На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Внешняя политика Исламской Республики. Формирование мощного религиознообщественного альянса. Притязания иранской теократии. Объединение исламского мира под эгидой Хомейни. Завоевание Ираном господствующего положения на Ближнем и Среднем Востоке.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат
Формы и методы реализации политики экспорта исламской революции Ирана в конце ХХ века
Политика экспорта исламской революции, активно осуществлявшаяся правящей теократией в первое десятилетие после прихода к власти в Иране, представляет собой комплексную программу. Подчиненная решению главной задачи - на основе использования исламского фактора превратить страну в третью силу мировой политики, - она стала одним из ключевых направлений внешней политики Исламской Республики Иран и важным инструментом достижения политических и военных целей на международном уровне. Во внутренней политике отчетливо проглядывалось стремление шиитской диктатуры любыми средствами удержать и консолидировать свою власть за счет всеобъемлющей исламизации всех сторон жизни и деятельности иранского общества и государства. Этому в немалой степени способствовал тот факт, что шиитское духовенство Ирана исторически сложилось как уникальное социальное сословие, в котором тесно переплетаются корпоративные, имущественные и политические интересы видных деятелей шиитских общин и в самой стране, и за ее пределами.
В 70 - е годы в Иране насчитывалось более 200 тыс. мусульманских духовных лиц, из которых одних аятолл было около тысячи 1. Шиитское духовенство, осуществлявшее и при шахе контроль над мечетями и их прихожанами, максимально использовало свое влияние для формирования мощного и разветвленного религиозно-общественного альянса с ярко выраженными политическими интересами. Добившись власти, оно, умело манипулируя панисламистскими и паниранскими лозунгами, стремилось, и надо признать успешно, превратить государство в плацдарм для осуществления шиитской экспансии на Ближнем и Среднем Востоке. Глобальные притязания иранской теократии были сосредоточены на объединении исламского мира под эгидой Хомейни, подчинении национально-освободительных движений самых различных ориентаций, дестабилизации военно-политической обстановки, осложнении советско-американских отношений в период конфронтации сверхдержав.
На региональном уровне усилия были нацелены на завоевание Ираном господствующего положения на Ближнем и Среднем Востоке, особенно в зоне Персидского залива за счет вмешательства в вооруженные конфликты, установления связей и координации действий с антиправительственными группировками, а также заблаговременного формирования в соседних странах подпольных экстремистских структур проиранской ориентации типа «Хезболлах» и «Исламский джихад».
Поставив амбициозную задачу по объединению мусульман всего мира под эгидой Ирана, шиитское руководство сразу же после свержения шаха развернуло широкую практическую деятельность по реализации политики экспорта революции на региональном и международном уровнях.
В целях практического осуществления намеченных планов в Иране постепенно сложился и стал эффективно действовать мощный разветвленный аппарат, в состав которого вошли обычные и специализированные государственные структуры, а также различные общественно-политические организации. Среди правительственных структур наибольшую значимость в этом отношении приобрели целевые подразделения корпуса стражей исламской революции (КСИР), министерства обороны, разведки, иностранных дел и исламской ориентации.
Безусловно, ведущая роль принадлежала корпусу стражей. Сочетая одновременно функции вооруженного формирования, подчиненного правящей теократии, а также охраны внутреннего порядка, органов безопасности и разведки, он являлся главным инструментом реализации программы экспорта исламской революции. В соответствии с конституцией Ирана и уставом КСИР, эта военно - политическая организация предназначалась для «защиты исламской революции и ее завоеваний в Иране, распространения идей ислама во всем мире, ведения священной войны во имя Аллаха и обеспечения совместно с другими вооруженными формированиями безопасности страны» (см. Прилож. 1).
В сфере внешней политики на корпус стражей возлагались три основные задачи: разведка сопредельных стран; установление связей с зарубежными исламскими освободительными движениями, а также внедрение экстремистских структур в их состав; прямое участие в реализации иранской модели в Ливане, Афганистане, Ираке, арабских странах Персидского залива. Основными органами КСИР, непосредственно задействованными для этой цели, были два управления центрального штаба (управление разведки и контрразведки, политико-идеологическое управление), специальное командование «Рамазан», отделы штабов территориальных зон (отдел «Исламских освободительных движений», отдел информации и безопасности)2. На управление разведки и контрразведки корпуса стражей возлагались задачи по реализации программы экспорта революции в сопредельные мусульманские страны, в которых поддерживалась устойчивая связь с местными оппозиционными, как правило, мусульманскими партиями и группировками. Ему же вменялось в обязанность руководить системой центров подготовки исламских экстремистов, прибывающих из-за рубежа. В состав данного управления входили также специально созданные отделы по Ираку и Афганистану, напрямую работавшие с мусульманскими экстремистами из этих стран.
Политико-идеологическое управление решало задачи по организации особого рода операций - психологических, предназначенных распространять идеи исламской революции за пределами Ирана, вести специальную пропаганду и контрпропаганду через средства массовой информации. В штабах территориальных зон корпуса, ориентированных на сопредельные страны, действовали штатные отделы «Исламских освободительных движений».
Командование «Рамазан» являлось специальным формированием корпуса по осуществлению партизанско - диверсионных действий. В период ирано - иракской войны оно сыграло определенную роль в активизации курдского и шиитского антиправительственных движений на территории Ирака. Анализ деятельности командования «Рамазан» в ходе той войны показывает, что его главной задачей было инспирировать вооруженное восстание в тылу войск противника или в приграничных районах. В случае успешных действий иранских войск на каком-то участке фронта отряды специального назначения командования «Рамазан» во взаимодействии с курдскими повстанцами начали действовать в иракском тылу на глубине до нескольких сот километров. Специальные формирования корпуса стражей накопили достаточный опыт по использованию антиправительственных сил в сопредельных странах 3.
Другой важный орган, который принимал самое непосредственное участие в политике экспорта революции, - это министерство информации и безопасности (разведки). С 1983 г. оно действовало по специальному плану «Самарра» (по названию священного шиитского города в Ираке). Этот план непосредственно осуществляли региональные разведцентры на Ближнем Востоке, в Африке и Западной Европе, особые группы действия, комитеты исламской революции и восьмое управление ВЕВАК.
Группы действия или «горухе амель» состояли из специально подобранных и подготовленных сотрудников и агентов ВЕВАК, предназначенных для действий в самом Иране и за его пределами. Их курировал лично заместитель министра по внутренней информации. Военная и специальная подготовка членов «горухе амель» проводилась в лагерях корпуса стражей, а дипломатическое и иное прикрытие за рубежом обеспечивал заместитель министра иностранных дел Ирана, занимавшийся одновременно и проблемой иностранных заложников в Ливане. Восьмое Управление ВЕВАК руководило деятельностью экстремистского движения «Партия Аллаха», главным образом его террористической группировки «Исламский джихад». Базовые организации «Хезболлах» в Иране и Ливане оказывали помощь целой сети одноименных филиалов и отделений, оперировавших во многих странах Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки и даже Европы (см. Прилож. 3). Судя по иностранным источникам, к середине 80-х годов зарубежная агентура ВЕВАК насчитывала более 8 тыс. человек, а на ее содержание ежемесячно расходовалось около 15-17 млн. долларов 4.
Министерство исламской ориентации официально отвечало за идеологическое обеспечение программы экспорта революции. Его задача - формирование идей, которые привлекли бы население сопредельных стран и способствовали практике исламской революции за рубежом. Оно организовывало выезды иранских шиитов с пропагандистскими целями за границу, в частности во время паломничества, а также оценивало информационно-пропагандистское воздействие Ирана на мусульман в других странах. Деятельностью данного министерства руководили непосредственно из канцелярии великого аятоллы Хомейни.
Среди органов по реализации экспорта революции особое место занимал Высший совет исламской революции, много лет возглавляемый духовным преемником Хомейни аятоллой Монтазери. Совет располагал собственными учебными центрами, где готовили боевиков из зарубежных экстремистских группировок проиранской ориентации. Фактически, после установления своей власти в Иране правящий режим стал тут же планировать создание «исламского интернационала» по аналогии с «коммунистическим интернационалом». По мнению иранских руководителей, это позволило бы действовать активнее с позиций экспорта исламской революции в тех странах, где исламский фактор еще не обладал необходимым потенциалом. Чтобы установить прямую связь с лидерами экстремистских мусульманских организаций и группировок из десятков исламских государств, по инициативе Монтазери в Иране ежегодно проводились конференции и семинары.
Шиитское руководство с самого начала рассматривало систему исламской власти как империю, в состав которой войдут все мусульманские страны, в частности и арабские. «Исламскому джихаду» отводилась особая роль 5. Создавая эту организацию, военно-политическое руководство Ирана рассчитывало, что ее деятельность распространится не только на арабские страны, но и на такие государства, как Индия и Пакистан. Ядром «Исламского джихада» стали студенческие батальоны, эффективно действовавшие еще в ходе исламской революции в Иране. Руководящий центр «Исламского джихада» был размещен в Куме, исламское движение в котором еще при шахе добивалось заметных политических успехов.
Высший совет исламской революции отвечал за разработку генеральной линии для всех отделений «Исламского джихада». Ему подчинялись три региональных и координационный советы. Это прежде всего Высший совет исламской революции в Ираке, в состав которого входили: Мухаммед Бакр Аль-Хаким - председатель, Махди Бакр Аль-Алюм - член, шейх Хади Аль-Хаме Зава - член, Абдуррасул Аль-Ясин - член. Ему непосредственно подчинялась партия «Ад-Даава» («Призыв»), а также другие организации и группировки: «Организация смертников Аль-Хусейн», «Защитники исламской революции», «Организация исламский джихад» со всеми ее отделениями, «Организация исламских революционеров», «Движение исламских революционеров», движение «Партия Аллаха», «Исламское движение за освобождение Иерусалима».
Высший совет исламских организаций Азии возглавляли Ходжат оль ислам Моджмади (руководитель), Аль-Кады Насреддин (член), Мухаммад Расул Эрикан (член). Он направлял деятельность партий и организаций в Турции, Малайзии и Пакистане.
Высший Совет координации осуществлял связь между руководством Ирана и исламскими революционными движениями во всем мире. В состав его президиума входили лидеры и представители различных зарубежных проиранских группировок. Задач у этого совета было немало. Это: организация взаимодействия между различными исламскими движениями по всему миру и исламским руководством в Иране; материально-техническое снабжение, помощь деньгами и оружием; разработка планов боевых операций за рубежом и боевая подготовка; организация боевых операций во взаимодействии с иранской армией в зоне Персидского залива.
Высший совет исламской революции организовывал и проводил периодические курсы боевой и специальной подготовки для членов отделений «Исламского джихада» из различных стран. Для этих целей иранская армия предоставила совету несколько своих учебных лагерей. Сама же организация «Исламский джихад» располагала 10 крупными отделениями в таких странах, как Ливан, Саудовская Аравия, Тунис, Марокко, Египет, Кувейт, Бахрейн, Палестина, Алжир и Судан. Под личным контролем аятоллы Хомейни был создан исламский блок в Тунисе, который после 1982 г. стал называться «Исламский джихад», он вошел в тройку наиболее мощных отделений организации. Однако все попытки его наладить взаимодействие с исламскими фундаменталистскими движениями в Тунисе, направленное на свержение режима Х. Бургибы, потерпели провал. С тех пор «Исламскому джихаду» в Тунисе приходится действовать самостоятельно, без опоры на местные исламские группы, иметь собственные центры подготовки и тайники с оружием, которое доставляется контрабандой из Европы и соседней Ливии.
Суданское отделение «Исламского джихада» одно из самых влиятельных за пределами Ирана. Этому способствовало то обстоятельство, что Тегеран умело использовал гражданскую войну в Судане, бедность и голод среди его населения для глубокого внедрения в общество. Два фактора объявление войны немусульманскому Югу Судана и создание исламских комитетов по оказанию финансовой и материальной помощи суданцам, позволили Ирану завоевать серьезные позиции в этой стране. Суданские исламистские группировки (типа «Братьев-мусульман») в полном согласии взаимодействуют с «Исламским джихадом».
Аналогичное отделение в Саудовской Аравии отличается тем, что в его состав входят только иранцы и приезжие арабы. Оно действует в условиях строжайшей конспирации и напрямую связано со штаб-квартирой в Куме.
В Кувейте отделение «Исламского джихада» состояло и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.