На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность и особенности этноса, история его становления и развития. Концепция понятия этноса в литературе. Формирование мифа о принадлежности к русскому эпосу, этапы его развития. Становление национального самосознания современного российского человека.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
«Этносы и национальные интересы народов России»


Оглавление
    Введение 3
    1. Концепции понятия этноса в литературе 4
    2. Формирование мифа о принадлежности к русскому этносу 10
    Заключение 30
    Список литературы 32
    Введение

    Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы. Речь в нашей работе пойдет о подобных образованиях на территории Российского государства от древнейших времен до современности.
    Главной задачей поставленной в работе, будет рассмотрения формирования мифа о принадлежности к русскому этносу и выявления национальных интересов народов России.
    Литература, использованная нами при работе, представляет собой монографии и периодические издание. Научные концепции Гумелева Л.Н. «Этногенез и биосфера земли», «От Руси до России: Очерки этнической истории», Брамлей Ю.В. «Очерки теории этноса» позволяют на теоретическом материале изучить представление об этносе и его развитии в историческом процессе. Работа Фроянова И.Я. «Начала русской истории» дает возможность изучить формирования русской этнической группы в период первых этнических образований на территории современной России. Монография Доронченкова А.И. «Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики» дает представления о современных национальных процессах и проблемах России.
    Таким образом, представленная нами в работе, литература дает достаточно широкий обзор информации для изучения поставленной задачи.
    1. Концепции понятия этноса в литературе

    Одним из социальных объединений людей в большие группы выступают этносы, которые, как и другие формы социальной реальности, не возникают сами по себе или по воле каких-либо сверхъестественных сил, а образуются вследствие действия механизма мутации (мутагенеза) и в результате их борьбы за существование. Этносы, подобно людям, рождаются и умирают, составляя этногенез. Этногенез - многообразный процесс возникновения, развития, упадка, умирания и, следовательно, исчезновения отдельных этносов.
    Этнос возникает в природе, в биосфере и может жить только в развивающейся биосфере. Он - биологичен и связан с человеком, является специфической формой его существования. Поэтому познание этноса как общности людей во многом зависит от понимания природы самого человека.
    Известно и доказано, в частности А.А. Ухтомским, что в каждом человеке (психологической цельности) формируется "доминанта", которая составляет главную систему рефлексов и благодаря которой живой организм устанавливает своё отношение к среде не как пассивный наблюдатель, а как активное существо. "Здесь, - утверждает А.А. Ухтомский, - организм мыслится как некая единица, реализующая целиком, как некое интегральное целое"11 Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1978.. Именно благодаря доминанте человек становится подвижной, энергетической, меняющейся системой и потому он (само) деятелен. Активность как раз означает способность человека к спонтанным, самопроизвольным изменениям без явного воздействия извне и порождает, формирует, оттачивает механизмы своего собственного осуществления, своих собственных органов - новообразований.
    Данная доминанта активности человека может быть перенесена и привлечена к объяснению этнических процессов. Чтобы жить на Земле, каждый этнос должен приспосабливаться (адаптироваться) к условиям ландшафта, усваивать (приобретать) какие-то специфические черты и изменять своё поведение, т.е. он должен обладать пассионарностью - способностью и готовностью переделывать окружающий мир, включая и географическую среду. Пассионарность не может рассматриваться вне этногенеза, а этногенез - без пассионарности. "Новое развитие, - пишет Л.Н. Гумилёв, - может вызвать лишь очередной пассионарный толчок, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза - творческого процесса, благодаря которому Человечество не исчезло с лица Земли"22 Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. СПб. 1992..
    Этнос есть форма коллективного бытия, присущая лишь человеку и потому он социален. Его (этнос) нельзя рассматривать односторонне - либо на стороне только природы (генетики), либо на стороне только социума. По природе он, прежде всего, биосоциален и находится на стыке природы и истории. Этнос, проживая в определённых географических и климатических условиях и своеобразным образом приспосабливаясь к ним, усваивает некоторые стереотипы, ментальные установки, определяет традицию, создаёт этническую историю.
    «Вспышки и затухания пассионарное» в разных регионах Земли определяют наличие этнического разнообразия. Этот процесс проходит параллельно социальному развитию, постоянно взаимодействуя с последним. Здесь сочетаются история людей и история природы, то есть биосферы планеты"33 Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990..
    Короче, этнос задан человеку его рождением и, проживая в определённом ландшафтном регионе, он приобретает соответствующие ему признаки, например, общность происхождения, расу, обычаи, обряды, традиции.
    Этносы возникают и объединяются в родоплеменные сообщества в период формирования и становления самого человека, а общество изначально организуется как "этносоциальный организм"44 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. , определяя в общественной жизни множество иных социальных образований. Этнос и этничность становятся базовыми категориями для этнической идентификации.
    Каждый индивид принадлежит к определённому этносу. Осознание со стороны индивида своей принадлежности к данному этносу и означает этническую идентификацию. В свою очередь, этнос признаёт его в качестве своего. Это - внутренняя идентификация.
    Индивид, не принадлежащий к данному этносу, но как-то сталкивающийся с ним, обладает внешней идентификацией, т.е. этнос признаёт его в качестве чужого. Осознанное самоопределение самого себя возникает в представлениях (противопоставлениях) одного этноса по отношению к другому. Один этнос проецирует себя на другом этносе, формирует свой образ через образ другого, тем самым обосновывая своё право на существование и утверждение своей миссии на земле.
    Это не означает, однако, что этническая идентичность есть лишь субъективная категория и её не следует рассматривать со стороны объективного начала. В действительности этническая идентификация формируется на стороне объективного и субъективного начала одновременно. Хорошо эту мысль выразил Н.Г. Скворцов. "Этническая идентификация, - пишет он, - базируется, прежде всего, на осознании общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений исторической и межпоколенной преемственности. Механизмы этнической идентификации имеют субъективную, психологическую природу. Но при этом этничность обуславливается и поддерживается факторами, существующими для каждого отдельного индивида объективно"55 Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы //Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сб. статей. СПб, 1995..
    Этносы, их идентичность - многомерное явление, которое не есть некий раз и навсегда данный стереотип, они всегда находятся в движении, развитии, представляя собой, по верному замечанию В.А. Тишкова, "процесс адаптации и изменений, а не встроенную в мироздание архетипическую, изначальную структуру"66 Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе //Вопросы философии, 1990, №12.. Кровнородственные, территориальные, религиозные связи, образуемые в обществе, порождают в этносоциальном процессе род, племя, народность.
    По мере исторического развития этносы всё более и более охватываются (наполняются) социальным содержанием, социализируются, определяя условия и формы их дальнейшего существования. "По мере того, как человек выделялся из животного мира, - подчёркивает М.Н. Росенко, - социальные законы становились ведущими и определяющими его бытие"77 Росенко М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе. (Философско-методологический анализ). СПб, 1996.. Этнос, таким образом, связан преимущественно с природой и обществом. Но иеловек не ограничивается только биологической и социальной сущностью. Он по своей природе многокачественен. Человека представляют не только природа и общество, но и культура. Ибо человек - творец культуры и вместе с тем её творение. Если социальное начало имманентно человеку, без которого его просто нет, то культура характеризует определённую степень (уровень) развития данного (социального) качества. Качественные характеристики человека, составляющие его культуру (язык, научное, образовательное, эстетическое, нравственное, духовное развитие), как раз выступают мерой его становления, мерой овладения им условиями и способами деятельности. Одновременно они являются мерой жизненной силы и пассионарное исторически данного этноса. Вне культуры немыслим синтез природы и общества. Равно как вне культуры настоящее и будущее людей лишается смысла.
    Благодаря культуре, пассионарности, идентичности каждый этнос, так или иначе, формирует социальные общности, а также чувство принадлежности к этой общности. Эти общности совместно организуют культурную, экономическую, социально-политическую жизнь. По мере развития и возвышения культуры в обществе на исторически данной этнической основе складываются нации.
    Человек по своему рождению (к примеру, мать - немка, а отец - русский) может представлять собой не один, а два (и более) этноса и вообще по отношению к данному этносу быть "чужим". Свою же национальность он усваивает, обретает прижизненно, врастая в культуру того или иного народа, представляя собой население (жителей) определённой страны. Однако культура и нация, культурное и национальное не есть едино-порядковый процесс. Между ними нельзя ставить знак равенства.
    Культура есть естественная реальность человеческой истории многих тысячелетий, она присуща всем этапам исторического развития. Нация не возникает вне культуры, является её порождением, но не есть ещё сама культура. Ценности культуры абсолютны и неоспоримы. Нация же кроме культуры включает в себя сеть коммуникаций как основу этнического бытия, в частности, общность языка, единство территории, одинаковость экономических связей (например, рыночных).
    Мировая цивилизация знает различные типы и формы этнонациональных отношений. Было время, когда отдельные этносы и нации в силу разных причин стремились жить изолированно от других. Первоначально этносы жили разрозненно. Однако в процессе этногенеза и по мере исторического развития у отдельных этносов появляется потребность получения дополнительных ресурсов жизнеобеспечения и необходимость увеличения численности для собственного выживания и, следовательно, стремление к расширению территорий за счёт других. Начинается колонизация одних народов другими. Появились привилегированные этносы и нижестоящие, подчинённые. Как раз в этнонациональных дифференциациях, как правило, коренятся причины межэтнических конфликтов и войн, потому что этносы по отношению друг к другу могут быть совместимыми (комплиментарными) и несовместимыми. Как правило, они стремятся к доминированию, самоутверждению, в том числе и через культурную экспансию.
    В результате на одной этнической базе могут возникнуть разные нации и, наоборот, смешение (скрещивание) нескольких этносов может породить одну нацию. Нации могут иметь смешанный этнический состав и они, как правило, многонациональны. Сегодня этнический состав населения различных стран мира всё больше перемешивается и этнорасовая структура многих современных стран является полиэтничной, но функционирующей в рамках единых наций, подчиняющихся её социальным законам и требованиям. Человек этнический, врастая в культуру исторического народа, обретая её, становится носителем (субъектом) данных национальных (межнациональных) отношений, исходным пунктом их анализа. Национальная политика в полиэтническом обществе, в основе которого лежат этнонациональные и межнациональные отношения, является исключительно тонким, деликатным делом. Она должна учитывать всевозможные политические, экономические, социальные и нравственные последствия.
    Нации как социальные общности на определённом этапе общественного развития предполагают собственную форму государственности. Государство - общественный союз людей - наделяется политической властью, и его деятельность направляется на обеспечение интересов всех этносов, всех наций. Оно (государство) преследует разнообразные цели и осуществляет власть над своими гражданами, принуждая их повиноваться известным нормам, соблюдать известные правила и законы.
    Нации выступают основой целостности государства и поэтому имеют некую субстанцию, характеризующую возможности самоорганизации. В зависимости от отношения к национальной целостности государств (их сохранению и укреплению) меняются основные характеристики, свойственные нации.
    В общем и целом этнос, связанный главным образом природой и обществом, и нация, связанная преимущественно культурой и обществом - не тождественны. Вместе с тем понимание этноса, нации и всего, что связано с их характеристиками, нельзя сводить только к природе или только к социуму, или только к культуре. Все они (природа, социум, культура) представляют собой не просто их арифметическое сложение, а синтез, интегрированное целое, в котором одно не существует без другого, порождая этносы, нации, государства. Человек не может существовать вне природы, социума, культуры, изолироваться от них. Причём он не рядоположен им, существует не наряду с ними (как внешний наблюдатель). Человек сам есть такое системное образование - специфическое, не сводимое к иным образованиям - которое включено в единую цепь мировых процессов. Это тем более убеждает нас в том, что существует три типа общности людей (природная, социальная, культурная) и каждая из этих общностей осознаётся входящими в неё индивидами в соответствии с их природой и своеобразием.
    2. Формирование мифа о принадлежности к русскому этносу

    Россия исторически сложилась как полиэтническая общность и многонациональное государство. Этногенез и политогенез российского народа своими корнями уходят в древние времена, которые связаны с жизнью и бытом славянских этносов и племён. В его многовековой истории сложилось множество этносов, каждый из которых оказывал то или иное влияние на ход этногенеза России.
    В истории российских народов было всё - и глубокая религиозность, и широкая этническая терпимость, и традиции вечевой вольности, и княжеские междуусобицы, и система абсолютной власти. Одни традиции и правила поведения вырабатывались в процессе собственного действия и развития, другие - заимствовались у других народов. По мере поступательного развития российской (русской) истории создаётся культурная традиция, вместе с которой образуются нации. Культурная традиция базируется в основном на православии, порождая неразрывность исторической преемственности. Создавая культурную традицию, формируя нации, российские (евразийские) народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав каждой нации и каждого народа на определённый образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции общинности, соборности, коллективизма.
    Вначале славянские этносы и племена - поляне, древляне, дреговичи, словене, полочане - формировали союз родственных племён, которые полностью укладывались в рамки родоплеменных отношений. По мере естественного роста населения, его культуры, а также изменений, происходящих в отдельных родах и племенах, формируются качественно иные племенные образования, уже не умещающиеся в границах родоплеменного быта. Названные союзы, являясь крупными объединениями племён, окрашиваются в политические тона, становясь инструментом государственности, но, по справедливому утверждению И.Я. Фроянова, ещё "примитивной и часто эфемерной"88 Фроянов И.Я. Начала русской истории. Избранное. М., 2001..
    В исторически данный процесс были втянуты и меря, и весь, и мурома, и мещера, и другие финно-угорские и тюркские племена не в результате межэтнических завоеваний, а благодаря мирному сожительству и постепенному при наличии неосвоенных земель расселению славян на восток.
    В итоге указанного процесса и на основе складывающихся союзов славянских племён образуется русский этнос, благодаря которому формируется политическое сообщество, а затем многонациональное государство с центром в Киеве. Киевская Русь играла интегрирующую роль по отношению к восточным славянам и другим народам. В ней отношения между русскими и нерусскими складывались не как отношения господства и подчинения, напротив, как отношения уважения друг к другу, как отношения совместной защиты от внешних врагов.
    Положительное воздействие на создание и консолидацию древнерусского этноса, и становление его государственности оказало введение христианства на Руси (988 г.). С этого времени понятия "русский" и "православный" воспринимаются как идентичные. На рубеже X - XI столетий происходит распад родоплеменных отношений и размещение населения совершается уже не по кровнородственному, а по территориальному принципу, что неизбежно ведёт к окончательному утверждению государственности.
    Процесс формирования и развития российской государственности на протяжении ряда столетий проходил в различных формах и порождал существенные изменения в этнических и национальных структурах. Данный процесс носил внутренне противоречивый, неоднозначный характер, он зачастую не осмысливался теоретически и складывался так, как диктовали обстоятельства места и времени. Вполне понятно, что национальная политика России не имела стратегически обоснованной концепции развития и познания.
    После расчленения некогда единой Руси вследствие внутренних противоречий и монголо-татарского нашествия (XIII в.) развитие России пошло по пути формирования централизма вокруг Москвы, установления и укрепления империи. Одновременно под влиянием внешних и внутренних политических факторов из древнерусского этноса образуется белорусская, русская и украинская нации.
    В последующей истории полиэтнического и межнационального развития России было всё: с одной стороны, отдельные проявления автономии, федерализма, конфедерации и даже самоуправления, с другой - имели место факты унификации, дискриминации, колонизации, насильственной ассимиляции и христианизации.
    Так, Великое княжество Финляндское, войдя в состав Российской империи в результате русско-шведской войны 1808 -1809 гг., фактически имело автономные права, самостоятельную систему управления, находилось с Россией в конфедеративных отношениях (четырёхсословный сейм, собственная валюта, два государственных языка, особая система налогообложения, приоритет финских законодательных актов перед российскими законами).
    Противоречивость национальной политики особенно явственно прослеживается в отношениях России с Украиной и России с Польшей.
    Известно, что в 1754 г. происходит воссоединение Украины с Московским царством с сохранением внутреннего самоуправления, а вместе с тем при Екатерине II ликвидируется данное самоуправление, совершается передел земель тогдашней Малороссии по губернскому принципу. Известно также, что в 1815 г. в Царстве Польском принимается "Учредительная хартия", согласно которой учреждается специфическая конституционная форма правления с двухпалатным сеймом, а вместе с тем после восстания 1830 г. названная хартия отменяется, происходит раздел Польши на несколько губерний во главе с назначенным сверху и присланным из Петербурга губернатором.
    Вообще национальная политика в России в основном осуществлялась в контексте имперского унитаризма. Покорение Кавказа, Самарканда, Бухары, колонизация Зауралья, Сибири и Дальнего Востока, многолетнее социальное угнетение всех народов в условиях крепостного права и привилегированного положения одних сословий по отношению к другим подтверждают верность тезиса о том, что дореволюционная Россия была "тюрьмой народов". Однако следует оговориться, что русские не были имперской нацией. Россия была империей, но империей особого рода, где не было господствующей нации и чёткого деления на метрополию и колонии. Общая историческая тенденция в России объективно вела, с одной стороны, к унификации этнонациональных структур, с другой - к росту национального самосознания и подъёму национально-освободительного движения.
    Государственность, национально-этнические процессы в российском обществе, как и другие исторические явления, не неподвижны во времени и пространстве. Так, с победой социалистической революции (1917 г.) в российском обществе начинают доминировать классы, а все остальные социальные общности играют роль зависимую от них, выполняя лишь периферийные функции. Классовая система координат в национальном вопросе становится основой политики советского государства, представлявшей собой одну из форм диктатуры пролетариата.
    Утверждалось, что построение социалистического общества требует не национального (этнического), а интернационального объединения людей, в центре которого находятся "не интересы наций, а интересы братства, солидарности рабочих разных наций"99 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27.. Считалось, что для сохранения единства территории советской России необходимы равенство и суверенность её народов, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания государства, отмена национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие населяющих страну национальных меньшинств и этнографических групп.
    В истории советской России, разумеется, происходили существенные социально-политические перемены, которые обусловливали принятие тех или иных конституционных актов, в том числе и по национальному вопросу. Но в целом идеи и принципы национальной политики, провозглашённые В.И. Лениным в Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г., в основном были зафиксированы и в Конституции РСФСР 1918 г., и в Конституции СССР 1936 г., и в Конституции СССР 1977 г.
    Теоретики социализма по национальному вопросу исходили из того, что по мере формирования межэтнических общностей с их общими чертами культуры, общими ценностями, целями развития и единым самосознанием образуется некая новая "социально-историческая общность", которая ведёт не к растворению и исчезновению этносов, а к интеграции и слиянию наций. Так и случилось в ходе социалистического строительства. В 70-е гг. XX в. выдвигается формула "новая историческая и интернациональная общность - советский народ". В СССР и теоретически, и практически задумывалось и строилось не национальное, а наднациональное (советское) государство, которое, в свою очередь, предполагало не этническую, а советскую идентичность. В обществе провозглашаются "дружба и равноправие народов", "расцвет наций".
    Следует признать, что социально-гуманитарные науки в советское время были обречены на исследование только положительных сторон государственной политики в области национальных и межнациональных отношений. Позитивные сдвиги в национальных отношениях имели место в обществе и не замечать их, равно как и абсолютизировать, просто недопустимо. Во-первых, за 70 лет Советской власти произошло существенное выравнивание уровней развития наций и регионов их проживания, во-вторых, произошёл значительный сдвиг в культурном, образовательном уровне развития наций, в области научных исследований. Например, во всех союзных республиках были открыты национальные академии наук. Общее по Союзу количество учёных, насчитывавшее в 1940 г. 98,3 тыс. человек, к 1986 г. составило 1500,5 тыс. исследователей. Однако развитие наций и отношений между ними - процесс сложный. Провозглашение идей и принципов национальной государственности и реализация их в практической деятельности далека не равнозначны. Порывы и официальные заявления, провозглашаемые со стороны государства, часто прокламировали лучшие устремления (добровольность вхождения в Союз, право свободного выхода из него, равенство субъектов союзной федерации, выравнивание уровня развития наций), но действительное осуществление национальной политики проходило нередко вопреки желаниям и обещаниям путём административных, экономических методов, как правило, из единого центра. В обществе государство господствовало над человеком, т.е. являлось тоталитарным.
    Выполнение Конституций в СССР принимало часто формальный характер, что приводило к беззаконию в обществе, к грубой массовой депортации целых народов из мест их традиционного проживания. Это явилось трагедией чеченцев, ингушей, крымских татар, немцев и других наций и этносов. Да и каждый репрессированный индивид, прошедший ГУЛАГ, имел своё национальное лицо и принадлежность к тому или иному этносу. Между тем любые проявления межэтнической розни либо замалчивались, либо решительно пресекались.
    Причин такого положения много. Прежде всего, сказалось, по признанию В.И. Ленина, отсутствие у строителей нового общества необходимой "культурности, умения управлять"110 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45.0. Действительно, доставшийся из прошлого человеческий материал не соответствовал планам, идеям и потребностям нового общества. Требовались ликвидация безграмотности и повышение образовательного уровня взрослого населения, создание колоссальной сети учебных заведений, централизованная и систематическая просветительская деятельность, создание библиотек и читален, издание книг для массового читателя, кинофильмы, театры, музеи, концерты, радио. Люди переносили большие трудности, связанные с бытом, чтобы только получить образование, приобщиться к культуре. Тяга миллионов людей к культуре была настолько сильной, что её не могла остановить никакая сила.
    За годы советской власти сделано было немало. Но одновременно в обществе шло нивелирование, обезличивание отдельных этносов, наций, народов, их культур. Национально культура всех народов могла проявляться только по форме, а по содержанию она должна оставаться социалистической в соответствии с принципами социалистического реализма. На определённом этапе развития общества было объявлено, что национальный вопрос уже решён окончательно. Возможности периодического воспроизводства национального вопроса ушли на периферию социального заказа. "Вопреки искреннему желанию решить национальный вопрос во благо всех народов России в её национальной политике, - справедливо пишет А.И. Доронченков, - ощущался дефицит научного подхода, гибкости и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.