На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Постепенная и последовательная демократизация политического строя североевропейских стран. Высокий уровень жизни, экономический и социальный прогресс. Процесс формирования многопартийности. Разрыв шведско-норвежской унии. Политические реформы в Дании.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Эволюция политического строя стран северной Европы в первой половине XX столетия

Североевропейский регион, в состав которого входят Скандинавские страны (Швеция, Дания, Норвегия и Исландия) и формально нескандинавская Финляндия, представляет собой в наши дни одну из наиболее развитых во многих отношениях частей нашей планеты. Во всех государствах здесь удалось добиться очень высокого уровня и качества жизни, высоких показателей валового национального продукта на душу населения. Здесь существует развитая рыночная социально-ориентированная экономика. Не случайно, «шведская», или «скандинавская» модель часто используется в дискуссии, когда обсуждается проблема создания условий для ускоренного развития. Это вполне понятно, так как еще в XIX веке североевропейский регион, сравнительно с другими странами континента, считался многими довольно бедной и отсталой окраиной Европы. Однако уже в последние десятилетия
в. многие внимательные наблюдатели отмечали несомненный экономический и социальный прогресс стран Северной Европы: регион уже стал бесповоротно на путь модернизации. Здесь уже прошла промышленная и аграрная революции, с соответствующими изменениями в социальной стратификации (возникновение вместо прежних сословий новых социальных классов). Прежнее традиционное общество с его преимущественно аграрным населением сменилось новым обществом. В странах Северной Европы вовсю шла урбанизация. Железные дороги, пароходы, телеграф, а к концу века и телефон произвели подлинную революцию в средствах сообщения и связи. Североевропейская наука, уже с XVII-XVIII вв. занимавшая важное место в мировой науке, к началу
столетия стала непосредственной производительной силой. Многие достижения шведской, датской и норвежской науки широко использовались в хозяйстве.
Одной из причин достижений североевропейских стран была постепенная и последовательная демократизация политического строя, начавшаяся еще в XIX в., когда в странах региона утвердились начатки демократической системы, и проводившаяся на протяжении всей первой половины XX в. Главным было то, что в широких слоях народа уже в средние века утвердились идеи правосознания, святости и незыблемости закона.
Политическая карта североевропейского региона конца XIX -- начала XX в. несколько отличалась от современной, хотя и не столь существенно, как, к примеру, в XVII-XVIII столетиях, когда здесь существовали только два многонациональных государства, две мини-империи, традиционно именуемые Швеция и Дания. Именно в XIX в. на Севере Европы на заключительной стадии наполеоновских войн началась перестройка политической карты региона, которая в конечном счете и создала нынешний его облик. В результате последней в истории русско-шведской войны 1808-1809 гг. Швеция потеряла принадлежавшую ей с XII в. Финляндию, которая была присоединена к Российской империи как автономное Великое княжество. В 1814-1815 гг. Швеции удалось взамен отнять у Дании давнее владение датских королей из династии Ольденбургов -- Норвегию. Наследственные же заморские владения норвежской короны (Исландия, Фарерские о-ва и Гренландия) остались за Данией.
Так, на Севере Европы, с 1814 г. существовало довольно большое в территориальном отношении двуединое государственное образование «Соединенные королевства Швеция и Норвегия», где каждое из входивших в него государств -- Швеция и Норвегия -- имели свою территорию, столицу (Стокгольм и Кристиания), конституцию (в Швеции -- 1809 г., а в Норвегии -- 1814 г.) парламент (в Швеции -- риксдаг, в Норвегии -- стортинг), правительство, армию, полицию, государственную символику (флаг и герб) и т.п. Объединяющими оба государства была прежде всего личная уния, общий король, принятый еще в 1814/1815 гг. особый документ, Риксакт, определявший условия этой унии, и общая внешняя политика. В этом и была неравноправность партнеров по унии, так как общий король был королем шведской династии, а общее министерство иностранных дел, где министрами всегда были шведы, находилось в Стокгольме.
Королевство Данию, после утраты Норвегии, через полстолетия ждал еще один удар. В результате войны 1864 г. с германскими государствами датские короли потеряли свое давнее владение на Севере Германии -- герцогства Шлезвиг и Голынтейн, населенные преимущественно немцами. При этом под властью вскоре образовавшейся Германской империи оставалось около 200 тыс. датчан, населявший Северный Шлезвиг, или Южную Ютландию, как предпочитали называть этот район в Дании. В 1874 г. ограниченная автономия была предоставлена Исландии.
К началу XX столетия Финляндия, которая на протяжении столетий была составной частью Шведского королевства, но в 1808-1809 гг. перешла под скипетр российских императоров, в качестве автономного Великого княжества Финляндского, сохранившего прежние, шведские, закон. Именно тогда Финляндия обрела свою государственность, став своеобразным конституционным анклавом в составе самодержавной Российской империи.
Политический строй североевропейских стран к началу XX в. можно определить как конституционная ограниченная монархия, даже в Великом княжестве Финляндском. В Швеции действовала принятая в 1809 г. конституция, вводившая разделение властей, и дававшая ряд гражданских свобод. В 1865/1866 г. архаичный че-тырехсословный шведский риксдаг был заменен двух палатным парламентом, сохранившим то же название. Все же модернизация была не полной, так как сохранялись существенные, прежде всего имущественные ограничения в избирательном праве, активном и пассивном, так что значительная часть населения страны оставалась лишенной права выбора в законодательный орган и местные органы самоуправления. В Норвегии действовала, и продолжает действовать Эйдсволлская конституция 17 мая 1814 г. с внесенными 4 ноября 1814. дополнениями, которая по тогдашним меркам была самой демократической в Европе. С 1884 г. в Норвегии вошел в действие принцип парламентской ответственности правительства, когда кабинет формировался, как правило, представителями победившей на выборах партии или блоком партий, имевших большинство в парламенте.
Дания вплоть до 1848-1849 гг. сохраняла своеобразный конституционно-абсолютистский строй, где самодержавие было установлено конституционными законами еще в XVII в. В качестве конституции действовал так называемый «Королевский закон» (Kongelove), подписанный королем Фредериком III в 1665 г., но фактически вступившим в силу в 1670 г., при восхождении на трон Кристиана V. Абсолютизм сохранялся в Дании вплоть до потрясений 1848-1849 гг., когда в ходе революции здесь была принята довольно демократическая по тем временам конституция, правда, несколько реформированная в консервативном духе в 1860-х годах. «Фолькетинг», нижняя палата парламента -- «Ригсдага» -- обладала большими полномочиями в области законодательства и налогообложения, но не влияла на формирование кабинета.
Важнейшей чертой складывания гражданского общества и демократической политической системы в странах Северной Европы была самоорганизация общества, что проявлялось к 1900 г. в создании огромного множества различного рода союзов, ассоциаций и объединений, так называемых «организаций по интересам» (по-норвежски -- interesseorganisasjoner) -- политических, религиозных, женских, профессиональных, просветительских, любительских, спортивных и т.п. Составной частью этого многогранного процесса было формирование многопартийности -- образование политических партий, отражавших социальные и групповые интересы различных слоев и групп общества. В центре политической борьбы все больше оказывались выборы в представительные учреждения, как общегосударственные, парламенты, так и в региональные и местные.
Уже к началу XX в. во всех странах Северной Европы сложилась разветвленная система средств массовой коммуникации и информации в виде журналов и прежде всего газет, причем не только общенациональных, но и региональных и местных. Причем уже в XIX в. многие газеты и журналы имели отчетливо выраженную политическую окраску, что было связано с тем, что здесь активно шел процесс формирования многопартийной политической системы.
Политические партии в странах Северной Европы складывались во второй половине XIX в. двумя путями -- сверху, когда в парламентах группировались депутаты, и снизу, когда политически активные граждане объединялись на местах и затем уже принимали участие в предвыборной борьбе. Так в Норвегии в 1884 г. конституировались как общегосударственные консервативная партия «Хёйре» («правые») и либерально-демократическая партия «Венстре» (левые). Аналогичные процессы проходили в Дании, где на политической арене действовали партии под такими же, как в Норвегии названиями.
В Швеции же политическая борьба в последние десятилетия в иной плоскости: вокруг таможенной политики, и лишь в начале XX века здесь сформировались консервативная и либеральная партии.
К началу XX столетия все более серьезным фактором становилось организованное политически рабочее движение. К 1900 г. во всех странах Северной Европы уже сформировались социал-демократические партии -- Социал-демократическая рабочая партия Швеции (1889), Социал-демократическая партия Дании (1876), Норвежская рабочая партия (1887). Эти социал-демократические партии в начале XX века уже были довольно массовыми организациями. Так, Социал-демократическая партия Дании в 1901 г. имела 210 объединений с 30 тыс. членов.
Особое место в Северной Европе занимала Финляндия, входившая с 1808-1809 гг. в состав Российской империи как авто номное Великое княжество. Российский император был великим князем финляндским. При присоединении Финляндии Александр I не распространил на нее российские порядки. Здесь вплоть до начала XX в. формально все еще действовали шведские конституционные законы 1772 и 1789 гг. Финляндия обладала многими атрибутами государственности -- собственное правительство, Сенат, собственное законодательство, денежная система, почтовая марка, и даже флаг. С 1863 г. по решению Александра II в центре страны Гельсингфорсе стал регулярно созываться четырехсословный сейм (дворянство, духовенство, бюргерство, крестьянство) в котором формировались политические группировки -- партии.
Процесс формирования многопартийности шел в Великом княжестве Финляндском с 1860-х годов, где на него на свой отпечаток накладывал как двуязычный состав населения (примерно 11% процентов населения страны имели родным шведский язык), так и подчиненность Российскому императору. К началу XX века основными политическими партиями здесь была Финская (или Старофинская партия), Младофинская партия, Шведская партия. В 1899 была образована Рабочая партия Финляндии, которая была организована лучше буржуазных партий и фактически была первой современной национальной партией. В 1903 г. РПФ была переименована в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ).
После того, как в 1899 г. царизм начал наступление на автономные права Великого княжества Финляндского, с целью распространить на него порядки Российской империи, в партийно-политическую структуре произошли важные изменения. Старо-финны в основном выступили за политику соглашения с царизмом, надеясь таким образом отстоять автономию и национальное существование страны. Младофинны и шведскоязычные либералы, которых поддержала небольшая группировка, выделившаяся из Финской партии, выступили за проведение пассивного сопротивления царизму (срыв различных мероприятий властей, противоречивших основным законам Финляндии, подачу массовых петиций и др.) Их лидеры сформировали так называемый Конституционный блок, именуемый иногда партией пассивного сопротивления. Для координации и руководства практическими мероприятиями был создан руководящий подпольный центр сопротивления, принявший название "Кагал".
В 1904 наиболее радикальными деятелями финляндского сопротивления, неудовлетворенными пассивным характером борьбы, была образована действовавшая в подполье «Партия активного сопротивления Финляндии» (ПАСФ), выступавшая за вооруженные методы борьбы, вплоть до террора, вдохновляясь примером российских эсеров.
В 1905, когда в России началась революция, революционные события захватили и Финляндию. После всеобщей забастовки в октябре-ноябре 1905, Николай II был вынужден своим манифестом отменить все нарушавшие основные законы Финляндии указы, принятые с 1899, и согласиться на демократические преобразования политического строя. Сословия сейма добровольно и единодушно отказались от своих прав, приняв в 1906 г. решение о создании однопалатного парламента и предоставив всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании всем достигшим 24-летнего возраста гражданам обоего пола. Именно в Финляндии женщины получили избирательные права. Численность избирателей увеличилась со ста тысяч до миллиона.
1906-1907 годы стали периодом подготовки выборов парламента по системе пропорционального представительства и быстрого переоформления старых и оформления новых политических партий, превратившихся в общенациональные организации, имевшие опубликованные программы, оформленное партийное руководство и фиксированное членство. В этот период была окончательно заложена основа современной многопартийной системы. Значительно выросли ряды СДПФ, достигнув пика в 100 тыс. членов в октябре 1906. В октябре-декабре 1906 г. была создана партия зажиточного сельского населения, в основном провинций Эс-терботтена и восточной Финляндии, называвшаяся сначала Союз сельского населения Финляндии, а с 1908 -- Аграрный союз АС).
Финская партия (старофинны) уже весной 1905 г. создала комитет по разработке партийной программы, которая была принята на конференции в октябре 1906 г. Старофинны первыми среди буржуазных партий занялись организацией руководства партией, возглавляемого постоянным партийным секретарем. Младофинны приняли свою программу в декабре 1906 г. Имевшая большинство в двух палатах сословного сейма Шведская партия с введением однопалатного парламента утратила господствующие позиции, и окончательно превратилась в политическую группировку, выражающую интересы шведскоязычного меньшинства (в то время 11% населения). Она обратилась к сельскому шведскоязычному крестьянству юга и юго-запада страны и утратила характер преимущественно консервативной элитарной партии бюрократии, буржуазии и интеллигенции. Партия в мае 1906 г. приняла новое название -- Шведская народная партия (ШНП) и партийную программу.
В марте 1907 состоялись первые в истории Финляндии выборы в бессословный однопалатный парламент на многопартийной основе (Приняло участие 69% имевших право голоса в сельской местности, и 72,7% -- в городах). Затем выборы проходили в 1908, 1909, 1910, 1911, 1913, 1916 и 1917. С мая 1907 г. этот парламент начал свою работу, но в условиях поражения революции и реакции власть его была значительно сужена, так как царизм начал новое наступление на права финнов, в значительной степени ликвидировав автономию Великого княжества.
Одной из основ утверждения демократических порядков в странах Северной Европы, прежде всего у шведов, стал отказ уже в XIX в. от великодержавных амбиций.
Важнейшим шагом на пути утверждения демократических порядков стал разрыв шведско-норвежской унии в 1905 г., когда скандинавы, прежде всего шведы, сумели преодолеть великодержавный синдром и согласиться на мирное урегулирование конфликта. Решение стортинга о разрыве унии было подтверждено всенародным плебисцитом, когда только 184 человека проголосовало за сохранение унии со Швецией. Так же демократическим путем, всеобщем референдумом в ноябре 1905 г. было принято решение о сохранении монархической формы правления. За монархию проголосовало 260 тыс., против -- 70 тыс.
Первые десятилетия XX века стали для стран Северной Европы периодом демократических реформ, которые постепенно изменяли существующий политический строй. Главным здесь было расширение избирательного корпуса, достигавшееся прежде всего путем снижения различных цензов. В Швеции новая реформа избирательного права была в начале века самым актуальным политическим вопросом. Конечно, рост доходов населения расширял число избирателей, но все же в начале века право избирать во вторую палату имела только примерно 25% всех взрослых мужчин. Ведущими силами, выступавшими за дальнейшую демократизацию были созданная в 1900 г. парламентская Объединенная либеральная партия, которую поддерживали многочисленные народные движения, различные оппозиционные официальной церкви религиозные группы, весьма влиятельное в стране трезвенническое движение, и набиравшие силу социал-демократы. Массовой опорой Объединенной либеральной партии стало внепарламентское так называемое «Объединение свободомыслящих», образованное в 1902 г., которое представляло средние слои города, интеллигенцию, служащих, часть крестьян и даже наиболее квалифицированных рабочих. Фактическим лидером либерального движения стал известный стокгольмский адвокат и депутат второй палаты Карл Стааф. В программу его входило введение всеобщего избирательного права во вторую палату для мужчин и с цензовыми ограничениями, которые отстраняли от выборов самую бедную часть населения, и также смягчение неравенства на коммунальных выборах. Либералы блокировались с социал-демократами, которые в своих программных требованиях шли гораздо дальше. Именно СДРПШ сделала основным лозунгом требование введения всеобщего избирательного права. В мае 1902 г. социал-демократы организовали даже всеобщую политическую забастовку в поддержку этого требования, в которой приняло участие около 120 тыс. промышленных рабочих.
На выборах во вторую палату в сентябре 1902 г. либеральная партия получила впервые большинство (107 вместо 92), опередив консервативную партию. Успех социал-демократов, добившихся 4 мандатов вместо прежнего одного, был скромнее. В шведском обществе все более отчетливо происходило осознание необходимости политических реформ, что понимали и наиболее дальновидные консерваторы. Неудача на выборах заставила их изменить тактику и начать всерьез бороться за голоса избирателей. В 1904 г., следуя примеру либералов, они создали внепарламентскую массовую организацию «Всеобщий союз избирателей», и в том же 1904 г. находившийся у власти консервативный кабинет внес в риксдаг свой законопроект избирательной реформы. Консерваторы соглашались ввести всеобщее избирательное право, естественно с некоторыми ограничениями и изменить систему с мажоритарной на пропорциональную. Последнее было вызвано опасениями вообще лишиться представительства во второй палате при сохранении мажоритарной системы, за сохранение которой выступали теперь либералы и социал-демократы.
Новые выборы в сентябре 1905 г., проходившие на фоне разрыва унии с Норвегией и разгоравшейся в России революции, дали сторонника радикальных политических преобразований серьезную победу. Либералы получили 103 мандата, а социал-демократы -- 13. Регент страны, наследный принц Густав (король Оскар II был тяжело болен) в ноябре 1905 г. дал лидеру Либеральной партии Карлу Стаафу поручение сформировать правительство.
Начался новый виток в политических баталиях за избирательную реформу. В феврале либеральное правительство предложило свой законопроект, фактически лишь ненамного демократичнее предложений консерваторов. Однако после того как первая палата провалила проект реформы, Карл Стааф ушел в отставку. Усилились и разногласия между либералами и социал-демократами, критиковавшими правительственный законопроект слева. Вновь в
Швеции к власти пришел весьма консервативный кабинет во главе с крупным предпринимателем и адмиралом запаса А. Лидманом. С одной стороны Лидман открыто провозгласил необходимость возрождения сильной королевской власти и борьбы с социал-демократией. С другой, будучи реалистом, он поспешил представить свой проект парламентской реформы, предложив реформировать верхнюю, первую палату. Суть проблемы была в том, что либералы и социал-демократы в качестве конечной цели видели вообще ее упразднение, а Лидман и другие трезвомыслящие консерваторы, наоборот, стремились сохранить эту палату в качестве оплота влияния верхушки общества. В 1907 г. риксдаг наконец то пришел к компромиссу -- правительственный проект был одобрен, хотя верхняя палата и не очень скрывала, что идет на его принятие как на меньшее зло. Для того, что проект стал законом, по конституции требовалось его одобрение следующим составом риксдага, что и произошло в 1909 г. Парадокс был в том, что против этой реформы голосовали с одной социал-демократы и некоторые левые либералы, считавшие ее недостаточной, а с другой наиболее твердолобые консерваторы, выступавшие вообще против всяких новинок.
Реформа вошла в силу с 1909 г. Теперь активное избирательное право было предоставлено всем мужчинам, но с некоторыми ограничениями. Был несколько повышен возрастной ценз (с 21 года до 24). Кроме того, вводились несколько условий для участия в выборах: уплата налогов в течение трех лет, сохранялся ценз оседлости. Этим от выборов были отстранены самые бедные слои общества. На выборах в обе палаты, а также в местные представительные органы -- ландстинги и собрания городских уполномоченных в крупных городах -- вводился пропорциональный принцип вместо прежнего, мажоритарного. Было сокращено неравенство при выборах коммунальных органов. Несколько был понижен имущественный ценз для избрания в первую палату. Этим численность избирателей выросла в Швеции почти вдвое.
Важным шагом на пути демократизации стали политические реформы в Дании 1908 г., которые ликвидировали сохранявшееся до сих пор неравенство на местных выборах и предоставившее право голоса женщинам и батракам. В 1913 г. умеренные «Венс-тре» уступили правительство радикалам, после того как те вместе с социал-демократами завоевали большинство в фолькетинге. Летом 1915 г. консерваторы «Хёйре» потеряли большинство в верхней палате, ландстинге. Это создало основу для конституционного закрепления демократии -- 5 июня 1915 г. была принята 101 голосом против семи новая, пересмотренная в демократическом духе конституция Дании, острые дискуссии о чем велись с 1908 г. Окончательно упразднялись привилегии дворянства, было устранено всякое неравенство на выборах в верхнюю палату -- ландстинг, право голоса на выборах в обе палаты получили женщины и прислуга, возрастной ценз на выборах в нижнюю палату -- фолькетинг -- был снижен с 30 до 25 лет, но в верхнюю повышен -- с 30 до 35 лет. При этом непрямой порядок выборов в верхнюю палату был сохранен. У короля было отнято право назначать 12 членов в состав ландстинга. Было увеличено число депутатов -- фолькетинга с 114 до 140, а ландс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.