На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие и сущность государства как политического института: основные характеристики, элементы, задачи и функции. Формы государственного устройства: правление, территориальная организация, отличительные черты. Тенденции в развитии современных государств.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
Введение
Понятие и сущность государства как политического института
Его основные характеристики, элементы, задачи, функции
Формы государственного устройства и управления
Новые тенденции в развитии современных государств
Выводы
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определённой территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду всё представляемое им общество.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошёл Макиавелли. Он ввёл для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Чёткое ограничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существования первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путём создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Понятие и сущность государства как политического института. Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
Многие исследователи западной и отечественной политологии занимались исследованием проблем государства. В итоге сформировалось политическое понимание сущности государства как политической общности, имеющей определённую структуру, определённую организацию политической власти и управления социальными процессами на определённой территории. Это - самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И всё же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие характеристики:
1. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Эта характеристика отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определённой территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической сущности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определённой территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы) и органы - армия, полиция, суд, прокуратура, служба безопасности.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме, разве что, тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих характеристик государства имеет не только научное, но и практическое политологическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь в основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединённый правовым союзом граждан, и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Территория - эта физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Как свидетельствует история именно территориальные споры и претензии одних государств к другим вызывали ожесточённые споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.
Государственная территория - это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства. Государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории, обеспечивать её безопасность. При этом величина территории не имеет значения.
Второй важный элемент государства - население, то есть народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Здесь проблема заключается в том, что государства могут состоять из одной национальности или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп. Опасность межнациональных конфликтов заключается в том, что они часто ведут к сепаратизму и даже к распаду многонациональных государств.
Третьим составляющим элементом государства является государственная власть, осуществляемая на определённой территории соответствующими органами. Власть должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.
Какие задачи должно решать государство как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.
Основной порядок организации жизни государства закреплён в его конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные конституции (за исключением Англии, Израиля, Саудовской Аравии, Бутана, Омана). Конституция считается признаком государственности.
В итоге рассмотрения характерных чёрт, элементов, целей и задач государства можно дать более полное определение этого понятия. Государство - это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определённого населения на определённой территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие после решения определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного государства можно определить следующие:
§ Функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка. Это - деятельность государства направленная на защиту интересов личности и общества.
§ Экономическую функцию. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, льгот, кредитов и тд.
§ Функцию налогообложения. В современных условиях налоги становятся главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитических и т.д.
§ Функцию социальной защиты. Прежде всего, речь идёт об обеспечения нормальных условий жизни для тех граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться, - об инвалидах, пенсионерах, студентов и др. Кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.
§ Экологическую функцию. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.п.
§ Культурную функцию. Содержание её нс сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, СМИ, науки, образование и пр.
К внешним функциям современного государства можно отнести следующие:
§ Функцию обороны страны. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооружённых конфликтов.
§ Функцию поддержания мирового порядка. Это деятельность государства по прекращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укрепления обязательного для всех стран режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов.
§ Функцию сотрудничества с другими странами. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.
Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учётом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
государство политический функция устройство
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монархов ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделён преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государство, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчётно не монарху, а парламенту.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).
Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик - второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: Формирует и поддерживает его, издаёт законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечёт за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве обычно совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку. Хотя руководитель правительства официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же в ней занимает более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функции главы государства в парламентских монархиях.
Второй достаточно распространённой формой республиканского правления является президентская республика. Её отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам называет членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жёсткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лиши в случае серьёзных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.
Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.
Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных чёрт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Её главная характерна и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.