Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, структура, и функции политической системы Владимирского княжества. Возникновение, становление Великого Владимирского княжества. Основные периоды в истории княжества, политическая система княжества в период становления Российского государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1
Теоретические основы политической системы
1.1 Понятие и структура политической системы
1.2 Типы и функции политических систем
2 Возникновение и становление Великого Владимирского княжества. Основные периоды в истории княжества
3 Политическая система великого княжества Владимирского в период становления Российского централизованного государства XIII- XVвека
3.1 Общественно-политическое развитие Владимирского Княжества.
3.2 Структура политической системы княжества Владимирского
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Время с начала XII до конца XV века по традиции называют удельным периодом. И действительно на основе Киевской Руси сложилось 15 княжеств и земель к середине XII века, около 50 княжеств к началу XIII века, около 250 - в XIV столетии.
Актуальность выбранной темы для курсовой работы (“Политическая система великого княжества Владимирского в период становления Российского централизованного государства XIII- XV века”) неоспорима. Ведь Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Заложен он в конце X века киевским князем Владимиром Святославичем на высоком берегу р. Клязьмы, на границе Залесья и Ополья. В начале XII века город укреплён Владимиром Мономахом, а в середине XII в. Владимир становится столицей Владимиро-Суздальского княжества, всей Северо-Восточной Руси. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси была начата борьба за объединение Руси под главенством владимирских князей. В 13-14 веках титул владимирского великого князя считался главным в Северо-Восточной Руси. В 1238 году орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Москвой в 14-15 веках.
Предметом исследования данной работы является политическая система великого княжества Владимирского, а объектом исследования непосредственно само великое княжество. Отсюда вытекают хронологические рамки работы, которые охватывают период становления Российского централизованного государства XIII- XV века.
Целью работы является изучение политической системы княжества Владимирского в
период становления Российского централизованного государства XIII- XV века, ее звеньев и функций, а так же процесс его становления.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы политической системы
2.Изучить процессы возникновения и становления Великого Владимирского Княжества
3. Изучить политическую систему Великого Княжества Владимирского период в период становления Российского централизованного государства.
Методологическую основу данного исследования составляют принцип историзма, принцип научной объективности.
Практическая значимость состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы студентами при самостоятельной подготовки пр курсу Политическая история России, Отечественная история.
Изучение политической системы великого княжества Владимирского той эпохи, степени ее значимости в истории России, опирается на анализ работ таких авторов как В.К.Борисов, Г.А.Белов и Б.И.Краснов, Н.М.Карамзин, М.Н.Зуева, А.А.Чернобаев, А.Н.Сахаров, Н.И.Павленко.
Теорию политических систем наиболее подробно рассматривают в своих работах Борисов В.К. и Б.И.Краснов. Степени необходимости политических систем и их функций посвятил свои труды Белов Г.А. Так же в некоторых своих работах он горит о том что в целом представляет такая наука как политология. Истории государства Российского многие свои труды посвятил Карамзин Н.М. Историю России наиболее подробно в своей книги рассматривают М.Н.Зуева и А.А.Чернобаев. Так же на эту тему была посвящена книга Н.И.Павленко «История России».
1 Теоретические основы политической системы
1.1 Понятие политической системы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская) Борисов В. К. Теория политических систем. - М.: Знание, 1991..
Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:
- состоит из многих частей;
- части составляют единое целое;
- система имеет границы.
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию.
Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные.
Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности. Рассмотрим структуру политической системы - атрибут всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого.
Так, П. Шаран элементами политической системы называет: власть, интересы, политику, политическую культуру. В то же время под "структурой" он подразумевает поддающуюся наблюдению деятельность, из которой и складывается политическая система. Одной из основных единиц политических систем является политическая роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует ролевую структуру.
Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента политической системы выделяют относительно большое количество людей, граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях политической культуры. Вторым компонентом политической системы является категория должностных лиц, решения которых признаются членами политического сообщества как обязательные. Они - основа политической власти. Третий компонент - режим, т. е. конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и основные ценности, регулирующие работу системы.
Четвертый компонент - территория. Однако политическая система не всегда равнозначна государству. В связи с этим существует понятие "политическое пространство".
Существует мнение, что политическая система как целое включает в себя также неофициальные факторы: а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль; б) структуру партийного руководства и политических интересов данного общества.
Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, может, поэтому названо "основами политики".
Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает "динамику политики". Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:
- окружающая среда (внутренняя и международная) - это совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе;
- связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты, структуры и процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей степени политические партии, группы интересов; они отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти структуры выступают в качестве инструментов управления;
- система выработки решения состоит из структур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданный через систему коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт;
- политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает система; характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.
В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная. Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, средства массовой информации и др.
Нормативная система включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание, политические отношения Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. - 1995 - № 2.
1.2 Типы и функции политических систем

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая. В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно- экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и
социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы. Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия.
Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;
2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
4) становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем
Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2002. - 786 с..
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии).
Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер. Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур. Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.
Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции:
- система должна соответствовать своей "модели", особенно в аспекте управления и контроля над обществом;
- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;
- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять отношение между составляющими ее элементами;
- система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие меры, ориентировать на них население.
В связи с этим основными функциями политической системы как целого являются следующие:
- определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.
- мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление целей и задач;
- укрепление единства общества;
- распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;
- урегулирование конфликтов Отечественная история. Элементарный курс: Учеб. пособие для вузов / А.И. Козлов, А.В. Кореневкий, Н.А. Мининков и др./ Под ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. -- М.: Гардарики, 2002..
Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.
В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.
Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).
Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства”. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.
2 Возникновение и становление Великого Владимирского
княжества. Основные периоды в истории княжества
Владимирское Великое Княжество - крупнейшее государство в Северо-Восточной Руси. Образовалось в 1157 в связи с переносом Андреем Боголюбским столицы из Суздаля во Владимир-на-Клязьме. Опустошено монголами в 1238. В 13-14 вв. великий князь владимирский считался старшим в Северо-Восточной Руси. В 1362 Дмитрий Иванович объявил В. в. к. своей "отчиной" и объединил его с Московским великим княжеством.
Под именем Суздальской Руси или Владимиро-Суздальского княжества разумеется область, расположенная между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и средним течением Волги, с другой, по рекам Клязьме и Москве. Северные просторы по реке Шексне до Белоозера примыкали также к Суздальской Руси.
До конца XI века вся эта восточная окраина Киевской Руси представляла собой глухой и малонаселенный край.
Славяне здесь появились относительно поздно, столкнувшись преимущественно с финно-угорским населением. С севера в Волжско-Окское междуречье в IX - X вв. пришли ильменские словене, с запада - кривичи, с юго-запада - вятичи. Отдаленность и изолированность предопределили более медленные темпы развития и христианизации здешних районов
. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века. - М., 2006..
По своему географическому положению Владимиро-Суздальское княжество было со всех сторон защищено естественными преградами - крупными реками, топкими болотами и непроходимыми лесами. Кроме того, путь кочевникам в ростово-суздальские земли преграждали южнорусские княжества, принимавшие на себя основную тяжесть вражеских набегов. Процветанию княжества способствовал и тот факт, что в эти земли шел постоянный приток населения, бежавшего в леса то от половецких набегов,
то от невыносимых поборов княжеских гридников. Немаловажным являлось и то обстоятельство, что в землях Северо-Восточной Руси пролегали выгодные торговые пути, важнейший из которых - Волжский - связывал княжество с Востоком. Именно экономические факторы в первую очередь способствовали возникновению здесь сильного боярства, которое подталкивало местных князей к борьбе за отделение от Киева.
Князья довольно поздно обратили свое внимание на Залесский край -престолы в здешних городах были малопрестижные, уготовленные для младших князей в роду. Лишь при Владимире Мономахе, на излете единства Киевской Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточных земель. Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной «отчиной» Мономаховичей. Между здешними землями-волостями и потомками
Владимира Мономаха установились прочные связи, здесь раньше, чем в других землях, привыкли воспринимать сыновей и внуков Мономаха как своих князей.
Приток наследия, вызвавший интенсивную хозяйственную деятельность, рост и возникновение новых городов предопределили экономическое и политическое возвышение края. В споре за власть ростово-суздальские князья располагали значительными ресурсами.
В конце XI столетия, после Любечского съезда 1097 г., Суздальская земля выделилась в особое княжество. По соглашению князей она была отдана Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для младшего своего сына Юрия (Долгорукого). С этого времени начинается строительство городов (Тверь, Кострома, Балахна, Городец, Н. Новгород и др.) и усиливается приток русских поселенцев. Сам Мономах, его сын Юрий и дети Юрия - Андрей (Боголюбский) и Всеволод (Большое Гнездо) приложили немало сил, чтобы Суздальская земля превратилась в сильное княжество.
Природа Владимиро-Суздальской земли была своеобразна. Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование. Здесь не было тучных черноземных пространств, как вдоль Днепра, но природа позволяла заниматься земледелием, лесными промыслами. Суздальские князья становятся самыми могущественными во всей Русской земле. Вечевой порядок не мог развиться здесь при сильной власти князя.
Политическое развитие Ростово-Суздальской земли (одно из названий Северо-Восточной Руси) во время княжения Юрия Долгорукова шло весьма энергично. Юрий стал влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Залесского края. Он перестал посылать в Киев “суждальскую дань”. Подобный акт де-факто уничтожал вассальные отношения с верховным сюзереном - великим князем Зуева М.Н. и Чернобаев А.А. История России. - М., 2005. .
Освоению свободных земель способствовали и монастыри. В Х11-Х111 вв. на территории Владимиро-Суздальской земли было основано 48 монастырей, шло активное распространение христианства на окраинах “Суждальской земли”.
Если Владимир Мономах бывал в Суздале наездами, то его сын Юрий Долгорукий смолоду жил здесь и много положил труда на устройство своего княжества. Его сын Андрей Боголюбский поднимает значение Владимира, возводит огромный Успенский собор. Властолюбивый Андрей Боголюбский представлял собою новый тип князя, стремившегося к единовластью не только в своей семейной вотчине, но и во всей Русской земле.
При Всеволоде Большое Гнездо Владимирское княжество усилилось и стало одним из крупных феодальных государств в Европе, широко известном и за пределами Руси. Всеволод мог влиять на политику Новгорода, вмешивался иногда в южнорусские дела. Он почти полновластно
распоряжался рязанскими княжествами. Там княжили шесть братьев Глебовичей, постоянно враждовавших друг с другом.
Развитие феодальных отношений во Владимиро-Суздальском княжестве было подчинено общим закономерностям: значительный рост крупного землевладения и борьба феодалов за землю крестьян; сокращение числа свободных крестьян-общинников и появление новых групп феодально зависимых людей; усиление связи между владением землей и политической властью; утверждение иерархической структуры земельной собственности и порождаемой ею феодальной лестницы внутри господствующего класса (вассальная зависимость); утверждение дворцово-вотчинной системы управления; предоставление иммунитетных привилегий боярским вотчинам.
Наряду с названием «Северо-Восточная Русь» в литературе используются синонимичные термины. Для периода IX-XI вв. Ростомвская земля, в XI -- сер. XII вв Ростово-Сумздальское княжество, с сер. XII - сер. XIII Владимиро-Сумздальское княжество, с сер. XIII-Великое княжество Владиммирское. В источниках встречаются названия: Сумздальская земля, Залемсская земля, Залемсье (то есть то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским землям); в новгородском летописании -- низовская земля.
Ранний период
В конце I тысячелетия н. э. здесь проживали финно-угорские племена меря и весь. В « Повести временных лет» под 859 годом есть сообщение, что меря платила дань варягам. В IX-X веках происходит мирная славянская колонизация (следов насилия не обнаружено) в основном кривичами, ильменскими словенами и вятичами с незначительным участием скандинавов (варягов и норманнов). Последнее упоминание мери относится к 907 году, далее данная территория упоминается по главным городам как Ростовская, а позднее-Ростово-Суздальская земля, то есть племенное деление сменяется территориальным.
Первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже в 862 году. В 911 году Ростов назван в числе пяти крупнейших городов, подвластных киевскому князю Олегу. Сюда сначала новгородские, а после 882 года киевские князья посылали наместников. С 913 по 988 год в летописях ничего не говорится о Ростовской земле.
В 991 году была учреждена Ростовская епархия - одна из старейших на Руси. Первым ростовским князем был сын Владимира Ярослав Мудрый на рубеже X-XI веков.
По завещанию Ярослава Мудрого Ростов наряду с другими городами Северо-Восточной Руси стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников. Обособление княжества произошло во время правления Юрия Долгорукого (1113-1157). В 1125 году он перенёс столицу своих владений в Суздаль
Белов Г. А. Функции политической системы.// Кентавр. - 1995 - № 3.
В 1155 году его сын Андрей Боголюбский уехал из Южной Руси от отца вместе с вышгородской иконой Божьей матери во Владимир, который избрал своей резиденцией. В 1169 году Андрей Юрьевич организовал успешный поход на Киев, но впервые в древнерусской практике не стал там править, а оставил наместником своего младшего брата Глеба. В историографии XVIII-XIX вв и современной популярной литературе этот эпизод трактуется как перенос столицы Руси из Киева во Владимир, хотя, по современным представлениям, этот процесс был длительным и окончательно завершился после монгольского нашествия. Андрей действительно стремился уподобить Владимир Киеву (в частности в масштабном архитектурном строительстве, построив Успенский собор) и даже хотел добиться учреждения в своём княжестве отдельной митрополии. В его правление Северо-Восточная Русь сформировалась как новый центр общерусской силы и будущее ядро современного Российского государства.
После гибели Андрея в 1174 году власть в княжестве попытались взять поддержанные смоленскими и рязанскими князьями Мстислав и Ярополк Ростиславичи, дети старшего сына Юрия Долгорукого, умершего раньше своего отца и потому не правившего, но в конце концов им пришлось подчиниться своим дядьям Михаилу Юрьевичу и Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, поддержанным Святославом Всеволодовичем Черниговским. Правление Всеволода Юрьевича (1176-1212) было периодом расцвета Северо-Восточной Руси. Его старшинство признавалось во всех русских землях, кроме Чернигова и Полоцка. Рязанские князья жестоко поплатились за помощь его противникам: муромские и рязанские земли с конца XII века начинают подвергаться периодическим владимирским интервенциям и попадают в зависимость от Владимирского княжества.
В 1157 году, когда по смерти Юрия Долгорукого киевский престол занял Изяслав Давыдович, Переяславское княжество осталось под контролем владимирских князей: до 1187 года через Глеба Юрьевича и его сына Владимира, затем непосредственно.
В 1195 году Всеволод Большое Гнездо вытребовал у южных князей в своё владение Поросье - область Чёрных Клобуков.
В начале XIII века произошло разделение Ростово-Суздальской епархии на Ростовскую и Владимиро-Суздальскую.
В 1226-1230 годах происходит столкновение с Черниговским княжеством. Олег Курский был изгнан из Чернигова при помощи владимирских войск, затем Михаилу Черниговскому пришлось отказаться от новгородского княжения под военным давлением. Князья Северо-Восточной Руси начиная с Юрия Долгорукого пытались поставить под свой контроль Новгород с переменным успехом, пока наконец в 1231 году представители владимирского княжеского дома не утвердили за собой право на представительство в Новгороде на целый век. Летописцы даже начинают применять новое словосочетание Великое княжение Владимирское и Великого Новгорода. Также в 1221-1234 годах бремя защиты Новгорода и Пскова от Ордена меченосцев переходит к владимирским князьям.
После вмешательства Ярослава Всеволодовича в борьбу за Киев в 1236 году и посажения им на смоленское княжение Всеволода Мстиславича в 1239 году, а также в результате многократных владимирских походов против Литвы (битва под Усвятом 1225, 1235, 1239, 1245, 1248), Смоленское великое княжество оказалось в зависимости от Владимирского.
В феврале 1238 года Северо-Восточная Русь была разорена во время монголо-татарского нашествия после поражения соединённых русских сил в битве под Коломной. Были сожжены 14 городов, включая Владимир, Москву, Суздаль, Ростов, Дмитров, Ярославль, Углич, Переяславль-Залесский, Тверь. 4 марта 1238 года отряд темника Бурундая смог уничтожить вновь набранное владимирским князем Юрия Всеволодовичем войско на стоянке на реке Сити, сам Юрий погиб. В 1243 году Ярослав Всеволодович, заняв владимирский престол после гибели всего потомства Юрия, был вызвав в Орду и признан монголами старейшим среди всех русских князей («стареи всем князем в Русском языце»). Это было формальным актом признания зависимо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.