На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Специфика этнической сферы жизни общества. Понятие, структура, особенности, характеристика и проблемы ментальности. Волны национальных движений XX в., их характерные черты. Факторы, способствующие распространению культа этничности и этнизации сознания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
ЭТНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ЕГО ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ

Чтобы понять сущность этнической ментальности необходимо понять специфику этнической сферы жизнедеятельности общества.
Эмпирический факт самого существования стереотипов мировосприятия различными этническими образованиями, явно недостаточен, так как необходимо рассматривать природу, генезис, стадии становления феномена, его сущностные характеристики, отраженные в движении понятий и категорий.
Анализу менталитета логически должно предшествовать предварительное рассмотрение области его проявления. Только вскрыв сущность феномена "этническое", можно будет перейти к рассмотрению этнической ментальности.
В конце прошлого века понятие “этнос” использовалось для обозначения человеческих общностей, разнообразных по численности и величине занимаемой территории, по уровню экономического и политического развития, по срокам исторического существования и другим признакам человеческих общностей. Такое разнообразие привело к тому, что этнографами не было вычленено единого критерия для логического деления этносов.
В чем же состоит специфика этнического? Этнические общности - феномен, общий для человечества и биологического мира. Подтверждение данного тезиса есть у Л.Н. Гумилева: "этнос у человека, - пишет он, - это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных" [1].
Основы же рефлексивных определений этнического заложил Гегель, представив развертывание сущности феномена по схеме: семья - народ - государство. Он ввел понятие "дух народа", под которым разумел своеобразное воплощение абсолютного духа. Немало современных исследователей также акцентирует внимание на наиболее очевидных культурно-психологических факторах этноса (дух, воля, самосознание, общность языка, национальные чувства, психологический склад и т.д.). Российская исследовательница Т.И. Ильинич, например, понимает этнос как "общность людей, говорящих на одном языке, имеющих общие черты культуры и единое этническое самосознание" [2].
"Члены этнического сообщества, - пишет Б.Дж.Сингер, - объединены общей культурной перспективой, то есть традицией, включающей в себя комплексы норм, которые зачастую бывают независимыми как от политического строя, так и от географического местоположения сообщества" [3].
"Этнос - это существующая или существовавшая какое-то время культурная общность, трансформировавшаяся в сознание генетической общности ("по крови") и часто в образ референтной группы весьма высокого ранга, с которой соотносит себя принадлежащий к данному этносу человек" [4].
С.А. Арутюнов также подчеркивал значимость субъективного фактора, считая, что "все категории этнических общностей есть общности, базирующиеся на информационных связях" [5]. Для этноса в узком смысле этого понятия, по Арутюнову, главное значение имеет диахронная информация, в частности, этническая память, традиции, обычаи, то есть то, что накапливалось на протяжении длительного периода под воздействием конкретных обстоятельств существования этноса. Для нации же более типичны синхронные связи, синхронная информация, что особенно четко видно на начальном этапе формирования нации-государства.
Ю.В. Бромлей дополняет свою формулировку этноса информационными элементами, понимая под ними "исторически сложившуюся межпоколенную общность людей, объединяемых системой коммуникативных и сигнификационных связей. При этом коммуникативные связи (как синхронные, так и диахронные) обеспечиваются в первую очередь языком, сигнификационные же - главным образом культурой, а так же психикой, характерные черты которых служат основанием для идентификации членов каждой такой общности (самосознания), что получает внешнее выражение в ее самоназвании (эндоэтнониме)" [6].
Особый акцент в определениях этой группы делается на общности языка, так как именно через язык передается основной поток информации, а следовательно, наиболее наглядно представлена субъективная целостность этносов. Не случайно среди авторов этих определений преобладают лингвисты, культурологи, философы. Кстати в основу современной классификации народов мира положен именно лингвистический принцип, делящий в действительности не народы, а их языки на семьи, группы и т.д.
В западной теории этносов принято выделять несколько иные чем в отечественной науке признаки. Так, в частности, Энтони Смит называет такие:
групповое самоназвание (этноним);
миф про общее происхождение;
общая историческая память;
один или более дифференцирующих элементов общей культуры;
связь с конкретным "родным краем";
чувство солидарности у большей части населения [7].
Названные признаки носят, скорее внешний характер, выступают формами проявления, по которым можно констатировать наличие или отсутствие этнической целостности, а не сущностными характеристиками феномена.
Эксперименты психологов А.Н. Леонтьева, В.В. Столина, А.Д. Логвиненко, С.Д. Смирнова и др. позволяют сделать вывод о наличие целого ряда устойчивых различий у людей в восприятии окружающего мира, реакциях на внешние раздражители, способах общения с людьми, стереотипах поведения.
"Психоповеденческие архетипы, - отмечает О.В. Фокина, - возникают уже на первых этапах формирования этноса. В дальнейшем они модифицируются. Но через связь времен сохраняется определенный психоповеденческий вариант, который реализуется на общей языковой, культурной и морально-этической основе. он дает возможность народу сохранить самотождественность во всех исторических перипетиях, пронести сквозь время этическое самосознание, как, вероятно, единственный обязательный признак этноса. Этот вариант и есть те сложно уловимые особенности национального характера, фиксируемые на уровне архетипов мировосприятия и поведения, которые в метафизической плоскости именуются "духом нации", "душой народа" или национальным менталитетом" [8].
С учетом сказанного можно по-новому взглянуть на научное наследие так называемых австромарксистов - К.Ренера, О. Бауэра, М. Адлера - в свое время раскритикованных В.И. Лениным и незаслуженно отвергнутых отечественным обществоведением. Разработанная ими теория культурно-национальной автономии базируется как раз на признании неотъемлимости этнических и, в первую очередь, ментальных качеств личности в многонациональном государстве.
Для того, чтобы определить ментально-архетипный смысл этнического, сначала приведу классификацию дефиниций менталитета.
А. Описательные определения. В определениях этой группы акцент делается на перечислении всего того, что входит в ментальность. Достаточно показательными для этой группы являются следующие определения:
метальность есть "совокупность представлений, способов поведения и реакций, которые, скорее всего, бессознательны и неотрефлексированы" (Г. Теленбах) [9];
"менталитет - духовно-психологический облик общества" (Крапивенский С.Э.) [10];
"групповые представления и способы поведения" (Р. Шприндель) [11];
“совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления” (“Большая Энциклопедия Ларусса”) [11];
"общее выражение прочно устоявшихся способов поведения и восприятия отдельных людей внутри групп" (Ф. Граус) [12];
Попытка определить специфику ментальности через перечисление отдельных ее структурных составляющих, уровней, элементов и т.д. нам представляется неэффективной хотя бы потому, что оно не может быть полным и законченным. Достаточно добавить к описанию еще один компонент - и существующее определение теряет смысл.
Б. Психологические определения. С точки зрения психолога, ментальность может быть определена как "характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте" (И.Г.Дубов) [13].
"Ментальность - это наличие у людей того или иного общества определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя" (Л.И. Сименникова)[14].
Многочисленные психологические исследования доказывают, что у представителей различных этносов складывается различный "образ мира", "картина мира". Этот образ выполняет функцию обеспечения непрерывности актуально воспринимаемого мира и подготовки категорий для его освоения [15].
Этническая ментальность детерминирует построение этнически окрашенного образа мира. Существующие психологические определения достаточно четко схватывают сущность феномена, при этом в некоторых из них выделяются отдельные психологические аспекты. Среди них - акцент на бессознательном уровне психики. Эти дефиниции мы выделим в подгруппу Б 1.
Б 1. “Ментальность..., - пишет, например, А.Я Гуревич, - во многом, - может быть, в главном - остается непрорефлектированной и логически не выявленной. Ментальность... тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, не вдумываясь в их существо и предпосылки, в их логическую обоснованность" [16].
В.Г.Нестеренко предлагает терминологически разделить ментальность и менталитет. "Понятие "ментальность", - пишет он, - означает определенную совокупность устоявшихся неосознанных форм мировосприятия, присущих какой-либо группе людей, которые определяют общие черты отношения и поведения этих людей применительно к феноменам их бытия - жизни и смерти, здоровья и болезни, труда и потребления, природы, детства и старости, семьи и государства, прошлого и будущего...
Менталитет - это свойственная определенной группе людей система неосознанных регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающая из соответствующей ментальности и, в свою очередь, поддерживающей эту ментальность" [17].
Хочется отметить, что данное определение можно отнести как к описательной, так и к психологической группам, как впрочем, и многие другие дефиниции. Разделение же понятий менталитет и ментальность в условиях, когда нет ясности по поводу природы данного явления, в условиях описываемого многообразия подходов и мнений едва ли правомерно: это дело будущего, когда за ментальностью окончательно укрепится статус социально-философской категории, а обозначать она будет вполне конкретное явление и ничего более.
Б 2. Другая подгруппа, состоящая в основном из определений англоязычных авторов, напротив, склонна в менталитете усматривать именно сознательный уровень психики. Менталитет, по мнению этих авторов, это:
"обобщение всех характеристик, отличающих ум" (Дж. Чаплин) [18];
“совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума” (“Большая энциклопедия Ларусса”) [18];
"качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов" (Ребер А.) [19].
В. Нормативные определения ориентируют ментальность на “нормы реакции”, характерные для данного социального или этнического образования. Основателем этой подгруппы смело можно считать А.Дж. Тойнби, который в своем труде “Постижение истории” определил ментальность как “понятие, обозначающее систему привычек сознания" [20]. Примечательно, что понятие “система” крайне редко встречается в дефинициях ментальности. Его заменяет термин “совокупность” как нечто менее строгое и упорядоченное.
К этой же подгруппе косвенно можно отнести и такое определение, взятое из философского словаря Ла Ланде: “менталитет - это совокупность умственных установок, привычек мышления, фундаментальных верований индивида” [20].
Киевский социолог М. Мищенко отмечает, что ментальность есть механизм "закрепления легитимации за одними эмоциями и отказа в такой легитимации другим" [21].
Ментальность, - вторит ему А.П. Огурцов, - “есть система образов и представлений социальных групп, все элементы которой тесно взаимосвязаны и сопряжены друг с другом и функция которых - быть регулятором их поведения в мире... Менталитет потому и менталитет, что он определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп. ” [21].
Г. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структуре ментальных процессов. По мнению Ф. Селлина, ментальность - это “наполненные глубоким смыслом структуры коллективного объяснения действительности” [22].
"Менталитет (ментальность)..., - пишет Ю.М. Каныгин, - это структура, склад души человека, этноса, социума, соотношение ее элементов и состояние последних" [23].
Однако, определения групп Б,В,Г сосредотачивают внимание на субъективной стороне этнического феномена, абсолютно выпуская из виду характеристики объективные (географическая среда, естественно-биологические, экономические, социальные, политические факторы развития общности). "Выпадание" одной из противоположностей противоречия отнюдь не способствует всестороннему рассмотрению явления.
Такая "субъективно - психологическая" трактовка самого подхода к проблеме ментальности действительно не может удовлетворить требований, предъявляемых к ней как к основному атрибуту этнического, ведь она не выходит еще за рамки "стадии явления".
В тоже время ментальность предстает перед нами как уже готовый продукт, как результат, как итог скрытых процессов. Отвечая на вопрос "что?", понятие ментальности в данной трактовке не только не отвечает на вопрос "почему?", но и вообще не ставит его. Иными словами, ментальность изучается в статике, вне процесса развития, в то время как она должна быть сама выведена из объективных условий. Ведь, в конечном счете, различия мировосприятия у представителей различных этносов обусловлены длительным совместным существованием людей в схожих природно-географических и социокультурных условиях. Без вычленения названных объективных условий в качестве особых факторов, особых составляющих менталитета, дефиниция этнического, как отмечалось, не выйдет за рамки субъективных определений. Восполнить этот недостаток пытаются авторы дефиниций двух следующих групп.
Д. Генетические определения сосредотачивают внимание на происхождении самого феномена. Авторы этих определений перечисляют факторы, которые детерминируют процесс зарождения и дальнейшего становления этнической ментальности, отмечают, что природные и социальные факторы находят закрепление в генотипической информации, передаются по наследству, обеспечивая тем самым, ментальную преемственность.
"Менталитет - это родовая память. Она основывается на синтезе природной и социальной программ наследования" (В.П. Бех) [24]. Не случайно некоторые авторы употребляют термин генетики "код" - и цитируемый ниже И.К. Пантин, и немецкий исследователь Э. Шулин ("этический и познавательный код") [25]. Здесь значение термина ментальность достаточно близко подходит к смыслу юнговского понятия "архетип".
Е. Исторические определения, в которых ментальность предстает как процесс “историч и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.