Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
       УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

       Кафедра финансов и финансового  менеджмента 
 
 
 
 

       КУРСОВАЯ   РАБОТА
       на  тему: Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании 
 
 

       Студент
       ФФБД, 4 курс, ЗФФ-3                                                 Ю.А. Коношонок
          
 
 

       преподаватель                                                                  В.И. Якубович 

         
 
 
 

       МИНСК 2011
КУРСОВАЯ  РАБОТА
       СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
РЕФЕРАТ
       Объем курсовой работы 44 с., таблиц 2, рисунков 3 , источников 14.
       ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
       Тема  курсовой работы «Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании».
       Объект  исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
       Предмет исследования – понятие государственного бюджета.
       Цель  курсовой работы – исследование понятия  государственного бюджета и его функций. Роль государственного бюджета в регулировании страны. В работе использованы официальные документы, законодательные акты, статистические материалы по теме курсовой работы.
       Основным  результатом исследования является концептуальное осмысление экономического содержания государственного бюджета, его значения в развитии экономики государства и выработка ряда предложений по дальнейшему совершенствованию его расходной части. Обоснована концепция, что в сложных условиях становления рыночной экономики, когда в Беларуси выявились и обострились экономические проблемы, государственный бюджет остается одним из эффективных финансовых инструментов, позволяющих государству регулировать хозяйственную деятельность.
     Автор работы подтверждает, что использованный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 

       Содержание

ВведениЕ

4-5

1 Государственный  бюджет – центральное   звено финансовой  системы страны

 
1.1 Социально-экономическая  сущность государственного бюджета  
6-7
1.2. Функции  государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ  РУГУЛИРОВАНИИ  
2.1 Общая  характеристика доходов и расходов  государственного бюджета, их  состав  
11-16
2.2 Расходы  государственного бюджета Республики  Беларусь как основной механизм  решения социально-экономических  задач страны
 
16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  
32-39
заключение 40-43

список  использованных источникоВ

44-45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
       Бюджет - слово английское, означающее "кожаный  портфель". Несколько сот лет тому назад английский министр финансов, приходя в парламент с просьбой отпустить средства королю, открывал свой "бюджет" и вынимал законопроект о выделении необходимых средств. С течением времени название "бюджет" было перенесено на находившийся в нем законопроект. С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства. Постепенно установились правила, на основе которых разрабатывались эти планы.
       Бюджет, как это принято практически  во всех странах, - это баланс доходов  и расходов государства; Доходная часть  содержит перечень поступающих средств, расходная - объединяет все виды производимых затрат.
       Функции государства, направления его деятельности определяют содержание и задачи государственного бюджета.
       Современные важнейшие функции государств - экономическая, социальная, оборонная. Реализация этих функций во многом зависит от бюджета государства. Важнейшая функция государства - экономическая; государство использует бюджет для вмешательства в процесс воспроизводства, для развития научно-технического прогресса, для регулирования конкуренции и др. Формы такого вмешательства различны: капиталовложения в новые прогрессивные отрасли промышленности, государственные предприятия, расширение государственного потребления, субсидии, государственные гарантии и др.
       Являясь фондом централизованных финансовых ресурсов государства, бюджет связан через систему доходов и расходов со всем хозяйством. Именно через бюджетную систему государство должно реализовывать свои функции, обеспечивать межотраслевое, межтерриториальное распределение централизованных финансовых ресурсов, осуществлять контроль за финансовыми потоками. Но бюджет нельзя рассматривать только как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; подобная формулировка отражает лишь материальное содержание бюджета. Бюджет как экономическая финансовая категория выражает сложную систему экономических, стоимостных отношений между государством и производителями, бюджетной сферой, населением и др. Государство, власть на всех уровнях, используя, управляя этими отношениями, должно формировать, распределять и использовать все бюджеты, входящие в бюджетную систему.
       В сложных условиях мирового экономического кризиса, когда в Беларуси выявились и обострились экономические проблемы, государственный бюджет остается одним из эффективных финансовых инструментов, позволяющих государству регулировать хозяйственную деятельность.
       Основной  целью данной работы является раскрытие  сущности и  определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
       Для достижения данной цели при написании  работы ставились следующие задачи:
    раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
    определить состав, структуру доходов  и расходов бюджета;
    провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
    определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.
       Данная  курсовая работа основана на Законах  Республики Беларусь, Указах Президента Республики Беларусь, проекте бюджета Республики Беларусь на 2005 – 2007 года, использовалась экономическая литература, в которой освещался предмет исследования, периодические издания. 

1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны
       1.1 Социально-экономическая  сущность государственного бюджета
       Бюджет - слово английское, означающее "кожаный  портфель". Несколько сот лет тому назад английский министр финансов, приходя в парламент с просьбой отпустить средства королю, открывал свой "бюджет" и вынимал законопроект о выделении необходимых средств. С течением времени название "бюджет" было перенесено на находившийся в нем законопроект. С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства. Постепенно установились правила, на основе которых разрабатывались эти планы. [1, с. 34].
       Выступая  формой существования объективных  финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, — бюджетные отношения. [2, с. 15].
       Бюджетный Кодекс Республики Беларусь в статье 2 «Основные термины и определения» представляет бюджет как «план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства» [12].
       Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
       К сущностным особенностям бюджетных  отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения  опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. [2, с. 15].
       По  своей внешней форме государственный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. [3, с. 275].
       И так, с юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.
       С экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов [4, с. 308].
1.2. Функции государственного  бюджет.
       Сущность  бюджета проявляется в его  функциях.
       Сущность  государственного  бюджета  как  экономической  категории реализуется  через распределительную (перераспределительную),  регулирующую  и  контрольную  функции. Благодаря  первой  происходит  концентрация  денежных  средств  в  руках  государства  и  их  использование  с целью удовлетворения  общегосударственных  потребностей;  контрольная  функция  позволяет  узнать,  насколько  своевременно  и  полно  финансовые  ресурсы  поступают   в  распоряжение  государства,  как  фактически  складываются  пропорции  в  распределении  бюджетных  средств,  эффективно  ли они  используются;  регулирующая  функция  заключается  в  том,  что  изменение  доходов  и  расходов  госбюджета  позволяет  смягчить  спад  производства,  снизить  уровень  безработицы,  темпы  инфляции,  т. е.  стабилизировать  экономику. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической  категории  накладывают  отпечаток  и  на  выполняемые  им  функции. Содержание функций, сфера и объект их  действия  характеризуются  определенной  спецификой [1, с. 35].
       Так, содержание  распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и  т. д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
       Сфера  действия  распределительной  функции  определяется  тем,  что  в  отношения  с  бюджетом   вступают  почти  все  участники  общественного  производства.   Основным  объектом  бюджетного  перераспределения  является  чистый  доход,  однако  это  не  исключает  возможности  перераспределения  через  бюджет  части  ВВП.
       Контрольная  функция  заключается  в  том,  что  бюджет  объективно - через  формирование  и  использование  фонда  денежных  средств  государства - отображает  экономические  процессы,  протекающие  в  структурных  звеньях  экономики.  Благодаря  этому  свойству  бюджет  может  «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение  государства  финансовые  ресурсы  от  разных  субъектов  хозяйствования,  соответствует  ли  размер  централизуемых  ресурсов  государства  объёму  его  потребности  и  т.  д.  Основу  контрольной  функции  составляет  движение  бюджетных  ресурсов,  отражаемое  в  соответствующих  показателях  бюджетных  поступлений  и  расходных  назначений.
       Регулирующая  функция заключается в том, что  государство использует бюджет для  регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
       1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
       2. Прямое бюджетное финансирование  общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований и др.
       3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания  экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства,  местного транспорта, коммунального  и жилищного хозяйства и др.).
       Субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый  организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов. [13]
       4. Выдача беспроцентных или льготных  кредитов, гарантий для банковских  ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных  и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).
       5. Создание за счет бюджетных  ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.)  [5, с. 10].    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
       2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
       Итак, госбюджет, как сводный финансовый план государства, состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной -направление их использования [10, с. 316].
     Важнейшим элементом бюджета является его  доходная часть.
     Доходы  бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения по поводу формирования денежных средств и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
     Материальной  основой доходов бюджета является национальный доход. Вместе с тем в периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. То есть, происходит реализация: иностранных ценных бумаг; золотого запаса; государственных предприятий; других видов имущества. Это ведет к сокращению золотовалютных запасов, капиталовложений за границей, основного капитала.
     Основными источниками денежных средств, поступающих  в государственный бюджет, являются налоги, государственные займы, эмиссия денег.
     Соотношение между ними может быть разное, в  зависимости от экономической ситуации в стране, от степени остроты экономических, социальных и других противоречий, от состояния финансов и финансовой политики государства.
     Наряду  с налогами, важная роль в формировании централизованного фонда денежных средств принадлежит государственным займам.
     На  современном этапе под влиянием значительного увеличения размера  бюджетного дефицита, разрыва между  налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают до 10 % всех его расходов.
     Роль  этого вида доходов увеличивается  в периоды войн, экономических  кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности  быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов в государственном бюджете приближается, а иногда даже превышает налоги.
     Наряду  с внутренними займами, в доходную часть бюджета включаются внешние  займы. Правом их выпуска обладают только центральные органы власти. Внешние  займы связаны с платежным балансом страны и, нередко, используются для покрытия дефицита государственного бюджета.
     В хозяйственной практике существует два пути получения внутренних займов: у широких слоев населения  путем свободной продажи государственных  облигаций и других ценных бумаг; у национального и коммерческих банков под обеспечение ценными бумагами государства.
     При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей и  займов оказывается затруднительным, иногда государство может прибегнуть к эмиссии бумажных денег. Это источник финансовых ресурсов является самым непопулярным, так как ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, которое приводит к инфляционным процессам.
     В связи с этим развитые зарубежные государства стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии – наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако если государственные займы, превращаются их владельцами в наличные, то они выступают побудителем инфляции.
     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи выполнением  государством своих задач и функций  в процессе использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным  назначениям. Каждый вид расхода  обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу, назначение бюджетных расходов, количественная их величину. Виды бюджетных расходов зависят от исторического этапа социально-экономического развития страны, природы, административно - территориального устройства государства и т. д.
     Бюджетные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Экономическая  классификация расходов бюджета  показывает их влияние на процесс  расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
     Текущие расходы представляют собой часть  расходов бюджета, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетом и отдельным отраслям в сфере экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
     Капитальные расходы бюджета – денежные затраты  государства, связанные с финансированием  инновационной и инвестиционной деятельности.
     Это расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые  предприятия, средства, предоставляемые  в качестве кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы  на проведение капитального ремонта, расходы  на создание или увеличение государственного и муниципального имущества.
     Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, ведомство  или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
     Классификация расходов по целевому назначению позволяет осуществлять контроль за использованием бюджетных ассигнований по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств.
     Территориальная классификация расходов осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления в Республике Беларусь на расходы республиканского бюджета, местных бюджетов.
     Важное  значение имеет функциональная классификация  расходов бюджета, отражающая сферы  общественной деятельности, в которые  направляются денежные средства. В этом случае расходы подразделяются на следующие крупные раздела:
     1. государственное управление и  местное самоуправление;
     2. судебная власть;
     3. международная деятельность;
     4. национальная оборона; 
     5. правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности;
     6. фундаментальные исследования и  содействие научно -техническому  прогрессу; 
     7. промышленность, энергетика, строительство; 
     8. сельское хозяйство и рыболовство; 
     9. охрана окружающей среды и  природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия;
     10. транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика; 
     11. жилищно-коммунальное хозяйство; 
     12. образование; 
     13. здравоохранение физическая культура;
     14. культура, искусство и кинематография;
     15. обслуживание государственного  долга; 
     16. средства массовой информации;
     17. финансовая помощь бюджетам других  уровней; 
     18. целевые бюджетные фонды;
       В 2009 году в Республике Беларусь сформированы следующие целевые бюджетные  фонды:
       республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
       республиканский дорожный фонд;
       республиканский фонд охраны природы;
       фонд  национального развития;
       фонд  организации сбора (заготовки) и  использования отходов в качестве вторичного сырья;
       фонд  универсального обслуживания;
       инновационные фонды [14].
     19. пополнение государственных запасов  и резервов;
     20. социальная политика;
     21. прочие расходы. 
     Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.
     Расходы бюджета являются одной из важнейших его характеристик. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
     Баланс  или сбалансированность бюджета  означает равенство суммы всех государственных расходов сумме всех государственных доходов. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Дефицит бюджета стал хроническим явлением, присущим странам с рыночной экономикой. Бюджетный дефицит ведет к негативным социально-экономическим последствиям, росту государственного долга, увеличению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы. Поэтому правительствами всех стран принимается мера к сокращению бюджетного дефицита. Это осуществляется несколькими способами. Прежде всего, за счет увеличения доходной части бюджета и сокращение расходов. Кроме того средства привлекаются через государственный кредит путем внутренних и внешних займов. В ряде случаев применяется дополнительная эмиссия. Однако, данная мера усиливает инфляционные процессы, ухудшает состояние денежного обращения, ведет к ухудшению экономического состояния субъектов хозяйствования и тяжелым последствиям в социальных отношениях.
     Выпуск  государственных займов ведет к  государственному долгу, займы сокращают совокупный потребительский спрос, связывая часть свободных денежных средств, что способствует уменьшению инфляции. Вместе с тем выпуск государственных займов приводит к оттоку крупных средств из сферы их производительного использования.
Подводя итог, необходимо отметить, что государственный бюджет является главным финансовым планом страны, а движение денежных средств в процессе его формирования и исполнения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать государственным и правительственным органам в процессе осуществления финансовой политики. [6]
       Расходы бюджетов определяются программами  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной  единицы и осуществляется по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [11, с. 9].
2.2 Расходы государственного  бюджета Республики  Беларусь как основной  механизм решения  социально-экономических задач страны
         Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории –бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования ресурсов централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям [35, с.96].
       Расходы любого бюджета осуществляются за счет сбора средств с налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло  на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
       Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных средств, количественная – их величину.
       Важный  признак классификации расходов бюджета – предметный (экономический). Расходы подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
       Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В Республике Беларусь текущие расходы занимают около 80 процентов всех расходов бюджета.
       Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетныe кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.
       При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Выделяют следующие группы расходов финансируемых из средств бюджета:
    общегосударственная деятельность;
    - национальная оборона;
    судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
    национальная экономика;
    охрана окружающей среды;
    жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
    здравоохранение;
    физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
    образование;
    социальная политика.
       Каждая  из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
       Ведомственный признак позволяет выделить в  каждой группе расходов соответствующее  министерство, иное государственное  учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
       Целевой, признак позволяет рассмотреть  расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
       Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:
    природой и функциями государства;
    уровнем социально-экономического развития страны;
    разветвленностью связей бюджета с отраслями народного хозяйства;
    административно-территориальным устройством государства;
    формами предоставления бюджетных средств и т.п.
       Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития.
       Структура расходов государственного бюджета  и их содержание формируется под  воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намеченных задач. Общим фактором для расходов бюджета всех стран является их главное назначение – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
       Расходы бюджета формируются, исходя из реальных возможностей бюджета, установленных пределами максимальной мобилизации доходных источников и на основе политики снижения уровня дефицита республиканского бюджета. В условиях ограниченности ресурсов государства основной задачей является оптимизация и улучшение структуры расходов с выделением приоритетов, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, в числе которых на 2006-2010 годы:
       - всестороннее гармоничное развитие  человека, формирование эффективной  системы здравоохранения;
       - инновационный путь развития  экономики, энерго- и ресурсосбережение;
       - поддержка и развитие реального  сектора экономики, прежде всего  в наращивании экспортного потенциала;
       - развитие малых и средних городов;
       - развитие АПК и сопряженных  отраслей, социальной сферы и села;
       - жилищное строительство;
       - реализация важнейших государственных  программ и др. [8, с.57].
       Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в анализируемом периоде  в реальном выражении как показано на рис.1 ежегодно растут. Доля бюджетных расходов в ВВП в 2005-2007 годах также растет, в 2008 году наблюдалось снижение доли расходов в ВВП с 49,6% до 48,3%. В 2009 году бюджетные расходы в ВВП прогнозируются в размере 48,7%. В общем, высокая доля расходов в ВВП объясняется возросшей ролью бюджета в регулировании воспроизводственных процессов в нашей стране на современном этапе. В ноябре-декабре 2008 года в целях усиления контроля за экономным и эффективным использованием бюджетных средств Министерством финансов реализован комплекс мер системного характера с учетом жестких бюджетных ограничений.
       Во-первых были введены бюджетные ограничения  по расходам на текущее содержание бюджетных организаций, были установлены  лимиты расходов. Остатки плановых назначений, превышающие лимит расходов, были направлены на финансовый резерв, который по итогам 2008 года составил 792 млрд. рублей. 
       Во-вторых, были применены жесткие процедуры  контроля с целью минимизации  закупок по импорту, была исключенга возможность авансирования импортетов..
       В-третьих, аналогичные бюджетные ограничения введены в отношении расходов местных бюджетов. До областей и г.Минска доведены объемы финансового резерва, который должен быть сформирован на счета соответствующих местных бюджетов на начало 2009 года. 

 

       Рис. 1 Динамика расходов консолидированного бюджета
       за 2005-2009 годы
       Примечание. Источник: собственная разработка  

       Анализ  структуры расходной части бюджета  позволяет выявить приоритеты в  расходовании средств государства.
       Структуру расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2009 гг. приведем по разделам существующей на сегодняшний день функциональной классификации в таблице 1 

       Таблица 1 Структура расходов консолидированного бюджета
       в 2005-2009 годах 

 
 
Стаьи расходов
 
2005 г.
 
2006 г.
 
2007г.
 
2008 г. 
 
2009 г., (проект)
% к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1.Общегосударственные  расходы 6,2 13,1 6,2 13,3 6,3 12,7 5,9 12,4 5,7 11,8
2.Национальная  оборона 1,1 2,4 1,3 2,7 1,3 2,5 1,2 2,4 1,1 2,3
3.Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 2,1 4,5 2,2 4,6 2,2 4,3 1,95 3,4 1,97 4,1
4.Национальная  экономика 9,2 19,6 9,6 20,4 11,6 23,5 12,6 26,1 12,3 25,3
5.Охрана  окружающей среды 0,6 1,3 0,6 1,2 0,6 1,1 0,5 0,9 0,4 0,8
6.Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство 2,6 5,5 2,1 4,5 2,7 5,4 2,5 5,1 2,5 5,2
7.Здравоохранение 4,6 9,8 4,5 9,5 4,5 9,1 3,9 8,1 4,2 8,7
8.Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации 1,1 2,3 1,2 2,5 1,2 2,3 1,0 2,2 1,1 2,3
9.Образование 6,2 13,1 6,0 12,9 5,8 11,7 5,3 10,9 5,7 11,7
10.Социальная  политика 13,4 28,5 13,4 28,5 13,6 27,4 13,5 27,9 13,6 27,8
 
       Примечание. Источник: собственная разработка 

       Общегосударственные расходы в общей структуре расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по своей доле идут вслед за расходами на национальную экономику. Что касается их динамики в анализируемом периоде, то по данным таблицы 1 видно, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло незначительное увеличение доли общегосударственных расходов с 13,1%  до 13,3% в общей сумме расходов, а с 2007 года наметилась тенденция к их сокращению. В 2009 году предполагается, что общегосударственные расходы  составят 11,8% в расходах бюджета, из них самая значительная часть – 4,46% - государственные капитальные вложения.
       Как видно из приведенных данных, основная доля расходов принадлежит расходам на социальную сферу. Данный факт является характерным для строящейся в  Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной  экономики. Социальная сфера в 2005 году была профинансирована в размере 16409,7 млрд. руб., что составляет 53,7 % расходов бюджета и 25,3% ВВП. В 2006 году расходы на социальную сферу составили 19866,1 млрд. руб., это 53,4% в общей доли расходов и 25,1% в ВВП, 2007 году расходы на социальную сферу в реальном выражении составили 24007,4 млрд. руб., а в общей доли расходов снизились до 50,5%, в ВВП составили 25,1%. В 2008 году расходы на социальную сферу составили 29379,4 млрд. руб. На 2009 год запланировано финансирование социальной сферы в размере 38151,1 млрд. руб., что составит 50,5% в расходах бюджета и 24,6% в ВВП. Таким образом, мы видим, что, несмотря на некоторые колебания, расходы бюджета Республики Беларусь на социальную сферу составляют примерно половину всех расходов, что подтверждает сохранение социальной направленности бюджета и соответствует целям и приоритетам Программы социально-экономического развития на 2006-2010 г.г.
       Если  более детально рассмотреть расходы бюджета Республики Беларусь на социальную сферу, то по данным таблицы мы видим, что в расходах на социальную сферу самую значительную часть составляют расходы на социальную политику. На втором месте расходы на образование, на третьем расходы на здравоохранение и на последнем месте расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации (их доля в общих расходах бюджета колеблется в пределах 2,2-2,5%).
       Разработка  и реализация социальных проектов в 2008 году являлась одним из приоритетных направлений деятельности Правительства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.