Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие институтов гражданского общества в России. Изучение предпосылок для формирования гражданских объединений на этапе перестройки и новой России. Стимулирование диалога политической власти между обществом и государством по собственным правилам.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Пермский государственный университет»
Кафедра политических наук
Тенденции развития гражданского общества в России
Курсовая работа

Студента 2-го курса группы ПОЛ - 1,2-0,8
Заочной формы обучения
Историко-политологического факультета
УШАКОВ С.Г.
Научный руководитель:
А.С. Горшков
Пермь 2010
Оглавление
    Введение
      Глава 1. Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки
      Глава 2. Становление гражданского общества в России
      Глава 3. Гражданское общество и государство
    Заключение
    Список источников и литературы

Введение

Формирование институтов гражданского общества в России началось сравнительно недавно, с 1980-х гг., когда в результате либеральных преобразований появились правовые основы для начала данного процесса (провозглашение гласности, право на создание независимых гражданских объединений, право частной собственности и т.д.).
Объект исследования - гражданское общество России. Предмет - тенденции развития гражданского общества в России.
Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
· Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
· Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
· Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
· Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
· Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
· Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.
Методологическая основа. Данное исследование будет проводиться методом анализа:
· Публицистических материалов;
· Официальных документов, принятых руководством РФ;
· Научных публикаций;
· Аналитических статей;
· Публичных выступлений;
· Интервью.
К законодательным источникам относятся Федеральный закон «О некоммерческих организациях» Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]: URL: graph.document.kremlin.ru/images/1/110/1110701.zip (Дата обращения: 23.11.210). и Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: graph.document.kremlin.ru/images/819/819923.zip (Дата обращения: 20.11.2010).. Данные источники необходимы для освещения официальной позиции власти по отношению к гражданскому обществу, также как и интервью премьера РФ В.В. Путина агентству «Франс Пресс» Путин В.В. Интервью агентству «Франс Пресс». [Электронный ресурс]: URL: government.ru/docs/10948/ (Дата обращения: 20.11.210)..
К публичным выступлениям относятся материалы научной конференции, опубликованные в сборнике под одноименным названием «Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития». Конкретно нас интересуют выступления доктора исторических наук Б.И. Коваля «Вступительное слово» Коваль Б.И.. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001., доклад доктора политических наук А.Н. Аринина под названием «Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России» Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. и доклад В.В. Игрунова на тему «Гражданское общество и политические партии» Игрунов В.В. гражданское общество и политические партии // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.. Публичные выступления всегда характеризуются злободневностью, выражают мнения конкретных деятелей относительно принятия необходимых решений по тем или иным вопросам. По этой причине они необходимы для формирования собственного мнения и проведения научных исследований.
К аналитической литературе относятся следующие статьи: О. Казаков, Э. Фомин «Идентификация гражданского общества в России» Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002., И.С. Семененко «Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения» Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998., С.П. Перегудов «Корпоративные интересы и российское государство» Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998., В.В. Песчанский «Становление и роль профсоюзов» Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998., И.Е. Городецкая «Становление 'третьего сектора' и добровольчества» Городецкая И.Е. Становление 'третьего сектора' и добровольчества // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.. Аналитические статьи помогают раскрыть сущность изучаемой проблемы, они отличаются узкой тематикой и основаны на результатах исследований самого автора. Они представляют большую значимость для проведения моей работы.
К научным публикациям относятся монография под авторством А.Г. Кучерены, и Ю.А. Дмитриева «Гражданское общество в России: проблемы становления и развития» Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009., а также научное исследование Андронова О.В. под названием «Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России» Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009., а также данные исследований Общественной палаты РФ, опубликованные в сборнике под названием «Эмпирические исследования гражданского общества». Данные источники имеют большую важность, поскольку содержат результаты комплексного исследования темы.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава называется «Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки». Она посвящена рассмотрению вариантов определения термина «гражданское общество», предложенных различными российскими исследователями, формулированию его признаков и структуры.
Вторая глава «Становление гражданского общества в России» излагаются и характеризуются основные этапы формирования гражданского общества.
В третьей главе под названием «Гражданское общество и государство» содержатся результаты анализа тенденций взаимодействия современных гражданских организаций России с государственной властью страны.
Глава 1. Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки

Доктор исторических наук Б.И. Коваль определяет гражданское общество как «некую совокупность отношений и организаций, которые действуют независимо от государства и способны на него влиять» Коваль Б.И.. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.-с. 11..
А.Н. Аринин, доктор политических наук, подразумевает под термином Г.О. «общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными, отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним» Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. - с. 43..
По мнению доктора политических наук И.С. Семененко, гражданское общество есть «совокупность горизонтальных социальных связей, автономных от государства институтов и объединений, созданных свободными и ответственными индивидами для защиты своих интересов» Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 36..
Исследователи О. Казаков и Э. Фомин определяют три трактовки понятия гражданского общества.
Как социальное пространство. Область отношений, которая «охватывает все экономические отношения, деятельность всех общественных объединений, СМИ, сферы образования, науки и др.» Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002. - с. 56. В данной трактовке под Г.О. подразумевается вся совокупность неполитических общественных отношений.
Как социальная группа, т.е. «граждански активная часть общества, не претендующая на власть, но влияющая на политику фактом своей деятельности» Там же. - с. 56.. Любое общественное объединение, будь то профсоюз или правозащитная организация, отстаивает, прежде всего, свои интересы или же интересы представляемой ею части общества. Для достижения положительного результата членам организации приходится прибегать к диалогу с представителями власти, либо использовать некие рычаги давления (скажем, протесты, манифестации) с целью стимулирования принятия выгодных для них политических решений.
Как общественно политическая система. «Определенным образом организованное общество, в котором в полной мере реализуются права и свободы личности, и наиболее полно осуществляются ее интересы» Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002. - с. 57.. Данное определение отражает первостепенную значимость личности, как ключевой фигуры общественных отношений и подчеркивает тот факт, что Г.О. является неотъемлемой частью правового государства.
Из приведенных выше определений можно сформулировать следующие признаки Г.О.:
· Независимость от власти;
· Способность влиять на принятие политических решений;
· Гражданская активность членов общества;
· Защита собственных интересов.
Кроме того, можно определить и задачи самого существования Г.О.:
Основное предназначение гражданского общества заключается в том, чтобы «активизировать общество, обеспечивать осознание гражданами своего базового положения в отношении всех секторов, формировать и направлять их социальную инициативность» Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009. - с. 8.. Инициатива - одно из проявлений личной свободы. Понимание важности личной свободы, как и других либеральных ценностей не приходит само по себе, его необходимо донести. Так же, как и тот факт, что личная свобода нуждается в постоянной защите со стороны самой личности, ведь само существование государства ущемляет ее. Сплоченное и организованное общество, члены которого проявляют гражданскую активность, может составить необходимый для баланса сил противовес государству.
Стимулирование развития свободных экономических отношений - другая немаловажная задача. Только при существовании свободной конкуренции, эффективной антимонопольной политики и защите института частной собственности возможно развитие свободных экономических отношений. Свободный от государственного регулирования и политического лоббирования отдельных участников рынок является системой, в которой ее составляющие могут эффективно взаимодействовать, реализуя свои способности и извлекая прибыль.
Борьба за демократические преобразования, создание правового государства. Его существование позволяет наладить диалог власти и общества посредством политического представительства, выражающего интересы всех социальных групп.
Основными элементами Г.О. являются различные группы интересов, «они агрегируют лежащие 'под спудом' экономические, политические, социальные интересы и устанавливают взаимодействие с политической элитой, выступая связующим звеном между обществом и государством» Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 39..
С точки зрения структуры Г.О., оно является некой совокупностью объединений по различным признакам - это семьи, профессиональные группы, кооперации, общественные организации, религиозные или этнические объединения и т.д.
Если рассматривать Г.О. как систему, то его можно разделить на несколько подсистем.
На экономическом уровне происходит производство, распределение, обмен и потребление продуктов. Данные процессы в Г.О. регулируются при помощи рыночных механизмов, прямое участие государства не требуется. На этом уровне выстраиваются отношения между производителем и распространителем продукции, между собственником предприятия и наемными работниками, между предпринимателем и потребителем.
На политическом уровне взаимодействие между Г.О. и государством достигает наибольших масштабов. Для данного уровня характерно «образование общественных объединений, которые зачастую переформируются в политические партии» Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009. - с. 54.. К этому уровню также относятся «политизированные лоббисты, в первую очередь группировки бизнеса и их политические представители, которые вовлечены в политическую борьбу напрямую и характеризуются высокой степенью самоорганизации» Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 41.. Лоббисты являются политическими представителями влиятельных групп интересов. Их функция выражается в создании выгодных для деятельности своих протеже условий (скажем, льготное налогообложение, тренд на застройку или разработку заведомо перспективных для развития деятельности участков и т.д.).
Социальный уровень является, безусловно, основополагающим, поскольку именно на нем происходит формирование человеческих ценностей и их восприятие отдельными индивидами через систему образования. Для соцуровня характерны три группы отношений: внутрисемейные, внутригрупповые (между членами, скажем, одного творческого объединения), межгрупповые (например, межклассовые). Объединения индивидов на социальном уровне - это добровольческие движения, представляющие разнообразные социальные интересы (профсоюзы, экологи, ветераны, правозащитники и т.д.). Они « являются наиболее уязвимым компонентом гражданского общества», особенно в переходные периоды. «Становление чувства социальной общности и выдвижение общих требований происходит крайне медленно в условиях, когда формирование новой социальной структуры идет параллельно политической и экономической трансформации» Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 46..

Глава 2. Становление гражданского общества в России


Процесс становления гражданское общество в России, по сравнению с западноевропейскими государствами начался гораздо позднее. Инициатива исходила сверху, из-за подневольного положения абсолютного большинства населения и практически полного отсутствия средней экономической прослойки общества не могло быть и речи о какой-либо гражданской инициативе. Ставшее традиционным для российской истории отсутствие последовательности в экономических и политических преобразованиях проявлялось и в позиции государства по отношению к гражданскому обществу. Существует несколько этапов его становления.
На первом этапе (сер. XVIII в. - 1860г.) возникают некоторые предпосылки для формирования негосударственных институтов «по частной инициативе отдельных представителей высшего сословия или самих монархов» Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009. - с. 12. (Вольное российское собрание, Вольное экономическое общество, Дружеское ученое общество). Создавались первые некоммерческие организации для проведения благотворительной деятельности.
Второй этап (1860 - 70-е гг.) становится очень важным в процессе развития некоммерческого сектора. Как известно, именно в этот период проводятся важные государственные реформы, при помощи которых «открылись возможности для развития общественной активности населения: неправительственные институты, такие, как земства, стали играть активную общественную роль, разрушая монополию на общественную деятельность, ранее принадлежащую бюрократии и дворянскому слою» Там же. - с. 12..
Третий этап (1917 - сер.1980-х гг.), по сути, окончательно 'похоронил' все предыдущие положительные начинания. «Идеология была неотъемлемой чертой советских общественных организаций, что, конечно, делало их зависимыми, ограниченными… а в отсутствии частной собственности и бизнеса такие структуры оставались беспомощными в финансово-экономическом отношении» Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов., 2009. - с. 21..
Отношения групп интересов и государства в СССР представляли собой, так называемую систему бюрократического корпоративизма, т.е. «взаимодействия Г.И. и государства, при котором обе стороны вырабатывают согласованную линию поведения и те или иные конкретные решения, которыми руководствуются в практической деятельности» Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 57..
На сегодняшний день ситуация мало изменилась, если брать во внимание взаимодействие крупного бизнеса и государства. С самого момента завершения приватизации в РФ создаются крупные предпринимательские союзы (Российский союз промышленников и предпринимателей и торгово-промышленная палата), которые имели малую степень автономии.
Это явление объясняется несколькими причинами. Во-первых, в течение переходного периода система приватизации явно работала в пользу бывших функционеров КПСС, которые становились в одночасье крупными собственниками, в то время, как абсолютное большинство населения было экономически безграмотным. Во-вторых, до сих пор на лицо зависимость многих предприятий от государственного субсидирования. И, в-третьих, так называемая «погоня за политической рентой» Там же. - с. 60., т.е. желание нынешних крупных предпринимателей участвовать в распределении властных полномочий.
Образование структуры гражданского общества началось в ходе перестройки, когда граждане получили возможность создавать независимые организации: объединения потребителей, защитников окружающей среды, национальные или культурные общества, благотворительные фонды, правозащитные или иные организации.
В становлении гражданского общества определенную роль играли и профсоюзы.
По определению В.В. Песчанского «профсоюз - добровольное, независимое от нанимателя и государства объединение наемных работников для защиты их экономических интересов, прежде всего в отношениях с нанимателем путем коллективных переговоров» Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 81..
О советских профсоюзах можно однозначно сказать следующее: они «не были добровольными, так как политико-психологическое и административное давление делало невозможным отказ от вступления в союз», а также «не были независимыми - на каждой ступени они функционировали под руководством соответствующего партийного комитета и его чиновников» Там же. - с.82.. По этим причинам профсоюзы практически не играли никакой социальной роли. Таким образом, данная форма организации граждан, по сути, не соответствовала своему названию.
С наступлением эпохи демократических преобразований профсоюзы получили самостоятельность, была организована Федерация независимых профсоюзов. Однако, многие из них «сохранили прежнюю иерархически организованную структуру, неспособную обеспечить их функционирование в качестве представителей наемных работников» Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 60..
Рассматривая мировую практику деятельности профсоюзных организаций можно выделить следующие функции профсоюзов, как компонентов гражданского общества.
Экономическая борьба, выражающаяся в защите экономических интересов работника через переговоры с руководством предприятия или путем оказания давления (например, забастовки). Однако, в российских условиях данная функция слабо реализуется, поскольку «…при широко практикуемом патернализме директоров и других руководителей не приходится говорить о социальном партнерстве, предполагающем автономию профсоюзов, относительное равенство сил сторон» Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - с. 86..
Политическая роль профсоюзов западной Европы выражается в сотрудничестве с определенными политическими силами, выражающими интересы трудящихся, а также участие в массовых акциях протеста, обращенных напрямую к властям. Что касается России, то здесь «созданы и функционируют так называемые трехсторонние комиссии по регулированию социальных и трудовых отношений. Однако, как правило, эти организации характеризуются высокой степенью бюрократизации и неравноправным сотрудничеством сторон» Там же. - с. 86.. Также слабость политического влияния данных организаций объясняется полным отсутствием интереса большей части рабочих к политической деятельности. Немалую роль играет и отсутствие четко выраженных целей и задач, согласованности в действии организаций.
Существенной функцией современных профсоюзов развитых демократических стран является общественная активность, они «действуют … в качестве многофункциональных общественных организаций, выражающих те или иные общегражданские интересы» Там же. - с. 87.. Сегодня никого не удивит массовая акция протеста профсоюзов Франции против загрязнения окружающей среды. В России дело обстоит иначе: из-за постоянных экономических проблем общественные блага мало беспокоят трудящихся. Также на лицо «отсутствие широкого представления о своей роли в обществе» Там же. - с. 89..
Из рассмотренного выше приходится сделать следующий вывод: роль профсоюзов, как в выполнении своих прямых задач, так и в общественно-политической жизни страны крайне слаба.
На волне 'перестройки' начали возникать разнородные и разнонаправленные свободные некоммерческие объединения граждан. «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.