На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность и значение конфликтов, возникновение в политикесоциальной и политической жизни общества напряженности, противостояния, неприязни и ненависти. Источники и типология политических конфликтов, общее и особенное в технологиях их урегулирования.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Содержание

Введение
1. Сущность и значение конфликтов в политике
2. Источники и типология политических конфликтов
3. Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов
4. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России
Заключение
Список использованной литературе
Введение

Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
Среди многообразных видов политического процесса конфликты выделяются тем, что привносят в социальную и политическую жизнь общества напряженность, противостояние, неприязнь, ненависть. Они разделяют людей на враждебные группы и группировки, вовлекают их в открытое противостояние, кровопролитные столкновения. Казалось бы, люди уже давно должны были осознать пагубность любого проявления агрессии, междоусобных и братоубийственных войн. Но нет, каждое новое поколение вовлекается в новые конфликты, вновь происходит разделение на группы и группировки, и вновь возникает угроза кровопролитий.
Под конфликтом следует понимать особый вид взаимодействия людей, в котором каждая из взаимодействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, социальными позициями, и которая готова для этого использовать средства, выходящие за пределы институционального нормативного порядка. Иными словами, конфликт всегда выражается в конкретных действиях людей, ориентированных на то, чтобы добиться перераспределения статусных позиций, ресурсов, ценностей в свою пользу. Конфликт -- всегда взаимодействие, так как любое перераспределение связано с противодействием тех, кто уже обладает этими позициями, ресурсами и ценностями. Конфликт - это всегда выход взаимодействующих людей за поле инстуционального нормативного порядка, именно отсюда сопровождающие его злобность, насилие, жестокость, непредсказуемость последствий.
Проблема политического конфликта - наверное одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем и о способах их регулирования в частности. Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления.
Исходя из этого основная цель контрольной работы - изучить социальные конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:
-охарактеризовать сущность и значение конфликтов в политике;
-выявить источники и типологию политических конфликтов;
-рассмотреть общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов;
-отразить некоторые средства урегулирования политических конфликтов в современной России;
-сделать соответствующие выводы по теме.
При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме.
1. Сущность и значение конфликтов в политике

В социологии и политологии сложилось два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалистское и социологическое. В рамках первого из них общество рассматривается как устойчивая, интегрированная система, в которой каждый из элементов выполняет свои специфические функции и тем самым способствует ее сохранению. Конфликты дисфункциональны, означают дисбаланс и сбой в функционировании системы и представляют угрозу для ее существования в данном качестве. Поэтому задача политики и управления состоит в предотвращении конфликтов или же в установлении гармонии, баланса интересов конфликтующих групп.
Второе, социологическое направление в трактовке конфликта и его последствий рассматривает его как неотъемлемый момент политической жизни, ее развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют везде и во всем и служат источником обновления, развития. Причины общественных конфликтов коренятся в основанной на господстве и подчинении иерархической структуре общества, неравенстве социальных позиций людей в отношении к власти. Поэтому задача политики состоит не в недопущении конфликтов, а в контроле над процессом их возникновения и разрешения. Как писал крупнейший немецкий конфликтолог Р. Дарендорф, в конфликте заключается творческое ядро всей общественной жизни и шансы на свободу в обществе. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники» Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. - М., 2000. - С 15..
Как функционалистский, так и социологический подходы к конфликтам имеют свои основания. Первый отражает статику социальной системы, условия ее самосохранения, второй - динамику общества, источники его изменения. Независимо от оценок конфликта все основные направления социологической и политологической мысли едины в признании его важности для общества.
Конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Имея во многом общую природу, конфликты существуют на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между межгосударственными объединениями и т.п. Поэтому к пониманию политического конфликта применима общая теория конфликта и прежде всего теория социальных конфликтов.
Исходя из анализа конфликтологической литературы, можно выделить следующие признаки социальных конфликтов Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. - С. 27-28.:
1. Наличие по меньшей мере двух сторон, имеющих контакт друг с другом. При наличии двух сторон говорят о биполярном или диадиктическом конфликте, трех - о триадном, многих о мультистороннем конфликте.
2. Взаимозависимость сторон, побуждающая их к участию в конфликтном взаимодействии. Без такой взаимозависимости стороны могут выйти из конфликтного поля и не участвовать в соперничестве.
3. Несовместимость целей и ценностей конфликтующих сторон. Обычно она основывается на двух видах дефицита - позиционном, когда два субъекта не могут занимать одну и ту же позицию и дефиците ресурсов, тех или иных благ, всеобщим эквивалентом которых обычно выступают деньги - это, например, невозможность с помощью государственного бюджета удовлетворить требования всех политических сил.
4. Нулевая сумма конфликтного взаимодействия. Это означает, что в конфликте выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой и каждый из участников стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента. С этой точки зрения конфликт отличается, например, от дискуссии экспертов, обладающих различными и даже несовместимыми взглядами и оценками.
5. Направленные непосредственно друг против друга действия. Этот признак является ведущим в диагнозе конфликта. Он отличает реальный конфликт как от не проявляющейся в поведении и действиях психологической оппозиции: неприязни, осознании несовместимости целей и ценностей и т.п., так и от конкуренции. Понятия конфликта и конкуренции близко связаны и иногда отождествляются. Однако конфликт отличается от конкуренции осознанностью противоречий и направленностью действий его участников друг против друга. Конкуренция может иметь место и без знакомства конкурентов друг с другом и осознания несовместимости их целей. Кроме того, конкуренция Может характеризоваться параллельностью действий сторон, их неосознанным соперничеством, опосредованным другими людьми. Поэтому не всякая конкуренция есть конфликт. Однако если действия конкурентов осознаны и направлены друг против друга, то их взаимодействие является конфликтом.
6. Использование давления, силы. Давление может быть различным: психологическим, экономическим, физическим и т.п., осуществляться в форме как угроз, так и практических действий. Применение давления и, особенно, силы придает конфликтам ярко выраженную негативную эмоциональную окрашенность, которая обычно возрастает по мере нарастания давления и использования его более жестких форм.
В основе конфликта лежат противоречия: как объективные, существующие до их осознания людьми, так и субъективные, связанные либо с осознанием объективных противоречий, либо собственно с сознанием, психологией людей. Причем некоторые внутриличностные, межличностные и даже групповые конфликты могут иметь место и без наличия объективных, коренящихся в реальной ситуации противоречий.
Учитывая отмеченные выше признаки конфликта, его можно определить как основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованностъ взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или у держания власти.
В конфликтологической литературе иногда различают конфликт в широком и узком значениях. При этом в широком смысле конфликт включает все вышеназванные четыре стадии, в узком -- лишь две последние: конфликтные действия и затухание конфликта. Такое различение имеет основание -- оно связано с разграничением как бы подготовительного этапа противоборства и собственно конфликтных действий, в том числе и при затухании Конфликта. Однако предпочтительнее использование конфликта в широком значении, поскольку оно позволяет охватить это явление в целом -- от зарождения до завершения, в единстве объективной и субъективной сторон.
Согласно теории человеческих потребностей, конфликт - это следствие ущемления или неадекватного удовлетворения человеческих потребностей. Удовлетворять многообразные потребности людей не позволяет дефицит ресурсов, которые распределены в обществе неравномерно. Социальные конфликты возникают главным образом из-за нехватки ресурсов и движимы стремлением к их обладанию. Неравномерность распределения ресурсов, их изобилие у одних и отсутствие у других - обусловлены прежде всего социальными структурами, делящими людей на собственников и неимущих, представителей различных профессий, административных единиц, конфессий и т.д. существуют реально, вне сознания людей. Осознаваясь людьми и преломляясь через их психику они выступают в качестве субъективных причин конфликтов. Последние вызваны тремя факторами: 1) взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон, 2) осознанием этого и 3) стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента. Результатом действия всех вышеназванных факторов и является конфликт.
Политические конфликты являются показателем глубины и зрелости социальных конфликтов, поскольку они обычно касаются вопросов, неразрешимых без использования государственной власти и затрагивающих интересы крупных общественных групп, а также предполагают сознательные и организованные действия их участников.
Доминирование в обществе определенных линий политических конфликтов не означает автоматического исключения возникновения других конфликтов. В определенных условиях они могут обостряться и приобретать особую актуальность. Причины конфликта влияют на его остроту, которая характеризуется интенсивностью противоборства, мягкостью или жесткостью средств и способов борьбы, применением или неприменением насилия и его масштабами. Острота конфликта непосредственно зависит от его внутренних параметров. К ним относятся: уровень противоборства, значимости объекта конфликта для его участников; степень применения насилия и других разрушительных средств борьбы; затраченные энергия и ресурсы сторон; эмоциональный накал.
Функционалисты рассматривают конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование государства и любой другой политической организации или группы, снижающее эффективность их деятельности. Обобщая различные работы, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов: дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических анархических процессов, снижение управляемости; рост фрустраций, депрессий, стрессов и т. п. и, как следствие, повышение их политической апатии и абсентеиама, снижение их политической активности; нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к соперникам и окружающий - ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем. Если конфликт не разрешен при обоюдном согласии сторон, то традиции вражды еще долго будут тормозить сотрудничество в будущем; отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных экономических и иных задач и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
2. Источники и типология политических конфликтов

Политические конфликты выделяются среди других социальных конфликтов в обществе прежде всего объектом притязаний их участников. Таким объектом всегда являются отношения политической власти. Многообразие проявлений политических властных отношений предопределяет появление различных видов политических конфликтов.
Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притязаниями разных сторон на одну и ту же статусную позицию в системе институализированных отношений власти. Как правило, речь идет о высших государственных должностях, так как именно они дают возможность резко увеличивать собственное влияние на общество.
Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний является поле политического влияния в сложившейся системе институализированных политических отношений. Иными словами, речь идет о конфликте, возникающем в случае выдвижения одним из участников уже сложившейся системы властных отношений требований расширить его функции, полномочия, предоставить ему больше самостоятельности в решении определенных вопросов и т.п.
В-третьих, политический конфликт может также возникнуть по поводу притязаний той или иной группы на институализацию в системе политических отношений, на обретение статуса и собственного поля влияния, если в этом своем стремлении она наталкивается на противодействие официальных властей.
В-четвертых, к конфликту могут привести притязания населения или отдельных социальных групп к правительству или к парламенту с целью побудить их к исполнению своих функциональных обязанностей в том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям.
Объект притязаний конфликтующих сторон принято называть предметом конфликта. Исходя из вышеизложенного подхода, все политические конфликты можно разделить по своему предмету на четыре вида: общенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть общества; локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионами и центром, между политическими организациями и т.д.; институциональные, предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политических институтов и организаций; функциональные, в ходе которых высказываются претензии на соблюдение правил нормативного политического порядка.
Политические конфликты развиваются и тесно переплетаются с конкурентными политическими процессами в обществе, но при этом каждый из этих процессов не утрачивает своей специфики. Напомним, что конкурентный процесс не исключает противоречий между участниками политического взаимодействия, совпадения объекта их притязаний, но их реальные выпады в адрес друг друга не выливаются за пределы дозволенного нормативным порядком.
Важной особенностью политических конфликтов является их неизбежная идеологизация, т.е. стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму защиты социально-политических ценностей. Идеологический фактор, ориентация на определенные политические ценности присущи участникам любых политических процессов от кооперативных до конфликтных. Однако в конфликте идеологизация перестает быть просто различием ценностных ориентации. Она обретает агрессивный характер, проявляющийся в стремлении участников нарастающего конфликта доказать, обосновать единственно правильный характер именно своей идеологической системы, внедрить эту систему ценностей в массовое сознание, убедить широкие слои, что справедливое общество -- это только то общество, которое основано на декларируемых ценностях.
Идеологизация политических конфликтов объясняется и тем, что перераспределение политической власти в обществе никогда не бывает добровольным делом, и поэтому желающим повысить свой политический статус, обрести новые возможности влияния на массы надо убедить окружающих в целесообразности, необходимости этого шага. Вот почему каждый участник конфликта стремится опереться на какую-либо уже существующую идеологическую концепцию, либо предложить новую.
Таким образом, политический конфликт всегда сопровождается конфликтом ценностей, даже если его участники используют ту или иную идеологическую концепцию лишь для камуфляжа своих истинных планов и намерений. Одна из причин обязательного обращения к идеологии заключается в возможностях последней объединять и сплачивать массы. Люди, идентифицирующие себя с той или иной идеологией, будут поддерживать того, кто открыто выступает под ее знаменами.
Следующей важной особенностью политических конфликтов является мобилизация их участниками значительных ресурсов: денежных средств, вооруженных сил, массовой поддержки и др. Огромное значение ресурсов в борьбе за перераспределение власти нередко приводит к тому, что политическим конфликтам предшествует борьба за ресурсы: за влияние на армию, за привлечение на свою сторону капитала, за симпатии и поддержку масс, за средства массовой информации. Нередко в ходе борьбы за ресурсы одна из потенциальных сторон политического конфликта получает такие неоспоримые преимущества, что другая уже не осмеливается выступать со своими притязаниями. Вот почему борьба различных сил за такие ресурсы, как общественное мнение и поддержка населения, армия, поддержка капитала, и возникающие в ходе этой борьбы конфликты также носят политический характер.
Таким образом, еще одна особенность политических конфликтов -- они одновременно являются и конфликтами групп интересов. И, наконец, политические конфликты отличаются многообразием форм их протекания: от вооруженных столкновений до применения скрытых приемов давления на противника. В последнем случае участники конфликта могут «на публике» демонстрировать взаимную лояльность, а на деле прибегать к шантажу, провокациям, делать «обманные движения». Итак, политические конфликты отличаются прежде всего объектом притязаний. Однако специфика борьбы за перераспределение политической власти в обществе неизбежно делает политические конфликты одновременно конфликтами ценностей, конфликтами интересов, конфликтами ресурсов. Вместе с тем, не любая форма политической борьбы может рассматриваться как конфликт. Политическая борьба может разворачиваться в виде конкурентных процессов, если ее участниками соблюдаются установленные в обществе нормы и правила ее ведения.
Конфликты могут проявляться в самых разнообразных формах. Это революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, непосредственно направленные протий политических соперников, парламентские дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон, политические забастовки, внутрипартийные конфликты и т.п.
С разнообразием форм проявления связана типология конфликтов. Она делит конфликты по различным основаниям: числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д.
В зависимости от областей проявления конфликты делятся на внутренние и внешние. Внутренние конфликты характеризуют отношения внутри политического или социального объединения, внешние -- между различными объединениями или людьми.
По масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; региональные; международные; внутригосударственные. С точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические -- разрешение конфликта невозможно без устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон. В зависимости от количества и уровня участников конфликты делятся на Пугачев В.П. Политология : справочник студента / В.П. Пугачев. - М.: Слово, 2005. - 576 с.:
внутриличностные - индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей, например, у женщины-парламентария конфликт между ролями заботливой жены и матери, с одной стороны, и эффективного политического деятеля -- с другой;
- межличностные - конфликты между отдельными людьми;
- конфликты между личностью и группой;
- межгрупповые - конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней: государства, нации, классы, профессиональные группы и т.д. Этот тип конфликтов занимает центральное место в политике.
По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками, например между двумя субъектами федерации или парламентариями; между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, конфликт между федеральны и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.