На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Социализм как некапиталистическое экономическое и социальное устройство. Кооперативная, общественная или государственная собственность при социализме. Марксистский, демократический (этический) социализм, большевизм, леворадикализм, анархизм, фашизм.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Реферат
"Социалистические и псевдосоциалистические течения"

Общие представления о социализме

Слово "социализм" появилось лишь в 30-е годы XIX века и первоначально имело сравнительно узкое содержание: это некапиталистическое экономическое и социальное устройство, при котором на смену частной собственности на средства производства приходит кооперативная, общественная или государственная собственность. Однако помимо этих представлений, имеющих хождение и по сегодняшний день, уже со времен библейских пророков и античных философов существовали социалистические идеи человеческого общежития, нашедшие свое продолжение в радикально-христианских вероучениях и сектах, в социальных утопиях так называемого немарксистского социализма (например, анархизма, фабианства, демократического социализма или движения киббуцев в Израиле). Во всех этих теологических, философских и социологических постулатах, выработанных за два с половиной тысячелетия и, в особенности, с начала XX века, наиболее исчерпывающим определением социализма является современное определение его как солидарного общества свободных и равных. Такое определение не сводится к "обобществлению" средств производства (хотя среди многих других элементов "обобществление" входит в структуру данного общества"), но в первую очередь оно выражено в трех основных ценностях: братство (солидарность), равенство и свобода. Провозглашенные французской революцией, эти идеи не могли быть реализованы в рамках до индустриального общества. В соответствии с этими основными идейными ценностями в категориях политической социологии социализм определяется как общество, которое уничтожает всякое не демократически легитимированное господство человека над человекам.

Марксистский социализм

Идея социализма в XIX веке стала путеводной звездой для многих социальных движений, каждое из которых по-своему трактовало смысл социалистического Устройства общества, искало соответствующие пути его построения. Одним из таких течений стал марксистский социализм. Его основы заложены в работах К. Маркса, Ф" Энгельса и В.И. Ленина. Марксистскую теорию социализма условно можно разделить на две части: критическую и позитивную. Первая включает в себя "научно-обоснованный" смертный приговор буржуазно-капиталистическому общественному строю. Отправным пунктом критического анализа служит отрицание К. Марксов основополагающей либеральной идеи Дж. Локка относительно равного распределения индивидуальных свобод граждан в условиях буржуазного государства XIV столетия. По Марксу, капиталистический экономический строй, который функционирует на основе буржуазного права, не в состоянии обеспечить равные политические и другие свободы своим гражданам. Позитивная часть Марксова учения состоит в обосновании исторической необходимости общественного строя, который придет на смену капитализму и будет гарантировать по-настоящему равное распределение для всех граждан как прав, так и обязанностей. Это - социализм, общество, которое на последней стадии своего развития станет настолько богатым и гуманным, что будет в состоянии бесплатно удовлетворять самые разнообразные потребности каждого человека.

Необходимость социализма (коммунизма) обоснована теоретиками марксизма как историко-философски, так и экономически. Философское обоснование социализма покоится, во-первых, на идее неотвратимой закономерности, которая определяет движение всей истории человечества, во-вторых, на утверждении, что данная закономерность - источник "самодвижения" исторического процесса - это борьба классов. Как и у Гегеля, у Маркса история движется к заблаговременно поставленной цели, но если у Гегеля конечная цель - "самопознание" Абсолютного Духа, то у Маркса "предыстория" человечества завершается построением коммунизма, точнее - его первой стадии - социализма. С этого момента только и начинается "подлинная история человечества"-

Итак, источником самодвижения, согласно марксизму, как в античные времена, так и в эпоху средневековья выступало острое классовое противоречие (между свободными и рабами, патрициями и плебеями, мастерами подмастерьями). Своего апогея это противоречие достигает в новое время в антагонизме между буржуазией я пролетариатом. Чем обосновывает Маркс свои надежды на то, что именно пролетариат наконец прорвет эту мрачную историческую бесконечность, это фатальное противоречие и тем самым "снимет" его?

Н. Бердяев тонко подметил, что Марксом на пролетариат возложена миссия "Богоизбранного народа". Чем же доказывается у Маркса такая "избранность"? Бесспорно, "демократической" очевидностью - все известные в истории угнетатели составляли в численном отношении незначительное меньшинство, а победивший пролетариат представляет собой преобладающее большинство населения. Победа пролетариата должна стать предпосылкой к созданию бесклассового общества, где не останется места "эксплуатации человека человеком".

Экономическая доктрина занимает центральное место в марксистском социализме. Маркс опирается в своей экономической теории на учение о трудовой стоимости классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.

Важная идея, которая пронизывает "Капитал" (основной экономический труд К. Маркса), - это доказательство того, что процесс создания стоимости в рамках всей экономической системы в условиях господства частной собственности является непреодолимой преградой для установления согласия среди граждан, потому что средства производства, так же как и продукты труда, распределены весьма неравномерно. В условиях капитализма, считает Маркс, главным противоречием становится противоречие между трудом и капиталом, при этом речь идет не просто о противоречии класса рабочих и класса капиталистов. Оно значительно глубже, ибо это противоречие между способом производства и способом распределения. Производство товаров, по Марксу, покоится на труде "совокупного общественного работника", а присвоение продуктов труда происходит в юридических рамках гарантированной государством частной собственности на средства производства. Частная собственность, в свою очередь, базируется на либеральной идее свободы собственности. Но основная масса населения владеет только собственной рабочей силой Рабочая сила продается на рынке в соответствии с количеством труда, необходимого для производства все той же рабочей силы. Это означает, что покупатель "товара рабочая сила" определяет за него цену, необходимую только для поддержания жизни работника и его семьи.

Но капиталистический собственник средств производства, который выступает как покупатель в соответствии с законами рынка, получает право собственности на все производственные способности работника на протяжении всего рабочего дня. Их достаточно не только для того, чтобы в продолжение дня воспроизвести эквивалент стоимости рабочей силы работника, но и создать за то же самое время излишек, названный Марксом "прибавочной стоимостью".

Бесплатное присвоение капиталистом прибавочной стоимости Маркс назвал эксплуатацией работника. В соответствии с открытой им "исторической тенденцией", Маркс прогнозировал дальнейшее обострение "главного противоречия" между трудом и капиталом: масса наемных рабочих должна возрастать, а число собственников капитала - сокращаться. Выведенный им так называемый закон обнищания (как относительного, так и абсолютного) действует будто бы следующим образом: тенденция к монополизации увеличивает силу капитала, особенно его способность к повышению нормы прибавочной стоимости (степени эксплуатации), а растущая безработица в виде резервной армии труда в еще большей мере благоприятствует снижению цены (стоимости) рабочей силы и в дальнейшем усиливает тенденцию к "обнищанию" работников. Так "действует открытый Марксом "закон всеобщего капиталистического накопления". Из этого логически вытекает, что подобное развитие должно привести к неминуемому социальному взрыву. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такой точки, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочке.

Бьет час капиталистической собственности. "Экспроприаторов экспроприируют".

Социальная революция окончательно уничтожает "основное противоречие" между трудом и капиталом. Частная собственность на средства производства ликвидируется и заменяется государственной. "Совокупный общественный работник" выступает здесь как "союз свободных людей", владеющих общими Средствами производства и планомерно использующих. Свои индивидуальные рабочие силы теперь уже в условиях централизованного управления хозяйством. Они не испытывают ни мук безработицы, ни абсолютного и относительного обнищания. Цветущую жизнь обеспечивая им открытая Марксом неизвестная ранее форма государственного устройства - диктатура пролетариата.

Парадокс, однако, в том, что у Маркса строительство "полного коммунизма" означает одновременно отмирание государства. Советские марксисты в XX столетии немало поработали над объяснением "загадки" - как это можно было, укрепляя "диктатуру пролетариата" и: руководящую роль правящей коммунистической партии, Составляющей, по сути, органическую часть государственной власти тоталитарного режима, в то же время вести речь о постепенном "отмирании" государства.

Современные украинские марксисты нередко представляют "настоящий" марксистский социализм в виде социал-реформизма, для которого неприемлемы революционное насилие и диктаторские методы правления. Они Делают ударение, во-первых, на том, что идея диктатуры пролетариата не нашла детального развития ни в работах Маркса, ни в работах Энгельса. Во-вторых, они вызывают на то, что III (так и не изданный при жизни Маркса) том "Капитала" уже не содержит в категорическом виде "революционно-практические" выводы которыми завершается I том. Мало того, в нем немало положений, которые находятся в непримиримом противоречии с революционной риторикой I тома. Однако сам основоположник "научного социализма" всегда неизменно относил себя к сторонникам ортодоксального "революционного марксизма".

Большевизм

Продолжателями традиций революционного марксизма в XX веке с полным правом считают себя российские большевики.

Понятие "большевизм" определяется как "теория и практика ленинизма". Название ведет свое происхождение со II съезда Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г), на котором сторонники Ленина одержали при голосовании победу над сторонниками Мартова и стали выдавать себя за представителей большинства ("большевики"). На Западе большевизм называют "русифицированным марксизмом". Его возникновение связывают с возрождением в России крайне радикального крыла европейского рабочего движения, перешедшего к концу XIX века на путь реформистско-эволюционного развития. Обострение социальных противоречий в России, вызванное стремительным развитием капитализма в условиях сохранения помещичьего землевладения и безземелья крестьян привело к "ренессансу" европейского коммунизма на почве российской действительности. С теоретической стороны большевизм - это развитие радикальных сторон революционного марксизма, дополненного существенной поправкой - "теоретически обоснованной" Лениным верой в возможность "построения социализма в отдельно стране" (Маркс и Энгельс были убеждены в том, революционные преобразования и связанное с ними строение социализма и коммунизма теоретически и тактически возможно только одновременно в ряде индустриального развитых стран).

Большевистская теория построения социализма "в "*дельно взятой стране" органически связана с марксовой идеей диктатуры пролетариата. Ленин ("Детская болезнь "левизны" в коммунизме") теоретически и практически отождествил понятие "диктатура пролетариата" с понятием "диктатура партии", откровенно поясняя, что интересы целого класса (пролетариата) могут 5ьггь представлены только находящейся на вершине власти группой вождей или даже одним лицом, при строжайшей централизации и дисциплине внутри политической партии пролетариата. Такую централизацию обеспечил заимствованный у Маркса принцип "демократического централизма", почти сразу же выродившийся на практике в "бюрократический централизм". "Построение социализма" после Октябрьского переворота 1917 г. началось с огосударствления промышленного производства и нашло продолжение в 1929 г. в огосударствлении сельского хозяйства в виде насильственной коллективизации, унесшей миллионы человеческих жизней нанесшей земледелию невосполнимый урон.

Большевизм в теории и на практике требует идеологизации всех сторон человеческой жизни в условиях однопартийности, крайней враждебности к инакомыслию (как проявлению "буржуазной идеологии"), к религии, к малейшим проявлениям духовной свободы. На практике все это осуществлялось путем тотального террора, принявшего в годы правления Сталина (1924-1953 гг.) невиданные масштабы.

К числу догматов большевизма принадлежит также "принцип пролетарского интернационализма", провозглашавший в качестве священного долга оказание "братской помощи" революционным и национально-освободительным движениям всех стран. Проявлением такой "помощи" стала интервенция советских войск Венгрию (1956 г), Чехословакию (1968 г), в Афганистан (1979-1989 гг.). В сталинские времена принцип "пролетарского интернационализма" был фактически подменен идеологией великодержавного шовинизма и ксенофобии.

Важно отметить, что большевизм - это не чисто российское, а международное явление, наблюдаемое и поныне в странах коммунистического тоталитаризма.

В нашей стране все еще немало приверженцев большевизма среди люмпенизированной интеллигенции и рабочих, сохраняющих веру в идеалы эгалитарно-уравнительного социализма.

Леворадикализм

Левый радикализма (именующий себя также неомарксизмом) - это идейно-политическое и революционно-экстремистское течение, выступающее за анархо-коммунистическое переустройство общества и применяющее в качестве средства для достижения той цели индивидуальный или массовый террор.

Сторонники этого течения считают себя представителями подлинного революционного марксизма, называя коммунистов (членов компартий) США, Западной Европы и бывшего СССР "оппортунистами", изменившими революционным идеалам марксизма. Идеологическая основа левого радикализма слагается из двух частей:

экономическая - учение об "экономическом излишке" и "сверхзарплате" - это обновленное и "модернизированное" учение Маркса о капитале и прибавочной стоимости, а также об "исторической миссии современного пролетариата";

политическая - это учение о революционном насилии, трансформированное в трактовку террора как "генератора" гражданских войн, социальных и национально-освободительных революций.

"Духовными отцами" современного экономического радикализма являются американские политэкономы П. Бэрэн и П. Суизи. В попытке "осовременить" Маркса они доказывали, что его учение о прибавочной стоимости устарело. Нынешние рабочие в индустриально развитых странах получают не эквивалент стоимости своей рабочей силы, как было во времена Маркса, а "сверхзарплату", которая намного превышает стоимость минимального количества материальных и духовных благ, необходимых для существования рабочего и его семьи. Они называют такой минимум "экзистенц-минимумом" (от латинского слова "экзистенция" - существование). Если вычесть из "сверхзарплаты" так называемый "экзистенц-минимум" и к этой разности прибавить капиталистическую прибыль, то получится "экономический излишек". "Экономический излишек" постоянно накапливается в современном капиталистическом обществе, ибо его трудно реализовывать. Почему? Да потому, отвечают радикальные теоретики, что капиталисты физически не могут потратить на себя всю прибыль, которая достается им от эксплуатации трудящихся. А реализовать ее в "чисто капиталистической среде" им просто некуда, остается одно: вывезти и продать эту часть ВНП за границу. Трудности сбыта "экономического излишка" приводят к постоянному "перенакоплению капитала", грозящему, как это еще предсказывала Р. Люксембург, полным экономическим крахом и социальной революцией.

В наше время, утверждают леворадикалы, "излишек" рассасывается по двум каналам: военные расходы и рост сверхзарплаты". Отсюда их вывод: рабочие "богатых" капиталистических стран, добиваясь увеличения своих заработков, предотвращают перенакопление капитала и тем самым отказываются от своей "всемирно-исторической миссии" могильщика капитализма.

В таких условиях, считают они, роль гегемона - застрельщика пролетарской революции - должны взять на себя "маргиналы", то есть социальные слои, вытесненные на обочину общественной жизни (безработные, бродяги, деклассированные элементы). Истинные пролетарии, не растерявшие революционный пыл, остались теперь только в слаборазвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Получая низкую зарплату, едва-едва обеспечивающую "экзистенц-минимум", они по-прежнему, по мнению радикалов, представляют горючий материал для грядущего мирового революционного пожара.

Поэтому сам по себе факт "обуржуазивания" рабочего класса стран Западной Европы и Северной Америки не вызывает уныния у борцов "за правое дело". Возбудить революционный энтузиазм призваны теория и практика революционного насилия, придуманные идеологами экстремизма А. Негри (Италия), X. Малером, У. Майнхофом (ФРГ) и другими. Подобные теории возникли в 60-х годах в условиях заметного экономического роста и повышения благосостояния населения. Но эти процессы сопровождались усилением бездуховности, распространением чисто потребительских ценностей, обесчеловечением человека. Реакцией на это со стороны значительной части интеллигенции (главным образом студенческой молодежи) стали общая враждебность к современной цивилизации и культуре и создание в противовес им своей собственной "контркультуры". Протест против обесценивания человеческой жизни, "отчуждения" личности от общества выразился у этой части молодежи в тотальном отрицании всех норм и ценностей современного общества или, по словам теоретика и кумира леворадикалов Гербер и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.