Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Роль России в системе военно-политических отношений. Характеристика сегодняшней глобальной военно-политической обстановки в мире. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по курсу «Правоведение»
по теме: «Россия в системе международных военно-политических отношений»
Введение
Роль России в системе военно-политических отношений в мире определялась, главным образом, ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом и статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль мировой державы сохраняется и сегодня, но созданный в XX веке мировой порядок переживает серьезные перемены, так как растет взаимозависимость всех государств планеты.
Поэтому система взаимодействия между ними стала более сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной конфронтации.
В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности.
Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России, ее место в системе международных военно-политических отношений.
1. Характеристика военно-политической обстановки в мире

По мнению ряда политологов, военно-политическая обстановка в мире до 2015 года будет складываться под воздействием набирающего силу сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношении и характеризоваться высокой динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в целом ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.
Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН (например, события в Югославии, Ираке). Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода холодной войны, существенно осложняющие международную обстановку.
В складывающихся условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.
Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление её позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов её внешней политики, а также об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для её развития в качестве одного из ведущих государств мира.
На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника. Это определяется тем, что Российская Федерация обладает сопоставимым с США ядерным потенциалом.
Во внешнеполитической деятельности американская администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски». Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Особенность современной военной стратегии США и их ближайших союзников состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. Вашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а в качестве страны, следующей в фарватере американской политики по основным вопросам современных международных отношений. Со своей стороны, Российская Федерация выступала и выступает против гегемонии какого-либо одного государства и заявляет о приверженности идее многополярного мира, в котором каждое государство является равноправным субъектом международных отношений и имеет право на отстаивание собственных национальных интересов. Именно это противоречие остается главным в российско-американских отношениях.
Характерными особенностями современной военно-политической обстановки являются:
- значительное снижение угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;
- применение военной силы в миротворческой деятельности;
- формирование новых центров экономической силы (Германия, Япония, Китай и др.) и усиление геополитического соперничества между ними и США;
- сохранение и расширение потенциального кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;
- международный терроризм, созданию условий для роста которого в России способствует очень много факторов, к основным из которых можно отнести: недостаточную оборудованность российских границ со странами СНГ; проникновение в Россию зарубежных экстремистских террористических группировок и религиозных сект; приток беженцев из стран СНГ и соседних государств; негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; коррумпированность чиновников органов государственной власти и представителей органов МВД; отсутствие должного контроля за распространением информации о методах и способах террористической деятельности через компьютерные сети;
- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;
- вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за её пределами. В результате альянс получил существенные военно-политические и стратегические преимущества по отношению к Российской Федерации. Принятие практически всех государств Центральной и Восточной Европы в НАТО привело к существенному нарушению сложившегося военно-стратегического равновесия на континенте и подрыву основных договоренностей по послевоенному устройству Европы. Европейские члены блока увеличили его военный потенциал почти на 30% по всем трем составляющим элементам: научно-техническому, военно-экономическому и собственно военному. Это привело к фактическому превращению Североатлантического союза в главный военно-политический инструмент Запада в отстаивании своих интересов и к дальнейшему ослаблению влияния России в политической, экономической и военной областях;
- растущая вовлеченность международных организаций и политических союзов в вооруженное разрешение конфликтов и операций по принуждению к миру;
- ухудшение экологической обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых актов по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.
На систему международных военно-политических отношений существенно влияют новые вызовы, угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации. В числе этих вызовов: определенное ущемление суверенитета государств; рост влияния транснациональных корпораций, финансовых рынков; ужесточение конкуренции; этническая нестабильность и этноконфессиональный экстремизм, деятельность радикальных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность; сепаратизм; политический и религиозный экстремизм, использующие массовый террор для достижения политических целей; сопутствующие им незаконный оборот оружия и наркотрафик; работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, такие, как контрабанда, морское браконьерство, пиратство.
Следует отметить, что ни одна страна, даже очень сильная, не способна справиться с ними в одиночку, а потому здесь нужны добрая воля и совместные усилия многих стран.
Фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств с интересами крупных транснациональных компаний.
Для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри.
В целом можно выделить следующие существующие и потенциальные угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:
- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;
- попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;
- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;
- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;
- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;
- вытеснение национальных интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);
- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;
- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.
2. Место России в системе международных военно-политических отношений

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.
Россия с ее уникальным геостратегическим положением, занимая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобального, а не регионального масштаба.
Занимая центральную часть Евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света. Россия с ее огромным пространством имеет все возможности для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее политика.
В геополитике России условно можно выделить два направления: первое - глобальное, связанное с действиями во всеобъемлющем глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу и Мировой океан; второе - региональное, действующее в формате системе стратегических направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддержании глобальной ситуации, которая обеспечивает непрерывное экономическое, политическое и социальное развитие России и в то же время исключает возможность развязывания мировой ядерной войны. Во втором - усилия геополитики сосредоточиваются на сохранении в территориальной целостности суверенитета Российской Федерации, подавлении сепаратизма и создании условий, благоприятных для ее экономического и социального развития в конкретных регионах, каждый из которых имеет свои особенности.
Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия - страна евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой борьбе, не допустив тем самым появления на этих территориях мощных геополитических соперников для США и Запада.
России нужно рассчитывать на собственные силы, исходить из национальных интересов. Если чему и нужно учиться у США, так это формулированию и отстаиванию национально-государственных интересов.
В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях относительной траспарентности внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивилизованный характер обуславливает возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере.
Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему международных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.
Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов.
С момента образования (декабрь 1991 года) СНГ не раз испытывало кризисы. В его рамках постоянно происходит борьба между двумя главными тенденциями:
1) интеграционной (симметричная конфедерация вокруг России, направленная на новое объединение бывших союзных республик в стиле Европейского Союза);
2) полицентричной (асимметричная, «мягкая» конфедерация, основанная на двусторонних и многосторонних договорах с Россией и другими новыми независимыми государствами).
Первая тенденция проявляется в попытках образовать Евразийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из образованных союзов - союз России и Белоруссии, которые идут по пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества документов является Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 года), согласно которому у стран-подписантов имеются взаимные обязательства по охране границ СНГ.
Вторая тенденция проявляется в претензиях Украины, Узбекистана и Туркмении играть на постсоветском пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло выражение в соглашении Туркмении, Украины и Узбекистана относительно энергетического партнерства. Однако нельзя забывать, что, за исключением Казахстана, все страны СНГ являются энергетически зависимыми от России, причем получают российские нефть и газ не по мировым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже мировых. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.