На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Окончание бойкота, меры безопасности, пути урегулирования ближневосточного конфликта, а также поэтапное решение палестинской проблемы. Поиск формы сосуществования израильского и палестинского народов через механизм переговоров с ООП на официальном уровне.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат
Урегулирование арабо-израильского конфликта и
израильское общество
Арабо-израильский конфликт за всю историю существования Государства Израиль оставался основной проблемой израильского общества. Возможности и пути его урегулирования были долгое время заблокированы из-за непризнания этого государства арабскими соседями, а также сохранявшейся оккупации Израилем части арабских территорий в результате войны 1967 г. Военные столкновения имели место в 1973 году (октябрьская война) и в 1982 году -война в Ливане. Неурегулированность этого конфликта всегда стояла в центре внимания мирового сообщества. В ноябре 1967 г. СБ ООН принял резолюцию 242, ставшую международной правовой основой урегулирования ближневосточного конфликта. Резолюция зафиксировала пути урегулирования по принципу «земля в обмен на мир» на базе необходимости вывода израильских войск с оккупированных территорий при обеспечении права всех государств региона на безопасное независимое существование.
В октябре 1973 г. СБ ООН принял резолюцию 338, которая призвала немедленно начать переговоры по установлению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Год спустя ГА ООН в резолюции 3236 подтвердила право палестинского народа на самоопределение, суверенитет и независимость, а ООП - в качестве законного представителя палестинцев во всех переговорах по БВУ. С июня 1980 г. в решениях ГА ООН содержится признание права палестинского народа на создание собственного государства.
Эти решения мирового сообщества были в то время неприемлемы для Израиля, официальная позиция которого независимо от того, какие партии - лейбористские (МАПАЙ, Маарах, Партия Труда Израиля) или право-консервативные (Херут, Ликуд) - стояли у власти, выражалась в «консенсусе трех нет»: - палестинскому государству, переговорам с ООП, возврату Восточного Иерусалима.
Однако даже в этих рамках официального государственного подхода позиции различных политических сил Израиля сильно отличались друг от друга. Политическая борьба внутри страны велась в те годы вокруг вопроса о дальнейшей судьбе оккупированных территорий как о стержневом для любого варианта урегулирования. Правящие круги страны были поставлены перед необходимостью выбора того или иного направления в дальнейшем развитии концепции национальной безопасности Израиля, которая состоит из трех основных аспектов: демографического, территориального и военного.
На протяжении всей истории Израиля так и не удалось сформулировать официальную концепцию безопасности так, чтобы в ней согласовывались и не противоречили друг другу территориальный и демографический аспекты. Поэтому в развитии концепции национальной безопасности наметились два направления
(1) блока Ликуд и партий «правее» него - сохранение всех оккупированных территорий, причем отдельные его представители не исключали захват новых территорий (например, в Ливане) или массовую депортацию палестинского населения (трансфер). Сторонников этого подхода традиционно называли «ястребами».
(2) блока Маарах и всех «левых» партий -отказ от части территорий ради сохранения демографической «чистоты» и достижения мира. Сторонники территориального компромисса считались «голубями».
Развитие событий в мире и регионе диктовало необходимость предпринимать конкретные шаги в направлении урегулирования конфликта.
В 1978 г. была сделана первая попытка найти компромиссный вариант урегулирования взаимоотношений Израиля с умеренными арабскими режимами. Визит египетского президента Анвара Садата, убедивший израильский народ в том, что есть арабский лидер, действительно желавший мира, затем израильско-египетская встреча, подготовленная американцами в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 г., и подписанный на базе кэмп-дэвидских договоренностей мирный договор между Израилем и Египтом в 1979 г. привели к окончанию военной конфронтации между этими государствами (в 1982 г. завершился выход израильских войск с оккупированного в 1967 г. Синайского полуострова).
Подписанные премьер-министром Израиля М. Бегиным и президентом Египта А. Садатом документы касались как условий мира между Египтом и Израилем, так и вопроса о будущей судьбе оккупированных территорий. Было достигнуто согласие на план «полной автономии» для палестинцев с территорий и введение там самоуправления, которое заменит израильскую военную администрацию в течение пяти лет 1.
Кэмп-дэвидские договоренности, однако, не привели к началу всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта в целом. Более того, в самом Израиле росло давление на правительство Бегина со стороны противников любых уступок арабам. В середине 1980 года правая партия Тхия инициировала «фундаментальный закон», объявлявший Иерусалим «вечной, единой и неделимой столицей Израиля». Бегин не препятствовал принятию этого закона и сделал все возможное, чтобы помешать лейбористам заблокировать его прохождение в кнессете 2. Одновременно началось активное строительство новых еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан.
В 1981 г. Садат был убит во время военного парада в Каире. В 1982 г. началась война в Ливане, приведшая к многочисленным человеческим жертвам с обеих сторон. Международный скандал, связанный с израильской причастностью к резне в палестинских лагерях Сабра и Шатила, привел к отставке министра обороны Израиля А. Шарона. Вскоре в отставку ушел и сам М. Бегин. Все это привело к длительной паузе в нормализации отношений Израиля с арабскими соседями.
Изменившаяся в конце 80-х годов ситуация на международной арене и, прежде всего, в сфере советско-американских отношений создала предпосылки к переходу от конфронтации к диалогу на ближневосточной арене. США и СССР начали взаимодействовать с целью урегулирования арабо-израильского конфликта.
К этому времени в израильском обществе нарастала тенденция пересмотра официального подхода к урегулированию. По данным опросов общественного мнения, проведенных в Израиле в 1987-1988гг., за немедленную необходимость решать палестинскую проблему высказались 36% опрошенных 3. В 1989 г. на вопрос «можно ли вести переговоры с представителями ООП» 30% высказалось «за». После того, как к этому вопросу была добавлена преамбула: «если ООП признает Израиль», за переговоры с этой организацией высказалось 53% опрошенных 4. В 1992 г. непосредственно за переговоры с ООП выступали уже 42% израильтян 5.
Палестинское восстание - интифада - начавшееся в 1987 г., способствовало усилению противостояния двух подходов к вопросу войны и мира. Все попытки израильского руководства подавить интифаду были напрасны. Но если для Ликуда эта задача сводилась к поиску новых идей борьбы с «палестинским террором», то для И.Рабина и Ш.Переса становилось очевидным, что без процесса политического урегулирования решение этой проблемы (интифады) весьма затруднительно. «Сегодня - говорил И. Рабин в 1992 г. - есть шанс прийти к комплексному решению этой проблемы»6.
Позиция Ликуда, остававшегося у власти с 1977 по 1992 гг., по урегулированию продолжала базироваться на кэмп-дэвидской схеме. Шамир, сменивший Бегина, выступал за начало прямых переговоров с арабскими странами, в ходе которых обе стороны могли бы пойти на какие-то взаимные уступки. Он был первоначально против мирной конференции, однако не возражал, чтобы прямые переговоры проходили под эгидой СССР и США. Сам факт переговоров с палестинской стороной означал для подавляющего большинства в Ликуде сдвиг в сторону признания права палестинцев на самоопределение, что выходило за рамки ликудовской концепции безопасности. Правое крыло Ликуда выступало за сохранение всех территорий и против каких-либо мирных переговоров. В Ликуде очень медленно, но усиливались позиции тех, кто был не согласен с жесткой позицией руководства. В 1989 г. около 13% членов этого блока выступили за диалог с ООП 7.
В том же году правительство Ликуда выступило с мирной инициативой («план Шамира»), предусматривавшей установление отношений с арабскими государствами с целью содействия всеобъемлющему урегулированию, включая признание, прямые переговоры, окончание бойкота, дипломатические отношения с арабскими государствами и т.д. Для продвижения процесса план Шамира предлагал проведение «свободных и демократических выборов среди палестинских арабов». Предполагалось, что по результатам выборов будет избрано «палестинское представительство», не связанное с ООП и потому приемлемое для Израиля. Решение палестинской проблемы предлагалось в рамках «административной автономии для палестинцев». ООП отвергла план Шамира, но поддержала идею выборов как таковую.
В Маарахе также менялась внутренняя ситуация. Шел поиск формы сосуществования израильского и палестинского народов через механизм переговоров с ООП на официальном уровне. Опросы общественного мнения показывали, что около 54% членов Маараха поддерживали идею переговоров с ООП и 75% -согласны с принципом «территории в обмен на мир» 8.
В апреле 1990 г. Ш.Перес предложил свой вариант урегулирования. Исходя из идеи израильско-иордано-палестинской конфедерации, он выступал за поэтапное решение палестинской проблемы. В основе переговоров о конфедерации, по мнению Ш.Переса, со стороны Израиля должен лежать территориальный компромисс. На начальном этапе должны вестись переговоры Израиля с представителями «внутренних» палестинцев с оккупированных территорий. Затем - переговоры с ООП, на которых в качестве посредника будут выступать США. Сама конфедерация, по плану Ш.Переса, в то время являлась конечной целью и финалом процесса урегулирования. Против плана Ш.Переса резко выступил И.Рабин, который считал, что палестинцы, дав согласие на конфедерацию, могут затем внезапно провозгласить свое независимое государство. Рабин представил свои предложения по прекращению интифады, которые предусматривали: проведение на территориях выборов под контролем ООН представителей палестинцев, которые могли бы затем стать участниками переговоров с Израилем; установление переходного периода на 5 лет в деле управления оккупированными территориями - автономии; начало переговоров (через 3 года с начала переходного периода) об окончательном статусе территорий. На этом этапе целесообразно подключение «внешних» палестинцев - ООП, которых палестинцы с территорий сочтут нужным включить в свою делегацию.
Весной 1990 г. новое правительство Шамира отказалось от реализации своей инициативы, а в июне того же года в связи с терактом, организованным палестинской группировкой Абуль Аббаса на побережье Израиля, США прервали диалог с ООП. Возможности завязывания палестинско-израильского диалога оказались заблокированными.
Кризис в Персидском заливе изменил региональную ситуацию и дал существенный импульс для арабо-израильского урегулирования. После завершения его военной фазы СССР и США предприняли совместные и параллельные усилия с целью запуска мирного процесса, направленного на всеобъемлющее и справедливое урегулирование конфликта. СССР и США параллельно с консультациями между собой имели контакты с арабами и израильтянами. Эти контакты в дальнейшем вывели на формирование института коспонсорства в мирном процессе.
19 октября во время встречи в Иерусалиме глав внешнеполитических ведомств СССР и США была принята договоренность о начале 30 октября 1991 г. в Мадриде мирной конференции по Ближнему Востоку под совместной советско-американской эгидой.
Мадридская формула предполагала участие в переговорном процессе представителей всех стран, вовлеченных в конфликт. Выраженная в тексте приглашений на конференцию «мадридская формула» предусматривала: открытие конференции для «запуска» мирного процесса и ведение переговоров по двум параллельным направлениям - двустороннему и многостороннему (по общерегиональным проблемам)8.
Двустороннее направление переговоров, подразумевавшее прямые переговоры Израиля с Сирией, Ливаном, Иорданией и палестинцами, началось в Мадриде 3 ноября, сразу же после окончания подготовительной работы. Этот формат переговоров Израиля с каждым из арабских участников (израильское требование) дал возможность сторонам отойти от своих первоначальных заявочных позиций (собственного видения окончательного урегулирования) как условия начала переговоров.
На израильско-палестинском направлении самый трудный вопрос переговоров - территориальная проблема Западного берега реки Иордан и сектора Газа - совпал с проблемой палестинского представительства. Предполагалось, что будущий статус оккупированных территорий должен будет обсуждаться Израилем и совместной иордано-палестинской делегацией. Состав палестинских представителей на переговорах, последовавших за Мадридской конференцией, был одобрен Израилем. Ключевыми пунктами двусторонних переговоров с палестинцами были проведение выборов на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа и определение статуса полномочий органов палестинского самоуправления в переходный период. Идея состояла в том, чтобы передачей палестинским органам самоуправления ряда функций укрепить переговорные и предвыборные позиции умеренных палестинцев с территорий.
Израильтяне предпочитали вести переговоры не с ООП, а с самостоятельным палестинским руководством, которое получило бы законный статус, на что Израиль давал свое молчаливое согласие 9. Делегация должна была состоять только из жителей территорий, которые не принимали участие в террористических действиях и согласились пойти на временное соглашение, то есть отложить вопрос о создании палестинского государства, по крайней мере, на пять лет. Из делегации предполагалось исключить представителей ООП и Национального совета Палестины, она должна была быть полностью независимой и представлять независимое руководство, что, по выражению Ш. Переса, «существовало, увы, лишь в воображении правительства блока Ликуд»10. В действительности основные вопросы работы палестинской делегации решало руководство ООП в Тунисе. Оно определило состав палестинской делегации - ее главой был назначен доктор Хейдар абд-аль Шафри из сектора Газа, один из основателей ООП. Основную же работу делегации вели Фейсал Хусейни, негласный представитель ООП на территориях, и Ханан Ашрави, пресс-секретарь делегации. Все указания поступали из Туниса. Постепенно делегацию стали открыто отождествлять с ООП и сам Хусейни называл деятельность палестинской делегации «политикой по факсу»11. Идея отстранения ООП от переговоров провалилась.
Между тем, в ходе переговоров палестинская делегация дала согласие на двухэтапное урегулирование. На первом этапе должна была быть достигнута договоренность о временном (переходном) пятилетнем периоде палестинского самоуправления на территориях. Последующий этап (начиная с третьего года переходного периода) - переговоры об окончательном статусе оккупированных территорий. Ключевым моментом стало согласие палестинцев отнести вопрос об Иерусалиме на заключительный этап переговоров об окончательном статусе оккупированных территорий.
В центре израильско-палестинских переговоров было урегулирование старых разногласий - вопросов о границах, территориях, правах на водные ресурсы и землю, о мерах безопасности, а также о временном палестинском правительстве на пятилетний период. На первом этапе была обозначена фаза «сначала Газа и Иерихон». Позитивным шагом явилось решение израильского кнессета об отмене действовавшего с 1986 г. положения о запрете на контакты с ООП. Тем не менее, переговоры продвигались медленно.
По существу, стороны перешли к обсуждению конкретных проблем урегулирования только к концу 1992г, когда у власти в Израиле встало правительство И.Рабина. К тому времени у него еще не было четкой концепции палестинской автономии. Придя к власти под лозунгом мира, И.Рабин еще не определился, как продвигаться к нему, особенно на таком чувствительном направлении, как палестинское. Он должен был постоянно оглядываться не только на общественное мнение, оппозицию, но и на положение в собственной коалиции. Из 120 членов кнессета правительство после выборов имело поддержку 67 депутатов. Пять из них представляли арабские партии Израиля. Ультраортодоксальная партия ШАС после непрекращающегося давления на правительство все-таки вышла из коалиции, и Партия труда осталась в большинстве, которое составляло лишь 61 голос. Большинство в один голос было слишком шаткой основой для достижения национального согласия, особенно принимая во внимание, что это большинство зависело от голосов арабских депутатов.
Приоритетным направлением в двусторонних переговорах по-прежнему были израильско-палестинские. В то же время, в позиции Рабина появились новые моменты в сравнении с его предвыборной программой: вместо однозначного упора на переговоры с палестинцами была признана необходимость добиваться параллельного прогресса на всех направлениях, прежде всего на сирийском. Это было обусловлено позицией иорданской делегации, увязывавшей свои шаги на переговорах с позицией Сирии и палестинцами, а также зависимостью ливанского направления от ситуации на израильско-сирийских переговорах.
С Иорданией у Израиля де-факто существовали добрососедские отношения. Поэтому израильтяне достигли соглашения с иорданской делегацией по вопросу о мире в установленный срок. Хотя иорданская делегация очевидно опасалась первой из арабских стран подписать соглашение с Израилем, переговоры между двумя странами продвигались очень быстро вплоть до мая 1993 г. и дошли до обсуждения делегациями вопроса об установлении на границе заграждений от москитов 13. Был, по существу, согласован базовый текст мирного договора.
В 1994 г. в местечке около Эйлата было подписано соглашение между Иорданией и Израилем. Этому предшествовала серия встреч и переговоров: в июле 1994 г. - встреча на высшем уровне в Вашингтоне короля Хусейна и И. Рабина. В августе того же года -полет короля Хусейна над территорией Израиля в сопровождении воздушного эскорта, в том же месяце был открыт первый пропускной пункт на границе Израиля и Иордании. 29 сентября состоялась встреча короля Хусейна и И. Рабина в королевском дворце в Акабе, а 10 сентября состоялся исторический визит короля Хусейна в Израиль. (В следующий раз король приехал Израиль на похороны И.Рабина). В декабре 1994 года - открытие посольств в Аммане и Тель-Авиве. Израильское общественное мнение горячо одобрило мирное соглашение с Иорданией. Быстро росла симпатия к иорданскому королю, интерес к его стране. Намечались планы экономического и культурного сотрудничества. Израильские семьи начали посещать Иорданию в качестве туристов.
В работе израильской и ливанской делегаций не было ни особых трудностей, ни особых продвижений. Ливанская делегация настаивала на том, чтобы в основу урегулирования была бы положена резолюция СБ 425, где говорится о необходимости отхода войск Израиля к границе перемирия 1949 г. Израильтяне же, напротив, исходят из того, что резолюция 425 не может быть положена в основу урегулирования с Ливаном, поскольку в ней отсутствует упоминание о «нормализации двусторонних отношений». Израиль подтвердил отсутствие у него каких-либо территориальных претензий в отношении Ливана, настаивая при этом, чтобы, прежде чем начнется отход израильских войск к линии 1949 г., Ливан взял на себя ответственность по обеспечению безопасности вдоль границы с Израилем как меры против проникновения террористов на его территорию. Переговоры застопорились на стадии разработки графика полного вывода израильских войск. Основная проблема на этом направлении заключалась в том, что Сирия не давала Ливану возможности вести результативные переговоры, поскольку не было подвижек на ее переговорах с Израилем. Однако, очевидно, что не только «сирийский фактор» мешает придти к мирному соглашению. В целом ливанское руководство не скрывало, что рассматривает свое направление мирного процесса «замыкающим» по отношению к другим участникам двусторонних арабо-израильских переговоров. Таким образом, для израильтян стало ясно, что прогресс в мирном процессе в основном зависит от успехов в переговорах с двумя главными партнерами: Сирией и ООП.
На сирийско-израильском направлении рассматривалось два варианта урегулирования: «всеобъемлющий» и «поэтапный». Первый вариант означал определение условий окончательного урегулирования «по максимуму» в области безопасности, суверенитета, двусторонних отношений. «Поэтапный» был ограничен договоренностями о конкретных мерах доверия. Условием достижения мира с сирийской стороны стало требование возврата Сирии Голанских высот, а также вывод и демонтаж всех поселений, созданных израильтянами после 1967 г на оккупированных сирийских территориях. Хотя правительство И.Рабина заявило о применимости резолюции 242 СБ ООН к урегулированию с Сирией 14, вопрос о возврате Голанских высот оставался (и остается) наиболее болезненным для израильтян с точки зрения безопасности. Было ясно, что дальнейшее продвижение требует политических решений. В 1993 г. Сирия выдвинула идею добиться согласия Израиля вернуть Голаны (в сирийской формулировке «полный уход Израиля с сирийских Голан, оккупированных в 1967 году, вывод и демонтаж всех поселений, созданных на оккупированных сирийских территориях») в обмен на «полный мир», модель которого, однако, сирийцами не была расшифрована. Израильтяне, в свою очередь, заявили о том, что «отойдут настолько далеко, насколько далеко Сирия пойдет в установлении отношений с Израилем», иными словами, требуют прояснения о характере «полного мира»15.
Сирия и Ливан отказались участвовать в многосторонних переговорах, пока не будет прогресса на их двусторонних переговорах с Израилем.
В конце 1995 г. Ш.Перес, ставший после убийства И.Рабина премьер-министром, сосредоточил большие усилия, чтобы достичь прорыва на сирийском направлении. Достижение сирийско-израильского мира было провозглашено ключевым шагом к всеобъемлющему урегулированию на Ближнем Востоке. Главой израильской делегации на сирийском направлении был назначен Ури Савир. Ш.Перес в декабре 1995 г. через госсекретаря США Кристофера передал президенту Сирии Асаду послание, в котором говорилось о желании Израиля продолжать переговоры в любой модальности по усмотрению Асада: открыто или секретно, на уровне глав государств или глав правительств. План Переса состоял в том, чтобы рассматривать все вопросы израильско-сирийского урегулирования «в одном пакете». Разработанная в то время американцами формула возможного мирного соглашения включала установление дипломатических отношений, сотрудничество в области туризма и торговли, введение мер безопасности в отдельных районах на взаимной и географически асимметричной основе, полный вывод израильских войск с Голанских высот, план поэтапной реализации обеими сторонами различных положений соглашения.
С 27 декабря по 3 марта 1995 г. в Уай Плантейшн (штат Мериленд) в течение 10 недель состоялось три раунда переговоров, на которых обсуждались такие вопросы, как характер мира, экономические отношения, меры безопасности, водные ресурсы и другие. Переговоры, однако, закончились ничем. Серия терактов на территории Израиля и его военная операция на территории Ливана - «Гроздья гнева» - прервали переговоры с сирийцами в тот момент, когда у Асада начало формироваться доверие к намерениям Ш.Переса, что само по себе было важным шагом к формированию будущих отношений.
У лейбористского правительства было намерение возобновить активные переговоры с Сирией с целью заключения мирного договора после выборов в конце 1996 г. Однако они закончились поражением Переса и приходом к власти лидера блока Ликуд Б.Нетаньяху.
С течением времени израильскому руководству становилось ясно, что если Израиль не выйдет на прямой контакт с Ясиром Арафатом, переговоры останутся на мертвой точке. Ситуация, сложившаяся к тому моменту в регионе и на территориях, привела израильское руководство к выводу о том, что, вероятно, в интересах Израиля предоставить возможность ООП сыграть определенную роль на том политическом этапе. Да и внутри ООП появились определенные сдвиги. Ее члены не могли уже больше руководствоваться исключительно своей Хартией, призывавшей к уничтожению Израиля. Они были готовы к переговорам о мире.
Решиться на это было непросто. Инициативу взял на себя Ш.Перес 16. Его ближайшее окружение (Й.Бейлин и другие) подготовило команду израильских интеллектуалов (руководители команды - профессора Хайфского университета Я.Хиршфильд и Р.Пундак), которая в обстановке строгой секретности начала переговоры с ООП. По словам Ш.Переса, он только «в последний момент» от И.Бейлина узнал, что его «два профессора» еще в начале 1993 г. начали переговоры с ООП в Осло и что эта организация уже готова принять идею «Газа сначала» и «мини-План Маршала» по экономическому развитию территорий 17. Контакты с ООП велись через представителя руководства, ветерана ООП и доверенное лицо Я. Арафата - Абу Аля (полное имя Ахмед Сулейман Хури).
30 мая 1993 г. США передали РФ, палестинцам и израильтянам свой проект палестино-израильской Декларации о принципах, а также предложения о «ранней передаче» (до выборов в палестинский Совет) ряда полномочий палестинцам (в области здравоохранения, туризма, образования и т.п.) на Западном берегу и в Газе. Однако в конце августа Израиль и ООП объявили о согласовании собственного, не зависящего от американского, текста Декларации о принципах. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.