На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Смена политического курса. Верхние эшелоны власти. Конституция СССР 1977 г. Гедеократия в СССР. Ростки антисистемы. СССР в социалистическом мире. Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики. Рост бюрократического аппарата.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ПЛАН РАБОТЫ
Введение…………………………………………………3
1. Смена политического курса.……………………4
2. Верхние эшелоны власти………………….........5
3. Конституция СССР 1977 г. ....…………………10
4. Гедеократия в СССР……………………………12
5. Ростки «антисистемы».…………………………14
6. СССР в социалистическом мире…….………..16
7. Программы мира 70-х гг.: цели, этапы,
тупики……………………………………………..17
Заключение…………………………………………….21
Литература……………………………………………..22


Введение
В 1964 Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например, А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.
Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) -- область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав.
Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция, очковтирательство.
Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.
В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР.
В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу.
70-е гг. были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно- командной системы.
Смена политического курса

С отставкой Н.С.Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И.Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н.Косыгин.
Часть новых руководителей считали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь отстаивали Л.И.Брежнев, М.А.Суслов, А.Н.Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Соотношение сил в новом партийном руководстве и перемены в механизмах власти менялись на протяжении всего правления Брежнева.
Верхние эшелоны власти

Политическая система СССР 70-х годов сохранила основные особенности институтов власти предшествующих десятилетий. Важнейшими чертами преемственности было отрицание принципа разделения властей, политический монополизм и превращение партийных структур в негосударственные на всех уровнях управления обществом.
Советы разного уровня обладали на первый взгляд достаточно широкими полномочиями. Но, по сути дела, они превратились лишь в форму для придания легитимности решениям, разрабатываемым партийным аппаратом. Номенклатура манипулировала выборной властью - Советами в своих интересах. Так Верховный Совет СССР ежегодно принимал законы о государственном бюджете, проекты которых вносил Министр финансов, утверждая в этих законах, что доходы превышают расходы. Очевидно, Верховный Совет был в неведении : на самом деле длительное время существовал большой дефицит госбюджета. Бюджетные комиссии палат Верховного Совета в соответствии с Конституцией должны были проверять исполнение бюджета, но, поскольку, в законах о бюджете содержались лишь общие показатели : расходы на оборону, народное образование , госуправление, социальную сферу,- они не могли контролировать расходы собственно министерств и ведомств ( особенно в других сферах ), не заслушивали вопросы о целесообразности вложений в « стройки века » или другие имеющие жизненное значение для страны. Таким образом, фактически Верховный Совет был отстранен от контроля за деятельностью правительства, хотя на это имел конституционное право, Но конкретные сроки отчетов правительства перед Верховным Советом не были определены в правовых документах, не фиксировалось и право Верховного Совета выражать недоверие правительству по итогам отчета. Это порождало безответственность высших должностных лиц. В Верховном Совете отсутствовали комиссии по обороне, соблюдению законности и правопорядка, государственной безопасности, и на практике депутаты Верховного Совета не могли контролировать КГБ, МВД, Министерство обороны. Лишь иногда депутатские комиссии помогали «доводить», дорабатывать отдельные законопроекты. В основном же Верховный Совет « единогласно одобрял » подготовленные аппаратом документы.
Местные Советы, копируя работу Верховного, были фактически бесправны, в значительной мере из-за слабой материальной и финансовой базы. Основную роль играли исполкомы Советов, поскольку весь состав Совета собирался лишь на сессии - несколько раз в год, а на постоянной основе действовал исполнительный комитет. Исполком готовил вопросы для обсуждения на сессиях и проекты решений к ним. Депутаты - представители народа (рабочие, колхозники и интеллигенция) лишь участвовали в голосовании. В таких условиях совет в принципе не мог контролировать деятельность своего исполнительного органа. Помимо этого, члены исполкомов и их подразделений являлись депутатами самих этих Советов («по должности»). Получалось, что исполкомы должны контролировать сами себя. Укоренялась практика фактического подчинения Советов аппарату, а процесс подбора «послушных» кадров подстраховывал эту систему. Выдвижение депутатов было монополизировано партийными органами, политическая практика в стране основывалась на принципе : один депутат - один кандидат. Конституционное об
альтернативной основе выборов не работало. В результате «выбирал» не народ, а партийные органы. Они, по-сути, назначали депутатов с соблюдением социальных, образовательных и прочих норм.
В такой системе именно процессы, происходившие в партии, во многом определяли общественное развитие. После снятия Н.С.Хрущев в КПСС началось свертывание его либеральных начинаний. Благоприятные условия для роста всевластия и бесконтрольности партийной номенклатуры в центре и на местах создавала отмена в 1966 г. на 23 съезде КПСС норм обновления руководящих кадров. Партия продолжала наращивать свое влияние общества в 70-е годы: практически не осталось предприятий и строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных заведений, в которых не было бы первичных парторганизаций. Число членов партии выросло с 2,5 млн. в 1966г. до 19 млн. в 1985 г. В 1971 г. на 24 съезде КПСС в Уставе КПСС было закреплено право партийных организаций непроизводственной сферы ( НИИ, ВУЗы, лечебные учреждения, министерства и т.д.) контролировать деятельность администрации. Так была закреплена в партийных документах функция КПСС как силы не только направляющей, но и управляющей.
Сразу после отставки Н.С.Хрущева в высшем эшелоне началась борьба за власть, прошедшая несколько этапов. В первую очередь из партийно-государственного аппарата были выведены сторонники Н.С.Хрущева. Главными фигурами остались Л.И.Брежнев ( Первый секретарь ЦК КПСС, С апреля 1966 г.-Генеральный секретарь ЦК КПСС ), А.Н.Косыгин ( Председатель Совета Министров СССР), Н.В.Подгорный ( Председатель Президиума Верховного Совета СССР ). Внутри Политбюро Л.И.Брежнев также не имел прочных позиций. Из 11 членов избранного на 23 съезде партии Политбюро только трое (А.П. Кириленко, А.Я.Пельше, Д.С. Полянский) поддерживали Л.И.Брежнева. « Маневрирующим союзником» был М.А.Суслов, «временным попутчиком» в борьбе с Н.В.Подгорным являлся А.Н.Шелепин. Соперничали за место в политической иерархии Л.Н.Косыгин и Н.В.Подгорный. Перманентная борьба за власть сильно отвлекала руководство от социально-экономических и других проблем развития страны.
С середины 60-х годов известность в среде высшей политической элиты приобретает К.У. Черненко. Коллега Л.И. Брежнева по работе в Молдавии, он с 1965 г. стал заведовать общим отделом ЦК КПСС, проявив себя как способный «орговик» и исполнительный работник. Зная сложный расклад сил в Политбюро, К.У.Черненко готовил материалы к заседаниям Политбюро таким образом, чтобы способствовать укреплений позиций генсека. Под контролем К.У.Черненко был такой важный информационный канал, как письма в ЦК КПСС, которые можно было использовать во внутрипартийной борьбе. Так постепенно росло и его собственное влияние в партийной иерархии.
Универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем провозглашалось повышение руководящей роли партии. Партийный контроль распространялся на все сферы жизни. В партийно-государственном аппарате создавались соответствующие подразделения. Аппараты ЦК КПСС , комитетов компартий союзных республик, крайкомов и обкомов все больше напоминали структуру органов управления народным хозяйством. В отличие от центрального аппарата КПСС местные парткомитеты не обладали большой экономической властью. Большая часть предприятий находилась в подчинении центральных ведомств, и воздействие крайкома, обкома на экономику соответствующих регионов было незначительным. Однако, реализуя установки
министерств, именно край или область вкладывали собственные средства в развитие социально-культурной и бытовой сферы, экологию и т. д. В руках местной власти имелся лишь один рычаг решения социально-экономических проблем - привлечение новых капиталовложений из центра, чем и занимались вновь избранные первые лица партаппарата края или области.
Именно для секретарей обкомов, крайкомов стремление брежневского режима к стабильности было наиболее выгодным. Все вместе они были самой влиятельной и самой многочисленной группой внутри КПСС. Л.И.Брежнев сознавал это и уделял максимальное внимание работе с ними, занимался их продвижением, по меньшей мере один раз в неделю созванивался с ними. Значение поста секретаря обкома(крайкома) определялось тем , что он находился на перекрестке требований верхов и реальных потребностей народа. Подчиненные Москве, но часто страдающие от этой опеки, секретари среднего звена партаппарата были недовольны московской бюрократией.
На рубеже 60 -70-х гг. окончательно сформировались два крыла руководящего эшелона СССР : реформаторское и консервативное. Реформаторы были сторонниками системоукрепляющих реформ, они уделяли внимание, главным образом, экономике и в меньшей степени - проблемам создания правового государства и формирования гражданского общества. Ряд видных представителей этого направления(Л.Н.Косыгин, Ю.В.Андропов) довольно скептически относились к идеологической и политической модернизации. Все идеологические «отступления» пресекались. Генеральный секретарь КПСС стремился не связывать себя однозначно ни с одним направлением и опирался на аппаратные структуры. Были возвращены в руководящие органы устраненные Н.С.Хрущевым Ф.Д.Кулаков, М.С.Соломенцев, Г.С.Павлов и т.д. Так начала формироваться «команда» Л.И.Брежнева. На важные посты были поставлены работавшие в Молдавии С.П.Трапезников ( на должность заведующего отделом науки), С.К.Цвигун ( стал заместителем председателя КГБ). Министром внутренних дел был назначен, несмотря на определенное противодействие Политбюро, близкий Л.И.Брежневу Н.А.Щелоков. Возникла традиция кланового руководства партией и государством. В то же время с начала 70-х гг. идет активное замещение лиц внутри Политбюро. Это отражало противоборство между Л.И.Брежневым и А.Н.Косыгиным. Увеличив на 24 съезде КПСС (1971) число членов Политбюро с 11 до 15 человек, Л.И.Брежнев укрепил свои позиции и получил большинство. В 1971 г. из Политбюро был выведен обвиненный в коррупции В.П.Мжаванадзе, возглавлявший Компартию Грузии ; в 1973 г. П.Е.Шелест, обвиненный в национализме, и Г.И.Воронов, сомневавшийся в сельскохозяйственной программе Л.И.Брежнева. Вместо них в Политбюро вошли сторонники Л.И.Брежнева Ю.В.Андропов ( председатель КГБ),А.А.Громыко (министр иностранных дел), А.А.Гречко ( министр обороны). В 1976 г. выведен из состава Политбюро Д.С.Полянский. Влияние А.Н.Косыгина в руководстве упало. С начала 70-х гг. он почти отстранился от дел в Совете Министров.
Десять лет ( с1965 по 1975 г.) потратил Л.И.Брежнев на устранение от власти А.Н.Шелепина, одного из главных действующих лиц смещения Хрущева. Наконец добился, чтобы А.Н.Шелепина вывели из Политбюро «по личной просьбе». Л.И.Брежнев полностью укрепился на вершине партийной власти. Однако это не привело к диктаторству. В 70-е гг. органы коллективного партийного руководства сохраняли не только формальное значение. Состав Политбюро изменился не только количественно, но и качественно: председатель КГБ, министры иностранных дел и обороны вошли в него не просто как партийные руководители, а как главы
важнейших государственных ведомств. Это свидетельствовало о превращении высшего политического органа в некую разновидность органа государственного управления. Политбюро обладало реальными властными полномочиями, здесь имели место споры и столкновения мнений. Генсек именно здесь должен был принимать во внимание баланс интересов и сил при разрешении различных споров. ЦК КПСС главным образом «ратифицировал» решения, внесенные более высокой инстанцией - Политбюро. Съезды партии 70-х г. в основном представляли собой грандиозные триумфальные парады, лишенные политического содержания.
Ситуация в Политбюро копировалась в аппарате ЦК КПСС , отделы которого отражали различные взгляды и требования. По словам социологов, это было следствием соперничества между «группами давления».
Однако дела ухудшались - и в стране, и у самого Л. И. Брежнева, с конца 1974 г. начавшего испытывать серьезные проблемы со здоровьем. С середины 1976 г. он утратил контроль за положением дел, все (меньше внимания и времени уделял исполнению обязанностей). Наиболее значительными направлениями политики ведали теперь отдельные узкие группы руководителей высшего ранга: внешними делами и обороной - Ю. В. Андропов, А.А.Громыко, А.А. Гречко(после его смерти -Д.Ф.Устинов); экономикой - Л.Н.Косыгин и К.Т.Мазуров; идеологической и партийной работой- М.А.Суслов, Б.Н.Пономарев, М.В.Зимянин. В результате отсутствовало и эффективное координирование политики, и общая согласованность. Олигархия превратилась в геронтократию, редкий возраст членов Политбюро превышал 70 лет ( при Хрущеве - 61 год, при Сталине - 55 лет). Кадров моложе 50 практически не было.
«Ответственные посты стали в принципе пожизненными, а бюрократы несменяемыми. Очень многие секретари обкомов, министры, ответственные работники партийного и советского аппарата занимали свою должность по 15-20 лет» Г.А.Арбатов Затянувшееся выздоровление (1953-1985гг.).Свидетельства современников. М., Международные отношения, 1991, с. 260

Нити управления находились в руках работников более низкого ранга, не обладавших правом принимать решения и поэтому уклонявшихся от конкретной деятельности. Имитируя успехи, они прибегали к политике произвольного манипулирования информацией. Появились подтасовки данных в отчетах, проектах, расчетах. По мере утраты инициативности, самостоятельности в работе имитация бурной деятельности стала средством сохранения системы.
К концу 70-х годов «команда» Л.И.Брежнева смогла взять под контроль все ключевые позиции в партийно-государственном механизме. Теперь уже в узком кругу позволял себе открыто третировать А.Н.Косыгина и предлагаемые им хозяйственные меры. Председатель Совмина не мог конструктивно противостоять напору брежневской когорты.
Тяжелое положение страны конца 70-х годов персоницировала фигура стареющего и слабеющего генсека. Вся окружающая реальность резко диссонировала о нарастающем восхвалении Л.И.Брежнева. «Вождь», «выдающийся
деятель ленинского типа» - такие эпитеты сопровождали в пропаганде имя партийного руководителя.
«Брежнев воспринимал все это как должное, поощряя поток славословия в свой адрес, а вместе с тем обилие пустозвонства в жизни общества, формирование двойной морали, нарушение принципов социалистического образа жизни. Так, вопреки тому, что решил 20-й съезд КПСС, показавший полную несовместимость культа личности с идеологией марксизма - ленинизма, личность Брежнева была вновь вознесена над партией и поставлена вне всякой критики. Отныне его можно было только превозносить.» На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. Под редакцией Журавлева Н.Г. М., Издательство политическая литература, 1990, с. 70
За 18 лет пребывания у власти Л.И.Брежнев получил 114 высших государственных наград.
Новый культ, хотя он и содержал элементы фарса и принимал зачастую гротесковые формы, разлагающе влиял на жизнь общества и не случайно вел к реабилитации сталинщины. История еще раз показала, что культ личности в любой форме порождает фальшь, двуличие, отравляет моральную атмосферу общества, плодит бессовестных льстецов и карьеристов, пагубно сказывается на состоянии дел во всех сферах. Бывший член Политбюро ЦК КПСС первый заместитель Председателя Совета Министров СССР К.Т.Мазуров рассказывает, что с «середины 70-х годов стали забываться принципы коллегиального руководства, парадность и шумиха стали творить свое недоброе дело. Словесные потоки лились рекой. Провозглашались самые громкие эпитеты в адрес руководителей. Политика начала зависеть от настроения» Цит. по: Комсомольская правда. 1987. 9 сент.
В 1977 г. из Политбюро был выведен Н.В.Подгорный, а Л.И.Брежнев занял второй пост-Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В 1978 г. Политбюро покинул К.Т.Мазуров - последний союзник А.Н.Косыгина. К.У. Черненко из кандидатов был переведен в члены Политбюро, а Н.А.Тихонов стал кандидатом. Вместо Ф.Д.Кулакова в Секретариате ЦК КПСС начал работать М.С.Горбачев (переведен из Ставрополя).
В конце 70-х гг. начинает складываться новое соотношение сил. В связи с частыми болезнями Л.И.Брежнева реальные властные функции все больше переходят к К.У.Черненко. С ним продолжал конкурировать М.А.Суслов. Выросло влияние Ю.В.Андропова. В разряде «первых находились также А.А.Громыко и Д.Ф.Устинов. Вся полнота власти сосредоточилась в руках именно этих людей. Страна уже вплотную подошла к кризису. Но провалы в экономике и социальной сфере замалчивались. Основной миссией статистики стало обоснование исторических преимуществ социализма. Развернулась широчайшая пропаганда милитаризма.
Итак, 70-е гг. характеризуются консервацией власти, декоративностью всей системы Советов. Партия, которая в этой ситуации определяла общественное развитие, превратилась в элемент государственной структуры и продолжала оставаться становым хребтом системы, что обрело новое звучание в Основном законе СССР 1977г.
Конституция СССР 1977г.

Конституция социалистического государства, по мнению его руководителей, должна была закреплять очередные достижения советского общества на пути построения коммунизма, поэтому вопрос о ее подготовке поднимался властями постоянно. Разрабатывать новую Конституцию начали еще в 1946 г.
После смещения Хрущева Л.И.Брежнев занял место председателя Конституционной комиссии. Однако процесс подготовки проекта затянулся на долгие годы по субъективным и объективным причинам. Последние состояли в том, что победные реляции, не сходившие со страниц газет и журналов, ежедневно провозглашаемые по радио и телевидению, катастрофически диссонировали с повседневной действительностью как на селе, так и в городе. Все труднее стало сверять новые теоретические построения с марксистко-ленинским учением о классах и прослойке между ними и т. д. Близились 80-е гг., заявленные в третьей программе КПСС как время построения коммунизма в СССР, а стране то здесь, то там возникали перебои со снабжением населения продуктами и товарами первой необходимости.
Вопреки мнению реально мыслящих идеологов о том, что пока созданы лишь «отсталые формы социализма», Л.И.Брежневым было заявлено, что у нас «построено развитое социалистическое общество». Власть посчитала, что жить по старой сталинской Конституции четыре десятка лет, да еще накануне 60-ой Великой Октябрьской социалистической революции, становится просто неприличным в глазах мирового сообщества, ведь отличительной чертой государства советского типа является, как утверждали его теоретики, динамизм развития. Комиссия активизировала свою работу. Контролировал ее секретарь ЦК КПСС Б.Н.Пономарев. Проект несколько раз обсуждался на заседаниях Секретариата и Политбюро ЦК. 23 мая 1977 г. Конституционная комиссия одобрила в основном текст. На следующий день Пленум ЦК КПСС также одобрил проект Конституции и передал его в Президиум Верховного Совета СССР, порекомендовав последнему вынести проект на всенародное обсуждение. Обсуждение проекта шло в периодической печати и на радио. Письма граждан поступали также в ЦК КПСС, Верховный Совет, Конституционную комиссию. Они были буквально завалены не только поправками к тексту Конституции, но и предложениями об улучшении работы государственных структур, жалобами на их действия. Однако цензура не допускала публикации всех поступавших писем, а часть из них направляли даже в КГБ. 21 июля 1977 г. ЦК КПСС принял постановление «о ходе всенародного обсуждения Конституции СССР», которое предлагало активизировать работу с предложениями граждан, обратив особое внимание на разбор их жалоб и просьб.
В настоящее время большинство исследователей считает, что Конституция 1977 г. является редакцией Конституции 1936 г. Действительно в ней сохранены основные положения сталинской Конституции. В то же время она несколько увеличилась по объему. Из Конституции исключили детали регламентационного характера, добавили положение о запрете преследования граждан за критику. Местные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов. Увеличил и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.