На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Решение пограничного вопроса. Соглашение о советско-китайской государственной границе на Восточной и Западной части. Демаркация русско-китайской границы. Завершение демаркационных работ. Дополнительное соглашение о линии границы на ее восточном участке.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


35
Россия и Китай: пограничный вопрос
Курсовая работа
Содержание.

1. Введение
2. Решение пограничного вопроса:
- Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части
- Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части
- Демаркация русско-китайской границы
- Соглашения 1996 г. и 1997 г
- Завершение демаркационных работ
- Дополнительное соглашение о прохождении линии границы на ее восточном участке
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Введение.

Любое организованное общество существует на определенной территории, функционирование и безопасность которого регулируется государством. Однако неприкосновенность, целостность и безопасность территории страны могут быть обеспечены лишь в том случае, если границы территории четко маркированы и признаются не только этим государством, но и всем мировым сообществом. Отсутствие официально оформленного размежевания рано или поздно приводят к спорам и разногласиям между сопредельными странами. На протяжении всей мировой истории конфликты и разногласия по поводу размежевания границ были и остаются одной из самых важных проблем для любого независимого государства.
Российская империя и Циньская империя вступили в 20 век как два соседних государства. Между ними образовалась самая длинная граница в мире общей протяженностью более десяти тысяч километров, протянувшаяся от точки границы Китая, России и Афганистана до пункта соседствования Кореи, России и Китая.
Вопрос о юридической основе общей границы был весьма непростым. Конечно, обе стороны подписывали множество договоров, относительно расположения границы. Однако подспудно назревали конфликты, касающиеся и территориального размежевания, и характера договоров. Процесс формирования общей границы был очень долгим. При этом военные столкновения хотя и были, однако носили весьма локальный характер, при этом они, естественно, отразились на формировании границы в какой-то степени, но решающего характера не приобрели, а полномасштабных, крупных войн наши государства не вели. Поэтому вопросы о границе решались путем проведение переговоров и подписания в результате договоров и соглашений. В ходе истории российско-китайская граница была определена соответствующими юридическими договорами: Нерчинским 1689 г., Айгунским и Тянцзинским 1858 г., Пекинским 1860 г., Петербургским 1881г., Цицикарским 1911 г. Существование и бережное сохранение российско-китайской границы, ее безусловное уважение, безоговорочное признание договорных актов, лежащих в основе определения линии прохождения границы, было и остается основой добрососедских отношений между нашими странами. Именно такое понимание вопроса о границе отвечало и отвечает коренным национальным интересам России и Китая. Конечно, несовершенство знаний во времена, когда подписывались соответствующие договорные документы, неисследованность географии некоторых районов, да и другие обстоятельства давали основания для того, чтобы с течением времени уточнять линию прохождения границы на новой основе. Граница представала сложноорганизованной структурой, неким организмом, который требовал постоянного внимания, бережности и заботы. Однако необходимо повторить, что с точки зрения юридической ее основы не было и нет поводов говорить о существовании территориальной проблемы или проблемы границы между нашими двумя странами. Так выглядела и выглядит картина, если исходить из норм международного права, основываться на договорных документах о границе и признавать их обязательность для обеих подписавших их сторон.
Однако с распадом СССР и окончанием холодной войны была обозначена новая веха русско-китайских отношений. Необходимость формирования принципиально новой границы межу Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой привело правительство этих стран за стол переговоров. Задача формирования русско-китайской границы была одной из важнейших задач нового российского правительства. Становление добрососедских отношений с Китаем было важно не только для России, заинтересованной в Китае как в экономическом партнере, но и для других стран, т.к. можно с уверенностью сказать, что международники уделяют особое внимание российско-китайским отношениям, поскольку от их характера в значительной степени зависит структура всего миропорядка (сторонники биполярности полагают, что именно союз Китай-Россия станет реальным противовесом Западу во главе с США). Сейчас союз Россия-Китай играет значительную роль в международных делах. В современном мире развитие их взаимоотношений оказывает большое влияние на политическую структуру. Полезен не только анализ процесса современных международных отношений, но и анализ процесса становления добрососедских отношений в научно-историческом аспекте, первоначальным главным пунктом которых являлось формирование общей границы между двумя государствами. Поэтому в данной работе я постараюсь осветить динамику становления новой российско-китайской границы в период крушения предыдущей системы международных отношений и изменения баланса сил и становления нового мирового порядка, т.е. с начала 1990-х гг. по 2005 г.
Для того, чтобы сделать правильные, рациональные выводы о мировых процессах, происходящих в наше время, важно проанализировать исторические аспекты отношений между государствами. Необходимо отметить, что по данной проблеме написано достаточное количество литературы, ярким примером является книга, написанная доктором исторических наук, профессором Галеновичем Ю.М. «Россия и Китай в XX веке: граница», которая была использована мной в качестве базового пособия (!не надо так откровенно :))) для написания данной работы.
Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее восточной части.

Протяженность восточной границы между Россией и Китаем, начинающейся там, где заканчиваются их границы с Монголией, составляет более 4 тыс. км. Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. - М: «Права человека», 2000. -С. 439. Первоначально она была определена китайско-российскими договорами 1858 г. (Айгунский, по которому юридически устанавливалась принадлежность России левого берега реки Амура от реки Аргуни до устья, а правый берег реки Амура до реки Уссури закреплялся за Китаем) и 1860г. (Пекинский, по которому определялась восточная и намечалась в основном западная российско-китайская граница. Первой статьёй этого договора было определено, что после постановления пограничных знаков, граничная линия на веки не должна быть изменяема).
Однако вскоре было замечено, что рубежи проходят не так, как это установлено. Договорились внести изменения, что и было сделано (весьма приблизительно) в 1886 году.
При обсуждении пограничного вопроса в 1926 году вновь отмечалось: «Пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно произвольно передвигалась как местным населением, так и местными властями той и другой стороны» Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. - С. 19. Поэтому было необходимо восстановить первоначальную линию в том виде, как она была определена различными соглашениями относительно русско-китайской границы. Линия границы проходила и проходит главным образом по рекам Аргуни, Амуру и Уссури. Однако до 1992 г. граница практически нигде не была соответствующим образом демаркирована.
Вплоть до 1931 г. на этих реках существовал практически свободный режим судоходства для обеих стран, а многочисленные незаселенные острова де-факто находились в совместном владении. С началом японской агрессии против Китая и созданием марионеточного государства Маньчжоу-Го Советские Вооруженные силы, реагируя на появление новой угрозы безопасности, в одностороннем порядке установили строгий контроль над реками. В то время этот акт самообороны не вызвал никаких возражений ни с китайской, ни с японской стороны. Однако с начала 60-х гг. по мере нарастания напряженности в советско-китайских отношениях исключительно советский контроль над пограничными реками стал источником споров и инцидентов.
С 1963 г. стороны вели бесплодные переговоры о делимитации границы. В начале переговорного процесса советская сторона настаивала на определении границы в соответствии с нормами международного права, то есть по линии фарватера судоходных рек и по срединной линии на несудоходных участках. Во время «культурной революции» в Китае в 1966-1969 гг., в результате развернутой Пекином пропагандистской кампании с требованиями восстановления «исторически обоснованных» прав Китая на часть советской территории вдоль границы площадью в 1,5 млн. кв. км, переговоры были прерваны, а затем отложены на неопределенное время. В ходе консультаций Китайская Народная Республика не выдвигала конкретных территориальных претензий, настаивая на признании СССР наличия «спорных территории», как их понимала китайская сторона, до начала переговоров. Принятие этого условия поставило бы Китай в более выгодное положение на переговорах. В противовес этому требованию СССР выступил с предложением о признании обеими сторонами сложившегося статус-кво и твердо отстаивал его в ходе переговоров.
Весной 1969 г. произошли вооруженные столкновения на острове Даманский, расположенном, если исходить из норм международного права, на китайской стороне реки Уссури. В сентябре того же года на встрече председателя Совета Министров СССР А. Косыгина и премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая в аэропорту Пекина было окончательно согласовано решение начать полномасштабные переговоры по пограничным вопросам. Стороны также достигли предварительного согласия относительно соблюдения сложившегося на границе статус-кво и необходимости урегулирования пограничных инцидентов мирными средствами. Переговоры начались в конце 1969 г., но быстро зашли в тупик, поскольку существенным условием заключения официальной договоренности о соблюдении сложившегося статус-кво китайская сторона вновь выдвинула требование о признании Советским Союзом существования «спорных районов». СССР отклонил это требование. КНР же настаивала на том, что договоры 1858 и 1860 гг. были неравноправными и потому - незаконными. Принятие этой позиции лишало переговоры правовой основы, сводя их к бесплодной дискуссии о том, кому принадлежал приоритет в освоении крупных участков советской территории, включая территорию Приморского края и города Владивостока. Выступая с речью в Улан-Баторе 26 ноября 1974 г., Л.И.Брежнев дал оценку выдвинутому китайской стороной предварительному условию ведения переговоров: «Пекин прямо заявил, что будет согласен на переговоры по пограничным вопросам лишь после того, как его требование, касающееся так называемых «спорных районов», будет удовлетворено. Совершенно ясно, товарищи, что подобная позиция является абсолютно неприемлемой, и мы ее отвергаем» Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. - С. 41.. Поэтому сторонам удалось достичь лишь заключения соглашения, дававшего китайским судам право свободного прохода по северному рукаву реки Амур близ Хабаровска в периоды, когда южный рукав, протока Казакевича, непригоден для судоходства.
Переговоры о границе не возобновлялись до 1987 г. 29 июля 1986 г. М.С.Горбачев в выступлении во Владивостоке, не только отметил, что и наша страна и КНР заявили о неприменении первыми атомного оружия, но также выразил готовность встречаться с представителями КНР на любом уровне. «Мы, например, не хотим,-- сказал далее М.С.Горбачев,-- чтобы Амур рассматривался как водная преграда. Пусть бассейн этой могучей реки будет объединителем усилий китайского и советского народов по использованию на общее благо имеющихся тут богатых ресурсов и по водохозяйственному строительству. Межгосударственное соглашение на этот счет уже совместно разрабатывается. А официальная граница могла бы проходить по главному фарватеру» Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. - С. 44.. После этого китайская сторона изъявила желание возобновить переговоры по вопросу о границе. И.А.Рогачев - заместитель министра иностранных дел - был назначен руководителем советской делегации. Переговоры начались после того, как в феврале 1987 г. в Москву прибыла китайская делегация во главе с Цянь Цичэнем. До 1990 г. решение вопросов шло лишь на уровне переговоров, однако вследствие принятия соглашения о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанного в 1990 г., переговоры перешли в новую фазу -- фазу практической реализации достигнутых договоренностей. Это было, несомненно, большим шагом вперед, открылась возможность подготовки к подписанию соглашения о границе, а в дальнейшем и к демаркации границы.
В конце июля -- начале августа 1990 г. в Москве состоялся очередной тур заседаний рабочей группы.
В результате длительных дискуссий, проходивших на нескольких раундах заседаний рабочей группы, удалось согласовать на этом участке линию границы, по которой к КНР отошла примерно одна треть участка, общая площадь которого составляла около 450 кв. км. Как было отмечено на пятом раунде пленарных заседаний правительственных делегаций Советского Союза и Китайской Народной Республики (это был последний раунд для правительственной делегации СССР), состоявшемся в апреле 1991 г., рабочей группе по рассмотрению несогласованных участков границы удалось достичь заметного продвижения вперед. Было достигнуто единое понимание о прохождении границы более чем на 90% ее общей протяженности в 7.5 тыс. км. Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. - С.56. Главы правительственных делегаций в своих выступлениях отметили, что предстоит дальнейшая работа по поиску решений по остающимся весьма сложным вопросам пограничного урегулирования. А именно: по не согласованным еще участкам границы на востоке и западе.
В заседаниях пятого раунда правительственных делегаций СССР и КНР также принимали официальное участие ответственные представители РСФСР, Казахстана и Киргизии. Представитель Таджикистана тоже был приглашен, но не смог прибыть и уполномочил за себя другого члена делегации.
И.А.Рогачев в своем выступлении отметил, что подключение представителей союзных республик, которые граничат с Китаем, по нашему убеждению, может активизировать трудный поиск решений по несогласованным участкам. Наряду с двумя несогласованными участками на территории России, остались несогласованными два участка в Казахстане, (район реки Сарычильды и перевала Чоган-Обо). Один крупный участок в Киргизии (район перевала Бедель) и три участка в Таджикистане (самый крупный -- в районе Памира южнее перевала Уз-Бель, а также районы перевала Каразак и реки Маркансу) Там же..
16 мая 1991 г. Соглашение о государственной границе между СССР и КНР на ее восточной части было подписано в Кремле министрами иностранных дел СССР и КНР -- А. А. Бессмертных и Цянь Цичэнем.
Обстоятельства сложились таким образом, что переговоры велись, и соглашение было подписано с КНР одним государством - СССР, а ратификация соглашения, после которой оно вступило в законную силу, производилась другим государством -- Российской Федерацией. Россия стала продолжателем осуществления прав и выполнения обязательств Советского Союза по международным договорам. 13 февраля 1992 г. соглашение было ратифицировано Верховным Советом Российской Федерации. При обмене 16 марта 1992 г ратификационными грамотами, подписанными со стороны России Президентом Б.Н. Ельциным. Было констатировано, что Россия приняла на себя в полном объеме предусмотренные в соглашении права и обязанности.
В соответствии с соглашением от 16 мая 1991 г. впервые на основе прежних русско-китайских договоров о границе и в соответствии с нормами современного международного права была уточнена и обозначена линия российско-китайской границы практически на 99% всего протяжения ее восточной части Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. - С. 57.. Это являлось значительным достижением, надежной гарантией стабильности и спокойствия на дальневосточных рубежах нашей страны. Однако, исходя из желательности скорейшего достижения согласия, они выработали формулу, которая не имела прецедента в практике их взаимных отношений: снять с повестки дни переговоров и отложить на неопределенное время обсуждение вопросов суверенитета над несколькими спорными участками:
1) Двумя территориями в Читинской области:
· Большой остров на р. Аргунь, расположенный в 40 км на юго-восток от Забайкальска. Северное течение Аргуни больше и шире, чем южное, поэтому, согласно принципам, провозглашенным Горбачевым в 1987 г., эта часть должна была отойти Китаю. Однако важность этой территории огромна, т.к. остров связывает Россию, Монголию и Китай, Этот участок - главный источник питьевой воды для Краснокаменска, второго по величине города в Читинской области, который в ходе Холодной войны производил более 90% урана в СССР Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ..
· остров Менкесели, соседний с Большим островом на востоке. Фактически это не остров, а полоска суши длиной 70 км и шириной 5 км. Этот участок стал предметом споров, когда Аргунь изменив свое течение, начала протекать 5 км северней, в то время как граница проходила именно по течению Аргуни. На основании этого, остров Менкесели должен отходить Китаю. Остров не заселен, но вблизи него проживают около 10 тысяч фермеров. Для них Менкесели - источник земель для выпаса скота и охоты. Население очень обеспокоено тем, что большое количество китайских фермеров заселят эти земли Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ..
2) Двумя в Хабаровском крае:
· Большой Уссурийский, расположенный рядом с Хабаровском, самым большим городом российского Дальнего Востока. Там находятся 2 переправы, одна из которых находится под контролем российских войск. Наплавной мост через Уссури доступен к использованию с весны по осень. Большой Уссурийский - остров длиной 36 км и шириной 9 км, берега которого практически повсеместно укреплены 2-х метровыми насыпями. В центре расположены кормовые луга. А в северной части, обращенной к Амуру, находится военный полигон.
· остров Тарабарова. Подступы к острову Тарабарова, находящегося неподалеку от Хабаровска, несколько ограничены, т.к. между ним и городом расположен Большой Уссурийский. Китайских земель, окружающих эту территорию, больше, чем российских. Но этот участок имеет для России очень большое стратегическое значение.
3) Тремя в Приморском регионе:
· Участок, расположенный в 20 км к западу от деревни Турий Рог, рядом с озером Ханка
· Участок Р-формы рядом с Полтавкой
· Третий участок, состоящий из двух небольших полосок земли к северу от озера Хасан, где проходит граница России с КНР и КНДР
Эти территории были захвачены Красной Армией в 1930-х гг., с целью укрепления против нападения Квантунской армии Японии. Однако после окончания Второй Мировой Войны и победы войск Мао Цзэдуна эти территории были под юрисдикцией СССР вплоть до момента ухудшения советско-китайских отношений в 1960-х гг. По договору 1991 г. около 300 га территории вблизи д. Турий Рог должны были быть переданы Китаю, но население этих мест выступало против такого трансферта.
Проблема демаркации территорий около озера Хасан еще более сложная. Во-первых, спорные территории расположены неподалеку от устья р. Тумен, где сходятся границы трех государств, этот участок - место проекта развития, поддержанного ООН, по которому эти три страны сообщаются с Южной Кореей и Монголией. Во-вторых, если Китай получит 100 га земли около оз. Хасан, то источник питьевой воды будет под угрозой. В-третьих, это место священно для России, здесь во время битвы у оз. Хасан 1938 г. была пролита русская кровь. В-четвертых, Китай планирует построить речной порт всего лишь в нескольких километрах к северу от этого места, существует опасность, что в связи с возросшей конкуренцией экономическая активность портов Зарубино и Посьет может упасть. В-пятых, уссурийские казаки, владеющие 15 тыс. га земли на юге оз. Хасан, могут быть нежелательно вмешаны в проблему демаркации Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ..
Все эти участки экономически очень важны для России, и сначала находились под ее контролем. Не отказываясь в принципе от притязаний на эти острова, КНР, тем не менее, согласилась отложить переговоры об их статусе. В ответ на это Россия подтвердила свою готовность возобновить такие переговоры в будущем. Однако не все было гладко, правительство Приморского края, во главе с Наздратенко было против соглашения 1991 года, в котором было сказано, что Китай может забрать 3 участка общей территорией около 1500 гектаров.
Около года с момента подписания договора 1991 население Читинского региона не было оповещено о конкретных результатах. Однако многие понимали, что выполнение договора означает потерю этих островов. Население было против перемещения этих территорий под китайскую юрисдикцию, но кампания против не имела достаточной силы, чтобы воспрепятствовать этому. Редактор газеты «Забайкальский рабочий» Александр Баринов сообщил, что проблема в ближайшем будущем будет связана с загрязнением воды и воздуха, исходящим из Манчжоули, население которого увеличилось в 10 раз за 3 года. Также еще одной головной болью будет возросшее количество контрабанды. Также, по словам Баринова, хотя эти территории очень важны для обеих стран, они могут служить защитой для двух других спорных территорий - Большого Уссурийского и острова Тарабаров - расположенных около Хабаровска Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ..
Как бы то ни было, заключение соглашения от 16 мая 1991 г. создало возможность приступить к демаркационным работам, в результате которых российско-китайская граница на ее восточной части фактически впервые в истории получила четкое обозначение на местности.
Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее западной части.

После распада СССР к западу от российско-монгольской границы у России остался лишь 55-километровый участок границы с Китаем Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. - С.58.. Именно эта часть советско-китайской границы вышла на передний план в дальнейшем ходе пограничных переговоров. Стоит отметить, что здесь переговорный процесс имел, по сравнению с восточной частью, ряд существенных различий и особенностей. Проблем с его делимитацией не было. На подавляющем протяжении западная часть границы была сухопутной и проходила главным образом по горным рубежам со сложным рельефом. Редемаркация и проверка границ не проводилась здесь с XIX в.: подавляющее число погранзнаков на местности были в силу разных причин утрачены, описание границы в договорах и протоколах в ряде мест было недостаточно совершенным, и прохождение границы на таких участках толковалось сторонами по-разному. Самый крупный по площади участок границы на Памире южнее перевала Уз-Бель вообще никогда не был окончательно определен в договорном порядке. Фактическая граница проходила на этом участке так, как это было описано в нотах, которыми обменялись российская и китайская сторона в конце XIX в., по линии соприкосновения позиций, занимавшихся в то время войсками сторон, и проходившей по Сарыкольскому хребту.
Правительственная делегация СССР, начиная со второй половины 1988 г., приступила к переговорам по западной части советско-китайской границы; ряд участков был согласован, обсуждение других важных участков продолжалось.
В начале 1991 г., до подписания Соглашения по восточной части границы, в состав правительственной делегации СССР на пограничных переговорах были введены в качестве ее членов представители союзных республик.
8 сентября 1992 г. на встрече в Минске Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заключили официальное соглашение о совместном продолжении пограничных переговоров с КНР и уведомили об этом правительство КНР через его посольства в упомянутых четырех государствах. Главой совместной делегации был назначен заместитель министра иностранных дел России Г. Ф. Кунадзе.
Одновременно было заключено соглашение правительств России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о создании совместной делегации этих стран для ведения переговоров с правительством КНР по взаимному сокращению вооруженных сил и вооружений к укреплению доверия в военной области в районе границы государств -- участников СНГ с КНР. Эту делегацию возглавил Г. В. Киреев.
В конце октября 1992 г. в Пекине состоялась первая встреча совместной делегации правительств Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, возглавляемой заместителем министра иностранных дел РФ Г. Ф. Кунадзе, и делегации правительства КНР, возглавляемой заместителем министра иностранных дел КНР Тянь Цзэнпэем.
В протоколе об итогах встречи стороны подтвердили принципы урегулирования пограничных вопросов, согласованных на пограничных переговорах между СССР и КНР, а именно: на основе российско-китайских договоров о нынешней границе, руководствуясь общепризнанными нормами международного права, в духе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости решать оставшиеся пограничные вопросы. Были также подтверждены конкретные принципы урегулирования вопросов о границе на ее восточном и западном участках, согласованные на соответствующих переговорах между СССР и КНР. Также стороны подтвердили, что достигнутые в 1987--1991 гг. договоренности о прохождении линии границы в принципе остаются в силе, пришли к согласию о необходимости скорейшего юридического оформления согласованных участков границы и согласились продолжить обсуждение несогласованных участков границы для нахождения приемлемых решений.
В этих целях было решено создать рабочую группу по составлению соглашения о границе и возобновить деятельность рабочей группы по обсуждению прохождения границы. Было также констатировано, что успешно продолжается работа топографической группы с целью создания топографических карт как по востоку, так и с будущем по границе России (на западе), Казахстана. Киргизии и Таджикистана с КНР.
В прениях в ходе встречи сторон выявились различия в подходе к двум вопросам. Так, со стороны совместной делегации было высказано мнение, что в связи с изменением обстановки и появлением новых независимых государств, ранее входивших в состав СССР, этих государствах придается особенное значение вопросу о границах, а в связи с этим нельзя исключать, что при сохранении в целом в силе всех прежних договоренностей о прохождении границы в отдельных случаях могут потребоваться сверка и уточнение. Китайская сторона сочла, что эти соображения представляют собой коррективы, затрагивающие существо проблемы, и высказалась за то, чтобы не вносить этого в протокол, а в последующем в рамках заседаний рабочей группы, если что-то покажется неясным, изучить и обсудить. В результате по предложению совместной делегации в протоколе и было записано, что договоренности, достигнутые в 1987--1991 гг., остаются в силе. Такая формулировка давала возможность в ходе заседания рабочих групп возвращаться к обсуждению некоторых участков границы в связи с пожеланиями представителей республик.
Другим вопросом, по которому у сторон были различия во мнениях, был «формат» документов по юридическому оформлению согласованных частей границы, т.е. будет ли это соглашение между четырьмя странами СНГ с одной стороны и КНР -- с другой, или с каждой стороной у КНР будут отдельные соглашения о границе. Ведь в 1992 г. участки бывшего СССР унаследовали Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Западная часть границы бывшего СССР с КНР наряду со сравнительно коротким участком, проходившим по территории бывшей РСФСР, шла главным образом по территории именно этих трех стран. Поначалу совместная делегация высказывалась за первый вариант, а Делегация КНР за то, чтобы соглашения заключались по отдельности. Впоследствии обстановка сложилась так, что стороны пошли по пути отдельных соглашений КНР с каждой из стран СНГ, граничащих с Китаем. В результате был открыт путь к продолжению переговоров по пограничным вопросам с КНР. Возобновлена была и регулярно проходила деятельность всех рабочих групп делегаций, начавшаяся в 1993 г.
Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстано-китайской государственной границе протяженностью около 1700 км было подписано в апреле 1994 г. Соглашение охватывало все протяжение границы за исключением двух участков (район реки Сарычильды и район перевала Чоган-Обо). По этим двум участкам переговоры были продолжены, и представители Казахстана и КНР договорились на взаимоприемлемой основе о согласовании и по этим участкам. Третьего сентября 1994 г. заключено соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части. В июле 1995 г. это соглашение было ратифицировано Россией. Много времени потребовалось для юридического оформления киргизско-китайской государственной границы. Здесь на разных уровнях, вплоть до высшего, проводился обмен мнениями по некоторым участкам, включая сложный район пика Хан-Тенгри. После длительного обсуждения стороны на компромиссной основе обменялись небольшими участками территории одинаковой площади в районе этого пика. 4 июля 1996 г. было подписано Соглашение между Киргизской Республикой и Китайской Народной Республикой о киргизско-китайской государственной границе. Продолжалось обсуждение прохождения линии границы между Таджикистаном и КНР, в результате которого вырабатывалось еще одно соглашение о границе. Стороны склонялись к тому, чтобы, оставив до будущих времен вопрос о прохождении линии границы на Памире, договориться относительно остальной части границы и заключить соответствующее соглашение.
В основу упомянутых соглашений Казахстана и Киргизии с КНР легли результаты, достигнутые делегациями на советско-китайских переговорах по пограничным вопросам. Впервые пограничное урегулирование в этом регионе было проведено на современном юридическом и техническом уровне.
Демаркация русско-китайской границы.

После заключения первого соглашения, оформляющего 4300-километровый восточный участок границы, с 1992 г. начался очередной важный этап пограничного урегулирования между РФ и КНР -- этап демаркационных работ, в результате которых граница получила четкое обозначение на местности почти на всем протяжении ее восточн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.