На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Характеристика основных этапов зарождения и развития гражданского общества в Марокко, факторы, повлиявшие на данный процесс. Модернизация монархии султаном Мухаммедом бен Юсуфом. Исламская пропаганда в высших эшелонах власти и ее практические результаты.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



2
/
Развитие партийно-политической структуры Марокко

Начала гражданского общества в Марокко возникли с организацией сил протеста колониальному господству в форме различных ассоциаций, обществ, кружков и партий. Развитая партийно-политическая традиция восходит к 20-30-м годам нынешнего столетия, когда усилилось антиколониальное движение в связи с опубликованием по распоряжению французской администрации 16 мая 1930 г. дахира о «берберской юстиции», чтобы противопоставить друг другу арабское и берберское население страны. Выступления городских слоев против берберского дахира показали, что исламские традиции, взятые на вооружение еще вождем рифских (берберских) племен Абд аль-Кримом, стали важным фактором национально-освободительного движения.
Первая политическая организация национальной буржуазии - Марокканский блок национального дела (МБНД) - возникла в 1934 г. из фесского (Студенческий союз) и рабатского кружков, объединившихся первоначально в 1927 г. в Марокканскую лигу. В ходе кампании против берберского дахира Лига получила новое название - Национальное объединение. В июне 1938 г. состоялся I съезд МБНД, оформивший его в партию. В марте 1937 г. МБНД, был запрещен французскими властями. Разногласия между группировкой А. аль-Фаси и остальными привели к расколу блока. На его базе возникли две нелегальные организации, которые впервые стали называться партиями. Во главе партии националистического движения (ПНД) встал выходец из шерифской аристократии М. аль-Ваззани. Однако вокруг партии группировались представители интеллигенции, получившие преимущественно европейское образование. Национальную партию по проведению реформ возглавили А. Аль-Фаси, А. Балафредж и М. Льязиди - представители национальной интеллигенции и местной буржуазии, получившие мусульманское образование, что привлекало к ней многочисленных сторонников из разных слоев общества.
Летом 1936 г. в северной зоне Марокко, контролируемой Испанией, возникла Партия национальных реформ во главе с Абд аль-Халиком Торресом, требовавшая независимости для Рифской области, только недавно покоренной колонизаторами. На базе действовавшей с 1921 г. секции Французской компартии в 1943 г. была создана Марокканская коммунистическая партия, сыгравшая заметную роль в освободительной борьбе.
Наиболее авторитетной силой стала коалиционная партия Истикляль, созданная в 1943 г. на базе НПР и выступившая под знаменем национализма и ислама. Отражая интересы консолидирующейся национальной буржуазии, она сумела сплотить вокруг себя широкие массы населения на борьбу за независимость.
Не случайно знаменем движения в дальнейшем оказался султан, представитель шерифской династии Алауитов и глава верующих Мухаммед бен Юсуф, возведенный на престол колонизаторами в 1927 г. в надежде на его послушность, третий 18-летний сын правителя. До начала Второй мировой войны султан не противоречил генеральному резиденту Франции в Марокко. Однако после поражения Франции в начале Второй мировой войны он поддержал национально-освободительное движение в стране. В январе 1943 г. без участия генерального резидента султан встретился в Касабланке с президентом США Ф. Рузвельтом. В августе 1943 г. состоялась встреча с генералом де Голлем, возглавлявшем Французский комитет национального освобождения. С этого времени султан стал последовательным борцом за независимость своей страны, для французской же администрации он стал одиозной фигурой, которую власти решили свергнуть с помощью верной им феодальной аристократии. В августе 1953 г. Мухаммед бен Юсуф был выслан на Корсику, а затем на Мадагаскар.
Низвержение законного монарха подняло волну национально-освободительного движения, в ходе которого выросла политическая роль партии Истикляль. Цементирующей идеей стало возвращение в страну законного султана. 16 ноября 1955 г. Мухаммед бен Юсуф был торжественно встречен населением в Рабате и заявил о намерении создать в Марокко конституционную монархию.
После возвращения султана на престол роль Истикляль настолько возросла, что дала повод утверждать, что «власть фактически находилась в ее руках [1, с. 72]. По крайней мере в первых правительствах большинство принадлежало членам этой партии. С созданием независимого государства в 1956 г. окрепшая торгово-промышленная буржуазия рассчитывала не только взять в свои руки контроль за организацией экономики, но и получить политическую власть, поскольку ей нужен был крепкий и стабильный режим.
Однако именно институту монархии удалось обеспечить преемственность в политическом развитии, создать условия для укрепления централизованной власти. Социально-политическое развитие Марокко явилось логическим продолжением предшествующих этапов исторической эволюции. Институт монархии, возникший еще в эпоху господства общинно-племенных структур, сохранился в силу как объективных, так и субъективных факторов. Монархия имеет корни в религиозных верованиях народа. Она осознает себя как священное царство. Активная деятельность и большие личные заслуги Мухаммеда бен Юсуфа в период борьбы за независимость способствовали не только усилению его авторитета как крупного государственного деятеля, но и способствовали укреплению престижа самой монархической системы. Он оказался самой значительной фигурой на политической арене Марокко. В своей политике султан опирался и на слишком глубоко укоренившиеся докапиталистические отношения и социальные связи в общественной практике и экономической жизни, на мощный слой земельной аристократии. В консервации старых порядков и сохранении позиций, связанных с ними слоев, большую заинтересованность проявили колонизаторы, что в какой-то мере определило сравнительно медленные темпы деколонизации страны и отставание ее экономического освобождения от политического.
Султан Мухаммед бен Юсуф, власть которого была освящена легендарным происхождением (он 34-й потомок пророка Мухаммеда и 20-й представитель Алауитской династии, правившей с середины XVII века), оказался символом национального единства. Его имя ассоциировалось с вновь обретенным суверенитетом шерифской империи, его статус главы правоверных в Марокко и прерогативы шерифа - потомка пророка - придавали султану огромный, ни с чем не сравнимый авторитет. Пользуясь популярностью в самых различных слоях общества, он смог сосредоточить в своих руках всю полноту религиозной и политической власти, используя как традиции, так и современные факторы общественной жизни.
Модернизацию монархии султан Мухаммед бен Юсуф начал в 1957 г., провозгласив себя королем Мухаммедом V и изменив порядок престолонаследия. Если раньше султан выбирался улемами, то король Мухаммед V официально назначил принца Мулая Хасана наследником престола, на который тот вступил уже подготовленным политиком в 1961 г. после смерти своего отца в качестве короля Хасана II. Три конституции 1962, 1970 и 1972 гг. закрепили принцип наследственности королевской власти, а также неприкосновенности и священности личности монарха, являющимся символом единства нации, высшим ее представителем и духовным вождем. Направление, в котором и ныне следует королевское правительство, во многом было задано Мухаммедом V. Как считали противники короля, приняв конституцию 1962 г., Хасан II на деле ввел идеологическую диктатуру, оправдывая свой авторитет харизмой, поскольку он «повелитель правоверных», и идентифицируя политическую общность с исламской доктриной [2, с. 173]. В силу сложившихся обстоятельств практически в течение первых 18 лет в стране сохранялся авторитарный режим.
Закрепление в конституции многопартийной политической системы во многом обязаны соперничеству двора с партией Истекляль. Однако обосновывая принцип политического плюрализма, Хасан II сказал в 1962 г.: «Если бы существовала одна партия, то я стал бы ее председателем, а это недопустимо. Король должен быть вне партий. Деятельность одной партии несовместима с первенством монархии и статусом королевской власти. Нельзя забывать и о риске соперничества двух институтов» [3, с. 23].
Таким образом, феодально-монархические круги получили шанс укрепить свою власть, опираясь прежде всего на легитимность власти султана. Однако они не могли игнорировать интересы буржуазных слоев населения. В 50-е годы партия Истикляль занимала ведущее положение в правительстве. Но по мере укрепления своих позиций король поставил исполнительную власть под свой контроль. Монархия стала инициатором модернизации глубоко традиционного общества. Традиционалистские структуры заняли столь преобладающее положение, что новым национальным силам не удалось совладеть инициативой. Пережив раскол, Истикляль в 1962 г. перешла в оппозицию к правительству.
Экономические трудности, внутренние конфликты вызвали противоборство разных политических фракций и кланов, этнических группировок. В 60-е годы феодальную монархию, не успевшую сформировать прочную социальную базу, постиг структурный кризис. В условиях углубления дифференциации марокканского общества выявились острые социально-политические противоречия, обозначилась активизация политических сил всех тенденций и направлений, резкое размежевание основных политических партий.
В марте 1965 г. король Хасан II начал консультации с лидерами оппозиционных партий, выразив желание сформировать коалиционное правительство. Не сумев достигнуть соглашения, он объявил чрезвычайное положение в стране сроком на 5 лет. Резкое отстранение политических сил от общественно-политической жизни привело во второй половине 60-х годов к политическому кризису, способствовало осуществлению попыток государственных переворотов в начале 70-х годов.
Правящие круги использовали институт монархии в качестве символа единства нации и незыблемости политической системы, хранительницы и гаранта национальной самобытности. Королевская семья стала цементирующим звеном правящей элиты, по своим интересам примыкающей к буржуазии. Двор предпринял усилия для консолидации проправительственных сил, которые в 60-е годы были представлены мелкими партиями и отдельными группировками. К ним относились Конституционно-демократическая партия, образованная в 1946 г. на базе Национального движения (до 1961 г. называлась Демократической партией независимости). В 1960-1963 гг. существовала незначительная политическая группировка «Независимые либералы». В 1974 г. возникла промонархистская Либерально-прогрессивная партия.
Еще в преддверии первых парламентских выборов 1963 г. правительство сформировало Фронт защиты конституционных свобод (ФЗКИ), объединивший партий Народное движение (НД), Независимые либералы и несколько политических групп, поддерживавших короля. Однако выборы не принесли проправительственному формированию твердого большинства в парламенте. Вскоре ФЗКИ распался. В апреле 1964 г. по инициативе генерального директора королевской канцелярии А.Р. Гедиры на базе партий Народное движение, Конституционно-демократическая партия и Партии либералов была создана Демократическая партия.
По мере усиления крупной бюрократической буржуазии происходил процесс ее консолидации, выразившийся в постепенном формировании партий правого толка. В 1975 г. З. Мубарак основал Партию действия, представляющую новую элиту из интеллигенции, выходцев из сельских районов с берберским населением. В 1978 г. была создана «дворцовая» партия Национальное объединение независимых (НОН), отражавшее интересы ближайшего окружения, феодалов и крупной буржуазии, сотрудничающей с западным капиталом. Ее лидером стал зять короля А. Осман. В ноябре 1981 г. после своего раскола НОН перешло в «позитивную и конструктивную» оппозицию к правительству. Еще в июне 1981 г. группа депутатов, вышедших из парламентской фракции НОН, основала Национально-демократическую партию (НДП), объединившую представителей высшей государственной администрации и деловых кругов. В 1983 г. был образован Конституционный союз (КС), объединивший не только промышленников и торговцев, но и лиц наемного труда. На выборах 1984 г. в парламент эта партия получила 83 места, а НОН - 61, обеспечив большинство правоцентристским силам.
Выборы в парламент на многопартийной основе позволили выявить проправительственное большинство, ставшее фундаментом стабилизации политической системы. Эти выборы стали большим поражением партии Истикляль. Монарху удалось нейтрализовать ее влияние, умело играя на национальных, этнических, родоплеменных и иных противоречиях, оставаясь в то же время символом политического единства страны. Многопартийность активно способствовала дроблению политических сил и вызвала падение самостоятельной роли большинства партий Марокко. В то же время король увидел необходимость перехода от авторитарного к конституционному строю.
Партия Истикляль сыграла значительную роль в эволюции монархического режима от абсолютизма к парламентскому строю. Еще в 1961 г. блок партий во главе с Истикляль выступил за создание при короле Конституционного совета на правах совещательного органа. Не менее важная роль в становлении конституционной монархии принадлежит и партии Национальный союз народных сил (НСНС), отколовшейся в 1959 г. от партии Истикляль. Ее левое крыло, недовольное умеренной компромиссной позицией традиционных лидеров, перешло на позиции социализма.
Попытки противостоять авторитарно-бюрократической власти привели к расколу оппозиции, отдельные лидеры которой подходили к этой проблеме разными методами. Немаловажным фактором в расслоении оппозиционных сил стало возникновение в 60-е годы конфликта поколений, появление антимонархических настроений среди молодежи.
Политическая система, всецело находящаяся под контролем короля, объективно препятствовала консолидации оппозиционных сил. Более того, она привела к возникновению левацких партий и группировок в 60-70-е гг., к взлету студенческого движения. После наиболее крупных волнений учащихся и безработных в марте 1965 г., жестоко подавленных армией и полицией, возникло Движение 23 марта, активно действовала заграничная секция, руководимая М. Басри и др.
По мере создания национального государства, общественное сознание стало основываться не только на массовой психологии, но и на общественной теории. На смену многоклассовым союзам периода борьбы за освобождение пришли партии, основанные на программах и идеологии. Опору партий представляло довольно развитое профсоюзное движение, существенно расширявшее социальную базу всех крупных оппозиционных партий.
Ярким примером организационного строительства стала партия протестующей мелкой буржуазии НСНС под руководством авторитетного политического деятеля М. Бен Барки. Однако наличие трех течений, по разному смотрящих на будущее страны, предопределило раскол НСНС. Монарх усмотрел в существовании НСНС угрозу существования власти, что привело к разгрому партии и уничтожению его лидера в 1965 г. После ослабления и раскола партии ее потенциал социального протеста был рассеян между новыми формированиями.
Однако в условиях усиления абсолютистских тенденций, Истикляль и НСНС сумели договориться о совместной деятельности, создав в 1970 г. блок Аль-Кутля аль-Ватанийя. Он возник на платформе близкой к программе НСНС, что означало некоторые уступки со стороны партии Истикляль. Члены блока единодушно бойкотировали референдум по конституции 1972 г., усиливающей власть короля. Но очень скоро в нем возникли разногласия по принципам формирования нового переходного правительства и подготовки к новым парламентским выборам 1974 г. Под влиянием внутренних противоречий, пытавшийся «противостоять феодализму и бюрократической буржуазии», этот союз распался через два года.
Распаду блока способствовал и кризис, возникший в партии НСНС. К этому времени она раскололась на две группировки - касабланкскую или синдикалистскую, сохранившую старое название партии, и рабатскую, создавшую в 1974 г. партию Социалистический союз народных сил (ССНС), основанную на принципах научного социализма. Новая партия стала очень влиятельной оппозиционной силой в стране, поддержанной вновь созданным профцентром, куда входили преимущественно госслужащие.
В условиях нового правительственного кризиса в середине 70-х годов лидер Истикляль А. Аль-Фаси вновь настойчиво призвал к объединению левые силы. Истикляль всякий раз демонстрировала способность к компромиссу, с тем чтобы объединенная оппозиция смогла расширить свое влияние в политической жизни страны.
Однако центробежный процесс в рядах левых сил продолжался. В 1981 г. в результате раскола в ССНС ее левое экстремистское крыло во главе с М. Бен Саидом и деятелями Движения 23 марта создали нелегальную организацию, декларировавшую принципы научного социализма. В 1985 г. она вышла из подполья и получила название Организация народно-демократического действия (ОНДД).
К левой оппозиции примыкает и компартия, сыгравшая важную роль в национально-освободительном движении. Запрещенная в 1960 г., в 1967 г. она вышла из подполья под названием Партия освобождения и социализма, но в 1968 г. она вновь была запрещена. В 1974 г. организация возобновила свою деятельность под названием Партия прогресса и социализма.
Популярность социалистической идеологии привела Хасана II к попытке, в качестве пробного камня, для консолидации всех политических сил воспользоваться концепцией исламского социализма из арсенала той же партии Истикляль как нового принципа своей политики. Однако эта идея не получила дальнейшего развития.
В многопартийной системе Марокко отразился процесс становления социально-политической структуры общества, где партии представляют собой еще довольно подвижные политические коалиции, формирующиеся не только по политическим и социально-экономическим, но и этническим принципам. Еще до принятия первой конституции 1962 г., запрещавшей создание партий по этническому признаку, в 1959 г. возникла партия Народное движение, действовавшая с 1957 г. Она выражала интересы берберских и части арабских феодалов северных и центральных районов Марокко, стремившихся к сохранению своих привилегий, полученных еще во времена протектората. Разрешая создание партии, правительство имело в виду создание противовеса Истикляль, которая, по признанию губернатора Тафилалета, «мешает нам жить так, как мы хотим» [4, c. 161]. Однако в 1968 г. в этой партии произошел раскол: от нее отделилась очень немногочисленное Конституционно-демократическое движение во главе с арабским лидером А. Хатибом. С 1985 г. Народное движение находится в оппозиции к правительству. В 1991 г. оно было переименовано в Национальное народное движение.
Внешне по этническому признаку и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.