Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Общая направленность, содержание, принципы реализации и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений. Сущность и особенности внешней и внутренней валютной политики Украины.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Реферат на тему:
«Современные ориентиры внешней и внутренней валютной политики Украины.»
Донецк 2009
1. Современные тенденции развития внешнего мирового сообщества
Общая направленность, содержание и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений определяются рядом факторов, разных по природе и степени влияния.[1]
Они составляют, более-менее условно, три основных взаимосвязанных между собой блока. Это:
- главные современные тенденции развития мирового сообщества;
- геополитические факторы;
- внутриэкономические и внешнеэкономические факторы.
Формирование современной структуры международных отношений проходит под влиянием двух противоположных тенденций, проявляющихся как на глобальном, так и на региональном уровнях. Первой из них является дезинтеграция и децентрализация тоталитарной системы, существовавшей в условиях «холодной войны» в Восточной Европе и Азии. Ее проявлением стал быстрый распад ряда многонациональных государств бывшего социалистического лагеря и создание вместо каждого из них нескольких новых, преимущественно мононациональных. Эта тенденция привела к быстрому изменению политической карты евразийского континента, окончательные черты которой, как это демонстрируют события на Кавказе и в бывшей СФРЮ, еще не сформировались.[4]
Появление на политической карте Европы суверенной Украины, вопреки многолетнему сдерживанию и даже удушению ростков ее государственности, является одним из результатов развития дезинтеграционных процессов. Как и каждое молодое государство, Украина с первых дней своего существования столкнулась с целым рядом проблем экономического, внутри- и внешнеполитического порядка.
Во внешнеэкономической сфере Украине пришлось практически с «нуля» налаживать и строить отношения с другими государствами, в том числе с ближайшими соседями, создавать договорно-правовую базу для развития дву- и многосторонних отношений, закладывать основы нового экономического сотрудничества с разными странами мира на новых рыночных началах, открывать дипломатические представительства, готовить дипломатические кадры и т.д. Дезинтеграция многонациональных государств конечно же не означает разрыва всех ранее существовавших связей, их полную потерю новыми государствами. Многие из таких связей, а также связанных с ними проблем, наследуются и сохраняются. Они сильно влияют на контакты новых государств с внешним миром.
В полной мере сказанное касается и Украины. Украина как государство, которое возникло в результате распада СССР, унаследовала, в частности, три четверти линии государственной границы, которая раньше была сугубо административной; установленные со времен СССР торговые отношения, централизованные и далеко не всегда рациональные; третий в мире по мощности ядерный потенциал; Чернобыльскую АЭС; проблему раздела активов и пассивов бывшего Союза; задание обустройства депортированных народов, которые возвращаются на свою историческую родину, и т.д.
Работа над решением указанных проблем уже принесла определенные конкретные результаты. Так, Украина добровольно и в одностороннем порядке вызвалась ликвидировать и уже ликвидирует значительный арсенал ядерного оружия, стремясь в будущем приобрести статус безъядерной державы. Она присоединилась к ДНЯО и получила гарантии национальной безопасности от всех государств - постоянных членов Совета Безопасности в связи с ядерным разоружением. Украина приняла политическое решение о закрытии Чернобыльской АЭС, надеясь, конечно, на понимание Западом необходимости такой материальной поддержки этого процесса, которая была бы адекватной издержкам, связанным с выведением из эксплуатации значительных энергетических мощностей.[5]
Среди перечисленных проблем, ставших перед Украиной , едва ли не самым острым является вопрос границ. Украине приходится теперь решать проблемы делимитации и демаркации, соответствующего обустройства своих границ с бывшими советскими республиками, а ныне новыми независимыми государствами - Белорусью, Молдовой, Российской Федерацией. Кроме того, некоторые из соседних держав, и не только среди новосозданных, фактически выдвигают к ней территориальные претензии. Причем ряд политических сил внутри этих стран призывает даже к пересмотру послевоенного территориального устройства в Европе и Хельсинкских договоренностей, то есть самых основ системы сегодняшней европейской стабильности и безопасности.
В частности, такая проблема существует в отношениях с Румынией. Как страна гитлеровской коалиции (до августа 1944 года), которая воевала против СССР (в том числе и на территории Украины), после поражения она понесла, как и Германия, и другие ее союзницы, определенные территориальные потери. В соответствии с соглашениями, которые зафиксировали послевоенный территориальный раздел Европы, в состав Советского Союза вошли Северная Буковина (нынешняя Черновицкая область Украины) и часть Бессарабии (Одесская область). Парадоксально, но через 50 лет после окончания второй мировой войны радикальные политические силы подталкивают Румынию не признавать послевоенные соглашения, что тормозит подписание между нею и Украиной полномасштабного политического договора. Однако, поскольку современная граница с Румынией, которую Украина унаследовала от СССР, была закреплена в двусторонних договорах Румынии и Советского Союза, то для Украины этот вопрос исчерпан.
В непрямой форме определенные территориальные (и имущественные) претензии к Украине выдвигают и отдельные политические силы и государственные органы России. Российский парламент не раз затрагивал вопрос статуса Крыма и г.Севастополя, что не могло не вызвать негативную реакцию не только в Украине, но и у мирового сообщества. Государственная Дума Российской Федерации недавно подала соответствующий запрос в Конституционный суд Российской Федерации, а 6 октября нижняя палата парламента России приняла закон «О моратории в отношении одностороннего сокращения Черноморского флота» и заявление в связи со слушанием ходатайства прокурора города Севастополь о роспуске общественной организации «Российская община Севастополя». Эти действия парламента Российской Федерации не могут не расцениваться в Украине иначе как откровенная попытка вмешиваться во внутренние дела нашего государства.
Таким образом, на сегодня Украина продолжает сталкиваться с попытками дестабилизировать извне ситуацию в тех или иных ее регионах (Крым, Буковина и т.д.), что фактически создает для нее угрозу территориальной целостности.
Другой глобальной тенденцией мирового развития является интеграция. Наибольшего размаха она достигла в Западной Европе, Северной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ее следствием является формирование новой системы международных отношений, причем это происходит под подавляющим влиянием экономических факторов.[2]
Вне мировых глобальных и региональных интеграционных процессов становление политически стабильной, демократической, экономически процветающей Украины - просто невозможно. Постепенное полное включение в европейские и мировые международные политические, экономические, гуманитарные и другие процессы, развитие Украины как надежного звена в строительстве новой, мирной, стабильной и процветающей всемирной системы международных отношений, новой европейской архитектуры безопасности является важной задачей внешней политики нашего молодого государства. Поэтому естественны активизация деятельности Украины в рамках ООН и ОБСЕ, усилия, направленные на вхождение в Совет Европы и углубление сотрудничества с ЕС, НАТО и ЗЕС, участие в подписании Пакта стабильности в Европе, подключение к механизмам регионального и субрегионального сотрудничества и т.д. Украина первой из стран СНГ подписала программу «Партнерство ради мира» с НАТО, а 16 сентября этого года в Брюсселе Североатлантический совет официально одобрил Индивидуальную программу партнерства НАТО - Украина. Украина также еще в 1994 году подписала широкомасштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, а в начале лета этого года подписала с Евросоюзом временное соглашение о торговле. В сентябре-октябре текущего года Парламентская Ассамблея Совета Европы в Страсбурге приняла принципиальное решение о присоединении Украины к Совету Европы, которое должно приобрести формальный статус в начале ноября.
На субрегиональном уровне Украина последовательно наращивает связи и сотрудничество в рамках Центрально-Восточноевропейского региона. Здесь она активно сотрудничает в ассоциации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), стремится ускорить присоединение к Ассоциации свободной торговли стран Центральной Европы (CEFTA) и вступление в Центрально-Европейскую инициативу (ЦЕИ). Новый импульс в решении вопроса о присоединении Украины к ЦЕИ придало участие премьер-министра Украины Е.Марчука в заседании Ассоциированного Совета ЦЕИ на уровне глав правительств в Варшаве, в ходе которого принято решение расширить членство в ЦЕИ весной следующего года. Украина начала активное сотрудничество с Северным и Балтийским Советами и выступает за усиление взаимосвязей с ними.
Несмотря на большие успехи, которых достигла украинская внешняя политика в этом направлении, мы пока что не можем ответственно заявить, что стали полноценными и равноправными участниками мировых интеграционных процессов. Для полномасштабного включения Украины в современный европейский процесс во всех его измерениях нужно определенное время, значительные усилия и открытое желание всех заинтересованных сторон. Для этого необходимо не только начать, а и завершить реформирование политической и экономической сфер внутренней жизни нашей державы.
2. Геополитические факторы
Место Украины в современной исключительно сложной развивающейся европейской архитектуре определяется достаточно простыми реалиями. А именно тем, что Украина:
- вторая по территории и пятая по количеству населения страна Европы (поэтому, кстати, появление на политической карте мира Украины как нового независимого государства является одним из важнейших геополитических изменений в послевоенной Европе). Затем развитие ситуации как в самой стране, так и вокруг нее способно ощутимо отразиться на политическом климате всего европейского континента;
- частично находится в полосе нестабильности, которая тянется от Балкан через Приднестровье и юг Украины (Крым) до Закавказья;
- наибольший сосед России в Европе, который, кроме того, отделяет Россию от Центральной Европы, сдвигая ее, так сказать, в азиатском направлении. Именно Россия, учитывая ее могучий ресурсный и экономический потенциал, в первую очередь формирует политический микроклимат региона, в котором размещена Украина;
- оказалась на линии нового возможного геостратегического раскола Европы в связи с запланированным расширением НАТО на восток.
Обозначенные общие особенности геополитического положения в значительной степени определяют направления и задачи внешней политики Украины.
Как европейское государство, она не может не сотрудничать с европейскими структурами, не интегрироваться в них, о чем уже говорилось.
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на содержание и направления внешней политики Украины, является Россия. Строительство сбалансированных и действительно партнерских отношений с ней, при одновременном эффективном противодействии любым притязаниям на свою независимость - для Украины задача особого значения. Не только сама Украина, а и вообще регион, в котором она находится, является сферой стратегических интересов России. Через территорию Украины проходят жизненно важные для России транспортные транзитные пути (газо- и нефтепроводы, автомагистрали и железные дороги), соединяющие ее с Центральной и Западной Европой. Через территорию Украины Россия получает самый близкий выход к Балканам, Средиземноморью и Приднестровью - регионам, где она стремится сберечь свое присутствие.[4]
Отношения Украины и России строились не просто, и они достаточно сложны. Это касается, однако, отношений не только России с Украиной, но и с другими новыми независимыми государствами. До сих пор значительная часть представителей московской политической элиты не смогла избавиться от великодержавного мышления и демонстрирует неготовность воспринимать новые независимые государства, в том числе и Украину, как равноправных партнеров. В соответствии с ее «рецептами», время от времени провозглашается готовность вмешиваться во внутренние дела других постсоветских республик, силой защищать на их территории так называемое «русскоязычное население», то есть укреплять свой международный вес силовым давлением на соседей. Это обычно часто приводит к противоположному эффекту, однако распаляет сторонников использования силовых методов в российской внешней политике. Положение в регионе усложняется еще и тем, что внутренняя ситуация России не является политически стабильной, о чем свидетельствуют случаи вооруженного противостояния исполнительной и законодательной власти в Москве, события в Чечне, нарастание настроений шовинизма, изоляционизма и т.д. Высказываются опасения, что Россия может отойти от демократических ориентиров и даже погрузиться в политический хаос. Подобное развитие событий чрезвычайно нежелательно и опасно для Украины и всего мирового сообщества.
Вопреки всем этим трудностям Украине за последний год удалось добиться заметного прогресса в отношениях экономический диалог с ней разблокирован и выведен на нормальный деловой уровень. Достигнуты важные договоренности по ряду тяжелых проблем, в том числе о реструктуризации государственного долга Украины России.
Встреча президентов двух стран в этом году в Сочи позволила найти политическое решение одного из наиболее болезненных вопросов украинско-российской повестки дня - проблемы раздела Черноморского флота. На переговорах по этому вопросу, состоявшихся в последнее время, достигнут значительный прогресс в разработке соответствующих двусторонних соглашений, хотя осталось еще несколько вопросов принципиального характера, по которым стороны еще не договорились.
К первоочередным среди них относится согласование принципов взаиморасчетов и мест базирования российского Черноморского флота в Севастополе. Украина не может согласиться с претензиями России относительно передачи ей всех объектов Севастополя, используемых ныне флотом, и почти бесплатного их использования. В этом случае весь город автоматически превратится в военную базу российского Черноморского флота, а Украина понесет значительный материальный и финансовый ущерб, тем более, что размещенные в Севастополе объекты составляют 89% всей инфраструктуры Черноморского флота. Очевидно, что все эти объекты не нужны для нормального функционирования флота России, о чем свидетельствуют не только теоретические расчеты на основании мирового опыта, но и практика сдавания тех или иных объектов в аренду, к которой прибегает командование Черноморского флота.
К сожалению, российская сторона в процессе переговоров стремится игнорировать очевидный и принципиальный для Украины факт, что сегодня речь идет о размещении на территории нашего государства зарубежных войск. Это входит в противоречие с ее внеблоковым статусом, а также ведет к резкому увеличению антропогенной нагрузки на регион, переэксплуатации его природных ресурсов, что также должно компенсироваться.
Решение проблемы Черноморского флота открывает путь к подписанию уже парафированного широкомасштабного политического договора, которое должно состояться в ходе государственного визита в Украину президента Российской Федерации. Вслед за этим тема украинско-российских отношений перестанет быть центром напряженного международного внимания, что будет соответственно влиять и на социальные настроения в обоих государствах, создаст предпосылки для спокойного строительства многоплановых взаимовыгодных украинско-российских отношений. Вообще ключевым обстоятельством, которое будет определять характер отношений между двумя державами, является внутреннее положение в России, характер сил, которые будут определять политический курс этого государства.
3. Внешняя валютная политика Украины
Важной задачей внешней политики Украины является сбалансированность и диверсификация своих внешнеполитических связей, которые позволили бы ей избежать односторонней зависимости от более сильных соседей или положения державы, пребывающей в изоляции между Европой и Евразией либо служит этой изоляции. Украина своей историей и географическим положением призвана быть своеобразным соединительным звеном между Европой и Россией. Соответственно Украина интенсивно развивает максимально тесные и широкие политические и экономические отношения с остальными своими ближайшими соседями, а также постсоветскими республиками Центральной Азии и Закавказья.
Известно, что свой первый двусторонний официальный визит в качестве Министра иностранных дел Г.Удовенко совершил в Молдову. Произошел значительный прорыв в отношениях Украины со США, свидетельством чего были государственные визиты Президента Л.Кучмы в США и Президента Б.Клинтона в Украину, достигнутые в ходе их договоренности.
До недавнего времени США по сути не «замечали» Украину в тени приоритетности отношений с Россией и «коллективным» подходом к странам СНГ. Однако, по мере нарастания количественного уровня двусторонних встреч с новой администрацией Президента Б.Клинтона, с одной стороны, и усилением тенденций нестабильности во внутренней и внешней политике России, с другой, - отношения с Украиной приобрели самостоятельное весомое значение. На смену точке зрения, что цивилизованная поступь остальных республик бывшего Советского Союза автоматически обеспечивается утверждением демократии в России, которой соответственно и следует помогать, пришло понимание недостаточности этого условия. Подобная трансформация внешнеполитического подхода США, безусловно, способствует развитию процессов на территории бывшего Советского Союза в позитивном направлении. Среди прочего, такая трансформация несколько сдерживает рост шовинистических настроений в определенных кругах российских политиков, для которых прежнее отношение США к странам СНГ было признанием абсолютного значения России для развития политических процессов во всех остальных странах на территории бывшего СССР.[7]
Очень важное значение для нас имеют экономические отношения со странами Европы как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Украина стремится развивать и углублять всестороннее сотрудничество с Европейским Союзом и постепенно интегрироваться в общеевропейское экономическое пространство. Достигнута значительная интенсификация связей со странами Балтии и Северной Европы. Украине, кроме этого, удалось значительно расширить географию внешнеполитических связей (Япония, Бразилия, ЮАР), оживились межгосударственные контакты в различных сферах общественной жизни. Украина заложила основы дальнейшего строительства связей со странами Ближнего и Среднего Востока. Она стремится обеспечить создание диверсифицированной системы закупок энергоносителей в этом регионе, которая минимально зависела бы от политической ситуации в конкретной стране, была бы способной быстро переориентироваться с одного источника на другой в соответствии с экономической и политической конъюнктурой и ликвидировала бы зависимость Украины от одного- единственного нефте-газового поставщика. Достигнутые успехи на пути сближения с Западом, углубление политического, экономического и военного сотрудничества, предоставление Украине гарантий безопасности постоянными членами Совета Безопасности не в последнюю очередь позволили Украине увереннее регулировать свои отношения с Россией, достигнуть позитивных сдвигов в строительстве двусторонних отношений.
Следует отметить, что и Европейское сообщество также заинтересовано в таком сближении. С одной стороны, интеграция в него Украины является исторически обусловленным объективным процессом. З другой, независимая, демократическая, политически и экономически стабильная Украина - наибольший западный сосед России, не может не быть важным средством влияния на последнюю, на течение в ней политических процессов.[1]
Кроме того, развитие отношений с Западом при одновременном строительстве равноправных партнерских отношений с Россией сделает невозможной изоляцию последней, которая могла бы привести к нежелательным результатам. И наоборот, рост политической и экономической зависимости Украины от России способен кардинально углубить неоимперские и антидемократические тенденции в развитии последней, привести к новым резким размежеваниям в Европе. Наличие фактора нестабильности (нерешенность вопросов в пограничных державах) в Европе, угроза приближения так называемого «горячего мира» делает необходимым для Украины активное участие в строительстве европейских структур безопасности. Украина рассматривает участие в будущей системе европейской безопасности как одну из основных внешних гарантий обеспечения национальной безопасности и считает сотрудничество с европейскими структурами - ОБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС - одним из приоритетов своего внешнеполитического курса.
При этом Украина выступает за единство Европы и считает создание новых военно-политических группировок возвратом к блоковой политике, несовместимой с требованиями времени.
Украина отстаивала и будет отстаивать укрепление партнерства и сотрудничества в общеевропейском масштабе, а не поиски новых геометрических фигур на европейском ландшафте, которые фактически снова закрепляли бы раздел и так небольшого по глобальным масштабам европейского континента. Отношения Украины с НАТО развиваются прежде всего в рамках многостороннего форума для консультаций и сотрудничества в политических вопросах и вопросах безопасности, которыми является Совет Североатлантического сотрудничества, и более «индивидуализированного» партнерства в области обороны, военного сотрудничества и операций по поддержанию мира (ОПМ) - программы « Партнерство ради мира».
Украина расценивает программу ПРМ как перспективную инициативу НАТО, направленную на дальнейшее развитие и практическое углубление отношений НАТО со странами, входящими в РПАС, а также другими заинтересованными странами ОБСЕ, в области обороны, военного сотрудничества и миротворческих операций. Программа ПРМ - это своевременный шаг в правильном направлении, который не приведет к новым «линиям раздела» в Европе, способствует укреплению стабильности и безопасности в Евро-Атлантике и регионе ОБСЕ в целом, а также является важным механизмом сотрудничества в области операций по поддержанию мира. Программа ПРМ предоставляет равные возможности для всех ее участников и одновременно позволяет каждому из партнеров развивать отношения с НАТО в зависимости от своих интересов и возможностей.[3]
Полностью поддерживая цели Партнерства и в соответствии со своим Презентационным документом, Украина и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.