На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Определение понятия, история возникновения и идеологические основы терроризма. Разновидности насильственных действий: политические, государственные, религиозные, националистические, военные, криминальные и корыстные. Характеристика известных группировок.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
Введение
1. Терроризм: определения и идеологические основы
1.1 История возникновения терроризма
1.2 Определение терроризма
1.3 Идеологические основы терроризма
2. Разновидности терроризма
2.1 Социальный терроризм
2.2 Националистический терроризм
2.3 Религиозный терроризм
Заключение
Список использованных источников
терроризм насильственный религиозный националистический группировка
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что за последние годы от рук террористов погибло значительное количество людей, как и чума террор не щадит ни взрослых ни детей, причем все это делается целенаправленно, жестоко и беспощадно.
Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию; он порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Его жестокость и наглость пугают нас, показывая нам нашу незащищенность и уязвимость.
Терроризм дает знать о себе регулярно, чтобы мы не забыли его и не расслаблялись. Он во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения.
Давно выйдя за национальные рамки, терроризм приобрел международный характер, акты терроризма привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту и жаль, что в последнее время для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем - политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д.
К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха открыто, в политическом соперничестве, утверждении или отстаивании национальной независимости, реализации своих идей переустройства, мира и всеобщего благополучия, которые не вполне могут показаться нормальными. Неверно считать, что все это характерно лишь современному этапу развития гражданского общества.
Отметим то, что самыми эффективными средствами террора являются насилие и запугивание - как в отношении представителей власти, так и против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей. С обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора, как это было в Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 года, или обещаниям показа такого результата.
Вал терроризма во всем мире обуславливает необходимость столь же активного противодействия ему, а это в свою очередь предполагает интенсивное изучение его и его истоков, к которым относятся как личностный так и идеологический факторы. Терроризм - как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.
Объектом исследования является возникновение терроризма как общественно опасного явления, выявление его истоков и причин посредством изучения его диалектики, причины и цели терроризма, его мотивационные и идейные основы.
Предметом нашего исследования будут являть нормативные акты, а также научная и учебная литература, посвященная основным вопросам терроризма и его идеологии.
Целью исследования является комплексный, системный анализ мотивационных и идеологических аспектов терроризма.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- рассмотреть существующие в настоящее время в научной литературе взгляды и мнения касающиеся вопросов: определения понятия "терроризма", его целей, типологии, видов, а также на историческом примере рассмотреть его развитие и распространение;
- рассмотреть идеологическую составляющую терроризма.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего, системный, статистический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Нормативно-правовую базу исследования составили нормативные акты Российской Федерации, а также международные конвенции и соглашения.
Теоретической основой исследования являются труды ученых правоведов в области криминалистики, психологии, геополитики международного права и других наук:
В праве США терроризм рассматривается как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества
Во Франции по Закону 1990 г. терроризм определяется не как обычное преступление, а как новая форма гражданской войны. Пострадавшие от терроризма приравниваются к жертвам войны.
В соответствии с российским законодательством, а именно Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Тот же закон определяет так же понятие террористической деятельности, которая является деятельностью, включающей в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельсности.
В Уголовном Кодексе террористический акт представлен как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять, как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле - в отношении нелегальных террористических актов.
Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно-правового понятий терроризма.
С этой точки зрения автору, представляется возможным выделить такие виды терроризма, как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д. Но вне зависимости от названия методы террористов были неизменны.
Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей.
В.И. Замковой и М.З. Ильчуков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по "адресату" такого террористического акта.
С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве.
Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте.
Кроме того, В.И. Замковой и М.З. Ильчуков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогда как терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная форма реализации.
Приведя ряд определений терроризма: "Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями";терроризм - это "угроза использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания" и сочтя их, с одной стороны, отражающими некоторые сущностные черты терроризма, а с другой - чересчур широкими и формальными, что позволяет распространить их на другие формы вооруженной борьбы, В. В. Витюк и С. А. Эфиров предлагают свою дефиницию терроризма:"Терроризм, - пишут они, - это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооруженной борьбы, которые определяются как террористические акты." Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам "отдельных высокопоставленных лиц", в современных условиях могут носить форму угона самолетов, захвата заложников, поджогов предприятий и офисов и т.д., но объединяет их с терроризмом прежних времен то, что "главной угрозой со стороны террористов остается угроза жизни и безопасности людей".
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, в каждой главе по три параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Терроризм: определения и идеологические основы
1.1 История возникновения терроризма
Террор как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя, прямо скажем, у современного террора уже нет его прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности.
За свою долгую историю терроризм представал в самых разных обличиях, террор и террористы существуют уже более полуторы сотни лет - во многих странах были варфоломеевские ночи и сицилийские вечери, врагов - реальных и мнимых - уничтожали римские императоры, оттоманские султаны, русские цари, а также многие другие, и каждая страна имеет как минимум одного "героя".
Террористы были всегда. Самая ранняя террористическая группировка - секта сикариев, которая действовала в Палестине в I веке новой эры и истребляла представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч - сику. Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.
Той же идеологии придерживались и представители мусульманской секты ассошафинов, убивавшие халифов, префектов, губернаторов и даже правителей: ими был уничтожен Иерусалимский король Конрад Монферратский. Убийство являлось для сектантов ритуалом, они приветствовали мученичество и смерть во имя идеи и твердо верили в наступление нового миропорядка.
В эти же времена в Индии действовали различные тайные общества. Члены секты "душителей" уничтожали своих жертв с помощью шелкового шнурка, считая этот способ убийства ритуальным жертвоприношением богине Кали. Один из членов этой секты сказал что, если кто-нибудь хоть раз испытает сладость жертвоприношения, он уже их, даже если он овладел разнообразными ремеслами, и у него есть все золото мира. Он сам занимал достаточно высокую должность, работал хорошо и мог рассчитывать на повышение, но становился самим собой, только когда возвращался в секту.
В Китае тайные общества, Триады, были основаны в конце семнадцатого века, когда манчжуры захватили две трети территории Китая. Первоначально они были основаны как тайные общества для свержения господства манчжуров и восстановления династии Минь на имперском троне. Эти общества во время правления династии манчжуров фактически превратились в инструмент местного самоуправления, взяли на себя многие административные и судебные функции. Многие Триады расширили философию сопротивления манчжурским завоевателям и включили в число противников также "белых дьяволов", в особенности, британцев, силой навязавших торговлю опиумом Китаю. Триады неоднократно предпринимали попытки к народному восстанию, жестоко подавлявшихся манчжурами. После Восстания Красных Тюрбанов в начале XIX века, манчжурами была проведена особо жестокая операция наказания, когда сотни тысяч китайцев были обезглавлены, закопаны живьем, медленно удушены. В результате многие члены Триад были вынуждены искать прибежище в Гонконге и США. По оценкам британских властей более двух третей населения Гонконга того времени состояло в различных Триадах. К началу XX века прежде легальная база существования Триад была подорвана репрессиями манчжур, Триады постепенно перешли на использование криминальных методов обеспечения своей деятельности: рэкету, контрабанде, пиратству, вымогательству. В 1911 году деятельность Триад полностью превратилась из патриотической в криминальную. Впервые в истории образовалось государство, возглавляемое и управляемой членами тайных криминальных обществ, которые привлекали отряды боевиков Триад для расправы над своими политическими противниками.
Классическим примером террористической организации Средних веков, которая значительно развила искусство тайной войны, диверсионной практики и насильственных средств достижения цели, является секта Хашашаинов ("курителей гашиша"), или, в европейском произношении, "ассассинов". Около 1090 года некто Хасан ибн ас-Саббах, захватил в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут.
Этот проповедник-исмаилит (исмаилиты - одна из множества мусульманских сект) обладал твердым, отважным характером и имел большое влияние при дворе турецкого султана. В то время турецкие кочевники захватили всю переднюю Азию, включая Ирак, Персию (Иран) и Сирию. Несмотря на свои достоинства и расположение султана, из-за интриг завистников Хасан был вынужден отправиться в ссылку.
Обойдя всю Северную Персию, Хасан склонил на свою сторону множество людей, которых он вооружал не только словом, но и мечами. Вскоре, собрав вокруг себя преданное и боеспособное войско, вероучитель неожиданно напал на крепость Аламут (орлиное гнездо) и, отбив ее у местного правителя, сделал своей резиденцией. Это место, названное Хасаном "Домом богатства", находилось на границе с Ираком и представляло собой неприступный горный замок на вершине скалы. Вскоре после этих событий окрестные страны впервые услышали имя Старца Горы - так стали величать Хасана его сторонники.
Хасан учредил семь религиозных степеней и создал кодекс ассасинов. Говоря современным языком, Хасан разработал систему постепенной психологической обработки своих будущих сподвижников и подданных. Вначале руководителю предписывалось определить характер человека. Затем завоевать доверие кандидата в ассасины, потакая его слабостям и порочным страстям. На третьей стадии необходимо было вызвать в душе обрабатываемого сомнение в истинности Корана, а на четвертом - получить от него клятву в полном повиновении. Пятая ступень неожиданно открывала прозелиту, что все самые знаменитые люди в его государстве - тайные ассасины. Шестая заключалась в общем экзамене по всему услышанному ранее материалу. И только седьмая степень, называемая "изложением аллегории", открывала путь в секту.
Все последователи Хасана делились на "самопожертвователей" (федави) и "искателей". Основными исполнителями заказных убийств были первые. Онипренебрегали опасностями и способны были без раздумий пожертвовать жизнью по требованию Старца Горы. Когда жертва была выбрана, федави в белой, подпоясанной красным кушаком одежде (цвета означали невинность и кровь), отправлялись выполнять порученное им задание. Иногда это занимало неделю, а то и месяцы. Однако остановить их не могла ни одна сила в мире - поручение выполнялось всегда.
Как пример можно привести блестяще организованное ассасинами убийство могущественного европейского феодала Конрада Монферратского. Этот вельможа долгое время занимал видное место при дворе византийского императора, затем оказывал серьезные услуги крестоносцам во время их войны с султаном Салах-ад-Дином за город Тир и наконец с 1190 года стал государем Иерусалимского королевства. Чем он вызвал гнев Старца Горы, можно только гадать, но факт остается фактом - 28 апреля 1192 года его убили два ассасина. Чтобы добраться до всемогущего короля, они приняли христианство и терпеливо дожидались удобного случая. Как-то во время церковной службы, выждав момент, они неожиданно бросились на Конрада и кинжалами нанесли ему несколько ран. Один из нападавших был убит на месте, но другому удалось скрыться. Узнав, что Конрада унесли из храма еще живого, второй убийца проник в королевскую опочивальню и там закончил начатое дело. Так как задание было выполнено, ассасин добровольно сдался охране и вскоре скончался в камере пыток, не проронив ни единого слова.
Разгадка того, каким образом Старец Гор добивался такой феноменальной преданности кроется в самом названии секты. В одной из персидских провинций находилась знаменитая долина Мулеба, окруженная горами. Постороннему попасть туда было практически невозможно. В ней располагался дворец Старца Горы, а рядом раскинулись прекрасные сады с беседками для отдыха. В этих павильончиках жили женщины; изумительной красоты. Выбранного для опасного задания человека сначала заставляли накуриться гашиша до обморочного состояния, а затем относили в долину. Придя, в себя, он проводил время в блаженстве, наслаждаясь любовью красавиц и роскошной пищей. Несчастный был убежден, что попал в рай, да это и внушалось ему каждый день. Через несколько дней ему опять давали гашиш и переправляли во внешний мир. Затем побывавший в садах наслаждений представал перед Старцем Горы и: тот спрашивал его: "Где ты пропадал эти дни, храбрый мой брат?" И юноша отвечал ему: "Я был в раю по вашей великой милости". И рассказывал при всех приближенных Хасана о своих необычных приключениях, вызывая всеобщее изумление и зависть. И тогда Старец говорил: "Пророк сказал, что каждый, кто защищает своего князя, попадет в рай. Тебя ждет вечное блаженство, если ты будешь выполнять всезаповеди и, все мои приказы".
Именно тогда, когда Старцу требовался преданный убийца, посылали за человеком, побывавшим в садах наслаждений. Его заставляли исполнить поручение, обещая повторение райской жизни, но теперь уже навсегда. Именно так создавались люди-автоматы, или зомби, безоговорочно выполнявшие любой приказ главы секты.
Хасан ибн Сабах практиковал убийства с явным расчетом внушить коронованным особам страх и тем самым обеспечить своей секте абсолютную тайную власть в мусульманском мире. Например, когда одни из крупных арабских феодалов решил уничтожить ассасинов, то через несколько дней с ужасом обнаружил на своей постели кинжал и лаконичную записку: "То, что положена возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце".
Несмотря на свой более чем почтенный возраст, Старец Горы постоянно жаждал крови. Он лично убил своих двоих сыновей, причем если второго за то, что тот употреблял алкогольные напитки (по законам Корана, это было строжайше запрещено), та первого - за какую-то пустяковую провинность. Свой долгий жизненный путь Хасан ибн Сабах закончил в возрасте 91 года, до последней минуты сохраняя здравый рассудок и ясность мышления.
В наше время прямыми потомками племени Старца Горы является мусульманская секта "низари исмаили", члены которой, наверное, уже и не помнят о своих страшных предках. Эту мирную религиозную организацию возглавляет Карим Ага Хан IV, получивший образование в одном из ведущих английских университетов.
Две наиболее известные доктрины, оправдывающие террор, - это "философия бомбы" и "пропаганда делом".
В 1848 году немецкий радикал Карл Гейнцен доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из "высших интересов человечества". Гейнцен явился в какой_то мере основоположником теории современного терроризма. В его работах можно найти немало идей, созвучных идеологическим воззрениям сегодняшних террористов. Он считал, будто силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцен надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и есть так называемая "философия бомбы", которая появилась в ХIХ веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в греческой истории. Концепция "философии бомбы" получила дальнейшее развитие и углубление в "теории разрушения" Бакунина. В своих работах он отстаивал мысль о признании лишь одного действия _ разрушения. В качестве средств борьбы предлагал яд, нож и веревку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не идти ни на какие компромиссы, что русская почва должна быть очищена мечом и огнем.
Доктрина "пропаганды действием" была выдвинута анархистами в 70_е годы ХIХ века. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита". К концу ХIХ века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал "варварские средства борьбы с варварской системой".
Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины ХIХ века. Его представители _ русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90_х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США взяли на вооружение "пропаганду делом". До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых. С окончанием войны терроризм на свое вооружение взяли правые. Национал_сепаратисты и фашистские движения в Германии, Франции, Венгрии, "Железная гвардия" в Румынии. В 1901 американский анархист убивает президента США Уильяма Маккинли. В России анархистское движение 1917-19 гг. также свелось к экспроприациям и открытому террору, причем зачастую под видом анархистов действовали бандиты и авантюристы. В Москве была создана "Всероссийская организация анархистов подполья", совершившая ряд террористических актов (взрыв здания МК РКП(б) и др.). В то же время радикальные националистические группировки - армянские, польские террористы, ирландские "динамитчики", турецкие бомбисты-одиночки, македонцы, сербы - пользовались террористическими методами в борьбе за национальную независимость. Крупнейшими терактами того времени были политические убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 году, югославского короля Александра и французского премьер_министра Барту в 1934 году. В основе этих движений лежат разные идеологические платформы, но фактически и те, и другие руководствуются положениями доктрин "философии бомбы" и "пропаганды действием".
У терроризма появляются свои певцы и пророки, например, Нечаев, Морозов, Степняк-Кравчинский, Савинков. Кропоткин в своей "Этике" он писал, что убийцы русского царя имели на это право. Революционеры-террористы и их убежденные последователи, знали, что идея - это все, а потому, не колеблясь, приносили ей многочисленные жертвы.
В 90-е годы анархисты провели "пропаганду делом" во Франции, Италии, Испании и Соединенных Штатах, запугав ничего не понявших граждан так, что те, в конце концов, стали полагать, что терроризм, экстремизм, национализм, социализм, нигилизм, радикализм и анархизм - это одно и то же. Этому предшествовало несколько взрывов в Парижских домах, произведенные неким Равашолем, произнесшим следующий монолог: "Нас не любят. Но следует иметь в виду, что мы, в сущности, ничего, кроме счастья, человечеству не желаем. Путь революции кровав. Я вам точно скажу, чего я хочу. Прежде всего - терроризировать судей. Когда больше не будет тех, кто нас сможет судить, тогда мы начнем нападать на финансистов и политиков. У нас достаточно динамита, чтобы взорвать каждый дом, в котором проживает судья...". Правда, этот "идейный террорист" оказался на самом деле обыкновенным уголовником, промышлявшим воровством и контрабандой.
Свое продолжение концепции "философии бомбы" и "пропаганды делом" получили в теории фашизма, возникшей в начале XX столетия в Италии и Германии. Это была террористическая диктатура самых реакционных сил, отличающаяся применением крайних форм насилия, шовинизмом, расизмом, антисемитизмом, идеями военной экспансии и всевластия государственного аппарата. Был обрушен кровавый террор на все демократические и либеральные движения, физически уничтожались все действительные и потенциальные противники нацистского режима. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жестокостью террористический аппарат: СА, СС, Гестапо, "Народный трибунал" и др. Под влиянием Италии и Германии режимы фашистского типа были установлены в Испании, Венгрии, Австрии, Польше, Румынии. Фашизм явился смертельной угрозой для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов.
Распад крупнейшей "атомной" державы _ Советского Союза обострил проблему расползания ядерного оружия, а значит, возможность появления ядерного терроризма. Следует отдавать себе отчет, что нынешние террористы _ это не любители, бросающие в толпу самодельную бомбу, а высокоподготовленные профессионалы. Они умело используют последние достижения военной науки и техники. Предельно ясно одно _ террористы еще со времен западногерманских боевиков Мейнхоффа вынашивают мечту _ либо украсть, либо изготовить атомную бомбу. В США на основе заключения одного из подразделений по предупреждению ядерного терроризма еще несколько лет назад был сделан вывод: создание примитивного ядерного устройства (несмотря на всю трудность его изготовления) вполне по силам террористической группировке, которая сможет использовать в работе трех_четырех серьезных специалистов. Нью_Йорк еще в 1975 году пережил минуты атомного шантажа, когда городское руководство получило предупреждение от неизвестных лиц. В записке говорилось: "Нам удалось спроектировать и построить атомную бомбу, она находится в тайнике на острове Манхэттен. Устройство будет взорвано в 6 часов вечера, если не будут выполнены наши требования передать нам 30 миллионов долларов мелкими, ничем не помеченными купюрами и разрозненных номеров". Написанное можно было бы воспринять как шутку, если бы не чертеж, приложенный к записке: его сделал человек, хорошо знающий ядерную физику. За бутафорским свертком, подложенным взамен денег в условленном месте, так никто не пришел. Но сама история наводит на весьма грустные размышления. Тем более что в Соединенных Штатах около 80 раз выдвигались угрозы применения ядерного оружия. Хотя в подавляющем большинстве они были ложными.
Терроризм начала XXI века относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В настоящее время, по мнению ряда экспертов, в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. человек и 11,5 тыс. пострадало. Террористический акт 11 сентября 2001 г. в США превзошел все предыдущие террористические акты по объему действий и наступившим последствиям, что заставило ученых и общественность по-новому посмотреть на это явление.
1.2 Определение терроризма
В современной литературе насчитывается более 100 определений терроризма. Существующая сегодня конструкция правового определения терроризма довольно громоздкая, сложная и создает трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные квалифицирующие признаки, однако, терроризмом не являющихся.
Попробуем подробнее изучить вопрос определения слова "терроризм".
Считается, что слово "террор" в политическом лексиконе Европы появилось в XIV веке, когда с латыни на французский были переведены сочинения древнеримского историка Тита Ливия. Его смысл в различные исторические эпохи понимался по-разному. В словаре, изданном во Франции в 1796 году, слово "террорист" имеет положительное наполнение. Как отмечается в литературе, многие вожди революции гордились, когда за "решительность" и пламенную веру в "революционную справедливость" их именовали террористами.
"Толковый словарь" В.И. Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.
Трактовка В.И. Далем слова "терроризм" ближе к современному понятию "терроризировать":
1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;
2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п.
С.И. Ожегов уточняет такую деталь: террор - это физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам. Такое уточнение сужает понятие терроризма, если его относить только к политическим противникам. Так, если виновный осуществил насилие из политических мотивов в отношении не политических противников, а, например, "простых" граждан, то такие действия нельзя отнести к терроризму.
Помимо этих определений встречаются так же и следующие:
· как стратегию действий, основанную на принципах насилия, репрессий, физического уничтожения;
· политика и практика террора, направленная как непосредственно на противника, так и, в большей степени, опосредованно, то есть путем террора над не участвующими в конфликте группами населения с целью вызвать их апелляцию к противнику, имеющую целью прекращение по отношению к ним террора ценой удовлетворения требований террористов;
· метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия (энциклопедия КММ);
· наиболее опасный способ политической дестабилизации общества;
· наиболее общественно-опасное из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством;
· экзистенциальный протест против формально-юридических отношений, выражающийся в прямом действии против "сторонников системы", коренящийся в недрах традиционного общества;
· сознательное использование нелегитимного насилия со стороны группы людей или индивидуума, для достижения определенных целей, заведомо недостижимых легитимным путем;
· один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия;
· это насилие, содержащее в себе угрозу, не менее жестокого насилия, для того чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения.
В праве США терроризм рассматривается как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества
Во Франции по Закону 1990 г. терроризм определяется не как обычное преступление, а как новая форма гражданской войны. Пострадавшие от терроризма приравниваются к жертвам войны.
В соответствии с российским законодательством, а именно Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Тот же закон определяет так же понятие террористической деятельности, которая является деятельностью, включающей в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельсности.
В Уголовном Кодексе террористический акт представлен как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
Из всех определений можно сделать вывод, что основной и содержательной стороной терроризма выступает устрашение политических или иных противников, применение или угроза применения насилия. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны является центральной особенностью насильственного давления, называемого терроризмом.
Основой и главной сущностной характеристикой понятия терроризм является термин "террор".
Эти понятия зачастую идентифицируются и употребляются как синонимы не только в обиходе, но и в научной литературе. В переводе с латинского слово террор означает "страх", "ужас", а значит практически любой акт насилия, убийства, захвата заложников можно отнести к категории террористического постольку, поскольку этот акт преследует цель кого-то устрашить, запугать, повергнуть в ужас.
В данном случае понятия "террор" и "терроризм" являются вполне идентичными по своему смысловому значению.
Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями, которые могут, как нельзя лучше отразить суть терроризма. В словарях "террор" определяется как "физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам".
Многие российские ученые пытались внести ясность в этот вопрос.
С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять, как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле - в отношении нелегальных террористических актов.
Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно-правового понятий терроризма.
С этой точки зрения автору, представляется возможным выделить такие виды терроризма, как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д. Но вне зависимости от названия методы террористов были неизменны.
Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей.
В.И. Замковой и М.З. Ильчуков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по "адресату" такого террористического акта.
С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве.
Слова "терроризм", "террорист", "теракт" представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему исходному смыслу, все они связаны с террором, как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, то есть террористом, как правило, является не государство, а организации, ставящие перед собой политические цели - приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.
Цели терроризма характеризуются теми результатами, на достижение которых направлена деятельность террористических организаций. Они в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических акций, а также методов и средств их совершения. В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности могут быть выделены внутриполитические и внешнеполитические цели. К внутриполитическим целям терроризма могут быть отнесены: изменение политического режима и общественного устройства страны; подрыв демократических преобразований или их затруднение; подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права и интересы; дестабилизация внутриполитической обстановки; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций; провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов; срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т. п.). К внешнеполитическим целям могут быть отнесены следующие: ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами; срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов; создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны; компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т. д. В зависимости от масштаба и содержания цели терроризма могут быть стратегическими (например, подготовка условий для свержения существующего строя, дестабилизация обстановки в стране, признание террористической организации властями и общественностью как самостоятельной политической силы и т. п.) и тактическими (популяризация идей и целей террористической организации, обеспечение сплочения участников самой организации, получение материальных средств для продолжения ее деятельности, освобождение отдельных отбывающих наказание террористов, выражение отрицательного отношения к отдельным лидерам или организациям страны, к правоохранительным органам, к вооруженным силам и т. д.).
Однако следует отметить, что в чистом виде цели терроризма никогда не представляются. Здесь скорее всего цель представляет собой некое "многоликое" явление, или же многостороннее.
Соболев В.А. в своем интервью на вопрос о целях терроризма ответил следующее: "преследуемые экстремистами и террористами цели не замкнуты на историю, политику или иные обстоятельства отдельного государства или группы государств, а касаются планов насильственного изменения ситуации или политики на больших территориях и в мире в целом. Достаточно вспомнить идею создания "Всемирного исламского халифата" или объявление лидеров движения "Талибан" и "Аль-Каиды" о создании на северо-западе Пакистана в районе границы с Афганистаном исламского государства Вазиристан. Террористы крайне нуждаются в публичности и поэтому стараются максимально быть связанными с деятельностью средств массовой информации. Посредством СМИ они доносят свое "послание" до общественности, именно через них общество узнает об актах насилия."
Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму как деянию свойственны следующие четыре отличительных признака.
В первую очередь отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Опасность при этом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц.
Следующая отличительная черта терроризма - это публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных.
Терроризм сегодня - это бесспорно форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие. Поэтому когда мы на практике имеем дело с общеопасными деяниями неясной этимологии, то чем больше неясностей, тем меньше вероятности, что это акты терроризма. Наряду с порождением общей опасности и публичным характером действий следующим отличительным и самым важным признаком терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.
"Совершенно разные цели, - пишет Ю.М. Антонян, - могут преследоваться при нападении на государственных и политических деятелей, сотрудников правоохранительных органов и "рядовых" граждан, при уничтожении или повреждении заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта и других аналогичных действиях, но о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса. Это основная черта терроризма, его специфика, позволяющая отделить его от смежных и очень похожих на него преступлений".
Причем создается эта обстановка страха, напряженности не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально - психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким либо действиям в интересах террористов или принятию их условий.
Таким образом, резюмируя существующие научные положения и международный опыт борьбы с терроризмом, представляется возможным, остановится на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: Терроризм - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие, какого - либо решения или отказ от него в интересах террористов.
1.3 Идеологические основы терроризма
Исследование мотивационно-ценностной и социально-философской основы такой формы конфликтов "малой интенсивности", как терроризм, имеет серьезное практическое значение, в частности для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, например, при оценке степени реальности угрозы террористического акта, при переговорах об освобождении заложников и т.п. Надо иметь ввиду, что психология (и философия) террористической деятельности имеет существенную специфику, иногда мало понятную, если исходить из общепринятых мотивационных и поведенческих стандартов. "Эффективная антитеррористическая политика, -- пишет американский исследователь Д. Хаббард, -- зависит от понимания того, что думают террористы, и того, почему они делают то, что делают; если мы берем самих себя в качестве модели, поведение террористов будет казаться необъяснимым".
Существует мнение, что террористы используют идеологию лишь для оправдания уже совершенных террористических актов. Подтверждением этому служит то, что многих террористов не волнует идеология, они не имеют четкие и построенные планы и цели, одним словом действуют импульсивно, а не разумно. "Новое поколение террористов нередко состоит из молодежи, не задумывающейся об идейных мотивах своего поведения и примкнувшей к террористической деятельности из любопытства, по случайному увлечению" .
Западные исследователи разработали целый ряд мотивационных типологий терроризма, выделяя два их основных типа -- личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротическо-психопатологические и корыстные.
Что касается политико-идеологических мотивов, то их роль в мотивационной системе терроризма далека от однозначности. Нередко даже те исследователи, которые придают им большое значение, считают их все же чаще всего скорее формой "рационализации" других, неосознанных мотивов, чем основным фактором. Однако многие специалисты, напротив, подчеркивают самостоятельный и особо значимый характер идеологических мотиваций. Так или иначе, вряд ли можно сомневаться, что личностные мотивы, как правило, переплетаются с идейными в разных пропорциях. Перевес тех или других зависит от конкретного случая, но вместе они составляют мотивационную основу экстремистского сознания.
Иногда идеология выступает лишь обрамлением террористических групп. В таком качестве идеи изменяются, забываются первоначальные цели. Иногда идеология изменяется в зависимости от среды, в которой она существует.
В террористических группах обладающих идеологией наиболее сильные идеи - это идеи почвы и крови, поскольку они самые древние и волнующие. "Член ИРА, палестинец, франко-канадец, моллуканец или баск, корсиканский автономист или тирольский сепаратист могут понятно выразить свои мотивы", - писал Функе. Можно сделать вывод, что самые идеологически обоснованные действия у националистических и сепаратистских террористических группировок, что делает их уничтожение гораздо более трудно выполнимой задачей. Идейные мотивы, как уже было сказано ранее, могут быть социально-политическими, националистическо-сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально-политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко приводит к особенному фанатизму. В приведенных в журнале "Терроризм" результатах опроса 26 шиитских террористов все опрошенные высказали готовность совершить самоубийственные террористические акты.
У религиозного фанатика, готового совершить самоубийственный террористический акт, возможно наиболее рельефно проявляется то, что можно условно обозначить как "экстремистское сознание". Пытаясь выделить основные компоненты этого сознания, следует иметь ввиду, что это понятие представляет собой скорее рабочую абстракцию, своего рода "идеальный тип", необходимый для проникновения в существо мотивов и идей рассматриваемого нами вида конфликтов. Правда, было немало попыток сконструировать обобщенный образ террориста, но постепенно исследователи стали все более скептически относиться к такому универсальному конструированию, придя к выводу, что тип личности террориста не поддается однозначному определению. Так, например, Р. Дрэйк констатирует, что попытки создать комплексный образ террориста с помощью статистического анализа не принесли заметных успехов.Тем не менее, если не в личностных, то во всяком случае в политико-идеологических мотивах терроризма, несмотря на все их разнообразие, даже иногда несовместимость, можно выявить некую общую мотивационную доминанту, которая собственно и позволяет говорить об "экстремистском сознании" как о своего рода идеальной модели. Эта доминанта может возникать в разной психологической "среде" -- в люмпенской и интеллигентско-радикалистской психологии, в психологии обездоленных и пресыщенных, она равным образом присутствует в социально-политическом, этно-политическом и религиозном видах терроризма, всюду являясь краеугольным камнем экстремистского сознания. Такой мотивационной доминантой является вера в обладание высшей единственной истиной, уникальным рецептом "спасения" своего народа, социальной группы или всего человечества. Известный специалист по терроризму Б. Дженкинс считает, что "террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как "истинно верующие". Такая вера задает тип ценностных и поведенческих моделей террористических групп. В принципе императив единственной истины заложен в любой религиозной и квазирелигиозной вере, однако своего крайнего выражения он достигает сейчас вероятно в религиозном фундаментализме. Поэтому последний часто обращается к терроризму в самых крайних формах. Д. Капитанчик считает, что "терроризм...находит свое наиболее угрожающее выражение в контексте возрождения исламского фундаментализма".
Однако, нетрудно заметить, что указанной мотивационной доминанты недостаточно для обращения к террористической деятельности. Людей убежденных, что они достигли высшей и единственной истины немало в самых разных сферах и лишь немногие из них обращаются к терроризму. Очевидно, что мотив обладания истиной является существенной, но недостаточной предпосылкой обращения к терроризму. Вероятность обращения к нему возрастает при наличии некоторых других условий, стимулов и мотивов, при наличии специфической ценностно-мотивационной системы. Необходимым элементом этой системы является крайняя нетерпимость к инакомыслию, а также ко всякого рода сомнениям и колебаниям, перерастающая в убеждение, что нормальный, полноценный человек просто не может видеть вещи в ином свете, чем тот, который открывается благодаря обладанию абсолютной истиной. Однако, поскольку на практике исключение инакомыслия оказывается невозможным, возникает другой важнейший компонент экстремистской мотивационной системы -- идея обращения инакомыслящих в единственно истинную веру. Это возможно двумя способами -- путем мирной пропагандистской или миссионерской деятельности, либо с помощью всех возможных, в том числе насильственных средств. Второй путь в пределе ведет к терроризму. Соответственно два других компонента экстремистской мотивационно-ценностной системы -- отказ от общечеловеческих ценностей и крайняя агрессивность. Разумеется, в реальности крайние формы откровенного аморализма нечаевского типа встречаются довольно редко. Во-первых, они просто "не выгодны", во-вторых, начальным пунктом движения по пути к терроризму может быть вполне искренний идеализм и романтизм. Лишь дальнейшее движение по этому пути приводит к отказу от общечеловеческих ценностей, включая основной принцип -- "не убий", что становится допустимым, если цель оправдывает средства. Фанатичная убежденность в высшей правоте может также вытесняться соображениями практического интереса, корыстными мотивами, стремлением захватить и удержать власть и т.п. Фанатики-идеалисты превращаются в прагматиков и циников или устраняются последними. Укоренение "единственно истинной" веры требуют самых крайних средств, агрессивности, готовности разрушить "несправедливые" порядки. "Чтобы стать террористом, -- говорит К.Л. Оотс, -- человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели... Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми".
Подводя итог вышеизложенному, идеологию терроризма можно определить как совокупность крайне радикальных идейных установок, являющихся теоретическим обоснованием применения насилия различными способами, на нелегитимной основе для достижения политических целей террористических организаций.
Обращение к идеологии необходимо потому, что помогает раскрыть некоторые необъяснимые с иных позиций явления, например, такие бесчеловечные, как ликующе радостная реакция палестинских детей на террористические акты в США. Ведь не случайно в докладе Ермекбаев П.А. (начальника военно-научного центра Министерства обороны РК) "Меры по предотвращению терроризма и сотрудничество с международными организациями" он утверждает, первое, что необходимо сделать для предотвращения терроризма - пресечь ра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.