На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Политический режим как форма взаимодействия государственных структур и населения, характеристика способа осуществления власти, конституции, партийной системы и группы давления в обществе. Сравнение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



содержание
Введение
Глава 1. Типы политических режимов
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
Глава 2. Сравнительный анализ политических режимов
Заключение
Список использованной литературы
введение
Понятие "политический режим" - одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства.
В науке конкурируют два подхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те группировки, которые реально влияют на принятие решений.
Сегодня нет четкого определения понятия "политического режима", однако можно выделить ряд основных толкований:
- система средств и методов осуществления политической власти;
- модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;
- совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.
В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией "политическая система" и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.
Именно политические режимы проводят и отражают определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Любой политический режим существует в некоем окружении - социальном, психологическом, географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самыми различными. Вполне очевидно, например, что становление режима чаще всего протекает в условиях мощного влияния социокультурных факторов.
При анализе политических режимов рассматривают следующие величины:
· процедура и способ организации властных институтов и непосредственное осуществление власти;
· конституция;
· характер партийной системы;
· роль групп давления и интересов в обществе;
· отношениями между политической властью и гражданами [9].
Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.
Для определения политического режима необходимо сопоставление конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с действительной политикой, проводимой в государстве.
Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как "чистых" политических режимов в практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале 20 века, но до 60-х годов чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский выделил и тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран.
Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.
Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Самой распространенной является классификация режимов на:
- тоталитарные;
- авторитарные;
- демократические.
Таким образом, целью исследования курсовой работы является сравнительный анализ форм политических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.
Объектом исследования выступают формы политических режимов, их влияние на политическую и общественную жизнь государства.
Предметом исследования является основополагающие принципы функционирования политических режимов, их положительные и отрицательные стороны.
В соответствии с этим были определены задачи исследования, к которым относятся:
1. Исследовать политический режим как понятие, категорию и государственно-правовой (а также политический) институт; выявить его общие признаки и значение;
2. Провести анализ структуры политического режима;
3. Провести типологизацию политических режимов по различным основаниям;
4. Определить специфику демократического типа политического режима, рассмотреть его признаки;
5. Выявить особенности тоталитарного типа политического режима, раскрыть его признаки;
6. Исследовать специфику авторитарного типа политического режима, его типологические признаки.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость, а также тем, что в политическом режиме проявляются функции государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.
Методологическая база исследования в работе представлена:
· диалектическим методом, который позволил проанализировать концепции в единстве с развитием политической практики;
· историческим методом, позволившим проследить генезис и эволюцию концепции политического режима;
· сравнительным методом, который позволил сопоставить взгляды видных представителей общественных наук;
· системным методом научного познания, при помощи которого проблема типологии политического режима рассматривается в ее целостности и единстве.
Теоретическое значение изучения проблемы "Формы политических режимов: сравнительный анализ" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
В работе были использованы следующее источники: Р. Арон "Демократия и тоталитаризм", в которой он называет основные признаки этих режимов, даёт их сравнительный анализ; Ф. Бенетон "Введение в политическую науку";Р. Даль "О демократии",где рассматриваются ключевые положения демократической теории, подвергаются критическому анализу их внутренние противоречия.; различные электронные ресурсы и др.
Глава 1 Типы политических режимов
политический власть тоталитарный авторитарный демократический
1.1 Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим - общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида [10].
В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. totalis - весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е годы одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Некоторые исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникации порождали иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.
К.Фридрих и З.Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" выделили основные признаки тоталитарного режима:
· Наличие официальной тотальной идеологии, главной задачей которой является легитимация политического режима и его курса;
· монополия одной партии на власть, не ограниченная никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;
· срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;
· осуществление идеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных и спортивных парадов. Целью такой пропаганды является мобилизация народа в поддержку существующего режима;
· в экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью;
· создание системы тотального полицейского контроля для всеобщего устрашения, использование методов морального и физического принуждения, а также террор [11, с. 84].
Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии с принципом - "запрещено все, кроме того, что приказано властью".
Р. Арон в своей работе "Демократия и тоталитаризм" высказал идею о том, что при определении тоталитаризма важно учитывать не только "исключительное положение партии, или огосударствливание хозяйственной деятельности, или идеологический террор. Но само явление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены" [2, с. 87].
Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель, которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютную власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризм в его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине 20 века этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а в ряде стран он существует еще и сегодня.
Вторая разновидность тоталитаризма - фашизм, который впервые был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не столько за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение "народной души", установление твердой государственной власти.
Третья форма тоталитаризма - национал-социализм. Как общественный строй он возник в Германии в 1933 году. Национал-социализм имеет много общего со сталинизмом - оба развивались на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной гармонии, и даже обращение "товарищ" было для них общим. В то же время в национал-социализме место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая, агрессивность национал-социализма направлена не против собственных граждан (как при сталинизме), а против других народов.
Таким образом, политические системы тоталитарного типа обладают высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения общественно значимых целей, например, обеспечение индустриализации или военное строительство. Они эффективны в период войн. Однако такие системы слабо приспособлены к развитию общества, требующего изменений в различных сферах жизни. Тоталитаризм не имеет исторической перспективы. За счёт бесконтрольного использования внутренних ресурсов тоталитарное государство истощает себя.
1.2 Авторитарный политический режим
Авторитарный политический режим - политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения [1].
Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые раз-ные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и восто-чные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные аб-солютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые разработана теорети-ками начала 19 века как ответ на Французскую революцию и социалистичес-кие движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом.
Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или концентрации власти в руках лидеров или отдельных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного лидера.
Особое значение при определении авторитаризма имеет характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. Для сохранения своей власти авторитаризм использует следующие приёмы и методы: создание соответствующей политико-правовой базы, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный или контролируемый плюрализм.
Авторитаризму присущи следующие черты.
1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти;
2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения властей;
3. Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого;
4. Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует;
5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий своих прав. Государство при авторитаризме главным образом опирается на харизматических лидеров, допускает ограниченный плюрализм мнений.
Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит смену элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы, как правило, не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ можно назвать авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.
Авторитарные политические режимы - самые распространенные в истории человечества. Это древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего Средневековья и Нового времени, западноевропейские империи 19 века, военно-полицейские режимы в Латинской Америке и авторитарные режимы в социалистических странах в 20 века. В период после второй мировой войны авторитарный политический режим носит чаще всего переходный характер. Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию.
Ф. Бенетон выделяет три формы авторитарного политического режима: деспотизм, диктатура и революционная тирания:
§ деспотизм, соответствующий двум формам правления: тирании и олигархии. Государство функционирует в целях удовлетворения потребностей того, кто правит;
§ диктатура - режим, направленный на реализацию проектов, касающихся интересов общества в целом. В чистом виде диктатура является переходной формой;
§ революционная тирания - крайний вариант авторитарного режима. От имени народа и с целью построения нового порядка государство концентрирует власть, требует согласия своих подданных [3, с. 188].
Авторитарный политический режим в современном мире существуют по следующим причинам: господство подданнического типа политической культуры; большая степень конфликтности в обществах; экономическая отсталость; отсутствие развитого гражданского общества и т.д.
Таким образом, любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов прийти к власти. В то же время социально авторитаризм имеет хорошие шансы для выживания. В распаде социально-экономических связей и кроется главная причина возникновения авторитарных режимов.
1.3 Демократический политический режим
Слово "демократия" (от греч. Demos и kratos - народовластие) одно из самых популярных в современном мире. Впервые оно встречается у Геродота, который видел в демократии особую форму государственной власти, разновидность организации государства, где власть принадлежит не одному лицу и не группе, а всем гражданам, пользующимся равными правами. Классическое определение демократии дал А. Линкольн: "Демократия - правление народа, избранное народом, для народа" [6].
Демократический политический режим - это форма организации общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства [7].
В современном мире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями либерализма и плюрализма. Демократия не сводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики.
В настоящее время все чаще используют термин "либеральная демократия", который характеризует открытый и включающий политический режим. Согласно Роберту Далю существует целый ряд признаков либеральной демократии:
· эффективное политическое участие граждан;
· их равенство по отношению к процессу принятия политических решений (равное голосование);
· возможность получать достоверную полити и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.