На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Сущность политики как социального явления. Личность, социальные общности и государство как субъекты политики. Процесс политизации и политическая социализация. Деятельность системы социального представительства. Обеспечение функционирования общества.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
Содержание
Введение
1. Основные подходы к пониманию политики
2. Сущность политики как социального явления
3. Личность, социальные общности и государство как субъекты политики
3.1 Личность как субъект политики
3.2 Социальная общность как субъект политики
3.3 Государство как субъект политики
3.4 Властно значимые интересы - основа деятельности субъектов политики
4. Социальная политика государства
5. Функции политики
Заключение
Список литературы
Введение
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие формы, нормы и способы общежития.
С усложнением и интенсификацией социальных взаимосвязей, нарастанием демографической, территориальной, религиозной дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.
Одним из наиболее эффективных способов не силового в основном регулирования противоречивших друг другу интересов в человеческих взаимоотношениях и стала политика. Регулирующая функция политики реализовывалась по мере становления самого этого социального феномена и государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социально-политического поведения для всех групп и слоев своих граждан.
Новая, политическая система регулирования социальных контактов групп не только обеспечивала реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохраняла целостность, обеспечивала порядок и стабильность социальной жизни.
1. Основные подходы к пониманию политики
Термин «политика» возник в Древней Греции от греческого polis (город-государство) и означал первоначально «искусство управления государством». Одно из первых произведений, посвященных изучению политики - трактат Аристотеля «La Politika» - дословно так и назывался - «То, что относится к государству».
Первый из современных подходов к пониманию политики связан с этой древнегреческой традицией. Он предполагает, что объект политической науки мало изменился со времен Аристотеля, Платона и Цицерона и что последняя по-прежнему остается по преимуществу наукой о государстве, его институтах и методах деятельности. Таким образом, согласно данному подходу, политика - это сфера деятельности государства.
Второй из современных подходов связан с марксистской традицией. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали политику не столько как сферу деятельности государства, сколько как область взаимодействия между классами по поводу государственной власти.
Наиболее распространенным в современной западной политологии является третий подход, связанный с веберианской традицией. Немецкий историк и социолог Макс Вебер понимал политику как область отношений между социальными группами по поводу власти. На первый взгляд указанный подход представляется во многом тождественным предыдущему. Тем не менее между ними есть весьма существенные различия, которые предопределили выбор западной политической наукой в качестве определяющего именно веберианского подхода.
В веберианском подходе, в отличие от марксистского:
1) в качестве субъектов политики выступают не только классы, но и другие субъекты гражданского общества (партии, профсоюзы, СМИ, группы давления и т.д.);
2) речь идет не о захвате власти, а о влиянии на власть, об оказании давления на власть (т.е. не о свержении существующего политического, а вместе с ним и всего общественного строя, а о диалоге с существующей властью в рамках данного общественного устройства);
3) власть понимается как существующая не только на макроуровне общества (как политическая и государственная власть), но и на микроуровне (в различных социальных группах). Тем самым и политика становится возможной на разных уровнях общественной организации (в семье, в трудовом коллективе, в подростковой компании, в студенческой группе и т.д.).
Весьма своеобразное, но достаточно распространенное в современной политической науке понимание политики связано с именем австро-немецкого социолога Карла Маннгейма. Маннгейм предложил различать два вида человеческой деятельности - деятельность по регулированию социальных систем в соответствии с заданными нормативами и деятельность по изменению самих этих нормативов. Первый вид деятельности он назвал бюрократической, а второй вид - политической деятельностью.
Тем самым политика понимается по существу как разновидность инновационной деятельности, т.е. деятельности по переводу социальных систем в новое качество. В этом случае, как и в предыдущем подходе, политика оказывается существующей в социальных системах разного уровня. Политиком может быть не только государственный деятель, принимающий нестандартные политические решения, но и ректор университета, кардинально перестраивающий сложившиеся схемы образовательного процесса, или руководитель предприятия, осуществляющий внедрение новых производственных технологий.
Приведенных подходов достаточно, чтобы сделать важный вывод: определить однозначно, что такое политика, очень непросто. Очень непросто выделить политическое из всей совокупности общественных отношений. Попытаемся это сделать [12].
2. Сущность политики как социального явления
Можно выделить следующие признаки политики как социального явления из всей совокупности общественных отношений:
1. Политика всегда есть там, где действуют большие социальные группы (социально-профессиональные, этнические, религиозные, демографические, территориальные и т.д.), преследующие свои коренные, существенные, долговременные интересы.
2. Политика всегда есть там, где есть столкновение, конфликт, борьба социальных интересов, т.е. интересов больших социальных групп.
3. Политика всегда есть там, где действует противоположная тенденция - на интеграцию социальных интересов, на консолидацию существующих социальных групп.
4. Политика всегда есть там, где есть государственные и общественные органы, которые занимаются регулированием социальных отношений, т.е. отношений между большими социальными группами [12].
Профессор из Университета Гулля Р.Н.Берки полагал, что «политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними соответствующие функции и роли, создает общепонятный для них язык (вербальный и символический), способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества»11 Berki R.H. The History of Political Thought: A Short Introduction. London - New York, 1977. P. 7..
Поле политики можно представить в виде аналитической модели (см. рис. 1). В центре поля находятся политические явления и процессы. Их развитие в политически организованном обществе во многом зависит от позиции государственных и иных политических организаций и структур.
Рис.1. Аналитическая модель политики
Вырабатываемая ими политика в известном смысле самостоятельна по отношению к обществу. Однако, выступая как выражение интересов различных социальных групп, она представляет собой своеобразную равнодействующую существующих в данном поле основных влияний и воздействий, которая:
- отражает потребности людей в организации политического бытия, общественной жизни в целом, в сотрудничестве (или соперничестве) и коммуникации;
- определяется посредством или на основе идеологических ценностей больших социальных групп;
- является отражением особенностей социально-экономического развития общества, экономических интересов различных социальных групп;
- обусловливается содержанием и развитостью общественного сознания и политической культуры [1].
В свете сказанного политику можно определить следующим образом. Политика - это такая сфера социальной жизни людей, которая связана с деятельностью государственных и общественных органов по регулированию отношений между большими человеческими общностями (классами, нациями, другими социальными группами) в целях достижения определенных общественно значимых результатов.
Важной характеристикой политики является публичность. Это означает, что
1) все политические решения имеют универсальный характер в том смысле, что могут касаться регулирования всех сфер общественной жизни: хозяйственно-экономической, культурной, образовательной, религиозной, семейно-брачной и т.д.;
2) они являются общеобязательными для выполнения, даже если выглядят несправедливыми или неоптимальными в глазах своих адресатов. Их осуществление гарантируется институтами государственной власти, располагающими монопольным правом на применение средств организованного и легитимного принуждения.
Поэтому в окончательном виде политику можно определить следующим образом.
Политика - это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей [12].
3. Личность, социальные общности и государство как субъекты политики
Политика - это деятельность, направленная на регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по поводу их места в обществе и обеспечению их экономического и духовного воспроизводства.
Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее означает, что они осознают свое положение в обществе и посредством власти (в первую очередь государственной) пытаются реализовать свои интересы и цели. Т.е. под субъектами политики понимаются люди и организации, обладающие политической (государственной) властью или стремящиеся к ней.
Признаками субъекта политики являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.
Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.
Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:
- социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.;
- институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;
- функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.
Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам [8].
Среди субъектов политики принято выделять первичные и вторичные субъекты политики.
Первичные субъекты - это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как организованные целостности, объединенные совокупностью интересов и устремлений, как носители социально значимых интересов.
Большие социальные группы (как сообщества, а не как статистические категорий) являются первичными субъектами политики еще и потому, что благодаря своей самоорганизации, внутренней связи, консолидации, создают предпосылки для появления таких же или других политических организаций, общественных институтов, государственных органов. Их интересы создают потенциальное «поле политики», сферу борьбы и сотрудничества, детерминируют функции и границы власти. Без учета интересов различных слоев народа невозможно было бы результативное функционирование политических партий, их стратегий, программ, лидеров, организационных форм, методов их деятельности.
Под вторичными субъектами понимаются те структуры (различные институты, их органы, малые группы, коллективы и личности), которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп и играющие существенную роль в политике, насколько способны служить какому-либо классу, группе и пользоваться их поддержкой. Вторичные субъекты являются производными в отношении первичных как в смысле генетическом (появились как реакция на потребности определенных групп), так и функциональном смысле (выполняют служебную и исполнительскую роль в отношении больших общественных групп). В процессе своей деятельности они могут различаться разным уровнем самостоятельности, активности, эффективности деятельности [9].
По мнению большинства современных российских и зарубежных исследователей, главными действующими факторами, или субъектами политики следует признать большие социальные группы - классы, социальные слои, народы, нации и т. д., а также их организации; существенными - все остальные социальные субъекты, если они в своих действиях ссылаются на интересы и ценности больших социальных групп [1].
3.1 Личность как субъект политики
Одним из важных содержательных элементов политики является установление меры политического участия гражданина в подготовке, принятии и реализации политических решений.
Каждому ясно, что социум в целом - основа, а человек - исходная сущность политики. Человек - основной субъект (актор) политики. Простейшее определение человека политического - Homo politicus - это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных нужных ему целей11 Политология: учеб./А.Ю. Мельвиль и др.-М.: Московский государственный институт международных отношений, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.-С.380..
Человек в состоянии искусно овладевать разными политическими ролями и именно таким образом реализовать свою политическую и одновременно человеческую природу и потенциал. Но это происходит не сразу, а постепенно. Взаимосвязь человека с политической сферой обладает своей динамикой. Он постепенно вовлекается в политические отношения и осваивает их. Процесс становления человека политического проявляется прежде всего в обретении им нужных ролей как своеобразных норм и правил поведения [7].
Процесс «политизации», т.е. введения человека в политику, осуществляется в ходе политической социализации, которая включает 1) политическую адаптацию - интеграцию индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре,2) политическую интериоризацию - включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека и формирование его политического мировоззрения.
Политическая социализация является неотъемлемым слагаемым процесса общей социализации личности. При этом происходят два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Здесь политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность обеспечить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры личности; формируется ее политическое сознание, «моделируется» политическое поведение, происходит становление личности человека-гражданина.
Проблема личности как «меры всех вещей», в том числе власти и политики, имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта:
а) Личность как особенности человека: его специфические привычки, ценностные ориентации, мотивационно-деятельные установки и т.д. Под этим углом зрения обычно исследуется личность политического лидера (монарха, президента, премьер-министра и т.д.), индивидуальные особенности которого самым непосредственным образом субъективизируют политику, т.е. оказывают довольно существенное влияние на состояние и функционирование этой сферы. Причем это характерно не только для политической культуры Востока с ее традициями сакрализации (обожествления) верховной власти и ее носителей, но и для прагматичной западной демократии.
б) Личность как представитель вполне определенной человеческой общности или группы (социальной, профессиональной, этнической, элитарной, массовой и т.д.), а также как исполнитель той или иной политической роли (избирателя, члена общественной организации, партийного функционера или активиста, репрезентативный» подход к личности как бы растворяет (деперсонифицирует) ее в более крупных социальных формированиях и группах или же в предписанных ей по статусу ролях и функциях. Он не позволяет отразить автономию и активность индивида (его самость) как специфического актора (субъекта) политики.
в) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой выбора, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами. Это индивидуальность, не сводимая к отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этой ипостаси человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и пользуется определенными политическими правами и свободами, т.е. выступает одновременно в качестве субъекта и объекта политики [3].
Одним из важнейших условий политической субъектности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он пытается влиять на политику в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность и другие насильственные акты. Человек, не обладающий властными функциями и соответствующими правами, сам по себе подлинным субъектом политики быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны и бывают не лишены эффекта. В общем и целом политические действия отдельной личности мало результативны. Поэтому люди объединяются в соответствующие организации -- партии, союзы, движения и др.[6]
Таким образом, личность как субъект политики имеет реальный политический вес лишь в том случае, если она выражает интеграцию интересов людей, объединенных в социальную общность, которая в свою очередь делегирует собственную политическую волю личности, в результате чего личность превращается в политического лидера. Таким образом, политич и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.