На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Происхождение, понятие и уровни идеологии. Основные идеологические течения современности: либерализм, консерватизм, социализм, национализм, их сущность и особенности. Идеологическая и политическая картина российского общества на современном этапе.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление
    Введение
    Глава 1. Происхождение, понятие и значение идеологии
      1.1. Происхождение идеологии
      1.2. Понятие идеологии
    Глава 2. Функции и уровни идеологии
    Глава 3. Типлогия идеологий
      3.1. Либерализм
      3.2. Консерватизм
      3.3. Социал-демократическая идеология
      3.4. Национал-социализм и фашизм
    Заключение
    Литература
    Введение
    За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, «поломкам», неупорядоченности форм её протекания.
    Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, - это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.
    На этом фоне становится актуальной проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного организма в целом. Ситуация тем более интересна, что мы столкнулись с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (КРФ, Гл.1, ст. 13 «в России признается идеологическое многообразие»). Кроме того, изменения, происходящие в современном мире связанные с формированием общего социального пространства, становлением мировой цивилизации, делают актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных идеологий а обществе и средствах интеграции различных культурных ценностей. Таким образом, идеология фактически перестает быть периферийной темой общефилософских рассуждений - она предстает в качестве конкретного предмета исследования.
    Объектом исследования будет выступать идеология. Предметом исследования - концепции и теории, описывающие идеологию с точки зрения её происхождения, сущности, функций, отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих её связь с сознанием и типами общества.
    Целью работы является рассмотрение основных идеологический течений современности, к которым относятся либерализм, консерватизм, социализм, национализм.
    Задачи - изучить происхождение, понятие и уровни идеологии, а также, охарактеризовать сущность и проанализировать особенности либерализма, консерватизма, социализма и национализма.

Глава 1. Происхождение, понятие и значение идеологии

1.1. Происхождение идеологии

Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всёвозрастающую роль играет политическая идеология. Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов «идея» и «логос». Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон. В творчестве Платона сочетались философский идеализм и глубокий интерес к общественным отношениям. Особое значение имеет понятие «идея», используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания - «идеологии», а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве её определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c..

Понятие «идея» возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира. Кроме того, уже с момента введения в научный оборот «идея» превращается в своеобразный символ противопоставления сущности и явления, идеального и материального, сохранившийся в научном мире до настоящего времени. Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности. Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем (что имеет свои основания) в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом «старых режимов» и основанных ими систем авторитетов. Трансформация традиционного общества влечёт за собой появление новых типов высказываний и новых способов их обоснования, новых интерпретаций социальной жизни и проектов её изменения.

Примерно, как и в религии, идеология придаёт значение повседневной жизни и стремится к примирению миров; идеологии касались организации общественной жизни и защите публичных, рационально обоснованных проектов перестройки общества, опираясь на очевидность и разум. Идеология поэтому знаменует возникновение нового способа политического дискурса (фр. discours - определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и представляется в те или иные периоды времени) ru.wikipedia.org/wiki/Дискурс, который призывал к действию, но не оправдывал его за счёт привлечения авторитета или традиции, или только эмоциональности риторики. Это был дискурс, основанный на идее обоснования политического действия средствами рациональной теории. Однако идеология отделяет себя от мифологического или религиозного сознания, поскольку она оправдывает предлагаемый курс действий логикой. Идеология также теснейшим образом связана с формированием национальной идеи и национального государства. В течение последних двух-трех столетий они дополняли и стимулировали друг друга Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Политология: основной курс: учебник для студентов вузов/ К. С. Гаджиев. - Москва : Высшее образование, 2005. - 460с..

Политические события периода назревания и проведения Великой французской буржуазной революции были связаны с динамичными и радикальными изменениями, как в практической жизни, так и в общественном сознании французского народа. Данный феномен привлёк внимание ряда французских учёных к области общественного сознания, как возможность управления обществом посредством идей. Французский учёный А.Д. де Траси в 1796 году, в своём труде «Этюд о способности мыслить» использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее он подробнее развил это понятие в многотомном сочинении «Элементы идеологии». Он объясняет это тем, что крупные собственники, стремящиеся к присвоению государственной власти, воспользовались услугами известных литераторов и учёных, которые, в свою очередь, сумели настроить общественное мнение против существующего режима. С тех пор, в общественных науках возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте, способном вырабатывать определенные цели политического развития, сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию, обеспечивать укрепление, и в силу этого играть большую роль в жизни общества humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок..

Во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований - анализ идеологического сознания. Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. К. Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о «справедливости», «свободе», «равенстве» и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых. Также Ф. Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии - это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами. Конец ХIХ - начало XX вв. были особенно богаты проектами, идеями, учениями, предлагавшимися в качестве руководства к поискам путей переустройства существующей общественно-политической системы Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560с..

В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим. В. Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. Парето считал, что логическое (рациональное) поведение охватывает лишь часть всех видов поведения человека, и основное внимание сосредоточил на анализе иррационального и алогичного поведения. По Парето, основное свойство человека - руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок..

3. Фрейд (1856-1939), создатель психоанализа, не оставил какой-либо теории идеологии, однако созданное им на базе медицинской психологии и практики лечения неврозов учение можно отнести к тем, в которых прослеживается стремление разоблачить скрытые мотивы человеческих действий. Фрейд обратил внимание на структуру человеческой психики и роль бессознательных мотивов, скрытых от человеческого разума в поведении. Однако для того чтобы реализоваться в действии, этим импульсам нужно попасть в сознание, так как только оно отвечает за реализацию поведенческих актов. А для этого бессознательные импульсы должны пройти через цензуру мышления, руководствующуюся другим принципом - реальности. В соответствии с этим принципом мышление вытеснит обратно в область бессознательного те его желания и идеи, что неприемлемы с точки зрения требований реальности, в которой живет человек.

Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма «Идеология и утопия». Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника. Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки - Э. Шиле, Д. Белл - с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом «конца идеологий». Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция «реидеологизации», которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c..

1.2. Понятие идеологии

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Маннгейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А. Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ.

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Морально-этические ценности, ориентация общества свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение - о качестве его развитии. Ряд авторов, рассматривая противоречивое, конфликтное состояния общества, предлагают преодолеть данную противоречивость социальных ориентиров за счёт абсолютизации ценностей одной из сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой, духовной. Или же правильными будут те нормы и направления, которые продиктованы, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса, поскольку системность - есть неотъемлемый признак любой идеологии. Большинство исследователей при всём разнообразии своих оценок и представлений о значимости идеологии, сходятся в том, что идеология является действенным инструментом, способным вырабатывать определенные цели политического развития, обеспечивать укрепление власти humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок..

В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна. Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине XX века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, поскольку упала степень её адекватности и потому её отменили в качестве государственной идеологии России Хайек, Фридрих Август. Дорога к рабству. Социалистическая идеология - Критика / Фридрих Август фон Хайек; [пер. с англ. Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков]. - М.: Фонд "Либер. миссия": Новое изд-во, 2005. - 262с.. Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий. Идеология также использует результаты научного познания, но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей. Наука отличается от идеологии, прежде всего своей социальной функцией. Функция науки - познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей результатами познания. Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и не политических группировках, союзах, партиях, движениях Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Введение в геополитику: учебник/ К. С. Гаджиев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 429с..

Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс. Идеология универсальна, как и политика, т. е. способна охватывать самые различные области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы). Идеология тесным образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач и возможностей, которые занимают в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т. е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают такие её виды как консервативная, либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

Политика и идеология - это наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешним событием: угрозой извне или внутренними обстоятельствами - спад в экономике, трудовые конфликты, в социальной сфере и так далее. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу «да - нет». Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т. д. И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения Лисичкин, Владимир Александрович. Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. - Москва : Эксмо : Алгоритм, 2005. - 411c..

По этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Тем не менее существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает её нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения её от идеологических приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия Дербишайр, Дж. Денис. Политические системы мира: [cправ. : пер. с англ.] / Дж. Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. - М. : Рипол Классик, 2004. - 495 с..

Существует и другая схожая проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых, так сказать, идеологий с большой политикой. Что способно придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и т. д.

Глава 2. Функции и уровни идеологии

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием. Функции идеологии, прежде всего, сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев настоящего и будущего развития общества. Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться.

Идеология - система идей, вызывающих к жизни определенную политическую практику, идеи, дающих начало интеллектуальным или массовым движениям, и поэтому эти идеи должны быть поняты и приняты людьми, объяснять, во имя чего жить, бороться, как строить отношения с другими людьми. Такое объяснение основывается на упрощении реальной сложности мира. Например, с позиций науки может исследоваться сложная феноменология конфликтов, а для идеолога все будет просто и ясно - он абсолютизирует один фундаментальный вид - классовый или расовый, с позиций которого и объяснит жизнь и смысл деятельности своим последователям Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Идеология и мать её наука: монография / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2002. - 253с.

При этом идеология должна создавать положительный образ проводимой политики. Указывать на её соответствие интересам того или иного класса. Идеология должна заниматься не столько пропагандой и распространением идеалов, ценностей, сколько стимулировать действия и поступки граждан в нужном направлении. Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить общество. Способность к сплочению населения будет зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и предпочтениям людей.

В то же время, помимо рациональных положений, любая идеология представляет собой частично миф и некоторые цели предлагает населению воспринять на веру.

Среди основных функций идеологии можно выделить следующие:

1. Ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности

2. Мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию

3. Интеграционную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором

4. Амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации

5. Выражения и защиты интересов определённой социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок..

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания, например, политической психологии - претензии на глобальность и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своём великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны её приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Ценность - это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлечённости в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. Система ценностей - это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное существование, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл. Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определённых социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c..

Есть ещё одна сторона ценностного отношения это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему нужно стремиться, относиться с уважением и так далее. Идеологии как теоретические обоснования тех или иных ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Ценностное отношение к действительности рассматривалось ещё М. Вебером в его типологии социального действия. Вебер различал несколько типов социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.

Первый, самый высокий - концептуально-теоретический или уровень социальной философии, суперидеологии. Это уровень, на котором создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, изобретаются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и учёные, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью.

Второй - программно-политический, собственно идеология. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий. Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил.

Третий - актуализированный, уровень массового сознания, идеологии-чувства. Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии. Как говорили о демократических идеях Руссо во времена французской революции: «он спустил философию с небес на землю, принес её в каждый город, в каждый дом».

Четвёртый - пограничный, аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей индивидом, находится на границе осмысленности. Чувство довлеет над человеком в аффективном действии humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок..

Таким образом, к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:

1) либеральная

2) консервативная

3) социалистическая (социал-демократическая)

4) националистическая

Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.

Глава 3. Типология идеологий

3.1. Либерализм

В истории либерализма в целом можно выделить следующие этапы развития:

1. Классический либерализм XVII-XIX вв., представляющий собой религиозно-светский тип идеологии, где наряду с религиозными протестантскими ценностями, сосуществовали светские либерально-просветительские ценности.

2. Новый либерализм, или неолиберализм, также представляет собой светский тип идеологии. Своего рода дополнением к неолиберализму является либеральный неоконсерватизм, получивший своё развитие в США и Великобритании, в периоды нахождения у власти Р. Рэйгана и М. Тэтчер, или просто в идее приватизации государственной собственности.

К «классикам» либерализма относятся Локк, Монтескьё, Бентам и другие. Многие представители современной западной политической науки относят себя к либералам. В XVIII в. и на протяжении большей части XIX в. либералы выступали главным образом в качестве апостолов свободы. Однако развитие производства, урбанизация, появление крупных предприятий, нестабильность, крайности конкуренции и монополизма, а особенно последствия Великой депрессии в США и д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.