На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Фашистское тоталитарное государство: черты и отличительные особенности. Особенности политической доктрины фашизма. Элементы фашистской политической системы однопартийность, идеология, общественно-политические движения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
ВВЕДЕНИЕ

Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм -- тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа. (Б. Муссолини)
В качестве эпиграфа к моему реферату я взяла знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров - Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием. Данная работа - одна из моих попыток анализа политической доктрины фашизма, и акцентировать своё внимание я буду прежде всего на концепции фашистского государства.
Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо Работяжев Н.В. Политическая структура тоталитаризма: структура и характерные особенности// Вестник МГУ. Сер.12: Полит. Науки. 1998. №1. С. 3.. Основой для написания данного реферета послужили несколько исследовательских работ и статей из фондов библиотеки им. Н.А.Некрасова. Особо обращаю внимание на работы уже упомянутого Работяжева, Устрялова, на объёмную и очень грамотно написанную монографию Галкина, крупнейшего специалиста по германскому фашизму. Также нельзя не отметить и творчество болгарского исследователя Ж. Желева; его работа, вышедьшая в середине 80-х наделала немало шума как на родине автора, так и в Советском Союзе, стимулировав интерес к данной проблеме. Обращаю внимание на монографию Б. Бессонова - в ней приводится обширная библиография по теме, в том числе и буржуазная библиография.
Главный недостаток большинства работ заключается в том, что их авторы - историки, а не политологи, и уже поэтому мне приходилось чётко и тщательно отбирать материал для данного реферата, реферата по политологии. Кроме того, практически отсутствует новая, современная литература по данной теме (за исключением журнальных и газетных публикаций).
Исходя из найденного материала, моя работа была выстроена следующим образом. Я посчитала уместным несколько сузить тему исследования и более подробно остановился на концепции тоталитарного фашистского государства. Но для начала необходимо определиться с терминологией.
Прежде всего, давайте ответим на вопрос что такое фашизм. «Фашизм (от итальянского fascio -- фаши -- пучок, связка, объединение) -- это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем» Галкин А. Германский фашизм М., 1967. С. 18.. Такое определение дает в своей работе А. Галкин. Обращаю внимание на то, что уже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепции фашизма. И. Мазуров обращает внимание на то, что еще с довоенного периода для обозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин «тоталитаризм» См.: Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма//Общественные науки и современность. !993. №5. С. 39-40.. «В 1952 году в США была проведена конференция, где был сделан вывод, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого государственного центра» Там же, с. 39.. Однако понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества» Там же, с. 50..
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание "тотального государства" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)" Цит. по: Ж.Желев Фашизм (перевод с болгарского) М., 1991. С.18..
Некоторые исследователи строго отделяют фашизм от национал-социализма; первый, по их мнению, характерен исключительно для Италии 20-40-х годов См., напр., Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации//Обществознание в школе. 1999. №1. С. 3-4.. В данной работе я эти концепции не учитывала и в равной мере рассуждала о фашизме итальянском, немецком, испанском и т.д.
Структура реферата выглядит следующим образом. Сначала я рассмотрю теоретическую часть - опишу особенности фашистской политической доктрины - такой, какой она задумывалась вождями. Затем я постараюсь обрисовать историческую канву - как теоретические выкладки идеологов фашизма были реализованы на практике и что в конечном итоге произошло.
Идеи, изложенные в данном реферате - это идеи фашистских идеологов, естественно, структурированные и изложенные современными исследователями, оформившиеся и окончательно утвердившиеся уже после завоевания фашистами политической власти.
Фашистское тоталитарное государство: Черты и отличительные особенности.
Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство - это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся. Именно поэтому первая часть моей работы всецело посвящена описанию фашистского тоталитарного государства Обращаю внимание: данная глава практически полностью написана по обширной и исчерпывающей статье И. Мазурова (Фашизм как форма тоталитаризма). Автор в настоящем исследовании исходит из «Тоталитарного максисума» и поэтому все предлагаемые признаки являются «идеальными» и в различных фашистских государствах проявлялись по-разному вплоть до тенденций. .
Б.Бессонов обращает наше внимание на то, что уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. Рассмотрим её подробнее. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма» Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии М., 1977. С. 111..
Давайте охарактеризуем это государство. Проще всего дать характеристику через признаки явления, чем мы сейчас и займёмся.
К первому признаку Предлагаерся переработанный перечень признаков. Оригинал см.: Работяжев Н.В. Указ. соч. С.3-20, Мазуров И. Указ. соч. С. 42-47. тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип "вождизма" (причем вождь харизматического типа).
Интересно взглянуть на истоки вождизма в тоталитарных обществах.
Ко второму десятилетию XX века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, что придавало устойчивость гитлеровскому режиму, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не сумел. Причиной тому было, надо полагать, существование в Италии всеми признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском обществе См.: Устрялов Н.В. Итальянский фашизм М.: Вузовская книга, 1999. С. 23-24.. Кроме того, О. Ю. Пленков справедливо указывает на роль католической церкви и её центра - Ватикана См.: Пленков О.Ю. Указ. соч. С. 11.. В католической Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Поэтому каудильо вновь и вновь обращался к королю, пытаясь фактически восстановить монархию в приемлемой для Франко форме.
В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозаменяющие системы, для которых «вождизм» не является чем-то, пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как символе нации, особенно в период национальной нестабильности. В качестве примера "вождизма" можно привести принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными См.: Бессонов Б. Фашизм: Идеология и практика. М., 1985. С. 151.. Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер и особенно подробно на этом останавливается А. Галкин: «…выдвигается идея о мессианской роли вождя, отмеченного печатью избранности. Фюрера покрывает ореол полной непогрешимости…» Более подробно см.: Галкин А. Указ. соч. С.346.. «Фюрер нации стоит выше критики любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит. Ибо, повторяю еще раз, то, что он говорит, всегда верно» Цит по: Там же, с.347., - это слова Лея, лидера профсоюзов в фашистской Германии. Реализацию данных идеологические позиций легко подтверждает один известный факт: в апреле 1942 года Рейхстаг объявил Гитлера над законом и «провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью миллионов немцев» Бессонов Б. Указ. соч. С. 151..
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. «Государство - это партия. Партия - это вождь плюс элита. … правление государством должно осуществляться через элиту для народа» Устрялов Н.В. Указ. соч. С. 155.. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, идеальной основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая (т. е. единая, господствующая, не допускающая плюрализма, идеология, исходящая значительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики). Основным методом монистической идеологии является массовая пропаганда, базирующаяся на социальной, расовой, националистической или религиозной демагогии. При этом, используя монополию на информацию, идеологический аппарат через пропаганду формирует мифы, которые внедряются в общественное сознание и становятся второй реальностью для людей. Подчиняя себя мифам, они начинают жить в ирреальном мире, наполненном иными, отличными от общечеловеческих, ценностями. Б. Бессонов указывает на то, что «…фашистам не нужна была доктрина, рациональная и научная. Им нужна была идея, имеющая черты страсти, зовущая к действию. Именно отсюда идет аппеляция к мистике, к мифу…» Бессонов Б. Указ. соч. С. 121.. Дадим слово Муссолини: “ Мы создали миф. Миф - это вера, благородный энтузиазм. Он не должен быть реальностью. (курсив мои - И. С.) Он - импульс и надежда, вера и мужество” Цит. по: Работяжев Н.В. Указ. соч. С. 14.. В соответствие с этим выстраиваются и функции идеологии: легитимизировать режим, мобилизовать массы и “морально обезболить” их, превратив в слепое орудие государства Там же, с. 15..
Нужно отметить, что тоталитарный режим - детище XX века, он невозможен без достаточно высокого технического развития средств массовой коммуникации, транспорта. Вплоть до XX века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных, слоев общества, умеющих читать и писать, обращаться через прессу к себе подобным. Научно-технический прогресс XX века значительно расширил возможности коммуникации, повысил социальную мобильность населения. Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило массовую базу политической борьбы Подробнее об этом см.: Мазуров И. Указ. соч. С. 43.. Отличительной чертой тоталитарного режима является то, что он не ограничивается лишь захватом внешних рычагов власти - государственного управления и аппарата насилия. Наличие только названных факторов - признак авторитарного государства, я же в работе рассматриваю фашистское тоталитарное государство. Режиму тоталитарного государства необходимо взять под контроль также и души своих граждан. И здесь важное значение имеет особая роль пропаганды в системе принуждения. Именно пропаганда в рамках общественно-политического движения дает тоталитаризму средства господства над мыслями и чувствами людей, позволяет привить человеку тоталитарное сознание.
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти. Возможное существование некоторых общественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельность этих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируется государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрение мифов в массовое сознание и контроль за ним. Отрицанием демократических институтов тоталитарный режим реализует одну из важных задач - ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между государством и индивидом, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством.
Н. В. Работяжев также обращает наше внимание на то, что при тоталитаризме политическая система имеет своей главной целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии. «Политическая система включает в себя саму политическую бюрократию и набор инструментов, с помощью которых она держит власть. Важнейшим инструментом является партия. По мере уничтожения других партий, слияния партийного аппарата с государственным и подавления автономии внутрипартийной жизни тоталитарная партия становится стержнем политической структуры. Только ее члены могут занимать руководящие посты. Партия «вытягивает» всех активных членов общества в свои ряды - иначе они представляли бы угрозу тоталитаризму» Работяжев Н.В. Указ. соч. С. 9.
23 См.: Бессонов Б. Указ. соч. С.152.
.
Ещё одну важную черту фашистской однопартийности выделяет Б. Бессонов. Он обращает внимание на то, что сама партия политических функций не носила. Основные её функции - организационно-технические, пропагандистские или даже полицейские.
Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в обществе и сильными традициями, церковь, стоящая между личностью и государством, стала тем "камнем преткновения", который не позволял полностью «тотализировать» индивида. Попытка тоталитарного режима устранить или, по крайней мере, снизить влияние этого института гражданского общества не везде приводила к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма не были столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия). Работяжев рассматривает тоталитарную идеологию как некое подобие религии, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.