. Если верен этот тезис, то встает императивная проблема вычленения мира политического как самостоятельной подсистемы человеческого социума. О политической философии в собственном смысле этого слова мы вправе говорить постольку, поскольку существует самостоятельная сфера человеческой жизнедеятельности, рефлексией которой и может выступать политическая философия. Необходимо заметить, что см мир политического в собственном смысле слова - это исторический феномен, возникший на определенном этапе исторического развития в тесной связи с процессами формирования и вычленения гражданского общества. Причем как масштабы, так и содержание понятия и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.