На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Типы, программы и особенности деятельности политических партий и общественных движений Республики Беларусь на современном этапе. Трудности перехода от тоталитарного режима к демократическому. Объективные и субъективные причины слабости партийной системы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Современные политические партии и движения Республики Беларусь
1. Политические партии и общественные движения Республики Беларусь на современном этапе: типы, программы, особенности их деятельности

Политические партии и общественные движения являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни. Важной стороной деятельности партий является политическое воспитание граждан, и формирование общественной мысли. В настоящее время в разных странах действует большое количество партий, которые представляют собой организованную силу в парламентской борьбе разных групп и слоев общества. В этом плане не является исключением и наша республика, где в течение целого ряда лет действует немало таких партий.
Многопартийность - мощное средство общественного прогресса, так как ставит ему на службу весь спектр интересов общества, плюрализм мнений. Многопартийность как бы легитимирует, т.е. узаконивает демократический политический строй, отвечающий воле народа. Она даёт в руки народа свободу выбора общественных сил, партий и лидеров, способных реализовать намеченные задачи. В Конституции Республики Беларусь подчёркивается: «Политические партии, другие общественные объединения … содействуют выявлению политической воли граждан, участвуют в выборах» (8, 5)*.
Одна из очевидных черт многопартийности - чередование партий у власти, исключающее возможность узурпации власти одной партией, а в обществе - длительного застоя. Как показывает опыт многих стран, общество с однопартийной системой подвержено серьёзной опасности: нет конкурента, ревниво следящего за правящей партией, подвергающего критике каждый её шаг; нет угрозы отстранения правящей партии от власти, что не способствует лучшему ведению государственных и общественных дел и др.
* Здесь и далее в скобках курсивом: первая цифра - порядковый номер источника в списке литературы, вторая цифра - номер страницы.
В настоящее время в Республике Беларусь мы можем наблюдать процесс формирования многопартийности. Он обусловлен целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и воздействием достаточно широкого общественного мнения о необходимости политического плюрализма. Во-вторых, убеждённостью в непригодности однопартийной системы. В-третьих, кризисом экономической и политической систем советского общества, к которому привело руководство КПСС. В-четвёртых, развалом Советского Союза и КПСС. В-пятых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилились идеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашего государства. И в-шестых, это процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества. Нынешнее общество в целом стало достаточно сложным, неоднородным. Налицо различие между отдельными его слоями, несовпадение их социальных и политических интересов. А это требует выражения и защиты данных интересов со стороны определённых политических партий.
Современный период становления многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца Х1Х - начала ХХ века. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм - капитализм - социализм, а теперь - социализм - капитализм - неопределённый общественный строй.
Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно выделить следующее: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др.
Уже в конце 80-х гг. в нашей республике насчитывались десятки различного рода «неформальных» образований и движений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широких массовых движений.
Этому способствовал вступивший в силу в конце 1990 г. в бывшем СССР Закон «Об общественных объединениях», который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийности содействовал и принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г. Закон «О политических партиях». Правда, закон значительно ужесточал процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число её основателей. И ещё один существенный момент определял закон: финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то же время он позволяет вкладывать капиталы частным лицам.
Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединённая демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г. на базе ряда организаций общедемократической направленности, критически оценивающих деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшей из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После ХVІІІ съезда КПСС она заявила о своём выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 - 4 ноября 1990 г. Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединённую демократическую партию Беларуси.
По своей идейной ориентации это была партия, стоящая на позициях либерализма. Позже эта партия объединилась с Гражданской партией и стала называться Объединённая гражданская партия.
Второй по счёту 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.
22 мая 1991 г. зарегистрирована Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) - третья по счёту политическая партия в республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии, считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады. Создана БСДГ в основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Своё место в общественно-политической жизни республики партия определила как «левоцентристская партия парламентского типа».
Самую многочисленную в Беларуси политическую силу представляют коммунисты. Они сейчас объединены в две партии: Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. В 1996 г., накануне референдума, произошёл раскол самой массовой политической партии - ПКБ. Часть коммунистов, которая не могла согласиться с линией руководства ПКБ на тесное сотрудничество с партиями и лидерами правого толка, с предложенными на референдум фракцией ПКБ проектом изменений и дополнений в Конституцию 1994 г., с тенденциозной оценкой лидерами ПКБ будущего референдума и возникшей политической ситуацией в целом, покинула ряды ПКБ и возобновила деятельность Коммунистической партии Беларуси (КПБ) Каждая из партий насчитывает, по их данным, свыше 10 тыс. членов. В программных документах этих партий сложно найти различия. Они больше всего выражаются в позиции партий по отношению к существующему режиму. Если ПКБ относится к нему резко отрицательно, то КПБ - всячески его поддерживает.
Фактически обе партии в экономической политике отстаивают социалистический способ производства, выступают за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. В социальной политике партии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности и бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
Начиная с 1991 г. в республике было создано около четырёх десятков партий, которые стремились к разным целям и представляли разные слои населения. Одновременно создаются и действуют общественно-политические движения Беларуси. Один из самых массовых из них - Белорусский народный фронт «Адраджэнне» - зарегистрирован 19 июля 1991 г. На его базе в 1993 г. создана партия БНФ (зарегистрирована 19 июня 1993 г.). В конце 1999 года партия БНФ раскололась на 2 объединения, и это, безусловно, негативно отразилось на и так невысоким уровне поддержки БНФ гражданами Республики Беларусь (по результатам социологического опроса лаборатории «Новак» в январе 2000 г. БНФ поддерживало только 2,3% населения) (2, 268).
Процесс возникновения и становления политических партий в Беларуси идёт сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28 (15,205).
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января в 1999 году Министерство юстиции Республики Беларусь провело перерегистрацию политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица (Сов. Бел. 1999. 28 янв.).
По результатам перерегистрации, в Республике Беларусь стало действовать 17 политических партий (до перерегистрации их функционировало 27), а также около 1200 общественных объединений. Среди политических партий - это Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Белорусская партия женщин «Надзея», Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), Объединённая гражданская партия (ОГП), Белорусская социально-спортивная партия (БССП), Белорусская партия «Зялёны мір» (БПЗМ), Белорусская партия труда (БПТ), Белорусская социал-демократическая партия «Народная Грамада» (БСДП НГ), Белорусская социал-демократическая партия народного согласия (БСДПНС), Белорусская социал-демократическая Громада (БСДГ), Белорусская экологическая партия зелёных (БЭПЗ), Аграрная партия (АП), Партия Белорусского народного фронта (партия БНФ), Республиканская партия (РП) (16,25).
Две политические партии (Белорусский христианско-демократический союз, Партия здравого смысла) подали свои документы в Министерство юстиции, но перерегистрированы не были.
Уменьшение числа политических парий произошло по ряду причин. Во-первых, учитывая то, что некоторые партии не имели организационных звеньев на местах, не вели никакой работы, Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействительными. Среди них - Белорусский научно-производительный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия «Очищение».
Во-вторых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия в несанкционированных митингах. К числу таких отнесена Белорусская партия любителей пива.
В-третьих, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные партии. Вместе с тем сегодня по количественному составу большинство белорусских политических партий крайне малочисленны и насчитывают от 500 до 700 членов.
В соответствии с политической ориентацией на середину 1999 г. в политическом спектре сил белорусского общества были отмечены следующие группы партий: а) партии левого толка; б) левый центр; в) правый центр; г) партии правого толка.
Левый спектр политической шкалы представляли Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Белорусская патриотическая партия (БПП), Белорусская социалистическая партия (БСП).
Данные партии были ориентированы на социалистический путь развития, построение бесклассового общества социальной справедливости и широких социальных гарантий; на активную роль государственного регулирования экономическими процессами, на сильный государственный сектор. Более левыми являются в данном секторе КПБ и ПКБ. Если БСП и БПП признают разумное сочетание различных механизмов и форм государственного регулирования экономикой при наличии разных форм собственности, то КПБ и ПКБ выступают против капитализации страны, считая, что она ведёт к обеднению большинства населения Республики Беларусь. В то же время следует обратить внимание на существенное различие между этими партиями: КПБ поддерживает в большинстве вопросов президента страны, ПКБ находится в непримиримой оппозиции к президенту.
Левоцентристский политический блок составили Аграрная партия (АП), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Славянский Собор «Белая Русь» (ССБР), Белорусская экологическая партия зелёных (БЭПЗ), Белорусская социал-демократическая партия народного согласия (БСДПНС), Республиканская партия (РП), Белорусская социально-спортивная партия (БССП).
Данные партии выступали за постройку демократического гражданского общества и создание правового государства. В сфере материального производства - регулируемую государством рыночную экономику, которая предусматривает функционирование всех видов собственности. В основе их программ были заложены идеалы свободы, солидарности, демократии. Партии отрицали насилие в политической деятельности, считая гуманные методы в реформировании общества единственно возможными.
Партии левоцентристского политического блока были ориентированы на возобновление тесных экономических связей, политическое и культурное сотрудничество с бывшими республиками СССР, в первую очередь с Россией. ССБР ставила целью восстановление этнической целостности славяно-русского этноса, защиту славянских интересов во всех сферах общественной жизни на основе приоритета традиционных ценностей славянской цивилизации.
Центральными вопросами политики БЭПЗ были вопросы обеспечения гражданам Беларуси права на здоровую среду обитания, формирование экологического мировоззрения и экологической культуры. БССП акцентирует своё внимание на совершенствовании физического воспитания населения Республики Беларусь.
Правоцентристский спектр белорусской политической палитры представляли Белорусская партия «Зялёны мір» (БПЗМ), Белорусская партия женщин «Надзея», Белорусская республиканская партия (БРП), Белорусская народная партия (БНП), Белорусская социал-демократическая Громада (БСДГ), Белорусская партия труда (БПТ), Белорусская социал-демократическая партия “Народная Грамада” (БСДП НГ), Белорусский христианско-демократический союз (БХДС), Партия “Христианско-демократический выбор” (ХДВ).
Названные партии выступали за построение демократического, социального, правового государства, обеспечение суверенитета республики, возрождение белорусской нации. В области экономической политики делался упор на развитие рыночных отношений при слабой роли государства, на существование всех форм собственности на средства производства, которые обеспечивают высокий уровень благосостояния народа.
По мнению БХДС, ХДВ, морально-духовное, национальное, политичнское, экономическое возрождение возможно только на основе принципов христианской демократии. Партии являются сторонниками идеалов гуманизма, милосердия, патриотизма. Белорусская социал-демократическая партия “Народная Грамада” определила патриотическую функцию как одну из основных в своей деятельности, видя в ней главнейшее средство национального возрождения белорусов. На ценностях мировой социал-демократии - свободы как главного принципа самоутверждения личности, справедливости как требования равной свободы для всех, солидарности как взаимодействия всех людей для достижения свободы и справедливости - была основана идеология БСДГ.
Правый спектр политической шкалы составили Белорусская национальная партия (БНП), Национально-демократическая партия белорусов (БДПБ), Партия Белорусского народного фронта (партия БНФ), Объединённая гражданская партия (ОГП), Белорусская крестьянская партия (БКП), Партия здравого смысла (ПЗС).
Данные парти были ориентированы на защиту независимости и суверенитету Республики Беларусь, создание демократического государства с самостоятельной внешней политикой, либеральной экономикой, максимально интегрированной в мировое сообщество; развитие национальной культуры, науки, образования,плюрализма во всех направлениях развития общества. Партии этого толка были сторонниками решительного реформирования экономики по западноевропейскому образцу, введение частной собственности как основы экономической независимости, высокой эффективности труда и политической свободы личности.
Более правыми в данном спектре являются БНП (национальная), НДПБ, партия БНФ. В программных установках этих партий идея государственной независимости и национального возрождения Беларуси были основными. Реализацию национальной идеи во всех сферах развития общества как главного, по их мнению, механизма достижения демократии данные партии считают своей первоочередной задачей.
Классификация белорусской многопартийности возможна и на основе иных критериев. Так, политические партии могут быть типологизированы по типу отношений личности и государства. Тут выделяются две большие группы. Первую группу представляют те, кто отстаивает приоритет личности перед государством. Это либералы. Их определяющими идеями являются индивидуальная свобода, защита прав человека, непоколебимость частной собственности и частного предпринимательства, ориентация на рыночную
Экономику как основной механизм регулирования жизни социума. Во вторую группу входят те, кто отстаивает приоритет государства перед личностью. Это этатисты, или государственники. Их кредо - государственный контроль над всеми сферами жизни общества, особенно экономической. Если признаётся право на существование рынка, то ему отводится подчинённая роль в системе механизмов обеспечения жизнедеятельности социума.
Либеральные идеи отстаивали политические организации. Которые занимали правые (НДПБ, БНП (национальная), партия БНФ, ОГП, ПЗС, БСП) и правоцентристские (БПТ, БНП (народная), БХДС, ХДВ, БСДП НГ, БСДГ, БРП) позиции на белорусской политической шкале. К либеральным можно отнести и некоторые партии левого центра: ЛДП, ССБР. Своими задачами эти партии считали содействие созданию гражданского общества и правового государства на основе рыночных отношений, плюрализма во всех направлениях развития общества; защиту прав и свобод граждан в рамках закона; содействие созданию условий для повышения благосостояния граждан путём реформирования экономики. Близко к либералам стояли АП и РП (левый центр).
К государственникам принадлежал левый спектр политической шкалы (ПКБ, КПБ, БПТ, БСП). Эти партии обосновывали приоритет общества и коллективной собственности, контроль и регулирование государством различных сфер жизнедеятельности, её активную роль в управлении народным хозяйством в интересах повышения благосостояния граждан. Близко к этатистам стоял широкий аспект партий левоцентристского и правоцентристского направлений (РПТС, БСДПНС, БЭПЗ, БССП, БПЗМ, БПЖ «Надзея»).
В качестве критерия классификации белорусских политических партий может быть использовано место национальных факторов в системе этнических ценностей, соотношения прав человека, нации, государства. Исходя из этого критерия можно выделить следующие группы партий: а) общедемократические; б) национально-демократические; в) национально-радикальные.
К общедемократическому направлению принадлежали те партии, которые признавали приоритет прав человека над правами нации и правами государства. Это широкий аспект левого (АП, РПТС, БЭПЗ, РП, БССП, ЛДП, БСДПНС) и правого (БНП (народная), БСДП НГ, БПТ, БПЗМ, БПЖ «Надзея», БХДС, БРП, ХДВ) центров, частично правые (ПЗС, ОГП, БКП). Названные партии признавали человека наивысшей ценностью государства, выступали за равноправие всех людей, свободное развитие всех наций и национальных меньшинств при безусловным приоритете прав человека.
К национально-демократическому направлению принадлежали политические партии, которые признавали принцип приоритета национальных и личных интересов. Это партия левого центра ССБР и партия правого центра БСДГ. Здесь следует обратить внимание на существенное различие между данными партиями в их понимании национальных интересов. ССБР под последним понимала развитие в самосознании белорусского народа чувства принадлежности к единому славянскому этносу, оздоровление белорусского генофонда на основе славянских традиций. Национальные интересы для БСДГ - это возрождение белорусской национальной культуры, традиций, самостоятельности, развитие языка.
К национально-радикальному направлению принадлежали правые БНП, НДПБ, партия БНФ - политические партии, которые отстаивали тезис о первенстве нации перед личностью и о государстве как исключительно национальном государстве. Только через идею национального возрождения, по их мнению, возможно усиление государственности Беларуси, она - средство выхода из кризисного положения общества.
Одним из важных критериев классификации белорусских политических партий может также являться их отношение к проблеме государственного статуса Беларуси. В соответствии с данным критерием выделяют три группы партий.
Федералисты - политические партии, которые видели Беларусь в составе обновлённой федерации и выступающие за Союз государств, которые входили в состав СССР, на обновлённой основе. Это почти все левые партии (ПКБ, КПБ, БПП) и партия левого центра ССБР. Видя себя и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.