На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экспериментальное исследование организации туристической деятельности на физическую и эмоциональную сферы подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Глава 2. Экспериментальное  исследование организации  туристической деятельности на физическую и эмоциональную  сферы подростков

2.1. Медико-биологические аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков

      Необходимо изучить медико-биологических аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Полученные результаты убедительно показали, что занятия оздоровительным бегом благоприятно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно увеличивая их функциональные возможности. Выявленное повышение функциональных резервов лежит в основе роста аэробных возможностей организма, а также достоверного снижения заболеваемости ОРЗ. Важным положительным моментом оздоровительного бега выступает резкое снижение тяги к курению. Однако нельзя не отметить достаточно высокий процент школьников, прекративших регулярные тренировки. На наш взгляд, это объясняется монотонностью выполняемой нагрузки, невысоким эмоциональным уровнем занятий, низким уровнем личной мотивации.

Рис.1. Динамика основных показателей здоровья школьников в условиях занятия оздоровительным бегом.
      Исследование  курсового влияния занятий силовыми упражнениями в рамках оздоровительно-рекреационной методики показало, что этот вид массовых спортивных занятий способствует развитию мышечной системы, не оказывая отрицательного влияния на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тренировочные нагрузки обладают стресс-протекторным действием, а также способностью снижать интенсивность свободного (несопряженного с фосфорилированием) окисления и оптимизировать протекание энергопластических процессов с преимущественным использованием жирового субстрата.
      В серии исследований с регулярными занятиями плаванием показано, что они, наряду с другими видами физических упражнений являются одним из эффективных средств укрепления здоровья и формирования навыков здорового образа жизни у подростков.
       В рамках самостоятельного раздела исследований убедительно показана высокая эффективность массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в отношении нормализации функционального состояния и психофизиологического статуса подростков. Такой подход к анализу полученных данных позволяет утверждать, что улучшение психоэмоциональной сферы школьников сопровождается повышением их стресс-устойчивости, снижением тревожности и ростом физической выносливости (рис.2).

Рис.2. Сравнительная характеристика психоэмоциональной устойчивости школьников до и после занятий.
     Совокупный анализ медико-биологических и организационно-методических аспектов проблемы массового спортивного оздоровления детей и подростков позволил сформулировать систему основополагающих принципов (рис.3). Учет и реализация этих базовых положений лежит в основе формирования спортивной потребности и здорового образа жизни у школьников, приобщения их к спортивным занятиям, а также определяет социальную самоценность массового спортивно-оздоровительного движения как средства улучшения качества жизни подрастающего поколения.  

 
 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 

Рис.3. Медико-биологические и организационно-методические принципы проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий среди детей и подростков. 

2.2. Исследование физиологических реакций и функциональных резервов организма при проведении занятий экстремальными видами рекреации

     Наиболее  полно резервные возможности  организма выявляются в экстремальных  условиях, в частности, при выполнении максимальных физических нагрузок в  условиях воздействия комплекса  экстремальных факторов. Исследованию физиологических реакций и функциональных резервов организма при проведении занятий экстремальными видами рекреации посвящено третье направление исследований. Полученные результаты показали, что реакция организма человека при подъеме на высокогорье тесно сопряжена с длительностью стрессорного воздействия. Неоднократное дозированное применение экстремальных видов рекреации является весьма эффективным средством восстановления, вызывающим формирование долгосрочной адаптации, приспособительную перестройку регуляторных возможностей организма и увеличение функциональных резервов организма.
     В экспериментах по оценке влияния  горнолыжного спорта выявлена дифферентная реакция кардиореспираторной системы  на одинаковые экстремальные воздействия (табл.2.1., рис.4). Различия величин функциональных резервов в условиях занятий данным экстремальным видом рекреации определяются выраженностью адаптивной перестройки организма, позволяющей оптимально реагировать на возмущающее воздействие, минимизируя напряжение регуляторных механизмов поддержания гомеостаза.
     Вместе  с тем, результаты выполненных исследований ВСР позволяют сформулировать ограничения для занятий горнолыжной рекреацией для лиц, исходные показатели которых по индексу напряжения превышают верхние значения референтного диапазона в 4 и более раза. Существенным препятствием для занятий горнолыжным спортом выступает также высокий показатель реактивной тревожности, который после пробного спуска не снижается или даже нарастает. Для таких людей сумма платы за адаптированность к экстремальному воздействию выходит за пределы биосоциального бюджета организма, а сами они представляют собой группу риска, для которых срыв адаптации и развитие дизадаптационных состояний являются наиболее вероятным исходом проведения экстремальных видов рекреации.
Таблица 2.1.
Динамика  показателей вариабельности сердечного ритма испытуемых
до и  после подъема на высокогорье.
Показатели Отдыхающие  Водители 
фон после фон после
ЧСС (уд/мин) 82,1 ± 2,4 83,1 ± 4,1 63,2 ± 4,3 60,1 ± 7,0
Мо (мс) 741 ± 34,9 733 ± 30,0 897 ± 23,7 901 ± 35,9
Амо (%) 92,45 ± 4,7 35,4 ± 3,9* 33,8 ± 3,0 90,4 ± 6,9*
СИ (у.е.) 586,8 ± 16,1 97,3 ± 12,5* 59,0 ± 3,78 460 ± 45,8*
SDNN (мс) 35 ± 2,1 67,3 ± 7,2* 80,0 ± 7,9 63,0 ± 3,9*
HF (%) 37,8 ± 3,7 25,7 ± 2,0* 54,9 ± 3,6 23,6 ± 1,2*
LF (%) 46,6 ± 2,2 54,8 ± 2,3* 48,6 ± 0,54 37 ± 6*
VLF (%) 15,6 ± 0,4 19,5 ± 0,6* 20,9 ± 3,9 10,2 ± 2,4*
ИЦ (у.е.) 2,07 ± 0,12 2,7 ± 0,3 1,18 ± 0,1 7 ± 0,3
      Примечание: * - достоверное отличие от соответствующего показателя фона при p<0,05.

                А                                                                Б                          
    Рис.4. Показатели дыхания в % относительно нормы у горнолыжников-новичков (А) и инструкторов (Б).
     Анализ  физиологических реакций при  занятиях дайвингом позволил установить, что погружение под воду вызывает в организме человека адаптивную перестройку функционирования сердечно-сосудистой системы, направленной на экономизацию расходования О2, а также создания метаболического преимущества в снабжении питательными веществами и кислородом жизненно важных органов. В условиях стресс-воздействия происходит централизация регуляторного управления сердечной деятельности, при этом выраженность стресс-реакции на погружение под воду тесно коррелирует с глубиной погружения и имеет максимальную выраженность при погружении на глубину 20 м. При этом индивидуализированный анализ переносимости погружения под воду показал, что по совокупности физиологических и психологических критериев более высокой стресс-устойчивостью обладают ваго- и нормотоники, у которых наблюдается максимальный диапазон функционирования компенсаторно-приспособительных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы.
     В исследованиях с воздействием экстремальных факторов полета на параплане установлены существенные различия в функционировании кардиореспираторной системы у пассажиров и пилотов, профессионально занимающихся парапланеризмом. Убедительно показано, что у пилотов при нормальных исходных значениях МОД повышение этого показателя после полета вызвано большими физическими нагрузками и, как следствие, состоянием утомления. Высокие исходные значения частоты дыхания и МОД у пассажиров являются следствием эмоционального стресса, вызванного ожиданием. При этом у пассажиров наблюдали значительный прирост РОвыд, что приводило к смещению уровня дыхательного объема в сторону инспираторной фазы. Были также зафиксированы достоверные отличия в динамике сердечных сокращений и активности различных отделов вегетативной нервной системы. Так, у пассажиров стресс-индекс имел максимальное проявление до взлета, а во время полета снижался, тогда как у пилотов он увеличивался на наиболее сложном этапе полета - снижении и посадки (рис.5). В целом, особо следует подчеркнуть, что выраженная перестройка основных физиологических систем организма делает необходимым проведение предполетных медосмотров пилотов и пассажиров, а также информирование рекреантов о возможных психофизиологических реакциях организма во время полета на параплане.

Рис.5. Динамика изменений показателей СИ и ЧСС на разных этапах полета у пассажиров и пилотов.
      Примечание: 1 – начало полета, 2- этап спокойного полета, 3- снижение и посадка.
     Изучение  влияния регулярных занятий мультиспортом  позволили установить их тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, реализуемое на фоне возрастающего диапазона регуляторных возможностей организма. Проведение этого вида спортивной рекреации с учетом воздействия комплекса экстремальных факторов (умеренной гипоксии, длительной физической нагрузки, депривации сна) позволяет достаточно полно оценить функциональные резервы человека. При этом необходимым условием, определяющим предел допустимого уровня стрессорного воздействия, выступает соблюдение динамического равновесия между возможностями регуляторно-компенсаторных механизмов обеспечения спортивной деятельности и выраженностью стресс-формирующих и стресс-повреждающих изменений в организме человека.
     Изучение полученных научных фактов легло в основу разработанной системы организационно-методических принципов (рис.6). Использование данных положений в практической деятельности направлено на соблюдение максимальной безопасности и увеличение компенсаторно-приспособительных возможностей и функциональных резервов организма на фоне потребности в здоровом образе жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

        
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис.6. Организационно-методические принципы проведения занятий экстремальными видами рекреации.

2.3. Основные предикторы  прогноза эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий

      Целью данного направления исследований явилось определение предикторов  прогноза эффективности проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. Для изучения предикторной значимости исходных показателей нами был проведен корреляционный и дискриминантный анализы. При этом в качестве исходной совокупности переменных были рассмотрены показатели обменных процессов, функционирования кардиореспираторной системы и ее регуляции (ВСР) психоэмоциональной сферы. В исследовании приняло 124 человека из числа старшеклассников, которых в зависимости от успешности и эффективности проведения рекреационных мероприятий разделили на 3 группы:
      - группа 1 – обследуемые, для которых  проведение спортивно-оздоровительных  мероприятий оказалось высокоэффективным;
      - группа 2 – отдыхающие, для которых проведение спортивно-оздоровительных мероприятий имело среднюю степень эффективности;
      - группа 3 – лица, для которых спортивно-оздоровительные  мероприятия оказались малоэффективными.
      При этом эффективность спортивно-оздоровительных  мероприятий определялась на основании бальной оценки, которая складывалась по разработанной нами методике на основании субъективной оценки отдыхающего, а также с учетом динамики объективных показателей его функционального состояния. Результаты проведения корреляционного анализа наглядно представлены на рис.7.
 





      
      
 


        
 
 

А) с  исходными показателями биохимического статуса


      
      

        
 

Б) с  исходными показателями ВСР 
 

      
      
      
      
      
      
      
      
      

      
        

      
 
 
 

В) с  исходными показателями психологического статуса   

    Рис.7. Взаимосвязь эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий.
      Анализ  выявленных зависимостей позволяет  выделить наиболее существенные механизмы формирования и проявления максимальной эффективности при использовании различных видов спортивного оздоровления. Так, эффективность спортивно-оздоровительных мероприятий определяется исходной величиной функциональных резервов, характеризующихся состоянием энергопластического обмена активностью стресс-лимитирующих механизмов защиты структурно-функциональной целостности клеточных мембран и органов, регуляторным потенциалом нейроэндокринной системы по поддержанию адаптивных свойств организма.
      Совокупный  анализ математических зависимостей на основе показателей ВСР позволяет утверждать, что адаптивная успешность в проведении спортивно-оздоровительной рекреации отмечается у лиц с исходно высокой вариабельностью ритма и большими показателями, характеризующими тонус парасимпатического отдела ВНС. Данные зависимости свидетельствуют о более высоком уровне самоорганизации биосистемы, интеграции ее регуляторных влияний по поддержанию гомеостаза, расширению диапазона резервных возможностей организма в условиях тренирующих воздействий. 
      Результаты  исследования корреляционных зависимостей показателей психологического статуса позволяют заключить, что эффективность спортивно-оздоровительных мероприятий во многом определяется исходной выраженностью астенических проявлений, преобладание которых сопряжено с существенным уменьшением функциональных резервов и регуляторных возможностей организма. Наблюдаемые при астении повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, психастенические и депрессивные тенденции, уменьшение силы и подвижности нервных процессов, замедленное восстановление функций сердечно-сосудистой и респираторной систем, дисбаланс нейроэндокринной регуляции, свидетельствуют об ограничении эффективности регуляции компенсаторных реакций организма и требует целенаправленной восстановительной коррекции (В.В.Куликовский,1994; Е.Б.Шустов, 1997).
      Для построения классификационных уравнений  эффективности спортивно-оздоровительных  мероприятий нами был проведен дискриминантный  анализ по наиболее информативным биохимическим  показателям. Математический анализ рассматриваемых переменных показал, что наиболее информативным является следующая их совокупность: циклический аденозинмонофосфат (цАМФ), лактатдегидрогеназа (ЛДГ), миелопероксидаза (МПО), супероксиддисмутаза (СОД), малоновый диальдегид (МДА) и триеновые конъюгаты (ТК). Графическое решение классификационной задачи, представленное на рисунке 15, содержит 3 наиболее вероятные области координат индивидов с той или иной степенью эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий, а также центроиды рассматриваемых групп. Уровень значимости определения решающих правил для обследуемых лиц указан в таблице 7.
      
      
      
        
 

        

      
      
                  -4,0           -2,0                  0                 2,0                4,0               6,0
                                              Дискриминантная функция F1 
 

      Рис. 8. Области вероятного распределения координат отдыхающих с различной эффективностью спортивно-оздоровительных мероприятий (по переменным биохимического статуса).
      Примечание: 1 - вероятная область координат лиц с низкой эффективностью
      2 - вероятная область координат  лиц со средней эффективностью
      3 - вероятная область координат  лиц с высокой эффективностью
Дискриминантные функции
F1= -0,0014*цАМФ+1,06*ЛДГ-0,0003*СОД+2,33*МПО–6,04*МДА+0,22*ТК–7,76
F2= -0,053*цАМФ+0,18*ЛДГ-0,0001*СОД+1,24*МПО–1,03*МДА+0,169*ТК+3,33 

Таблица 2.2.
Нормированные значения координат центроидов дискриминантных  функций F1 и F2 и уровни вероятности реализации решающих правил.
Группы  рекреантов F1 F2 Уровень вероятности
Низкоэффективные 2,1 0,6 86,7 %
Среднеэффективные 1,0 -0,8 100 %
Высокоэффективные -3,0 0,2 100 %
     В результате выполненного исследования показана предикторная значимость биохимических, физиологических и психологических  переменных, что обосновывает их вклад в реализацию эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий, а также доказывает необходимость использования указанных показателей в построении решающих правил прогноза. Высокая вероятность реализации классификационных правил в отношении разделения рекреантов по различным уровням эффективности позволяет рекомендовать данный алгоритм для системного использования при разработке и реализации организационно-методических принципов к проведению и оптимизации спортивно-оздоровительных мероприятий и восстановительных технологий на основе индивидуализированного подхода к оценке исходного психофизиологического статуса.

2.4. Методологическое обоснование туристкой деятельности старшеклассников как фактору их профессиональной ориентации в объединениях дополнительного образования

     При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему  отношений общества. Вне этих отношений  человеческая деятельность вообще не существует.   Разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов.
     Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы. В Концепции модернизации российского образования указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.
     Исследования  в области деятельности личности и в области организации исследовательской деятельности позволяют утверждать, что исследовательская деятельность выступает важным дидактическим средством активизации познавательной деятельности старшеклассников, активизации элементов профессиональной деятельности и формирования образа «Я».
     Объединения дополнительного образования как  форма взаимодействия старшеклассников и педагогов на основе добровольности, равноправия и самоорганизации  рассматриваются в качестве потенциала и резерва профессиональной ориентации в различных сферах деятельности, в частности в Туристско - познавательной деятельности в сфере туризма и краеведения.
     Туристско - познавательная деятельность старшеклассников понимается нами как взаимодействие субъектов (старшеклассники, наставники, родители) на основе индивидуальных особенностей личности старшеклассников и свободного выбора ими образовательной траектории. В результате у старшеклассников формируются исследовательские компетенции, культурные ценности и мировоззренческие установки, приобретается опыт рефлексии собственной деятельности в различных жизненных условиях.
     М.И. Губанова, А.К. Маркова, В.А.Поляков, С.Н.Чистяков, А.В.Хуторской и другие исследователи  указывают, что исследовательские  компетенции являются неотъемлемой составной частью эмоциональной компетентности в различных сферах деятельности. Данный подход позволил нам сформулировать определение понятия «исследовательские компетенции» как заранее заданные социально значимые требования к самостоятельной познавательной деятельности, владению способами действий в нестандартных ситуациях, владению способами физического и духовного саморазвития, а также информационно-коммуникативными технологиями».
     В рамках данного подхода можно  утверждать, что формирование исследовательских  компетенций в объединениях дополнительного образования детей способствует эмоциональной ориентации старшеклассников и их последующего профессионального самоопределения.
     Помимо  этого, совершаемые самодеятельные путешествия позволяют формировать у старшеклассников социально-значимые потребности в сохранении окружающей среды, ненанесении вреда живой природе, рациональном использовании природных ресурсов, проведении природоохранных мероприятий и т.д.  Таким образом, включается защитно-адаптивная функция туризма, призванная сохранить экологическое равновесие человека и природной среды. И здесь правомерно говорить о формировании экологической культуры старшеклассника.
     В самодеятельном походе юный турист вынужден постоянно координировать собственные действия с остальными членами тургруппы. Взаимодействуя с ними, он обретает свое социальное качество, овладевает ценностями коммуникативной культуры через созданную в походе культурную среду, в результате чего происходит процесс его идентификации и социализации. О произошедшем в походе полноценном контакте старшеклассника с культурой можно говорить, когда он ощутил, осознал, принял ценности туристской общности, выступив в качестве их потребителя, когда осуществляемая деятельность стала ценностнозначима для него, внутренне переживаема, как необходимая и интересная, а не навязанная извне в виде «нагрузки».
     Следует подчеркнуть один из важных факторов, стимулирующих социокультурную активность старшеклассника, – состояние влюбленности, которое приобретает свою актуальность в юношеском возрасте.
     Рассматривая  возможности удовлетворения потребности  старшеклассника в уважении  и признании, необходимо заметить, что ведущую роль в походе играют реальные качества членов тургруппы (туристские навыки, способность к общению, к установлению доверительных отношений,  к коллективному взаимодействию и др.). И больше шансов стать реальным лидером к концу путешествия есть у того, кто лучше всех может приготовить еду, ориентироваться на маршруте, организовать интересный досуг, играть на гитаре, разбить бивак и пр. При этом полученные в школе регалии, социальный статус семьи старшеклассника уходят на задний план.
     Анализ  туристских отчетов  позволил отметить несомненную важность решения значимых социальных задач членами тургруппы в стимулировании их социально-культурной активности. Если в походе организовывается конкретная общественно-полезная деятельность старшеклассников (маркировка и оборудование туристских маршрутов, проведение рыбохозяйственного обследования озер и рек, выполнение заданий научно-исследовательских организаций, лесничеств, охотничьих хозяйств, музеев и пр.), если ее социальная значимость очевидна для них самих, и если они испытывают от нее позитивные эмоции, то это способствует осуществлению идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, преодолению недостатков в поведении, формирует положительное отношение к возложенным обязанностям.
     Немаловажное  место в самодеятельном туризме  занимает проявление старшеклассником активности в стремлении к самовоплощению, к актуализации заложенных потенций. Этому, в большей степени, способствует ролевое распределение обязанностей в походе, которое позволяет обнаружить таланты юного путешественника, освоить многообразные навыки, способствующие его подготовке к жизни (кулинария, фото- или видеосъемка, зоология, краеведение, рисование и пр.), овладеть опытом организаторской, управленческой работы, повысить сознательность в общественно-значимых делах уже за пределами школы.
     Результаты  опытно-экспериментальной работы позволяют  утверждать: несмотря на то, что активность личности отражает саму природу самодеятельного туризма, педагогическое стимулирование социально-культурной активности старшеклассников, несомненно, имеет место в процессе похода. Так, пр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.