На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Критерии политической субъективности. Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества. Модель классовой структуры общества Гидденса. Социальная градация, проявление политической субъективности. Основа марксистской дифференциации общества.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки украины
Донецкий национальный технический университет
Кафедра «Социологии и политологии»
РЕФЕРАТ
по политологии
на тему:
«Социальные группы как субъекты политики»

Выполнила:
студентка гр. ЭФ-06а
Шелестюк О.С.
Проверил:
преподаватель Бочаров В.В.
Донецк - 2009
План

Введение
1. Политическая субъективность:
1.1 Понятие и критерии политической субъективности
1.2 Уровни политических субъектов
2. Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества:
2.1 Понятие социальной стратификации
2.2 Политическая активность групп
2.3 Стратифицированное ранжирование
2.4 Социальная мобильность
3. Классовый подход к анализу социальной структуры общества:
3.1 Основа марксистской дифференциации общества
3.2 Модель классовой структуры общества Гидденса
3.3 Социальная градация и проявление политической субъективности
3.4 Разновидности социальных групп
Выводы
Список используемой литературы
Введение

Социальная структура общества состоит из совокупности социальных групп и отношений между ними. Существование различных социальных групп означает наличие разнообразных социальных интересов, в том числе связанных с политикой, функционированием государственной власти.
Рассмотрение социальных групп как субъектов политики проводилось на протяжении многих лет. Изучали данный вопрос такие выдающиеся ученые как В. Парето, Н. Мелзер, С. Липетс, Г. Моска, Ф. Бро, А. Токвиль, Р. Парк, Э. Богарадус, У. Уорнер, К. Маркс, М. Вебер, Б. Барбер и другие.
Актуальность темы заключается в том, что анализ социальной структуры общества с точки зрения политологии дает возможность определить, кто осуществляет политику и на что она направлена, то есть, определить субъекты и объекты политики в обществе. Такое определение позволяет выяснить сущности политических отношений между субъектами, субъектами и объектами политики, раскрыть формы их политического поведения, способы политической деятельности, средства преображения политической среды.
Цель исследования заключается в изучении социальной структуры общества, выделении в нем социальных групп и рассмотрение их в качестве субъектов политики.
Для достижения поставленной цели в реферате поставлены и решены следующие задачи:
1) определение политической субъективности и уровней политических субъектов;
2) анализ диалектики взаимодействия политических субъектов различных уровней;
3) рассмотрение стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры общества;
4) изучение разновидностей социальных групп.
Метод исследования - качественный анализ.
1. Политическая субъективность

1.1 Понятие и критерии политической субъективности

В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, личности через соответствующие организации и непосредственно. Но те или иные группы людей только тогда становятся субъектами политики, когда они обретают определенные политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъективностью. Понятие «субъективность», если вспомнить Гегеля, означает определение субъекта [1, с.80]. Соответственно понятие «политическая субъективность» есть определение политического субъекта. Политическая субъективность - продукт развития общественных групп, отдельных личностей, их организаций. Это способность больших социальных групп или иных, возникших на их основе, образований через свои организации и непосредственно осуществлять политические роли. Это качество социальных субъектов связано с интеграцией, защитой и реализацией их общих интересов, т. е. интересов, связанных с целым.
Для развития социального субъекта в политический субъект необходимо, по крайней мере, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание, т. е. сознание своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий; организация себя как единого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих общих интересов.
Таким образом, можно сформулировать некоторые критерии политической субъективности:
Ш способность к политическому действию определенного уровня сознательности и организованности (что обеспечивается авангардом социальной группы), возможность участия в принятии решений и их реализации;
Ш воздействие (идеологическое, организационное, воспитательное) на другие группы;
Ш суверенность, самостоятельность политического действия, саморегуляции поведения и деятельности;
Ш наличие существенных общественных последствий действия субъекта или отказа от этих действий. Отказ от общественно значимого действия - тоже политический факт [1, с.81].
1.2 Уровни политических субъектов

В общественной жизни функционируют политические субъекты различных уровней, обладающие неодинаковыми масштабами развития свойств политической субъективности. Народ и составляющие его большие социальные группы - первичные субъекты политики. В том смысле, что народ - источник государственной власти. Он осуществляет свою властную волю через государственные и другие политические институты, а также непосредственно. Государство, партии и другие общественно-политические институты и организации вторичные (по отношению к народу, социальным группам) субъекты. Вторичные потому, что действуют от имени народа, по его поручению. Наконец, политические элиты, политические лидеры и отдельные члены общества - третичные субъекты, реализующие свои роли через политические институты и организации.
Названные уровни политических субъектов могут быть представлены так: 1) народ (нации), большие социальные группы, 2) государство, партии и другие общественно-политические институты и организации, 3) политические элиты, индивидуальные лидеры, отдельные члены общества. В соответствии с отмеченными уровнями субъектов политики различают: социально-групповую политическую субъективность (национальная, классовая), а также организационную и индивидуальную.
Взаимодействие политических субъектов различных видов и уровней определяется типом политических систем и политических режимов.
Во-первых, политический субъект первичного уровня определяет другие уровни субъектов (вторичный и третичный), зависящие от него. Политические институты, организации, элиты, лидеры, отдельные личности выступают политическими субъектами так, как представляют и выражают общие интересы народа, социальной группы. Государство обеспечивает интересы тех или иных социальных групп в общей форме. Партии интегрируют интересы вполне определенных слоев населения и реально существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, если они осознают их стремления, интересы и волю и предлагают соответствующие решения [1, с.83].
Во-вторых, взаимодействие первичного и других уровней политических субъектов следует характеризовать в плане соотношения общего, особенного и единичного. Если свойства и роль первичного субъекта являются определяющими в политических отношениях, то, тем не менее, политические качества вторичных и третичных субъектов не могут быть полностью сведены к его определениям и поглощены им.
В-третьих, взаимодействие (народа) общества, социальных институтов, организаций и индивидуальных политических субъектов противоречиво. Противоречия связаны прежде всего с тем, что социально-групповой, организационный, индивидуальный субъекты никогда не выражают во всей полноте разнообразные интересы общества, многочисленных его слоев и прослоек. Всегда остается определенное несоответствие между требованиями власти и какими-то специфическими (корпоративными или частными) интересами [1, с.84]. Противоречие неизбежно и в силу тол что каждый из субъектов одновременно (по крайне мере, потенциально) выступает и объектом политического действия другого субъекта. Следовательно, речь идет о взаимозависимости субъектов.
2. Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества

2.1 Понятие социальной стратификации

В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.
Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественных позиций (статусов), называются социальной стратификацией. Это понятие характеризует постоянно существующую асимметрию в отношениях групп, которая всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в стране. Как писал В. Парето, «изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах» и даже тех, которые «провозглашали равенство людей gene». В то же время социальная стратификация - это результат взаимодействия тенденций к расслоению населения и его преодоления. «В любом обществе, в любые времена, - писал П. Сорокин, - происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания» [2, с.121].
Разносторонность и многообразие социальной стратификации помимо фиксации групповых различий означает также и то, что человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам. Таким образом, человек обладает различными социальными статусами, среди которых, конечно, есть «главный статус» (Н. Мелзер), обусловливающий наиболее важную для человека групповую характеристику.
Социальная стратификация в широком смысле включает в себя все группы, обладающие различными, в том числе политическими, статусами и ресурсами. Например, Г. Моска и В. Парето писали о властвующем меньшинстве (элите) и неэлитарных слоях общества, которые не выполняют в политике управленческих функций [2, с.123]. Однако в узком, более специальном смысле важно различать собственно социальные и политические виды стратификации.
2.2 Политическая активность групп

Социальная группа с политической точки зрения - это еще субъект в потенции. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений зависит от многих причин, прежде всего - от социальных противоречий и интересов групп, доминирующих ценностей, способностей к самоорганизации и др.
Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, как правило, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления.
Социальные интересы, воля групп подаются в виде требований или солидарной поддержки властей с целью оказать воздействие на принимаемые политические решения. Однако не все требования становятся содержанием политических решений. Эффективность воздействия непосредственно зависит от активности тех политических ассоциаций, которые озвучивают интересы групп в политическом пространстве.
Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а способствуя формированию для представительства своих интересов специальных политических институтов. Сложное взаимодействие таких институтов, занимающих левые или правые, центристские, радикальные или иные политические позиции, и характеризует систему социального представительства. Эти политические посредники между гражданским обществом и государством информируют о существующих проблемах и противоречиях, способствуя тем самым консолидации и интеграции групп. Деятельность таких объединений может серьезно влиять на содержание интересов социальных групп, их ценности, на характер социального структурирования. В то же время, оказывая давление на государство, они предохраняют его от застоя, стремятся подчинить его интересам общества. Направленность и интенсивность деятельности этих политических субъектов зависит, прежде всего, от характера различий и противоречий между социальными группами.
2.3 Стратифицированное ранжирование

Стратифицированное ранжирование групп может производиться по разным основаниям, каждое из которых имеет неодинаковую политическую значимость. В науке сложились разнообразные способы определения социальных различий между группами.
В последнее десятилетие некоторые западные и отечественные ученые обратили внимание на ряд сравнительно новых социальных источников политических отношений. По их наблюдениям, в процессе интенсивного динамичного развития в позднеиндустриальных обществах наметились устойчивые тенденции к диверсификации и индивидуализации общественного положения людей.
В результате ослабления, а подчас и разрушения социальных привязанностей людей к традиционным общественным группам «люди становятся свободными от социальных форм индустриального общества - класса, семьи, слоя, обусловленного полом положения мужчины и женщины» [2,127]. Причем такие социальные подвижки, новые социальные дифференциации людей коррелируют и с рядом устойчивых тенденций в политической жизни, например, с расширением форм индивидуального политического участия, ослаблением партийной идентичности, ростом поддержки независимых политических деятелей и т.д.
Можно выделить следующие виды социальной стратификации, характеризующие социальную дистанцию между группами:
Ш территориально-языковые (между жителями Москвы и Киева и т.д.);
Ш поло-возрастные (между молодежью и пенсионерами, женщинами и мужчинами, родителями-одиночками и родителями из полных семей и т.д.);
Ш родственные и этнические (между теми или иными семейными группами, национальными и этническими общностями);
Ш конфессионально-религиозные (между верующими и атеистами, представителями различных вероисповеданий);
Ш социокультурные (различия в стилях поведения, жизненных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах поведения граждан);
Ш социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников);
Ш социальные различия по характеру оценки обществом важности и значимости тех или иных сторон или форм поведения группы (престиж, уважение и честь разнообразных человеческих объединений в социуме);
Ш различия по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений) [2, с.127] .
Каждая из этих разновидностей групповых различий обладает собственными источниками политической активности граждан.
2.4 Социальная мобильность

Политически значимым является не только характер социальной дифференциации, но и способы ее изменения, которые обусловливаются активностью групп и граждан, пытающихся преодолеть ограниченность собственных ресурсов и подняться вверх по социальной лестнице.
Динамика преодоления социальной дистанции, которая сопровождается повышением статуса (восходящая мобильность), всегда сопряжена с повышением политической напряженности, так как такие процессы нередко ведут к понижению статуса других групп (нисходящая мобильность).
В обществе всегда есть группы, чье социальное положение отличается большей устойчивостью. Однако и их «ведущее» положение в достаточной мере условно. Ведь усиление экономической конкуренции или структурная перестройка экономики, межнациональная напряженность или другие противоречия могут не только перестроить иерархические связи в социальной сфере, но и сказаться на характере политических отношений.
Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад доминирующих социальных ценностей (аномию), особенно в тех случаях, когда социальная стратификация жестко ограничивает возможности овладения символами общественного успеха (Р. Ме и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.