На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Этапы развития рынка политического консалтинга в Пермском крае. Ситуация на рынке политических технологий. Кризис пермского рынка политического консалтинга. Анализ цен на услуги политтехнологов. Приоритетные направления деятельности политтехнологов.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


58

Трансформация рынка политического консалтинга в Пермском крае

В Пермской области/крае (как и в целом в России) профессия "политический технолог" появилась на рубеже 80-90-х гг, одновременно с первыми ростками публичной политики. Появившись, рынок политтехнологий в Пермском крае стал активно развиваться, и на сегодняшний момент существует довольно многочисленная профессиональная корпорация политических технологов, оказывающая значительное влияние на ход политического процесса. При этом следует отметить, что за время своего существования пермский рынок политтехнологий существенно трансформировался. Причиной этого чаще всего называются политические реформы 2003-2004 гг. (избирательная и партийная), в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, а также введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. В результате данных реформ меняются практики участия пермских политтехнологов в политике, взаимоотношения внутри профессионального сообщества и т.д.

Следует сразу определиться с тем, что в данной работе понятия "рынок политического консалтинга" и "рынок политических технологий" используются как синонимичные выражения. Вслед за авторами учебного пособия "Введение в основы политического консалтинга" Соловьевым В. и Прониным А., "политический консалтинг" будет пониматься как "профессиональное консультирование политических акторов по широкому кругу вопросов и проблем социально-политического характера: вопросам политики и власти, экономики, права, СМИ, этноконфессиональным проблемам"Соловьев В., Пронин А. Введение в основы политического консалтинга: учебное пособие. - Пенза, 2004 г. URL: window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=13927 (дата обращения 12.04.2009 г).. В таком широком понимании политический консалтинг включает в себя три направления: электоральный менеджмент, партийный менеджмент и лоббирование. Таким образом, при исследовании пермского рынка политконсалтинга во внимание автора будут включены эти три его сегмента (электоральный менеджмент, партийный менеджмент и лоббирование). Кроме того, нужно иметь в виду, что на пермском рынке политконсалтинга действуют различные "игроки" (это и консультанты-одиночки, и агентства и т.д.). Поэтому автор выделил три группы "игроков" пермского рынка политических технологий:

Пермские агентства, работающие в сфере политических технологий

Пермские политтехнологи-одиночки

"Варяги" - политтехнологи из других регионов. В эту группу входят как иногородние консультанты-одиночки, так и иногородние агентства.

Для решения поставленных задач в данной работе используется институциональный подход. Автор исходит из того, что рынок политконсалтинга подчиняется законам обычного рынка, а его основные "игроки" являются рациональными акторами, которые действуют как бизнес-институты. Исходя из этого, можно предположить, что в связи с изменениями условий на пермском рынке политконсалтинга (в результате политических реформ 2003-2004 гг.) происходит перераспределение рынка.

Гипотезы:

Основным фактором, повлиявшим на трансформацию рынка политконсалтинга в Пермском крае, являются реформы 2003-2004 гг.

В результате этих реформ происходит:

сужение пермского рынка политконсалтинга (за счёт отмены губернаторских выборов и выборов в Государственную Думу РФ по одномандатным округам), на рынке остаются, прежде всего, крупные "игроки" (политконсалтинговые агентства), "средние" же и "мелкие" политтехнологи-одиночки теряют свои позиции.

диверсификация рынка политконсалтинга в Пермском крае, то есть изменяется соотношение между его тремя направлениями: электоральным менеджментом, партийным менеджментом и лоббированием - в сторону увеличения доли партийного менеджмента, увеличения доли муниципального политического рынка.

На итоги перераспределения рынка оказало влияние и состояние отдельных игроков на этом рынке (личные качества, отношения с властью, личные связи с политическими деятелями).

Источниковую базу работы составили материалы пермских средств массовой информации, электоральная статистика (сайт Пермской областной избирательной комиссии perm. izbirkom.ru/, elect. perm.ru/), сайты политконсалтинговых агентств и отдельных политконсультантов. Из пермских СМИ для анализа были выбраны три наиболее крупных издания: "Новый компаньон", "Бизнес-класс" и "Пермский обозреватель" (выборка осуществлялась за 2000-2009 гг.). В материалах, содержащихся в данных СМИ, представлены помимо всего прочего мнения экспертов, интервью пермских политтехнологов, описан ход избирательных кампаний и состав предвыборных штабов. Поскольку все эти издания в той или иной степени политически ангажированы, то возникает вопрос о валидности данных источников. Однако как уже отмечалось, в данной работе были взяты три разных издания, материалы которых будут сопоставляться. Кроме того, следует отметить, что автора интересуют не столько оценки состояния рынка, сколько данные о его распределении. Помимо этого в данной работе в качестве источника выступают также сайты политконсультантов (в случае, когда таковые сайты имеются), поскольку они могут содержать данные о том, какие компании вел тот или иной политтехнолог. В частности, будут проанализированы следующие интернет-сайты: сайт ОРВИНИТ (orvinit.ru/main.html), креативного агентства "Майский жук" (maybeetle.ru/), центра "Социнком" (socinkom.ru/), рекламных агентств "Площадь круга" (prkvadrat.com/), "Паритет" (paritet.org/), "Стиль-МГ" (www.stmg.ru).

Глава 1. Этапы развития рынка политического консалтинга в Пермском крае

В истории политконсалтинга в Пермском крае можно выделить следующие этапы [которые в целом имеют много общего с развитием политконсалтинга в России в целом]:

Становление рынка политических технологий (руб.80-90-х гг - конец 90-х гг.)

Расцвет рынка политконсалтинга (конец 90-х гг - начало 2000 - х гг.)

Кризис пермского рынка политического консалтинга (с 2003 г - до совр.).

Первые ростки профессии "политического технолога" возникают в Прикамье на рубеже 80-90-х гг., когда, как отмечает Гриненко Ю., "политика перестает быть монополией иерархии партийных функционеров и становится достоянием масс" Гриненко Ю. Кондотьеры публичной политики: политические технологии и технологи в истории современной России URL: roii.rsu.ru/men%202nd%20plan%20issue%203-06_17.pdf (дата обращения 30.10. 2008 г).. В это время появляются первые "прототехнологи". К ним можно отнести: Поварицына Б.И. (с 1988 г участвовал в разработках предвыборных программ, в 1996 г сотрудник штаба Ю.П. Трутнева на выборах главы города Перми и Г.В. Игумнова на выборах губернатора Пермской области) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С. 161. , Суслова М.Г. (участвовал в избирательных кампаниях с 1989 г: был в команде кандидатов в депутаты СССР, РСФСР, областных советов и глав администраций на местах, участвовал в выборах в народные депутаты в 1992 г, в ГД РФ в 1999 г) Там же. - С.196. , Коробейникова А.М. (с 1990 г. в качестве аналитика и консультанта принимал участие в избирательных кампаниях на выборах в органы власти различных уровней) Там же. - С.101. , Сапегина Д. .Е. (с 1990 г в качестве консультанта, креативного директора принимает участие в избирательных кампаниях по выборам органов власти различного уровня. Директор предприятия "ОРВИНИТ") Там же. - С.182. и др. Однако таких "прототехнологов" было мало и спрос на их услуги был невелик, поскольку, как отмечает председатель Уральской гильдии политтехнологов Константин Киселев, в начале 1990-х гг. "считалось, что для победы на выборах достаточно громких, скандальных заявлений кандидата и его приверженности демократическим ценностям" Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г.)., а потому у политиков не было необходимости обращаться к услугам политконсультантов. При этом большинство тогдашних политтехнологов работали с кандидатами бесплатно (из идейных убеждений) или за весьма скромное вознаграждение. В целом же, как замечает Гриненко Ю., становление профессии политического технолога в Перми начиналось с "чистого листа", и у тогдашних политконсультантов не хватало практической и теоретической подготовки, поэтому в основном они обращались к западному опыту Гриненко Ю. Кондотьеры публичной политики: политические технологии и технологи в истории современной России URL: roii.rsu.ru/men%202nd%20plan%20issue%203-06_17.pdf (дата обращения 30.10. 2008 г.)..

Однако со временем, по словам Киселева К., политикам становится понятно, что "для достижения успеха только эмоциональных выступлений, митинговых страстей, популистских программ уже недостаточно. Примитивное воздействие на чувства избирателей, эффективное на выборах 1989-1991гг., постепенно перестает работать. И победу одерживает тот кандидат, который профессионально и максимально лучше подойдёт к проведению своей предвыборной кампании Никитин В. Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу 2000 года: технологичность выборов URL: erudition.ru/referat/printref/id.45427_1.html (дата обращения).. В результате "политический консультант" становится востребованной профессией. С середины 1990-х гг пермский рынок политических технологий переживает бурный рост. Начало этому положили первые выборы в Законодательное Собрание Пермской области, состоявшиеся 20 марта 1994 г, которые открыли непрерывную череду выборов в Прикамье: выборы в Пермскую городскую Думу 1994 г и 1996 г, выборы губернатора Пермской области 1996 г, выборы главы города Перми 1996 г, выборы в Законодательное Собрание 1997 г, выборы в органы МСУ Пермской области, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу 1999 г и т.д. Как отмечают эксперты, все эти выборные кампании отличались накалом острой политической борьбы «Делатели лиц»: лидеры и аутсайдеры // «Новый Компаньон». - 19.12.2000 г. - №44 (150) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=376&article_id=9705 (дата обращения 29.05.2009 г)., что дает возможность политтехнологам приобрести необходимый им практический опыт. Постепенно происходит наработка инструментария. Политический консультант в это время - очень востребованная профессия. По словам Константина Киселёва, "консультант в это время был шаманом, он знал тайну победы, он умел всё, он изрекал пророчества, он осознавал свою важность и незаменимость. В это время политические консультанты начинают воспринимать себя как субъектов политического процесса, появляется расхожее мнение о том, что побеждает не политик, не клиент, а консультант" Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г)..

В избирательных кампаниях данного периода в Пермском крае принимали участие следующие политтехнологи: Андрияшкин Олег (С 1990 г принимает участие в выборах различного уровня в качестве специалиста по PR и рекламе, консультанта, руководителя кампании. Директор "Стиль-МГ") Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.9., Гнусина Марина (С 1997 г участвовала более чем в 40 избирательных кампаниях (выборы губернатора Пермской области, депутатов Государственной Думы, Законодательного Собрания Пермской области, городских дум Перми, Березников, Губахи, Добрянки, глав городов Соликамск, Березники, Кунгур, глав Суксунского, Нытвенского, Осинского районов и др.) в качестве руководителя кампании, начальника штаба, руководителя территориальной PR - группы. Учредитель и директор консалтингового центра "Площадь круга") Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.49., Гуляева Ирина (принимала участие в выборах депутатов Законодательного Собрания в 1997 г, в выборах депутатов Пермской городской Думы в 2000г в качестве журналиста, консультанта, идеолога кампании) Там же. - С.55., Захаров Константин (принимал участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов Законодательного Собрания, органов МСУ) Там же. - С.70., Иванов Константин (с 1997 г участвует в избирательных кампаниях по выборам депутатов в местные органы власти, Государственной Думы, губернатора Пермской области, мэра г. Перми, президента РФ) Там же. - С.76. , Иванов Николай (С 1994 г принимает активное участие в избирательных кампаниях различного уровня (работал в штабах В.Н. Зотина, В.Г. Степанкова (1995), Г.В. Игумнова и др.) Там же. - С.77., Иванова Вера (с 1993 г участвовала в избирательных кампаниях по выборам в органы власти различного уровня, в т. ч.: 1996 г. - выборы мэра г. Перми (кандидат Ю.П. Трутнев), 1997 - выборы депутатов Законодательного собрания (кандидаты В.М. Кудряшов, О.А. Чиркунов). В 1999 г открыла креативное агентство "Майский жук") Там же. - С.77., Исаев Юрий (с 1994 г - директор Центра избирательных технологий (с 1994 г по 2006 г Центром было проведено более 40 избирательных кампаний на выборах в органы власти различного уровня)) Там же. - С.80., Куранов Григорий (С 1998 г - генеральный директор РПА "Кучер". С 1996 г принимает активное участие в избирательных кампаниях (1996 г - начальник штаба Ю.П. Трутнева на выборах главы г. Перми, Г.В. Игумнова во втором туре выборов губернатора Пермской области; 1997 г - руководил кампаниями в 3 округах на выборах депутатов Законодательного Собрания Пермской области, 1999 г - начальник штаба блока "Возрождение Грузии" на выборах в грузинский парламент) Там же. - С.111., Москвин Анатолий (участвовал в избирательных кампаниях по выборам губернатора Пермской области в 1996 г, главы г. Пермь в 1996, депутатов Законодательного Собрания Пермской области в 1997, депутатов Государственной Думы в 1995 и 1999 гг.) Там же. - С.137., Пахолков Александр (С 1997 принимал участие в избирательных кампаниях различного уровня на территории Прикамья) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.157., Пегушина Валерия (с 1997 г участвовала более чем в 30 избирательных кампаниях (выборы губернатора Пермской области, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, главы администрации г. Перми, депутатов ЗС Пермской области, глав городов Соликамска, Березники, Кунгура, глав Суксунского, Нытвенского, Осинского районов и др.) в качестве психолога, идеолога и креативного руководителя кампании. Учредитель и креативный директор "Площадь круга") Там же. - С.157., Подвинцев Олег (с 1996 г. принимает участие в избирательных кампаниях различного уровня в качестве консультанта, руководителя кампании) Там же. - С.162., Пономарев Николай (с 1995 г. в качестве копирайтера и менеджера участвует в проведении избирательных кампаний) Там же. - С.166., Сапегин Д.Е. (участвовал в выборах в Пермскую городскую Думу в 1996 (кандидат В.А. Саулин), в выборах в Законодательное Собрание в 1997 (кандидат - В.А. Сазанов) и др.) Там же. - С.182., Севрук Валентина (с 1991 г - директор ООО "Центр Социнком". С 1992 г активно участвует в организации и проведении избирательных кампаний в том числе в 1999 г - выборы в Государственную Думу РФ (кандидат - Павел Анохин)) Там же. - С.185., Черкесов Олег (один из создателей и руководителей РПА "Кучер". В качестве руководителя и консультанта участвовал в многочисленных избирательных кампаниях на выборах в органы власти различного уровня (Пермской области, России и за рубежом), в том числе 1996 г - на выборах мэра города Перми (Ю.П. Трутнев), губернатора Пермской области (Г.В. Игумнов), 1997 г - на выборах в Законодательное Собрание Пермской области) Там же. - С.220., Козьма Петр (принимал участие в избирательных кампаниях по выборам в Госдуму (довыборы 1998, выборы 1999, кандидат - А.И. Николаев)) Там же. - С.94., Колущинская Ирина, Галкин Борис и др.

В связи с активной политической деятельностью формируются и PR-агентства, которые занимаются политической рекламой, особенно во время выборов:

1990 г. - рекламное агентство "Стиль-МГ" (Андрияшкин О.; участие в выборах губернатора Пермской области 1996 г, выборах глав местного самоуправления, депутатов Законодательного собрания области и Государственной Думы РФ Стиль -МГ URL: stmg.ru/ (дата обращения 29.05.2009 г).),

1990 г. - "ОРВИНИТ" (Организация Внедрения Информационных и Интеллектуальных Технологий, Сапегин Д., участие в выборах в Пермскую городскую Думу в 1996 (кандидат В.А. Саулин), в выборах в Законодательное Собрание в 1997 (кандидат - В.А. Сазанов) и др.) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.182.),

1991 г. - центр "Социнком" (Севрук В.; участие в избирательных кампаниях различного уровня, в том числе 1999 г. - выборы в Государственную Думу РФ (кандидат - Павел Анохин)),

1994 г. - "Центр избирательных технологий" (Исаев Ю., активное участие в избирательных кампаниях в органы власти различного уровня),

1995 г. - "Паритет" (Галкин Б),

1996 г. - "Кучер" (Куранов Г., Черкесов О.; на счету этого агентства - победа Ю.П. Трутнева на выборах мэра г. Перми 1996 г, Игумнова Г.В. на губернаторских выборах 1996 г, избирательные кампании кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермской области (6 депутатов) 1997 г, 1999 г - выборы в парламент республики Грузии))

1998 г. - консалтинговый центр "Площадь круга" (Гнусина М., Пегушина В.; активное участие в избирательных кампаниях различного уровня, в том числе: 1999 год - выборы депутата Государственной Думы (организация и ведение избирательной кампании в гг. Чусовой, Губаха, Александровск, Горнозаводск, Гремячинск, Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь) «Площадь круга» URL: prkvadrat.com/ (дата обращения 29.05.2009 г).),

1998 г. - "Майский жук" (Иванова В.).

При этом для большинства данных агентств политическая реклама является лишь одним из направлений деятельности (наряду с услугами по производству полиграфической продукции, размещением наружной рекламы, PR - сопровождением, корпоративным пиаром и т.д.). Исключением являлись рекламное агентство "Кучер" и "Центр избирательных технологий", для которых политический пиар являлся доминирующим направлением их деятельности.

Если говорить об основных игроках пермского рынка политического консалтинга, то нельзя не упомянуть и политтехнологов из других регионов. Особенно популярными на данном этапе в Прикамье были "заезжие" политтехнологи из Москвы ("НиколлоМ", "Новоком", "Имидж-Контакт", "Лидер") и Екатеринбурга. При этом позиции екатеринбуржцев были несколько сильнее. Как отмечается во многих СМИ того периода, это было время активной экспансии Екатеринбурга в политический рынок Перми Пермские политтехнологи вытеснили с рынка заезжих пиарщиков // «Новый Компаньон». - 05.09.2000 г. - №29 (135) URL::

nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=361&article_id=9230&content_type=pages (дата обращения 29.05.2009 г).. Связано это было, прежде всего, с тем, что спрос на услуги политтехнологов в Прикамье стремительно рос, а квалифицированное предложение за ним не успевало Тамарин С.Г. Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий URL: marketing.spb.ru/read/article/a59.htm (дата обращения 12.04.2009 г)..

В это же время появляются структуры, объединяющие пермских специалистов по политическому консалтингу. Речь в данном случае идет об Ассоциации политических экспертов и менеджеров (АСПЭМ), которое представляет собой объединение специалистов, работающих в сфере избирательных технологий. АСПЭМ была создана в начале 1998 г. и объединяла около 50 человек - профессионалов в области политического PR, ученых-политологов, специализирующихся на проблемах политики, журналистов, менеджеров региональных отделений политических партий, представителей властных структур. Основной формой работы Ассоциации были заседания, на которых велись дискуссии по политическим вопросам, происходил обмен информацией, вырабатывались инициативы, направленные на развитие процесса подготовки и проведения выборов в регионе, решались спорные вопросы между членами ассоциации и т.д. Подвинцев О. Ассоциация политических экспертов и менеджеров URL: enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804033809 (дата обращения 29.05.2009 г).

Если говорить об избирательных технологиях, применяемых политическими консультантами на первом этапе, то следует отметить, что они были самыми простыми Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г).. Как отмечает Константин Киселёв, "в это время представителям первого консалтингового призыва можно было вложить в головы и уста своих клиентов демократические или просто более или менее понятные фразы, и проблема избираемости была решена" Там же.. Особое внимание уделялось имиджевому направлению в политических технологиях, организации встреч и т.п. По словам того же Киселева К., "активной демократической массе нужно было нравиться, поэтому консультанты учили правильно говорить, верно отвечать, грамотно одеваться и умно предлагать". Кроме того следует отметить, что в выборе тех или иных технологий политические консультанты были во многом свободны, поскольку избирательное законодательство практически отсутствовало, а потому отсутствовали и юридические основания формализации деятельности технологов. Это привело к тому, что широкое распространение получили так называемые "грязные технологии", черный пиар.

Второй этап развития профессии (конец 90-х-начало 2000-х гг.) - это время расцвета политического консалтинга. На данном этапе пермский рынок политического пиара продолжает бурно расти и достигает пика своего могущества. Это период чрезвычайно креативных кампаний. По мнению Константина Киселева, в течении этого этапа технология постепенно заменила собой публичную политику, в результате чего сформировался миф о всемогуществе технологии в политике, которому во многом способствовал сложившийся союз технологии и административного ресурса.

Однако как отмечает Константин Киселёв, этот период - время не только расцвета политического консалтинга, но и роста протестной активности. В связи с этим задачей политического консультанта становится направить "негативную массовую активность в конструктивное русло" Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г).. Политтехнолог уже не просто шаман и знаток тайн, он становится гениальным специалистом. Настроения собственной значимости, субъектности в профессиональном сообществе усиливаются Там же..

В начале 2000-х гг в Прикамье прошла череда региональных выборов - выборы главы города Перми 2000 г, выборы губернатора Пермской области 2000 г, выборы в Пермскую городскую Думу 2000 г, а также выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области 2001 г. Как отмечают эксперты, на этих выборах пермские политтехнологи проявили максимум креативности, применив тот инструментарий, который они разработали на протяжении 90-х гг. Особенно сильно проявили себя сотрудники рекламно-политического агентства "Кучер" (Григорий Куранов, Олег Черкесов, Андрей Кайсаров). На их счету победа Юрия Трутнева на губернаторских выборах, а также удачные избирательные кампании по выборам в Пермскую городскую Думу, региональный парламент, на пост мэра г. Перми и др.

В это же время пермские политтехнологи выходят за рамки регионального рынка - они оказываются востребованными в странах СНГ, в других регионах. Так, например, все тот же "Кучер" "засветился" в избирательных кампаниях в Санкт-Петербурге, Москве, Пензе, Сочи, Республики Коми, в Грузии. А директор "Центра избирательных технологий" Юрий Исаев с начала 2000-х гг. достаточно успешно участвует в избирательных кампаниях в странах Центральной Азии.

Ещё одной важной тенденцией, проявившейся на данном этапе, является вытеснение пермскими консультантами с рынка "иногородних" политтехнологов Пермские политтехнологи пробуют новое поле деятельности - бизнес PR // «Новый компаньон». - 06.03.2001 г. - №7 (158) URL:
nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=384&article_id=9984&content_type=rubrics (дата обращения 29.05.2009 г).. Особенно сильно сдали свои позиции политтехнологи из Москвы. Московские имиджмейкерские фирмы "Никколо-М", "Лидер", "Имидж-контакт" и "Новоком" отметились проигрышем на губернаторских выборах 2000 г Геннадия Игумнова и Вадима Чебыкина Ильин С. PR - уже не роскошь // «Новый компаньон», №39 (145) от 14.11.2000 URL:
nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=371&article_id=9550 (дата обращения 29.05.2009 г).. Основными причинами их неудачи пермские консультанты считают "незнание специфики пермского политического рынка, "пальцевеерные" технологии, снобизм и небрежность, полное игнорирование работы с людьми и высокомерие, а также поливание грязью оппонентов"Минаев С. Губернаторские тенденции -6 // «Новый компаньон». - 05.12.2000 г. - №42 (148) URL:
nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=374&article_id=9639 (дата обращения 29.05.2009 г).. Позиции екатеринбургских полититехнологов на пермском рынке на данном этапе несколько сильнее, нежели позиции их "коллег" из Москвы, однако "времена активной экспансии Екатеринбурга в политический рынок Перми (характерной для первого этапа) отошли в прошлое". Пермские политтехнологи пробуют новое поле деятельности - бизнес PR // «Новый компаньон». - 06.03.2001 г. - №7 (158) URL:
nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=384&article_id=9984&content_type=rubrics (дата обращения 29.05.2009 г). Если московские политтехнологи отметились на прошедших выборах в негативном плане, то команда политконсультантов из Санкт-Петербурга заработала в целом положительные отзывы о своей работе [Команда из Питера работала на Семена Леви, и несмотря на поражение кандидата по объективным причинам, сама кампания (основанная на чистом позитиве) не оставила после себя неприятного осадка] «Делатели лиц»: лидеры и аутсайдеры // «Новый Компаньон». - 19.12.2000 г. - №44 (150) URL:

nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=376&article_id=9705 (дата обращения 29.05.2009 г)..

Для данного этапа характерной также стала "поголовная" запись в политические консультанты. Политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, которые, имея другое постоянное место работы, периодически участвуют в избирательных кампаниях. В целом, одним из распространенных заблуждений, обычных для Перми, и в целом для России, является смешение понятий "журналистика" и "паблик рилейшнз". Как отмечает Сергей Ильин, причиной этого являются журналисты, которые "до сих пор считают пиарщиков ненужными посредниками, которые ухватывают самые жирные куски из избирательного фонда кандидата" Ильин С. PR - уже не роскошь // «Новый компаньон», №39 (145) от 14.11.2000 URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=371&article_id=9550 (дата обращения 29.05.2009 г).. Среди журналистов, занимающихся политическим консалтингом, наиболее известной фигурой является Ирина Колущинская.

Итак, круг политтехнологов в Прикамье на данном этапе значительно расширился. В Прикамье продолжают работать такие уже упомянутые выше политконсультанты, как: Андрияшкин Олег (участие в выборах в Законодательное Собрание 2001 г, в выборах губернатора 2000 г, в выборах в Пермскую городскую думу (предвыборный штаб Саулина В. А), Галкин Борис (2003 г - выборы в Государственную Думу по Кунгурскому избирательному округу (кандидат - Медведев Ю)) Ильин С. Юрий Медвеедев: испытываю довольно сложные ощущения // «Новый компаньон». - 23.12.2003 г. - №47 (290) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=515&article_id=14145 (дата обращения 29.05.2009 г)., Гладнев Игорь (принимал участие в выборах депутатов Законодательного Собрание Пермской области в 2001 гг, в выборах главы города Перми в 2000 г) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.48, Гнусина Марина (участвовала в избирательных кампаниях различного уровня, в том числе: 2001 г - выборы в Законодательное Собрание Пермской области (выиграла 3 кампании (А. Темкин, С. Дьяков и др.) из 4 проводимых ею (не прошла Л. Тингаева)) Власть, деньги и технологии // «Новый компаньон». - 18.12.2001 г. - №44 (195) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=421&article_id=11254 (дата обращения 29.05.2009 г)., Гуляева Ирина (принимала участие в выборах депутатов Пермской городской Думы в 2000г в качестве журналиста, консультанта, идеолога кампании) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.55., Захаров Константин (принимал участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов Законодательного Собрания, органов МСУ) Там же. - С.70., Иванов Николай (работал в штабах Г.В. Игумнова, И.Н. Шубина, руководитель кампании по выборам депутата Пермской городской Думы Д.В. Ушакова (2004) и др.)) Там же. - С.77., Иванова Вера (2000 г - выборы главы г. Краснокамска (кандидат В.М. Ворков); 2000 г - региональная кампания по выборам Президента РФ (кандидат В.В. Путин), выборы главы города Перми (кандидат И.Г. Неустроев), выборы губернатора Пермской области (кандидат Ю.П. Трутнев), 2001 г - выборы в Законодательное Собрание Пермской области (кандидаты Ю.Г. Елохов, В.Б. Плюснин, В.С. Тетюев)) Там же. - С.77., Исаев Юрий (участвовал в выборах в органы власти различного уровня, в том числе: 2001 г - выборы в Законодательное Собрание Пермской области (К. Окунев, Н. Девяткин., И. Пастухов)) Власть, деньги и технологии // «Новый компаньон». - 18.12.2001 г. - №44 (195) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=421&article_id=11254 (дата обращения 29.05.2009 г)., Куранов Григорий (2000 г - руководил кампаниями по выборам ряда глав МСУ в Пермской области, начальник штаба Ю.П. Трутнева на выборах губернатора «Делатели лиц»: лидеры и аутсайдеры // «Новый Компаньон». - 19.12.2000 г. - №44 (150) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=376&article_id=9705 (дата обращения 29.05.2009 г)., руководитель кампании А.Л. Каменева на выборах мэра г. Перми Выборы 2000: борьба технологий // «Новый компаньон». - 27.02.2001 г.- №6 (157) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=383&article_id=9959 (дата обращения 29.05.2009 г).; 2001 г - руководитель кампании, консультант в 18 округах на выборах в Законодательное Собрание Пермской области; участвовал в избирательных кампаниях по выборам депутатов Пермской городской думы, глав Пермского и Ординского районов (А.П. Кузнецов, Н.К. Агеев), главы города Лысьва (С.А. Рихтер), 2002 г - начальник штаба на выборах губернатора Пензенской области) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С. 111., Москвин Анатолий (участвовал в избирательных кампаниях по выборам губернатора Пермской области в 2000 г, главы г. Пермь в 2000 г, депутатов Законодательного Собрания Пермской области в 2001) Там же. - С. 137., Пегушина Валерия (выборы губернатора Пермской области, главы администрации г. Перми, депутатов ЗС Пермской области, выборы в органы МСУ) Там же. С.157., Черкесов Олег (2000 г - политический руководитель кампании Ю.П. Трутнева на выборах губернатора Пермской области «Делатели лиц»: лидеры и аутсайдеры // «Новый Компаньон». - 19.12.2000 г. - №44 (150) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=376&article_id=9705 (дата обращения 29.05.2009 г)., 2000 г - выборы в Пермскую городскую Думу (кандидаты - супруги Сапко, В. Кузнецов)), Пахолков Александр, Подвинцев Олег, Пономарев Николай, Севрук Валентина (2000 г - выборы в Законодательное Собрание Пермской области, 2000 г - выборы мэра города Перми (Геннадий Тушнолобов) Ильин С. PR - уже не роскошь // «Новый компаньон», №39 (145) от 14.11.2000 URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=371&article_id=9550 (дата обращения 29.05.2009 г)., выборы в Пермскую городскую думу, 2001 г - выборы в Законодательное Собрание Пермского края (Любовь Наумова)) Духонин К.И грязь, и слякоть - день чудесный! // «Новый компаньон». - 25.04.2000 г.- №13 (120) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=346&article_id=8770 (дата обращения 29.05.2009 г)., Колущинская Ирина, Вохринцев Дмитрий и др. .

К выше перечисленным политтехнологам добавились и новые имена: Ашихмина Яна (В 2000-2001 гг. принимала участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов Пермской городской Думы и Законодательного Собрания) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.15., Батуева Мария (в качестве начальника избирательного штаба, консультанта принимала участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов Законодательного Собрания и главы города Перми) Там же. - С.19., Бойко Сергей (2000 - кампания кандидата в депутаты Пермской городской Думы, в 2003 - кампания в Государственную Думу партии "Единая Россия" и "Партии пенсионеров") Там же. - С.25., Кайсаров Андрей (2000 г - возглавлял предвыборный штаб кандидата на пост главы Перми Аркадия Каменева «Делатели лиц»: лидеры и аутсайдеры // «Новый Компаньон». - 19.12.2000 г. - №44 (150) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=376&article_id=9705 (дата обращения 29.05.2009 г)., 2001 г - выборы в ЗС Пермской области (А. Кац), 2003 г - Государственный Совет Республики Коми (В.В. Муляк) Финно-угорский опыт «Кучера» // «Новый компаньон». - 11.03.2003 г. - №8 (251) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=477&article_id=13001 (дата обращения 29.05.2009 г)., Мальцева Марина (в 2000 г принимала участие в выборах главы г. Перми: в качестве члена предвыборного штаба Каменева) Кто есть кто в политической жизни Пермского края - 2006. - Пермь, 2006 г. - С.123., Минкович Александр (участвовал в избирательных кампаниях по выборам Пермской городской думы в 1997 (довыборы) и 2000гг (кандидат Г.М. Слаутина), по выборам главы Чернушинского района в 2001 (кандидат О.А. Хараськин), выборам депутатов Законодательного Собрания в 2001 г (кандидат В.Б. Плюснин)) Там же. - С.134., Новоселов Виталий (в период с 1999 по 2004 г участвовал в избирательных кампаниях разного уровня в качестве начальника штаба, руководителя кампаний и отдельных проектов) Там же. - С.148., Филиппов Александр (С 1999 г принимал активное участие в избирательных кампаниях на выборах органов власти различного уровня) Там же. - С.211. и др.

Среди политконсалтинговых агентств на лидирующие позиции на данном этапе выходят РПА "Кучер", "Центр избирательных технологий", "Социнком" и "Площадь круга". При этом безоговорочным лидером пермского рынка избирательных технологий на данном этапе становится рекламно-политическое агентство "Кучер", которое, как отмечают эксперты, перерастает свои прикладные рамки и начинает оказывать заметное влияние и на политическую ситуацию в Прикамье 18 из 18-ти: Количество лошадиных сил в механизме PR-агентства «Кучер» выросло в несколько раз // газета «Новый компаньон». - 18.12.2001г.- № 44 (195) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=421&article_id=11256 (дата обращения 29.05.2009 г)., "Кучер" становится незаменимой частью пермского политического ландшафта, теневой и очень влиятельной силой. Особенностями данной PR-структуры является, во-первых, её близость к областной исполнительной власти, а во-вторых, то, что выборы для этой структуры - главное профессиональное направление деятельности Там же.. В течении рассматриваемого периода "Кучер" отметился рядом громких побед на выборах как в Пермской области, так и за ее пределами, в числе которых победа Ю.П. Трутнева на выборах губернатора Пермской области 2000 г, А.Л. Каменева на выборах мэра г. Перми, А.П. Кузнецова, Н.К. Агеева, С.А. Рихтера на выборах глав Пермского, Ординского районов, главы г. Лысьва 2000 г. "Кучеру" удалось провести в Пермскую городскую думу 5 кандидатов из 6, 18 депутатов из 18 в Законодательное Собрание Пермской области (Никита Белых, Николай Демкин, Геннадий Тушнолобов, Юрий Белоусов, Игорь Шубин, Юрий Борисовец, Борис Светлаков, Алексей Шиляев, Виктор Кобелев, Александр Флегинский, Владимир Ганьжин и Александр Бойченко и др.) Там же.. Как уже отмечалось, "Кучер" участвовал в избирательных кампаниях и в других регионах, в частности в Пензенской области (2002 г, выборы губернатора, кандидат - В.К. Бочкарев - победил; выборы в Законодательное Собрание 2002 г - 3 депутата), Санкт-Петербурге (2002 г - выборы в Законодательное Собрание - 9 депутатов (6 "велись" агентстовм постоянно, 3 - в консультационном режиме)) «Кучер» в Питере // «Новый компаньон». - 10.12.2002 г. - №45 (241) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=468&article_id=12692&content_type=pages (дата обращения 29.05.2009 г)..

Конкуренцию "Кучеру" составляют "Центр избирательных технологий", консалтинговый центр "Площадь круга" и "Социнком". На счету "Центра избирательных технологий" - участие в выборах в Законодательное Собрание Пермской области 2001 г (кандидаты - К. Окунев, Н. Девяткин., И. Пастухов) Власть, деньги и технологии // «Новый компаньон». - 18.12.2001 г. - №44 (195) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=421&article_id=11254 (дата обращения 29.05.2009 г)., консультирование кандидата в депутаты Государственной Думы РФ по Кунгурскому избирательному округу Шестакова В., выборы в органы МСУ Исаев Ю: Мы проиграли, но это отрезвляет. Интервью с директором «Центра избирательных технологий» // «Новый компаньон». - 16.12.2003 г. - №46 (289) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=514&article_id=14117 (дата обращения 29.05.2009 г).. Хорошие результаты показал и консалтинговый центр "Площадь круга" (под его руководством в Законодательное собрание области прошли 3 кандидата от Верхнекамья из 4 консультируемых (А. Темкин, С. Дьяков, Л. Тингаева и др.) Власть, деньги и технологии // «Новый компаньон». - 18.12.2001 г. - №44 (195) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=421&article_id=11254 (дата обращения 29.05.2009 г).. В период с 2000 г по 2003 г центр участвовал в следующих выборах: 2000 год - выборы губернатора Пермской области (организация и ведение избирательной кампании в гг. Добрянка, Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Александровск); выборы главы г. Перми (психологический консалтинг); выборы депутатов Городской Думы г. Березники Пермской области (2 округа); 2001 год - выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области (гг. Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Пермь - 4 округа), выборы Главы местного самоуправления г. Соликамска Пермской области. выборы Главы местного самоуправления г. Березники).

А вот центр "Социнком" теряет свои позиции на пермском рынке политконсалтинга. Практически все кандидаты, которых вела фирма "Социнком", проиграли. Самое громкое и во многом неожиданное поражение - проигрыш Любови Наумовой на выборах в Законодательное Собрание области 2001 г Духонин К.И грязь, и слякоть - день чудесный! // «Новый компаньон». - 25.04.2000 г.- №13 (120) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=346&article_id=8770 (дата обращения 29.05.2009 г).. Помимо этого центр отметился и поражением Геннадия Тушнолобова на выборах мэра города Перми в 2000 г Ильин С. PR - уже не роскошь // «Новый компаньон», №39 (145) от 14.11.2000 URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=371&article_id=9550 (дата обращения 29.05.2009 г)..

В ряде избирательных кампаний отметились и другие агентства: "ОРВИНИТ" (сентябрь - Декабрь 2000 года - предвыборный штаб кандидата в депутаты городской Думы г. Перми Саулина В. А), "Майский жук" (2003 г - выборы в Государственную Думу по Кунгурскому избирательному округу (кандидат - Медведев Ю)) Ильин С. Юрий Медвеедев: испытываю довольно сложные ощущения // «Новый компаньон». - 23.12.2003 г. - №47 (290) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=515&article_id=14145 (дата обращения 29.05.2009 г)., "Паритет" (2003 г - выборы в Государственную Думу (кандидат - Медведев Ю) Там же., "Стиль-МГ" (2003 г - выборы в Государственную Думу по Свердловскому избирательному округу (кандидат - Похмелкин В)) Ильин С. Кандидаты и их команды // «Новый компаньон». - 30.09.2003 г. - №35 (278) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=504&article_id=13832 (дата обращения 29.05.2009 г).

Создаются и новые агентства, занимающиеся политконсалтингом, в частности, в 2000 г был основан фонд "Политком" (возглавил его Вохринцев Д).

В сфере избирательных технологий на данном этапе развития пермского рынка политтехнологий наблюдается расцвет "чёрного пиара". Выборы, прошедшие в Прикамье за этот период, были отмечены широким использованием "грязных" технологий, большинство политических консультантов делали ставку не на "подъем" качеств кандидата, а на "опускание" качеств соперников «Делатели лиц»: лидеры и аутсайдеры // «Новый Компаньон». - 19.12.2000 г. - №44 (150) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=376&article_id=9705 (дата обращения 29.05.2009 г).. В результате на данном этапе развития политконсалтинга понятия "чёрный PR" и политический консультант постепенно становились тождественными, при этом обвинения в применении черного пиара, как отмечает Константин Киселёв, приносили консультантам даже определённые, в том числе финансовые, дивиденды Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г).. В данное время было модно и выгодно считаться "чёрным технологом", и считалось, что технология не может оцениваться с позиций морали, а лишь с точки зрения её эффективностиПарламент юрского периода - 2 // «Новый компаньон». - 06.11.2001 г. - №38 (189) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=415&article_id=11055&content_type=rubrics (дата обращения 29.05.2009 г).. Прошедшие предвыборные кампании, в целом, отличались не только большим количеством "черного пиара", но и повышенным вниманием к социологическим опросам, которые использовались как одно из средств манипулирования мнением избирателей. Распространенной технологией на прошедших за этот период выборах был также электоральный сетевой маркетинг.

Начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, который, по мнению Константина Киселева, является следствием завершения этапа "первоначального накопления демократии", и выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе, введении законодательных ограничений на применение целого спектра избирательных технологий, попытках правового регулирования деятельности консультантов Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г)..

По мнению Владимирова В., на состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Характерной особенностью выборов в регионе, прошедших за данный период (а именно выборы в Законодательное Собрание 2006 г, выборы главы города Перми и депутатов Пермской городской Думы 2006 г, выборы в Государственную Думу 2003 и 2007 г, выборы в органы МСУ) является их безальтернативность, в отличие более ранних избирательных кампаний, которые всегда отличались накалом острой политической борьбы Парламент юрского периода - 2 // «Новый компаньон». - 06.11.2001 г. - №38 (189) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=415&article_id=11055&content_type=rubrics (дата обращения 29.05.2009 г).. Как замечает Киселёв К., "схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса. Всё это негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции Там же.. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.

Кроме того, большое влияние на пермский рынок политконсалтинга оказали политические реформы 2003 - 2004 гг (избирательная и партийная) Путина В.В., в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, была введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. Последствия президентской инициативы не остались незамеченными и для пермских политтехнологов. По словам Владимирова В., выборы губернаторов и кандидатов-одномандатников были одними из самых финансовоемких мероприятий Владимиров В. По новым правилам // «Бизнес-класс». -15.11.2004 г. - №10(10) URL: business-class.su/article.php?id=149 (дата обращения 29.05.2009 г).. Введение полностью пропорциональной системы на выборах в Государственную Думу и смешанной на выборах в Законодательное Собрание привело к тому, что кандидатов-одномандатников становится меньше (а на выборах в Госдуму их не будет и вовсе), в результате чего пермский политконсалтинг лишился одного из самых прибыльных сегментов рынка: вместо широкого круга кандидатов в депутаты, баллотировавшихся по одномандатным округам, количество потенциальных клиентов политтехнологов, по словам Боталова А., сократится до 5-6 партий Боталов А. День пиарщика // «Бизнес-класс». - 02. 07.2007 г.- №24 (141) URL: business-class.su/article.php?id=3870 (дата обращения 29.05.2009 г).. Таким образом, изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. По подсчётам креативного директора "Площади круга" Валерии Пегушиной, пермский рынок политконсалтинга сократится на 30%. Директор РПА "Кучер" Григорий Куранов считает, что рынок политтехнологий в регионе сократился в 5 раз Там же.. Однако при этом пермские политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию. В целом они сходятся во мнении, что значительное сокращение рынка PR-услуг неминуемо, однако потери крупных игроков этого рынка будут минимальны, поскольку изменения в избирательном законодательстве приведут к концентрации заказов в руках наиболее опытных и положительно зарекомендовавших себя агентств.

Многие пермские политтехнологи (в основном, сотрудники крупных агентств) считают, что происходит "не столько сокращение пермского политического рынка, сколько его качественное изменение" Там же.. Дело в том, что профессия политтехнолога включает в себя как минимум три направления: электоральный (избирательный) менеджмент, партийный менеджмент и лоббизм Специалисты по выборам и избирательным технологиям URL: izbass.ru/odv.htm (дата обращения 12.04.2009 г).. Кроме того, существуют различные уровни, на которых может работать политтехнолог - федеральный, региональный и местный (органы МСУ). Избирательные реформы 2003-2004 гг привели к тому, что увеличился рынок услуг политтехнологов, которые связаны с обслуживанием политических партий. Политические реформы привели к тому, что партии становятся важным актором на региональном уровне, они играют все большую роль, поэтому политтехнологи стремятся работать не только с отдельными кандидатами, но и с партиями (как на выборах, так и в качестве постоянных "пиарщиков" партий). Переструктурирование пермского рынка политических технологий связано с тем, что помимо электорального менеджмента в Прикамье стал развиваться и менеджмент партийный. Кроме того, как отмечает Боталов А., наблюдается "уход политических консультантов в территории края" Боталов А. День пиарщика // «Бизнес-класс». - 02. 07.2007 г.- №24 (141) URL: business-class.su/article.php?id=3870 (дата обращения 29.05.2009 г).. Поскольку выборы на местном уровне в Прикамье проходят часто, то не задействованные на региональном уровне выборов политтехнологи уходят на более низкий уровень политических баталий Боталов А. День пиарщика // «Бизнес-класс». - 02. 07.2007 г.- №24 (141) URL: business-class.su/article.php?id=3870 (дата обращения 29.05.2009 г).. Таким образом, в результате реформ увеличивается объём политического рынка, связанного с выборами в муниципальные органы власти. Директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН Олег Подвинцев отмечает: "вместе с изменениями на федеральном уровне политконсалтинг сильно прибавил на уровне местного самоуправления. Если, к примеру, взять выборы глав городов Пермского края, Чайковского, Добрянки, Чусового, то можно заметить, что вложения на этом уровне выборов значительно выросли за последние 10 лет" Там же..

Таким образом, можно отметить, что переструктурирование пермского рынка политтехнологий выразилось в развитии партийного менеджмента и увеличении доли муниципального политического рынка.

Среди экспертов встречаются различные оценки потерь от происходящих на рынке политических технологий событий для разных видов "игроков" (крупных агентств, политтехнологов-одиночек). Так, некоторые эксперты (в частности, Боталов А) отмечают, что потери крупных политконсалтинговых агентств края будут минимальны. Перед ними открываются широкие возможности работать с партиями, и на выборах в Законодательное Собрание Боталов А. День пиарщика // «Бизнес-класс». - 02. 07.2007 г.- №24 (141) URL: business-class.su/article.php?id=3870 (дата обращения 29.05.2009 г).. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, политический консалтинг не является основным занятием для большинства пиар-агентств, и переключение на другие сферы консалтинга должно пройти для них достаточно безболезненно Там же.. Так, директор центра "Социнком" Валентина Севрук считает, что "в результате сокращения количества выборов выживут агентства, для которых выборы не являются единственным способом заработать деньги. Это агентства полного цикла, которые предоставляют клиентам весь спектр услуг в сфере социальных коммуникаций: международный PR, отношения со СМИ, кризисное управление, организационное развитие и управленческое консультирование, лоббирование во властных структурах и так далее"" Там же.. Более крупные фирмы для того, чтобы компенсировать сокращение местных заказов, работают в другие регионах. Так, например пермское консалтинговое агентство "Кучер" принимало участие в избирательных кампаниях в Санкт-Петербурге, Астрахани, Пензе, Рязани и Екатеринбурге.

Таким образом, по мнению экспертов, такие крупные пермские политконсалтинговые агентства Пермского края, как "Кучер", "Социнком", "Площадь круга", "Паритет", "Центр избирательных технологий", в результате реформ не потеряют своих позиций. Все они активно принимали участие на прошедших за этот период выборах, в том числе работали с политическими партиями на выборах в Законодательное Собрание Пермского края и в Государственную Думу.

По мнению Боталова А., в большей степени кризис коснулся "свободных" политических консультантов, круг которых стал постепенно сужаться. Некоторые из них начали активно конкурировать друг с другом за заказы. Некоторые политконсультанты "обратили свои взоры" на другие регионы (так, например, политтехнолог Александр Пахолков с 2003 г участвует в проведении избирательных кампаний в других регионах - в Ивановской, Московской, Воронежской, Псковской, Саратовской областях). Другие политтехнологи сменили профиль деятельности, ссылаясь на то, что в результате пресловутого административного ресурса уже "не требуется никаких технологий" (например, Николай Пономарев) Имя им - легион (интервью с Николаем Пономаревым) // «Пермский обозреватель». - 13.11.2006 г. URL: sovetnik.ru/pressclip/more/?id=18703 (дата обращения 29.05.2009 г)., и "как бизнес выборы и PR в Пермском крае, по их мнению, потеряны" Там же.. Некоторые из этих политтехнологов стали применять свои технологии в бизнесе, работая на крупные корпорации Пермские политтехнологи пробуют новое поле деятельности - бизнес PR // «Новый компаньон». - 06.03.2001 г. - №7 (158) URL: nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=384&article_id=9984&content_type=rubrics (дата обращения 29.05.2009 г)., другие оказались на ставках в крупных корпорациях и администрациях всех уровней Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г).. Таким образом, сужение рынка политических технологий в Пермском крае происходит за счёт "свободных" политконсультантов. Впрочем, по мнению председателя совета Уральской гильдии политических консультантов Константина Киселева, изменение формы выборов не приведет к "удушению" консультантов-одиночек: "Выборы для кандидатов все чаще становятся длительной процедурой. Соответственно если все выборы будут проводиться всего два раза в год, то для "одинокого" политконсультанта средней руки достаточно будет всего восьми-десяти постоянных клиентов. Работой он будет загружен по горло" Боталов А. День пиарщика // «Бизнес-класс». - 02. 07.2007 г.- №24 (141) URL: business-class.su/article.php?id=3870 (дата обращения 29.05.2009 г)..

Владимиров В. в своей статье "Успех "варягов" отмечает также такую важную тенденцию, проявившуюся на данном этапе в Пермском крае, как увеличение "варягов" на пермском рынке политического консалтинга и некоторое снижение роли местных крупных игроков Владимиров В. Успех «варягов» // «Бизнес-класс». - 15.01.2007 г. - №1 (118) URL: business-class.su/article.php?id=3240 (дата обращения 29.05.2009 г)., однако пока эта тенденция не стала массовой. В последнее время в Пермском крае всё больше стали работать агентства из других регионов: Красноярска, Москвы, Екатеринбурга, Ижевска и т.д. Наиболее успешными из них эксперты называют команды из Екатеринбурга, в частности Bakster-group. Как отмечают эксперты, иногородние специалисты приходят в регион с одобрения краевой администрации. Руководитель рекламно-политического агентства "Кучер" Григорий Куранов считает, что главная причина прихода на пермский рынок политического консалтинга "варягов" заключается в большой загруженности местных игроков Там же.. Вместе с тем на фоне увеличения активности "варягов" значительно снижаются позиции крупнейших местных игроков, в частности "Кучера", в прошлые годы занимавшего едва ли не монопольные позиции на пермском рынке политического консалтинга. Однако, по оценке Владимирова В., в настоящее время 4/5 рынка находится все же под контролем местных консалтинговых агентств ("Кучер", "Социнком", "Площадь круга", "Паритет", "Центр избирательных технологий" и др.) Владимиров В. Меньше идей, больше денег // «Бизнес-класс». 04.09.2006 г. - №36(101) URL: business-class.su/article.php?id=2661 (дата обращения 29.05.2009 г)..

Третий период развития политконсалтинга в Пермском крае - это время развития мобилизационных технологий, которые позволяют решить вопрос с явкой на выборы. На прошедших выборах политтехнологи боролись с нежеланием избирателей принимать участие в выборах, что связано сростом протестных настроений в регионе. Главная задача политтехнологов на данном этапе, по мнению Киселева К., - поддерживать иллюзию хоть какой-нибудь предвыборной борьбы Киселев К. Политический консалтинг: от шаманства к идеологии профессионализма // Журнал «Советник». - 2002 г. - №4 URL:

arm-group.ru/rus/talks/articlesaut1/articles/kiselev/fromwizardtoprofessional/ (дата обращения 30.10. 2008 г).. В целом же, практически все эксперты говорят о творческом кризисе пермских политтехнологов на современном этапе. Отмечается, что на прошедших в крае избирательных кампаниях практически все политконсультанты пошли по "накатанному пути", применяя испытанные временем технологии, и говорить о применении каких-либо новых технологий предвыборной борьбы не приходится. Как отметил директор ООО "Центр прикладной экономики" Константин Захаров, "одной из основных проблем пермского рынка политконсалтинга является отсутствие новых идей. Если на предшествующих этапах развития рынка появлялись новые идеи, новые подходы, то в последнее время отрасль перешла в режим спокойствия" Владимиров В. Меньше идей, больше денег // «Бизнес-класс». 04.09.2006 г. - №36(101) URL: business-class.su/article.php?id=2661 (дата обращения 29.05.2009 г).. Кампании иногородних специалистов отличались большим количеством креатива, однако, как отмечают эксперты и их технологии также были достаточно однотипны.

Прошедшие избирательные кампании отметились и широким применением "грязных" технологий. А выборы депутатов Пермской городской Думы и гла и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.