На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Факторы, способствующие возрастанию политической роли и влияния итальянский христиан-демократов. История становления и развития ХДП, рассмотрение ее программных установок, характеристика лидеров партии. Анализ клерикальной сущности деятельности ХДП.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
на тему:
«Христианско-демократическая партия Италии»
План

Введение
ХДП: история возникновения и развития, лидеры, программа
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Главную политическую силу католицизма в Италии представляла ХДП (Христианско-демократическая партия), её преемницей в 1996 году стала Итальянская народная партия (ИНП). ХДП возникла в годы войны и быстро приобрела силу и влияние. Этому способствовал целый ряд факторов. Многие лидеры данной партии были известны своим активным антифашизмом, уже в предвоенные годы стали врагами фашистского режима, с окончанием войны и крахом фашизма, снискали соответствующую известность, что, безусловно, способствовало росту их популярности у значительной части населения. Все те, кто не решались поддержать коммунистов, отдавали на выборах свои голоса демохристианам. Партия пользовалась покровительством правящих кругов США, которые видели в ней силу, способную противостоять на Аппенинском полуострове росту популярности идей социализма и коммунизма. Наконец, на ХДП делала ставку крупная буржуазия Италии.
Однако за годы своего существования, значительную часть которых христианские демократы стояли у власти, они оказались не в состоянии оправдать возлагавшиеся на них надежды.
Итак, цель данного реферата - проследить историю становления и развития ХДП, рассмотреть ее программные установки и лидеров партии.
Что касается историографии проблемы, то исследования, касающиеся политических течений в Италии, в т.ч. католического, немногочисленны. Ещё в 1965 г. Ж. Мейно писал о том, что в западноевропейской итальянистике нет работ, посвященных политическим течениям. Зато накоплено огромное количество узкопрофильных монографий, посвященных отдельным проблемам. С тех пор мало что изменилось. Появляются полноценные работы по левым течениям, католикам уделяется гораздо меньше внимания.
Советские исследователи не раз обращались к изучению вопроса о политическом представительстве и союзах католического движения. Впервые развитие течений политической мысли внутри итальянского католического движения было дано в отечественной историографии Ц.И. Кин Кин Ц. И. Италия конца XIX пека: судьбы людей и теорий. М. 1978. См. также ее исторический очерк: Заметки о деятелях итальянского католического движения.-В кн.: Проблемы итальянской истории. М., 1983.. Отправной точкой ее работы было высказывание, сделанное в 1935 г. С.Д. Сказкиным в исследовании «Кавур и воссоединение Италии» положение, что трагедия итальянской демократии заключалась в отсутствии у нее широкой социальной базы.
Другие советские исследователи не раз обращались к изучению католического движения в современной Италии, однако их внимание концентрировалось преимущественно на экономических, социальных и государственно-правовых аспектах этой ключевой для новейшей истории Италии проблемы (книги видного советского ватиканиста И. Р. Григулевича, написанные им на рубеже 50-х и 60-х годов: «Ватикан: религия, финансы и политика»; «Кардиналы идут в ад»).
Вопрос о политическом представительстве и союзах католического движения в диссертации Н. Кисовской был поставлен как тщательный анализ особенностей социальной базы и соответствующей программы ХДП в период ее становления Кисовская Н.К. Социальная политика христианско-демократической партии Италии: Автореф. дис. канд.ист. наук. М.1969.. В рамках изучения аграрно-крестьянского вопроса исторический фундамент программы ХДП изучен в монографиях Н.П. Комоловой Комолова Н.П. Классовые бои в итальянской деревни. М. 1969. Она же. Новейшая история Италии. М. 1970..
Отдельные стороны клерикальной сущности деятельности ХДП были глубоко изучены в монографических работах советских ученых, уделивших внимание общим проблемам новейшей истории Италии Мчедлов М.П. Религия в планах антикоммунизма. М.1970. Его же: Католицизм. М. 1970. Филатов Н.С. Демократические силы Италии против неофашизма. М. 1977.. Историческому анализу «диалога между коммунистами и католиками» посвящено обширное исследование М.С. Шаронова «Коммунисты и католики Италии» (М. 1973).
Роль ХДП как правящей партии в политической структуре Италии до 1971 г. была подробно рассмотрена в третьем томе «Истории Италии», подготовленном Институтом всеобщей истории АН СССР в том же 1971 г., но, разумеется, по необходимости лаконично, в рамках более широкого по целям и характеру исторического анализа процесса укрепления и развития демократии в послефашистской Италии.
Более подробно ХДП и ее роль в истории Италии была рассмотрена в монографиях Гайдука Гайдук В.П.Христианская демократия в Италии. М. 1985., Поташинской Поташинская Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М.1979. и Маджистера Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. М. 1982.. ХДП и ее предыстория в этих работах стоят в центре внимания.
Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.
Вместе с тем итальянцы приобрели опыт борьбы с фашизмом, а характер и традиции движения Сопротивления наложили свой отпечаток на развитие демократии первых послевоенных лет. Партии рабочего класса, игравшие ведущую роль в антифашистском Сопротивлении, стали массовыми (компартия насчитывала свыше 1,5 млн членов, социалистическая партия - 0,7 млн) и имели большой политический вес. Между левым и правым полюсами, в центре политической шкалы находилась еще одна массовая партия (свыше 1 млн человек), имевшая заслуги в Сопротивлении - Христианско-демократическая партия (ХДП). С учетом традиций Сопротивления наметилось сотрудничество этих партий и в первые послевоенные годы, хотя практически всем было понятно, что бороться с фашизмом с оружием в руках легче, чем договориться о создании нового итальянского общества. Итальянцы успели отвыкнуть от буржуазно-либеральной демократии, попранной фашистским режимом Муссолини. Кипели политические страсти, шли поиски ответа на вопрос, какой быть Италии и какими станут новые пути ее развития. Наибольшего накала приобрела борьба вокруг вопроса о форме правления в стране.
В такой обстановке начиналась политическая жизнь ХДП. Рассмотрим теперь основные этапы ее деятельности, лидеров и программные установки.
ХДП: история возникновения и развития, лидеры, программа

ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, то идеологическая основа христианской демократии - продукт длительного исторического развития. Идеологи ХДП охотно вспоминают традиции христианского социального движения XIX в.
Программа ХДП, известная под названием «Реконструктивные идеи христианской демократии», написанная под руководством Де Гаспери и получившая распространение в Италии в 1943-1944 гг., официально провозгласила социальную доктрину католической церкви. Де Гаспери признавал разнородность общества и заявлял об отказе создания единства социального бытия на основе вероисповедания, с той оговоркой, что это единство не может не приобрести форму, а та, в свою очередь не может быть не христианской. Поэтому в программе появляется тезис об антиконфессиональности. Замысел идеологов состоял в том, чтобы ХДП выполняла роль нового политического и идеологического инструмента правящих классов. На первый план было выдвинуто политическое единство католиков в рамках ХДП, посредничающей между церковью и новым послефашистским государством. Отсюда необходимость отразить в программе пункты, позволявшие консолидировать католиков.
И в «Реконструктивных идеях», и в статьях «Пополо» Де Гаспери высказывался в пользу политических свобод и установления в Италии демократического строя при значительной децентрализации государственной власти. Лозунги социальной демократии подкреплялись заявлениями о необходимости участия трудящихся в распределении доходов, в управлении и во владении акционерным капиталом предприятий.
Программа ХДП провозглашала: «...мы против возвращения к методам классовой борьбы, но мы также против системы корпоративной бюрократии, которая в целях политического господства использовала нашу христианско-демократическую идею свободного, органичного сотрудничества между всеми факторами производственной жизни». Таким образом, ХДП утверждала церковную идею социального солидаризма. «Исторический опыт,-- говорилось далее в программе, - подтверждает, что только дух братства, вдохновленный евангелием, может спасти народы от катастрофы, к которой ведут тоталитарные мифы» Гайдук В.П.Христианская демократия в Италии. М. 1985. С.43.
«Дух братства», борьба против централизованного государства, идея социального солидаризма - все это положения, которые ХДП заимствовала непосредственно из программы партии Стурцо. В своих высказываниях о программе христианской демократии Де Гаспери неоднократно подчеркивал, что схематический перечень целей ХДП в послевоенный период полностью повторяет конкретные пункты программы «Пополяри».
Общие принципы партии в программе ХДП: целостность и сохранение семьи, забота о нравственности общества, защита детей, свобода религиозного школьного и университетского образования, народное просвещение и защита культурных традиций народа. Уважение «естественных ячеек общества» -- один из принципов персонализма. Этому принципу «естественных структур» отводилось центральное место в программный концепциях христианской демократии.
Интерпретируя историческое движение в первую очередь как моральную историю, а во вторую -- как материальную историю, идеологи христианской демократии делали вывод о том, что прогресс в истории вообще возможен благодаря общности духовных сил людей, объединенных в особую «духовную семью». В связи с чтим принцип «естественных структур» положен в основу той части программы ХДП, где говорится об общей экономической заинтересованности работодателей и рабочих, солидарно несущих ответственность перед обществом. Следующий элемент «естественных структур» - локальное и региональное сообщество. В своей программе ХДП поддержала требование о децентрализации власти и территориальном самоуправлении на самых различных уровнях.
Государство, согласно программе ХДП, также является формой организации «естественных социальных структур», в которой одновременно проявляется как свобода, так и ответственность личности за общественное благо. Государство, в представлении идеологов ХДП, является сложной иерархической структурой, состоящей из «естественных групп», каждая из которых действует в собственной сфере. Все, что ограничивает низшие социальные структуры, относится к правам и обязанностям государства, а сфера автономной компетенции низших структур, в свою очередь, ограничивает деятельность государства.
Программа ХДП не только включала в себя все классические функции государства, но и в отличие от программы «Пополяри» предусматривала государственное вмешательство в экономику. Об этом, в частности тезис о производственной политике и планировании, о контроле над экономикой страны и социальном страховании. Унаследовав от фашизма национализированный сектор, ХДП приняла все необходимое для того, чтобы прочно удержать его.
В своей программе ХДП много места уделяло экономической политике, декларируя принцип «градуализма», т.е. постепенного проведения реформ. Этот принцип позволял ХДП откладывать конкретное претворение в жизнь идей на неопределенный срок.
Сформулированные в «Реконструктивных идеях» принципы экономической политики ХДП предусматривали отказ от принятия радикальных решений. Если вмешательство государства окажется необходимым, то, согласно программной установке христианских демократов требуется выбрать соответствующий метод его осуществления, который зависит от случая. Диапозон же методов простирается от национализации до участия государства в акционерном капитале. При осуществлении планирования, коль скоро оно в каком-то конкретном случае представится целесообразным, не должно наноситься ни малейшего ущерба частной инициативе. Большая часть экономики должна быть сосредоточена в частнокапиталистическом секторе, свободном от государственного вмешательства.
Все эти принципы экономической политики ХДП преследовали весьма определенные политические цели. С одной стороны, поддержать иллюзии части избирателей, рассчитывавших на эволюцию капитализма в направлении социализации экономики, с другой - сохранить в максимальной неприкосновенности существующую структуру.
Вопрос о политике союзов христианской демократии в ее программе поставлен таким образом, чтобы не оттолкнуть никого, кто хотя бы потенциально мог укрепить позиции партии в политической области.
Программа ХДП предлагала себя массам в качестве католической партии и обязывалась защищать права церкви. Сторонникам светского государства была обещана аконфессиональная, независимая от церковной иерархии партия, программа которой гарантировала отделение церкви от государства.
Трудящиеся, входившие в христианские профсоюзы получили заверения, что они будут участвовать в управлении предприятиями. Крестьянам посулили частичную аграрную реформу и ликвидацию засилья латифундий.
Предпринимателям и земельным собственникам были даны заверения в том, что экономическая система страны, ее политический строй не будут подвергнуты изменениям путем национализации и проведения радикальной аграрной реформы.
Стоит подчеркнуть, что сильной стороной программы христианской демократии было обращение к широким социальным слоям и вытекающая отсюда значительная гибкость программных установок. ХДП предложила себя буржуазии в качестве защитника ее идеологии, ее социальной и экономической структуры от коммунистической опасности. В то же время ХДП широко оперировала демократическими лозунгами, заявляла о невозможности возврата к социально-политическим отношениям фашистского государства, декларировала свой антифашизм. Христианские демократы выступали в защиту системы моральных ценностей человеческой личности, которые были попраны фашизмом.
Благодаря такой программе ХДП обеспечивала себе массовую поддержку со стороны мелкой буржуазии города и деревни. Политический и организационный опыт, накопленный христианскими демократами благодаря участию в Сопротивлении, а также руководству христианскими профсоюзами трудящихся, обеспечил ХДП поддержку также со стороны части рабочего класса.
В программе христианские демократы определили место своей партии в политической жизни Италии в качестве буферной политической силы между церковью и государством, выступающей с позиций межклассового сотрудничества ХДП стремилась к сохранению характера массовой партии с тем, чтобы наиболее эффективно противостоять растущему влиянию коммунистов.
Рост численности ХДП в 1946-1972 годах Поташинская Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М.1979. С. 159.:
Год
Число членов в млн.
1946
0,7
1955
1,2
1960
1,5
1968
1,7
1975
1,7
1976
1,7
С крахом фашизма изменилось отношение итальянцев к монархии, прежде положительное, а по окончании войны негативное из-за поддержки, оказанной монархией фашистскому режиму Муссолини. В обществе крепли республиканские настроения, но было достаточно сторонников и у монархии, особенно среди либералов, части христианских демократов и, конечно, монархистов. В июне1946 года состоялся референдум о форме государственного правления, который отличался исключительно высоким процентом голосовавших, в том числе впервые участвовавших в голосовании женщин. За установление республики было подано на 2 млн голосов больше. «Майский король» Умберто II объявил подсчет голосов неверным и отказался покинуть страну. В ответ на это состоялись грандиозные демонстрации протеста, правительство подтвердило правильность результатов референдума, и Умберто II, пробывшему на троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волю большинства и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.
Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание, по их результатам лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Де Гаспери (1881 - 1945) - один из общественных деятелей Италии, обладавших в то время несомненными качествами общенационального политического лидера. Он был высокообразованным человеком, антифашистом, его деятельность и богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой в католическом движении и приобрести решающий авторитет главы христианских демократов. В соответствии с антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери, сторонник межклассового характера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями, сформировал коалиционное правительство из представителей различных партий, в том числе социалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Совета министров и министра юстиции получил генеральный секретарь массовой в то время компартии Пальмиро Тольятти, популярный и авторитетный политический деятель.
Избранное одновременно с референдумом Учредительное собрание, 80% участников которого составляли депутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатам потребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новая конституция вступила в силу 1 января 1948 г. В результате послевоенной расстановки политических сил конституция Италия стала одной из самых демократических конституций развитых стран.
Весной 1948 года состоялись выборы в парламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набрали всего 2% голосов. За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей, а христианские демократы победили с блеском, набрав почти половину голос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.