На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Суть популизма - специфической недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в выборный орган. Политические и социальные факторы формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
на тему: «Популизм как стиль политики»
по дисциплине: Политология
г. Екатеринбург 2010 г.
Оглавление

    1. Введение
    2. Теоретическая часть

      2.1 Популистские методы и стиль политической деятельности
      2.2 Политические и социальные факторы формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти

      2.3
      Популизм и демагогия
      2.4 Меры противодействия популизму

    3. Практическая часть
    Заключение
    Литература

    1. Введение

    Возникший в Соединенных Штатах Америки более ста лет тому назад и оформившийся в 1891 году в Народную партию популизм продолжает победно шествовать по планете. Претерпев за свою вековую историю значительные изменения, он продолжает будоражить умы и сердца людей, влиять на политические процессы в обществе. Возникнув как народное движение в борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, он видоизменялся и появлялся на политической арене в качестве "нового курса" в Соединенных Штатах Америки в срок великой депрессии; "гандизма" в Индии и в других странах; "движения новой эпохи", распространенного, прежде всего, в кругах интеллигенции и студенчества; "христианского социализма" и во многих других формах.
    В данной работе предметом исследования является популизм, рассматриваемый как политическая деятельность, основанная на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями, так как обычно в этой ипостаси чаще всего приходится сталкиваться с ним избирателям - объектам популизма - тем, от кого зависят результаты выборов, референдумов и других политических актов всенародного волеизъявления и на кого направлены эти популистские действия.
    Целью популистской деятельности политических лидеров является достижение каких-либо политических целей или, как правило, заполучение власти.
    Задачи субъекта популизма:
    1) понять и оценить интересы народных масс и их требования;
    2) разработать соответствующую программу, концепцию, направленную на удовлетворение интересов народных масс;
    3) агитация народных масс;
    4) занятие лидирующего положения в обществе.
    Популизм характерен не только для отдельных политических лидеров - субъектов популизма, но и для ветвей власти в целом, которые постоянно выясняют, кто из них ближе к народу, его нуждам и проблемам.
    Некоторые исследователи рассматривают популизм как универсальный набор антитехнологий, таких как презумпция истинности простых решений, презумпция значимости малых, но конкретных дел, лесть охлократии, идеологическое клиширование, которые характерны также для демагогии. Поэтому демагогией нередко подменяют популизм, проводя между ними знак равенства. При более внимательном изучении этих политических явлений можно выделить как общие черты, объединяющие их, так и различия.
    Опасность популизма заключается в том, что, являясь сопутствующим атрибутом демократии, он порой приводит к власти политических лидеров, которые в дальнейшей политической деятельности исповедуют авторитарные или тоталитарные принципы. Поэтому необходимы меры противодействия популизму для снижения негативных последствий этого политического явления, становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций.
    В то же время в современной политической жизни публичный политик вынужден использовать те или иные популистские методы, придерживаться определенного стиля в борьбе за власть, так как полное игнорирование нужд и симпатий избирателей приводит к поражению на выборах.

2. Теоретическая часть

2.1 Популистские методы и стиль политической деятельности


Термин "популизм" происходит от латинского слова "populus" - народ. В русском языке в XIX веке появилось заимствованное из французского языка слово "популярный", где "populaire" является синонимом латинского "popularis" и обозначает "народный, обычный в народе, любимый им". Следовательно, популизм можно этимологически объяснить как народную популярность.
Популярность не имеет отрицательного содержания. Более того, завоевание популярности в определенных сферах деятельности, например, в сфере публичной политики является необходимым условием поддержания высокого реноме.
Однако популярность достигается различными методами. Под популистскими методами понимаются приемы, способы, образ действия, используемый политическими субъектами для того, чтобы заручиться поддержкой народных масс. Суть популизма заключена в таких методах достижения популярности, которые имеют отрицательную природу с точки зрения норм жизнедеятельности общества. А так как под популизмом понимается деятельность, основанная на манипулировании в народе ценностями и ожиданиями, то по своей сущности популизм есть метод социально-управленческого воздействия на общество, основанный на отклоняющихся нормах и использующий поддержку народа для завоевания успеха.
Основными популистскими методами являются:
· попытки подстроиться под требования народа;
· использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги;
· использование черт обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности;
· игра на "ожиданиях" народа;
· апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных проблем;
· прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов;
· спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса;
· выступление от имени простого человека;
· переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты;
· использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы.
· манипулирование общественным мнением.
Популистская деятельность, как правило, имеет отрицательные результаты, которые могут привести к тяжелым последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок.
Популизм выступает в качестве специфической недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в выборный орган и на выборную должность. Выборы - это своеобразная "продажа" конкретного политика избирателям. Популизм предполагает отказ от жесткой социальной и идеологической привязки, имитирует всенародную поддержку и связан с раздачей многочисленных обещаний, льгот, наград, субсидий.
Причем сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приёмы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Определяющим является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен конкретный политический лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.
С помощью популистских методов политик зачастую пытается во что бы то ни стало понравиться избирателям, показать себя благодетелем, эксплуатируя по сути их действительные и мнимые ожидания. Одна из характерных черт популистской деятельности выражается в том, чтобы перед выборами обещать как можно больше, а выполнять лишь то, что выгодно.
В то же время популизм в определённых ситуациях имеет границы своего действия, за пределами которых он не срабатывает, а, наоборот, играет роль антирекламы. Обычно это связано с тем, что тот или иной политический субъект уже не раз успешно прибегал к популистским методам, достигая желаемых результатов на фоне обманутого народа. Невыполненные обещания, накапливаясь, год от года, могут вызвать негативную реакцию избирателей в очередной предвыборной кампании в отношении такого кандидата.
Каковы наиболее благоприятные условия для распространения популизма?
Общество, наиболее восприимчивое к популизму, характеризуется состоянием, которое американский исследователь Г.Блумер называет социальным беспокойством. Наиболее характерными признаками такого состояния являются повышенное возбуждение, тревога, неуверенность, агрессивность, внушаемость людей.
В таких условиях популизм проявляется в критике существующих государственных институтов, их деятельности, имеющей тяжелые для общества последствия, в возбуждении недоверия к ним. Люди в этой ситуации хотят узнать пути выхода из создавшегося положения, нуждаются в цели, которая смогла бы их вывести из напряженного состояния.
Выдвижение целей, искусственно замещающих в сознании и чувствах людей неудовлетворенность их потребностей, является универсальным способом популистского воздействия. К такому популизму, который некоторые российские исследователи (Ю.П.Аверин, В.А.Солохин) называют "целевым", широко прибегают в кризисных и бедных обществах. Наиболее характерными формами воздействия при этом являются прямые контакты с массами без посредничества каких-либо политических институтов, постоянная апелляция к широким слоям населения.
Популистское "целевое" воздействие реализуется наиболее эффективно, если оно отождествляется людьми со своей, личной целью. Такое отождествление возможно, если политический лидер обладает харизмой и под его воздействием человек воспринимает предлагаемую ему цель, как истину, не подлежащую сомнению.
При харизматическом воздействии само повиновение людей основано на эмоциональной зависимости. Человек психологически отождествляет себя с харизматическим лидером, принимая его ценности и нормы как свои.
В случае отсутствия у субъекта воздействия харизмы возможен обратный механизм формирования мотива отождествления, когда не объект воздействия принимает цель субъекта воздействия как свою, а наоборот, субъект отождествляет свою цель с целью объекта. В этом случае цели людей становятся личными целями политического субъекта, заинтересованного в их поддержке. Распространенный вариант такого рода воздействия - намеренное формирование в сознании людей образа "слуги народа".
Еще одним средством популистского воздействия является приспособление, суть которого состоит в использовании субъектом политического действия, решения в личных интересах. Например, когда проведение реформы или принятие закона обеспечивает карьерный рост.
Содержание популизма как специфического метода управленческого воздействия обусловлено особенностями его реализации, эффективность которой определяется способностью субъекта охватить своим воздействием максимально возможное количество людей. При этом воздействие приобретает тем больший масштаб, чем большее число концентрирует свое внимание на этом субъекте. Концентрация внимания означает выделение его среди других субъектов ввиду отклонения действий от общепринятых, распространенных, от социальной нормы. В качестве таких действий могут выступать слова, жесты, внешний вид - все то, что определяет популистский стиль деятельности.
Популистский стиль деятельности - это механизм завоевания поддержки избирателей, основанный на нестандартных приемах, способах и образе поведения политического лидера.
Для популистского стиля характерны следующие черты:
· "заигрывание" с массами, говорить только то, что они хотят услышать;
· "хождение в народ" (апелляция к широким массам в стране);
· "народная дипломатия" (апелляция к широким массам за рубежом);
· создание имиджа решительного, уверенного в себе политика;
· умение коротко и доходчиво излагать свои программы;
· создание видимости человека из народа: "я такой же, как и вы";
· использование национальных и патриотических чувств народа;
· демонстрация поддержки со стороны известных личностей, "звезд" эстрады, актеров и т.д.
· создание привлекательного имиджа с помощью средств массовой информации;
· принародное подписание государственных документов, раздача денег;
· отклоняющееся поведение:
- нестандартная одежда;
- вызывающее поведение;
- демонстративные жесты;
- общественные скандалы;
- ненормативная лексика.
Что заставляет людей прибегать к популистскому стилю политической деятельности и в какой мере "общий" интерес становится средством прикрытия своего корыстного интереса?
Социальный механизм формирования популизма применительно к деятельности политических институтов позволяет раскрыть теория организационной игры М. Крозье и Э. Фридберга. Согласно этой теории, в рамках политической организации, каковой является представительный орган государственной власти, популизм является одним из видов стратегической игры. Стратегия каждого из игроков в организации подчинена одной цели - получению максимальных преимуществ в рамках существующих в ней правил игры за счет ограничения возможностей других участников или расширения своих собственных. Каждый игрок стремится поставить других в позицию, в которой их действия будут предопределены, а его собственные - свободны.
Степень свободы зависит:
· от степени контроля политическим субъектом тех или иных сфер общественной жизни;
· от значимости данных сфер для завоевания поддержки народа. Популистские действия политиков наиболее интенсивны в тех сферах общественно-политической жизни, которые имеют наибольшее значение с точки зрения граждан (например, социальная сфера);
· от количества времени, в течение которого игрок может использовать ресурсы, позволяющие ему контролировать происходящие политические события и предопределять действия других игроков в соответствии с установленными правилами. При приближении выборов популистские устремления политиков возрастают;
· от возможностей взаимодействия с различными органами власти (центр и регион), с исполнительной и законодательной ветвями власти, с партийными структурами.
Переход политиков из одной структуры в другую является обычным делом. Главное для популиста - завоевание поддержки народа, которая способна обеспечить высокое положение в какой-либо управленческой структуре. В зависимости от этого положения можно критиковать исполнительную власть за неумение эффективно расходовать народные деньги, или обвинять законодательную власть в несовершенстве законов и бедственном положении людей, акцентировать внимание народа на "региональных баронах", растранжиривающих федеральные средства или убеждать граждан в неспособности центральной власти навести порядок в регионах.
Возможности политического субъекта зависят от занимаемого положения в обществе. Находясь в различных властных структурах, можно использовать их ресурсы, позволяющие контролировать происходящие политические события и предопределять действия других политических субъектов.
Таким образом, важнейшим фактором формирования популизма выступает баланс влияния людей на процесс контроля и принятия решений, определяемый формальной структурой организации.
2.2 Политические и социальные факторы формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти

Популистская деятельность характерна не только для отдельных политиков, партий и движений, но также для органов исполнительной и законодательной власти в целом.
Особенно часто к популизму прибегают в условиях политической нестабильности, когда обе ветви власти в качестве самоутверждения стремятся привлечь на свою сторону большинство населения. Такая обстановка чревата политическими конфликтами и может привести к социальным взрывам. Она характеризуется тем, что избиратели ждут от своих избранников реальных шагов, направленных на повышение качества жизни: увеличение зарплаты, улучшение условий труда, расширение возможностей для образования и медицинского обслуживания, обеспечение общественной безопасности, защиту вкладов населения и т.д.
Когда возможности государства неизмеримо ниже потребностей населения, возникает конфликтная ситуация. Суть ее заключается в том, что в обществе, характеризующемся популистскими устремлениями политических субъектов, избиратели требуют от своих представителей во властных структурах (президента, губернатора, депутата) исполнения предвыборных обещаний, которые, как правило, были ими даны без учета реальных социально-экономических возможностей страны или региона. В сложившихся условиях между исполнительной и законодательной властью начинается перевод стрелок народного возмущения на того, кто виноват в игнорировании этих обещаний.
В результате такой политики на фоне агонизирующей экономики и неспособности властных структур нормализовать обстановку в стране отдельные субъекты политической власти, и даже отдельные ее ветви, стремятся нажить политический капитал, обвиняя в несостоятельности своих оппонентов.
Поэтому деятельность народных избранников в органах как исполнительной, так и законодательной власти все более подчиняется целям и интересам, которые являются непонятными и даже чуждыми для избирателей. В результате падает доверие к институту представительной власти, что в конечном итоге приводит к разочарованию в демократических ценностях среди граждан.
Политическими факторами формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти являются следующие:
1) властное разделение конституционных полномочий;
2) характер взаимодействия между органами власти;
3) особенности функционирования органов власти;
4) существующая связь с избирателями;
5) подготовка к референдуму или выборам.
Властное разделение конституционных полномочий между исполнительной и представительной органами власти определяет вектор их популистской деятельности. В странах, где парламент формирует правительство, оснований для популизма и противостояния с исполнительной властью меньше, чем в странах, в которых исполнительная власть формируется президентом.
Большое значение на формирование популистских устремлений имеет связь с гражданами.
Американский политолог Роберт Даль, ссылаясь на Дж. Мэдисона, отмечал, что "число членов исполнительных и судебных органов невелико, их знает только небольшая часть избирателей; ... исполнительная власть является объектом зависти и непопулярна. Напротив, члены законодательных органов живут среди народа и связаны с ним узами кровными и узами дружбы".
Важнейшими социальными факторами формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти являются требования различных социальных групп реализации социальной политики, с одной стороны, и поддержка гражданами существующей политической системы, ее институтов, с другой стороны.
Поддержка - это поведение и действия или готовность к ним людей, направленные на защиту политической системы, отдельных ее институтов. Поддержка выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, труд на общественных началах, усердная воинская служба и т.д.); соблюдение законов и других нормативных актов государственной власти; активном участии в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей; почтительном отношении к государственной власти, государственной символике.
Рост требований ведет к ослаблению политической системы. При большом количестве требований возникает состояние напряженности политической системы, которое трансформируется в недоверие к той или иной ветви власти или к обеим ветвям сразу.
Принять решения, удовлетворяющие требования граждан, довольно сложно в силу их разнообразия и противоречивости. Особенно в периоды социальных кризисов, когда количество требований резко возрастает. Сохранение баланса требований и поддержки является необходимым условием стабильного существования политической системы. Методы достижения такого баланса зависят от положения, занимаемого субъектами власти в политической системе.
Популизм исполнительной власти может проявляться не только в популистских решениях, но и в критике законодательной власти за "плохие" законы и низкую продуктивность работы. Важно помнить: неправомерно считать популизмом любую критику, а только ту, которая не обоснована.

2.3 Популизм и демагогия


Одно из определений популизма гласит: "Популизм - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами". В соответствии с другим: "популизм - вид социальной и политической демагогии".
В Древней Греции демагогами называли политических деятелей, обладавших выдающимися ораторскими способностями, что делало их популярными в обществе, т. е. демагог - это народный вождь. А демагогия означала "руководство народом".
С течением времени демагогия стала обретать иной смысл. В.И.Даль уже так определяет демагога - крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления, а демагогию, как господство власти народа, черни в управлении.
Современная этимология этих слов означает следующее: демагог - своекорыстный искатель народной популярности, а демагогия - заискивание у народа.
То есть в современный период понятие "демагогия" приобрело ярко выраженный негативный оттенок. В политическом смысле демагогия выступает в качестве оценки выступлений, речей заявлений политиков, не содержащих конструктивных идей и предложений, либо запутывающих ту или иную проблему и отвлекающих внимание от насущных вопросов. Демагогия способствует внедрению в общественное с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.