На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие политической системы общества. Функции политической системы. Основные структурные элементы политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике. Теория политических систем в науке о политике.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19

Политология
Курсовая работа
«Структура и функции политической системы» СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Понятие политической системы общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Функции политической системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
3. Основные структурные элементы политической системы. . . . .11
4. Роль средств массовой информации и церкви в политике. .. . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

ВВЕДЕНИЕ

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха-низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно устано-вить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, струк-туры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: со-циальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и ре-ально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципали-тета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что по-рождено логикой развития политической науки, приведшей к необ-ходимости описания политической жизни с системных позиций.

1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.

Логика изучения темы реферата обязывает начать работу с анализа категории «политическая система». Ее рас-крытие послужит основой для рассмотрения других узловых вопросов, в частности: структурных элемен-тов системы, ее функций и закономерностей.

Политическая система как одно из основополага-ющих понятий социальной науки - плод современ-ного этапа политического знания. Термин «полити-ческая система» встречается ещё в трудах Аристоте-ля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону поли-тической жизни. В «Политике» Аристотеля мы чи-таем: «... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве» Аристотель. Политика//Антология мировой фило-софии. - М., 1969. Т. 1. С. 472..

В современной политической науке понятие «по-литическая система» разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы ор-ганизованной в рамках данного общества политичес-кой деятельности и политических отношений.

Индийский политолог П.Шаран, анализируя со-временные учения о политических системах, отме-чает важное преимущество самого понятия «полити-ческая система», которое охватывает сферу полити-ческой деятельности «всех лиц и все институты, учас-твующие в политическом процессе» Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. - М., 1992. С. 49.. Имеющиеся в литературе определения подтверждают его мнение.

Понятие «политическая система» - это опреде-ление организованной на единой нормативно-цен-ностной основе совокупности взаимодействий (от-ношений) политических субъектов, связанных с осу-ществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвласт-ных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и уч-реждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «полити-ческая система» обозначает характерные для опре-деленного общества структуры политической деятель-ности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь поли-тических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.

Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сооб-щество людей (национальное или интернациональное).

Понятие политической системы носит многоаспект-ный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свес-ти к совокупности государственных и негосударствен-ных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект полити-ческой системы и ее определение связывается глав-ным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при по-мощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта опреде-ления понятия.

Система существенно отличается от всякой сово-купности разнородных; политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы пред-полагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъ-ектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляю-щих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению опреде-ленных целей разных уровней и зачастую несогласо-ванных между собой. Она, в известной мере, детер-минирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окру-жающей среды.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенап-равленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, от-ражающая социальные интересы больших социаль-ных групп и определяющая облик системы. Образу-ющие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные по-литические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модер-низации системы.

Следует также отметить, что политическая систе-ма не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института ли-дерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формиру-ющейся и действующей. В данном контексте поня-тие «лидерство» означает некую нормативную мо-дель поведения индивида или группы (элиты, пар-тии), включающую, в силу занимаемого ими в дан-ном обществе положения, право и обязанность осу-ществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.

Органы власти - органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве политической деятельности и отношений.

Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отноше-нию к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие - все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закреп-ляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от об-щественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие соци-альные группы, классы, слои. Политическая систе-ма - это организация больших социальных групп в сфере власти и управления Методология социологических исследований По-литической жизни советского общества. - М., 1989. С. 14..

Материалистическая концепция обусловленности политической системы способом производства, соци-ально-экономическими отношениями в настоящее время подвергается критике. Так, французский политолог Клод Лефор в статье «Демократия» утвер-ждает: «Считать, что общественная система раскры-вается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для под-тверждения могущества обладателей средств произ-водства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принад-лежности ко всему комплексу, управляемому поли-тическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения инте-ресов и мнений, условия для свободного объедине-ния, информации, формулировки новых прав...» Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. - М., 1989. С. 465. Критическая аргументация К. Лефора больше отно-сится к вульгарно-экономическому толкованию вза-имосвязи политической надстройки от экономики.

Для любого политолога-материалиста ясно, что всякая полити-ческая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материа-лист А.Боднер с присущим ему своеобразием науч-ного мышления показал историческую обусловлен-ность политических систем. Он назвал пять факто-ров, влияющих на формирование систем:

1) непре-рывность природной среды, в которой живет данная нация или ее отдельная группа;

2) материальные продукты ее деятельности;

3) совокупность ценнос-тей и образцов поведения, знания и представления о мире, передаваемые из поколения в поколение;

4) общественные институты, которые каждое поко-ление застает как данность;

5) внешняя среда на-ции, образующая вместе с нею определенный круг цивилизации и культуры, а также политические ус-ловия.

Научное понимание диалектического взаимодей-ствия политической системы с другими Сферами об-щества не исключает, а, напротив, предполагает вли-яние на поведение социальных групп и индивидов разнообразных элементов социальной среды. Следо-вательно, нет и не может быть жесткой, линейной зависимости политических субъектов и организаций, их действий от экономики.

Политическая система, будучи обусловленной со-циально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на «входе» системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопас-ности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общес-твенных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требо-ваний, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На «выходе» сис-темы - результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сооб-ществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на «входе» и «выходе».

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Являясь самостоятельным организмом, политичес-кая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);

2) экстрак-ционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) дистрибутивная - способность распре-делять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Способности реализуются в функциях политичес-кой системы, или иначе, в главных ее видах дея-тельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать сущест-вование данного общества как единого самоуправля-емого социального организма.

Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаи-модействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адап-тации Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее пред-ставляют аспекты (стороны) различных видов дея-тельности политических институтов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

Первое. Обеспечение политической власти опре-деленной социальной группы или большинства чле-нов данного общества, страны. Политическая систе-ма есть институциональная (упорядоченная, закреп-ленная нормами) форма бытия власти. Через инсти-туты, образующие политическую систему, осущес-твляется легитимация власти, реализуется монопо-лия на издание законов, имеющих общеобязатель-ный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая по-рядок или трансформирующая система в обществе.

Политической системой устанавливаются и осу-ществляются определенные формы и методы власт-вования: насильственные и ненасильственные, демок-ратические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических инсти-тутов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

Второе. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих фун-кций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значитель-но уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятель-ствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Полити-ка как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором истори-ческого прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделав-ших социалистический выбор, стала чрезмерной, де-формированной. Политические институты в значитель-ной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их осно-ве политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую полити-ческим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех историчес-ких условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропаганди-ровавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает опре-деленное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохране-ния статус-кво общества. Она объединяет эти соци-альные группы и слои вокруг общих социально-по-литических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встре-чающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации пос-редством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. - М., 1992. С. 7..

Четвертое. Одна из важнейших функций полити-ческой системы - создание необходимых политичес-ких условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собствен-ности на средства производства, обеспечение еди-ного экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

Пятое - защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приоб-ретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, иде-ологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает по-рядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, професси-ональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между чле-нами общества, мобилизует ресурсы для удовлетво-рения социальных потребностей.

Переход на следующий - внутренний уровень функционального анализа системы - представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопря-женных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конвер-сии (преобразующих). Речь идет о тех преобразова-тельных действиях, которые осуществляют институ-ты на «входе» и «выходе» системы:

а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс пред-ъявления, выражения и обобщения социальных ин-тересов при выработке политических решений;

б) нормотворчество (выработка норм и правил);

в) применение норм и правил;

г) контроль за соблюдением норм и правил;

д) политическая коммуникация.

Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными орга-низациями, в том числе партиями.

Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:

а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;

б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения полити-ческой культуры в сознание и поведение индивидов и масс.

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Набор функций политической системы прямо свя-зан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу госу-дарственных служащих, различные слои избиратель-ного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от поли-тики и власти.

2. Совокупность политических институтов и орга-низаций, составляющих структуры системы: государ-ство, все ступени правления от высших органов влас-ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, пре-следующие политические цели (объединения пред-принимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, право-вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы полити-ческой деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизне-деятельностью людей. В составе системы - полити-ческие структуры и сообщество людей со свойствен-ным ему образом политической жизни стилем поли-тической деятельности.

Некоторые зарубежные политологи считают «ос-новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об-ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (сис-темы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

Политические институты - один из основных эле-ментов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политичес-кой системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, напри-мер, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый кон-кретный институт несет в се и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.