Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности периода становления государственной независимости в Марокко. Арабо-берберский дуализм марокканского общества. Анализ межэтнических и социальных проблем в Марокко. Характеристика партий и оппозиции, их роль. Массовые выступления граждан.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Развитие гражданского общества в Марокко

Первые десятилетия независимого существования Марокко отличались социально-политической нестабильностью. Период становления государственности сопровождался тяжелым социально-экономическим положением, связанным с переходом от колониализма к самостоятельному развитию. В условиях крайней общественной дезинтеграции и слабости государственной власти страну сотрясали социальные, этнические, религиозные конфликты, борьба кланов за власть, соперничество политических элит.
Арабо-берберский дуализм марокканского общества (по некоторым оценкам, берберы составляют около 60% населения) породил центробежные тенденции, вдохновляемые местными феодальными кланами. Сложной внутриполитической обстановкой воспользовались племена Рифа, поднявшие в 1958 г. восстание против гегемонии самой авторитетной буржуазной партии «Истикляль», стремившейся занять руководящее положение в обществе. Активно участвуя в национально-освободительном движении, берберы завоевали право на равное участие в политической жизни. Восстание было жестко подавлено наследным принцем Муляй Хасаном и министром М. Уфкиром с использованием напалма.
В берберских районах межэтнические проблемы накладывались на социальные. Именно горные районы, где традиционно проживают берберы, оказались и наиболее отсталыми. Здесь больше всего ощущается нехватка воды, недостаточно налажена электрификация населенных пунктов. Среди берберов выше уровень неграмотности и безработицы. Традиционная эмиграция берберов в Европу несколько снизила угрозу социального взрыва. Но не устранила проблему сохранения берберской идентичности, их языка и культуры. До недавнего времени власти игнорировали требования берберов признать их язык в качестве второго национального, а их культуру - неотъемлемой частью национальной культуры. Когда один из берберских деятелей осмелился утверждать, что берберский язык является таким же языком, как и арабский, он был осужден на годичное заключение в тюрьме.
В оппозиции к власти оказалась не только протестующая берберская, но и арабская элита. Соперником правительства стала влиятельная партия «Истикляль». После ее раскола оппозиционных партий стало больше, борьба политической элиты за власть привела к ряду покушений на короля. Подъем республиканизма в соседних странах повлиял и на идеологию марокканской оппозиции. В 1969 г. был раскрыт заговор молодых офицеров, на которых оказало влияние свержение короля в Ливии и приход к власти М.Каддафи. Наиболее громкими были покушения на короля Хасана II в 1971 и 1972 гг., в которых участвовала армейская верхушка.
После всех этих событий правительство встало на путь репрессий и казней. Начались судебные процессы по делу военных, последовали многочисленные аресты среди активистов Национального союза народных сил (НСНС), Национального союза марокканских студентов (НСМС). В ответ на репрессии часть оппозиции встала на путь вооруженной борьбы с монархическим режимом. Ее вдохновителем стал руководитель зарубежной секции НСНС М. Басри.
Наиболее массовые выступления недовольных внутренней политикой правительства прошли в 1965, 1981, 1984 и 1990 гг. Каждый раз на улицах городов проливалась кровь. Но со временем изменились движущие силы этих выступлений. Оппозиционные силы начального периода руководствовались идеями классовой борьбы. Если вначале основную роль играли ультралевые, то характер последующих движений определяли исламисты.
В основе социального протеста лежала сложная экономическая ситуация и связанная с ней проблема безработицы, вызванная, в частности, неравномерным перераспределением населения между городом и деревней.
В конце 70-х - начале 80-х годов особенно широкий размах приобрело забастовочное движение. Одновременно с крупнейшими забастовками в 1981 г. по призыву профцентров Марокканского союза труда (МСТ) и Демократической конфедерации труда (ДКТ) начались бунты в трущобах Касабланки. Они перекинулись на другие районы города и сопровождались погромами богатых кварталов. Правительство двинуло против населения войска и полицию. В ходе столкновений погибли 637 человек.
Часты случаи разгона демонстрантов с помощью водометов и резиновых пуль в Рабате, Касабланке (в том числе выступлений против действий Израиля). То же наблюдалось и в провинции (например, в деревне Тармилет на заводе по розливу воды, где забастовщики выступили против увольнения временных рабочих, 12 рабочих были ранены и 12 арестованы). В 1999 г. от действий полиции пострадали участники демонстрации из Национальной ассоциации дипломированных безработных, которую не хотели узаконить власти, Группы 314 (организация безработных врачей и инспекторов) и других отдельных групп. Совершенно беспрецедентный случай - разгон 26 июля, а затем и 12 сентября 1999 г. демонстрации дипломированных инвалидов.
Права на создание ассоциаций и проведение забастовок постоянно нарушаются властями. Такая ситуация связана и со слабой организацией лиц наемного труда. Из 9 млн. трудящихся только 500 тыс. были объединены в профсоюзы, среди которых насчитывается 17 отраслевых федераций1. Министерство внутренних дел, имея информаторов в профсоюзах, стремится инспирировать избрание своих представителей в руководство профсоюзов. В результате послушное руководство не меняется много лет.
Доклад Международной организации труда в мае 1999 г. отметил нарушения в Марокко права на ассоциации и угрозу свободе слова. В докладе говорилось об арестах и тюремных сроках профсоюзным работникам. Правительство препятствовало или задерживало проведение коллективных переговоров предпринимателей и трудящихся.
В Марокко до сих пор нет такого предприятия, где бы ни нарушались те или иные статьи трудового законодательства. Особенно часты нарушения положения о сверхурочной работе, о пособиях по несчастным случаям, об оплачиваемых отпусках и т.п. В результате профсоюзы все чаще обращаются в трибуналы для разрешения конфликтов. Инспекторы же министерства труда немногочисленны, и у них нет возможности проконтролировать все конфликтные ситуации. До сих пор нет закона, запрещающего предпринимателям антипрофсозную дискриминацию. Поэтому часты случаи увольнения рабочих за активную профсоюзную деятельность. Несовершенство трудового кодекса дает возможность предпринимателям для всяческого рода нарушений трудового законодательства, а полиции - расправы с бастующими, отстаивающими свои права. Условия же труда в неформальном секторе вообще не подпадают под действие закона. Инспекторам не всегда удается проконтролировать применение принудительного труда, запрещенного законодательством. Законом же запрещен и детский труд (7-12 лет), но он также нарушается.
Предпринимаются некоторые меры для привлечения неблагополучных детей в школы и усиления контроля за их здоровьем. Но, как всегда, правительство не имеет средств для отслеживания ситуации с детской рабочей силой в домашнем труде, хотя и такой труд способен отвлекать от преступной деятельности и проституции.
Ощутимым явлением стало молодежное и студенческое движение в стране, наиболее грозно проявившее себя в 1965 г., что повлекло за собой введение на пять лет чрезвычайного положения. Студенческие забастовки в крупнейших университетах Рабата, Касабланки, Феса и других городов стали постоянным явлением. Быстрый подъем левого радикализма сопровождался открытым антимонархизмом и организацией партизанского движения, руководимого из-за границы. В начале 80-х годов студенты выдвинули не только экономические, но и политические требования: соблюдение гражданских свобод, освобождение политических заключенных.
Инициаторами студенческих выступлений стали как левые радикалы, так и исламистские группировки. Оппозиционные мусульманские течения появились в середине 60-х годов. Тогда власти попытались путем репрессий (аресты фундаменталистов, казнь в 1966 г. лидера марокканских «реформаторов» К.Сайеда) подавить какую бы то ни было оппозицию в среде религиозных деятелей. Однако полностью им это не удалось.
С начала 70-х годов, когда действия властей привели к организационному краху левых идей, вакуум заполнили исламистские идеи. Началась активизация и организационное оформление исламистского движения. Исламизм стал и формой социального протеста, и попыткой мусульманского общества отстоять свою самобытность, что предопределяет его значительную устойчивость в демократическом пространстве. Исламисты хотят поставить себе на службу современное государство, чтобы использовать его для исламизации общества.
В январе 1984 г. «Хлебные бунты» после отмены государственных субсидий на продукты первой необходимости были спровоцированы религиозными экстремистами. Это был их ответ на попытки правительства поправить финансовое положение страны путем увеличения цен на продовольственные товары (по рекомендации МВФ), что привело к массовым антиправительственным выступлениям и возникновению политического кризиса. В 1990-1991 гг. в Фесе прошли наиболее кровопролитные столкновения между исламистами и леваками, исламистами и силами правопорядка. Всеобщая забастовка 1990 г. по призыву Всеобщей организации трудящихся Марокко (ВОТМ) и ДКТ сопровождалась столкновениями демонстрантов с силами правопорядка, спровоцированными исламистами. Погибли до 200 человек, сотни были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения. Исламисты выступали против участия Марокко в войне в Персидском заливе на стороне США.
События 1991 г., спровоцированные в университете исламистами, положили конец существованию единственного сохранившегося леворадикального движения в рамках Национального союза марокканских студентов. Кроме НСМС исламисты контролируют профцентр - Национальный союз трудящихся Марокко, возглавляемый А.Маати. На начало 1998 г. исламисты удерживали под контролем значительную часть университетов в стране. Их социальная база расширилась за счет лавочников, ремесленников и безработных.
Националистическая партия «Истикляль» фактически стоит на позициях исламистов и зачастую служит им прикрытием для легальной деятельности. Бывший ее лидер М.Бусетта (до 1998 г.) неоднократно высказывался за создание легальной исламистской партии. Оформление перед парламентскими выборами в 1992 г. Демократического блока четырех партий стало и целью исламистов, чтобы взять под свой контроль оппозиционное движение, возглавить и использовать его в своих интересах. Исламисты увидели в демократии действенное средство борьбы за власть, за вхождение в политическую жизнь, став ее полноправным участником. В результате демократизация политической системы, как и в других арабских странах, выявила совершенно определенную тенденцию - быстрый рост влияния исламистских движений. Но и королю Хасану II удалось найти компромисс с политическими партиями и сохранить сильные левые партии как достаточно реальный противовес исламистам.
Однако основным методом властей в борьбе с противодействием общества было беспощадное подавление, террор против своих граждан. Демократическая общественность окрестила годы государственной нестабильности в правление Хасана II «свинцовыми годами». Государство, вышедшее из тоталитаризма, не могло не быть жестоким и репрессивным. Правительство жестко подавляло инакомыслие. Аресты, пытки, казни, ссылки в неблагоприятные зоны, высылки из страны стали обычным явлением при наличии обвинительного уклона в правосудии. На практике часто не закон, а беззаконие главенствовало над правами человека. Практиковалось и физическое устранение наиболее ярких представителей оппозиции, как похищенный в Париже в 1965 г. М.Бен Барка и убитый исламистами по заданию спецслужб в 1979 г. член политбюро Социалистического союза народных сил (ССНС) О. Бенджеллун.
Предпринимались жесткие меры по подавлению левого, а затем и религиозного экстремизма. Репрессии обрушивались на левые партии и профсоюзы, на левые молодежные организации. Их руководители подвергались тюремному заключению. В 60-70-е годы арестовывались руководитель компартии А. Ята и генеральный секретарь МСТ М. Бен Седдик, руководство НСМС. Наиболее ощутимый урон понесла партия НСНС, лидеров которой обвинили в организации заговора против короля в 1963 г. Ставший в 1998 г. премьер-министром А. Юсуфи, в 70-е годы был приговорен к смерти, а в 80-е годы был помилован королем. К длительным тюремным срокам были приговорены левые лидеры: Серфати (17 лет тюрьмы и 8 лет ссылки), А. Муршид (22 года тюрьмы), А. Шауи (15 лет тюрьмы) и т.п. Десять лет без судебного решения находился под домашним арестом с 1989 г. лидер запрещенной исламистской организации «Аль-Адль валь-Ихсан» А. Ясин.
Многие арестованные исчезли бесследно. С середины 60-х годов до конца 90-х пропали без вести свыше 900 человек. Многочисленные смертные приговоры, длительные тюремные заключения, высылки в Сахару и за пределы страны, расстрелы митингов и демонстраций, участников забастовок стали повсеместным явлением.
В 60-70-е годы репрессии обрушивались и на марокканскую прессу. Закрывались неугодные издания и печатавшие их типографии, арестовывались директоры и главные редакторы проштрафившихся газет и журналов. Официально цензура печати была отменена в 1977 г., но негласно она сохранилась, а руководство изданий несло личную ответственность за смелые публикации (вплоть до ареста).
Власти продолжают оказывать давление на неугодных издателей. Существующая на деле запретительная и карательная цензура сужает доступ к информации, обеспечивая жесткий контроль над населением, создавая широкие возможности для преследования непокорной прессы, ограничивая плюрализм мнений. Ведь свобода прессы - это глас общественного мнения, которое высказывает свою точку зрения на все проблемы, это самый острый политический механизм. Именно общественная солидарность гарантирует независимость СМИ - одной из главных составляющих демократии.
Следует отметить, что в условиях тяжелейшего, экономического кризиса выросла и уголовная преступность, особенно среди молодежи. При этом правонарушения имеют характер от самых тяжких до незначительных, например, занятие розничной торговлей без патента. Голод, нужда, скученность, отсутствие жилья превращает безработных в «дно» городского общества. Столичный район Тур Хасан пресса в свое время сравнивала с «дном» Чикаго, где было опасно появляться на улицах после захода солнца. Беспросветность существования толкала на преступления молодежь и в мелких городах.
По данным министерства юстиции, в 1972 г. из 15,6 тыс. осужденных и находящихся под следствием 6,6 тыс. составляла молодежь 15-25 лет2.Только в июле 1975 г. было зарегистрировано свыше 2 тыс. преступлений, среди которых были нередки убийства с целью ограбления3.
В самые суровые 60-70-е годы тюрьмы были переполнены. В 1975 г. в них, рассчитанных на 28 тыс. чел., содержалась 31 тыс. заключенных. Особенно тесно было в отделениях для несовершеннолетних. Из 31 тыс. арестованных 12 тыс. находились в предварительном заключении за мелкие проступки. Ежегодно освобождалось 7 тыс. человек4. Об условиях содержания можно судить по гражданской тюрьме г. Инезгана (провинция Агадир), которая напоминала «средневековые застенки». Пятьдесят заключенных в ней содержались «как сардины в банке», слуховые окна и решетки были недостаточны для вентиляции помещений, кишащих насекомыми. Заключенные страдали от туберкулеза и нервных болезней5.
В 1984 г. сразу после выхода была запрещена книга бывшего политзаключенного А. Шауи «Неоконченное прошлое» о тяжелых условиях существования в тюрьме повышенной безопасности в Кенитре, где автор провел 15 лет. Студент-левак А. Муршид в 1974 г. был осужден на 22 года тюрьмы. Огромную роль в его освобождении сыграли правозащитные организации, сферой внимания которых стало несовершенство пенитенциарной системы. В 1999 г. власти разрешили Муршиду опубликовать книгу «Крыс морят голодом» об условиях тюремного содержания. По сравнению с тем, что он пишет, ничто не изменилось и в конце XX века. Для марокканских тюрем по-прежнему характерна перенаселенность. По некоторым данным, в 43 тюрьмах содержались 53 тыс. заключенных. По свидетельству правозащитников, 20 тюрем нуждалось в расширении и обновлении, а 20 других - в замене зданий6. Отмечалась переполненность тюрьмы г. Сале. В центральной тюрьме Укаша в Касабланке вместо 4 тыс. содержались 9 тыс. заключенных. Перенаселенность, плохое питание, отсутствие санитарных условий продолжают угрожать их здоровью. Недостаточное медицинское обслуживание приводит к их смерти, хотя в 1998-1999 гг. были выделены средства из бюджета на увеличение медицинского персонала в тюрьмах7.
Правозащитники обращают внимание и на проблему трафика наркотиков и сексуальных злоупотреблений, как, например, в тюрьме Тушка в г. Эр-Рашидия, где даже возник протест заключенных по этому поводу.
До прихода к власти «левого» правительства А. Юсуфи правозащитников в тюрьмы не допускали. В настоящее время сотрудничество министерства юстиции и администрации тюрем с правозащитниками позволило решить некоторые проблемы. Закон разрешил посещение тюрем членами парламента, представителями прессы, правозащитниками и иностранными дипломатами, которые только в 1999 г. пятнадцать раз посетили места заключения8. Обследовав условия содержания задержанных участников различных демонстраций в центре Айн Атик (близ Рабата), правозащитники призвали к запрещению этого и подобных центров.
Правозащитное движение в Марокко возникло в условиях «надзаконности» королевской власти как противодействие властному беспределу. Юстиция стала инструментом преследования оппозиции, часть которой со временем из бунтарей переродилась в конформистов. Правозащитники приучали соотечественников думать правовым способом: чем более подготовленными в правовом отношении будут граждане, тем неудобнее власти манипулировать их сознанием.
Благоприятные условия для деятельности правозащитных организаций сложились с середины 70-х годов после провозглашения политики демократизации «сверху». Власти освободили из тюрем 450 политзаключенных, дали возможность политическим партиям проводить митинги и съезды, возвратили им помещения. Было разрешено создание новых партий. Возобновилось издание оппозиционной прессы, постепенно ослабла цензура. В целях самосохранения власти стремились создать уравновешенное общество.
Вместе с тем одной из особенностей правозащитного движения стало то, что его возникновение совпало с расцветом исламизма. Правозащитное движение набрало силу в условиях дефицита политического оппонирования власти, когда левые партии были встроены во власть. Парадокс в том, что исламисты использовали демократические институты для осуществления своих прав. Адвокаты из партии «Истикляль» брали под контроль процессы по делу исламистов, защищали их в судах.
Со временем сфера деятельности борцов за права человека расширялась. С конца 70-х годов возникли условия для создания широкого спектра правозащитных организаций со своей специализацией. Они стали одним из элементов формирования гражданского общества в стране, где существовала традиционная правовая культура и осуществлялся тотальный контроль над внутренней жизнью общества, генетически взращенного на авторитаризме.
Началось формирование активной части общества, желающего участвовать в расширении прав граждан и в претворении их в жизнь. Благодаря правозащитникам, в обществе стала формироваться современная правовая культура. Постепенно правозащитное движение превратилось в институциональное явление. Первоначально насчитывались три группы организаций по защите прав человека, действовавших на национальном уровне. В 1979 г. была создана Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ), в 1988 г. - Марокканская организация по защите прав человека (МОЗПЧ). Их целью стало положить конец насилию в стране. Кроме них возникла Марокканская лига защиты прав человека (МЛЗПЧ), а в 1992 г. бывшие члены МАПЧ создали Комиссию защиты прав человека (КЗПЧ). Были сформированы многочисленные региональные организации по правам человека. В 1999 г. возникли еще две организации. Одна занимается без вести пропавшими людьми и незаконно содержащимися под стражей. Другая федерация специализируется на вопросах улучшения содержания в тюрьмах и проведении реформы в области уголовного права.
Среди правозащитных организаций следует отметить берберскую Тамаунут и Марокканскую ассоциацию по исследованию и культурному обмену, занимающуюся проблемами сохранения берберской общности, противодействуя насильственной ассимиляции берберов арабами. Обе организации требуют признания их языка в качестве национального, а их культуры - как составной полноценной части жизни марокканского сообщества. Они настаивают на использовании берберского алфавита, на отказе от арабизации берберских имен, на регистрации берберских детей как берберов. Организации протестуют против постоянных придирок властей к их деятельности, в частности, против угроз, которым подвергалась организация «Масеиниза» в Танжере и лавочники, пользовавшиеся берберским языком в своих заведениях. Протест вызвал закрытие программы на берберском языке на телевизионном канале 2М, хотя они были оплачены берберскими ассоциациями.
Правда, есть и некоторые сдвиги в берберском вопросе. Еще в 1995 г. по решению короля было разрешено обучение в школе на трех берберских диалектах. Одна из главных национальных ежедневных газет раз в месяц посвящает целую страницу статьям по берберской культуре, печатает поэмы, но латинским шрифтом. Правительство Юсуфи признало берберскую культуру частью марокканской идентичности. В 2002 г. тамазиг стал вторым государственным языком, открыта Академия берберского языка.
С возникновением рынка женской рабочей силы сферой внимания правозащитников стали и феминистские проблемы. Возникла необходимость в защите интересов и этой категории населения. Женщины, составляющие 35% рабочей силы, трудятся в основном в промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве. Часть из них работает в области образования, медицины, права, в администрации. Но здесь для женщин затруднено продвижение по служебной лестнице.
По официальным данным, в 1997 г. женскими проблемами и защитой прав женщин занимались 76 организаций. Среди них Демократическая ассоциация женщин Марокко, Союз за женскую активность, Марокканская ассоциация прав женщин9. В области и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.