На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сознание

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Тема 6. Сознание 

    Постановка  проблемы сознания в философии. Идеалистическая,    дуалистическая и материалистическая концепции сознания.
 
    Диалектико - материалистическая концепция происхождения  и сущности сознания.
    2.1  Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая предпосылка возникновения сознания;
    2.2 Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.
3. Сущность  и структура сознания.
4. Самосознание.
5. Бессознательное. 
 

1 Постановка проблемы сознания в философии. Идеалистическая,  дуалистическая и материалистическая концепции сознания. 

      Проблема сознания - одна из самых сложных и загадочных.  Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.
    Проблема сознания всегда привлекала  пристальное  внимание философов, ибо определение места и роли человека  в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека  с  действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
     Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско - мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание “думающих” машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.
      Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.
       В  зависимости  от  материалистического  или идеалистического подходов  сознание  может  рассматриваться  как   первичное   или вторичное образование. Так,  например, материалисты считают, что,  во-первых,  сознание отражает бытие материального мира (то есть, оно вторично);  во-вторых, отражение может быть  приблизительно  верной  копией отражаемого;   в-третьих,     сознание   не  может одномоментно и полностью  охватить и отразить  бытие мира в целом.     При этом сознание не  только  отражение бытия  мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей,  но и  определенное  отношение  человека к миру и к этой конкретной среде (их оценка).
      Способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, человеческая деятельность “пронизана” сознанием. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, “механизмом” вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как деятельности, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к системе, вторичность условия и предпосылки по отношению к целостной структуре деятельности.
      Современный философский материализм рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ отражения как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов отражения и сознания является характер взаимоотношений носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Эту специфика связана с практически-преобразовательной деятельностью людей, организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
          С сознанием в широком смысле слова следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную  самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения сущности сознания в целом.
      Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. 

      Диалектико - материалистическая концепция происхождения  и сущности сознания.
 
2.1 Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая  предпосылка возникновения сознания
       В принципиальном споре между основными направлениями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего субстанциальный характер духа, сознания и для дуализма, допускавшего параллельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принцип подхода к материи как к причине “самой себя”, со всеми своими свойствами.
        В учении голландского философа-материалиста XVII века Б.Спинозы содержится  мысль о том, что мышление - неотъемлемое свойство материи, её  атрибут.  При этом Спиноза опирался на позиции пантеизма: в его философской системе понятие «бог» отожествлено с понятием «природа».
         Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (неотъемлемой, необходимой характеристике) бытия, Ф.Энгельс акцентировал внимание на неизбежности порождения материей сознания, а также на том,  что  “материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет -  мыслящий дух, она должна будет его снова породить...”
      В отличие от Спинозы, Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиций диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развертывания, реализации содержащихся в материи возможностей.
     Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.  Каковы же эти содержащиеся в материи возможности, являющиеся основой для появления сознания? Всеобщим свойством материи, которое выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей, является отражение.
      Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,  объекты, процессы объективно существующего материального миро беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из этих объектов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный “след” в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, процессов, явлений.
     Отражение как всеобщее свойство материи - это способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.
     В этом положении заключены исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшая из них  - любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.
        Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения, переход от отражения как всеобщего свойства материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия) к использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.
      При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след, отпечаток воздействия одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром его собственной активности. Эта ориентация, активность предполагают использование результатов внешних воздействий в качестве ориентиров, несущих определенную информацию об окружающей среде. Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, информационным.
       Возникновение информационного отражения предполагает существование материальных систем, способных не просто испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно строить свое движение во внешней среде. При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие опосредуется приведением в активное состояние заложенной в материальной системе внутренней программы построения движения. В этом и заключается суть информационно - сигнального воздействия внешних факторов на системы, способные к такого рода отражению. Внешнее воздействие стимулирует, возбуждает внутреннюю программу самодвижения, но не вызывает самого движения. Регуляция движения, управление им осуществляется на основе внутренней программы, которая приводится в действие благодаря получению сигнала, заключенного во внешнем воздействии, заложенной в нем информации.
      Способные к информационному отражению системы, воспринимающие внешние воздействия через призму заложенных в них внутренних программ построения движения, предполагают тем самым известные критерии отношения к окружающему миру, что проявляется в таких важнейших свойствах этого рода отражения, как его избирательность и опережающий характер. Система, использующая информационное отражение, относится к миру избирательно в том смысле, что она не просто испытывает воздействие внешней среды, а активно строит свои отношения с ней, используя те ее факторы, которые могут служить для ее самосохранения и развития, и, наоборот, отталкиваясь от тех факторов, которые способны дестабилизировать, разрушать систему, препятствовать ее функционированию или развитию. При развитии информационного отражения в формах психики и сознания это свойство избирательности выступает как генетическая предпосылка оценочной функции психики и сознания.
       Говоря о типах и уровнях отражения, следует выделить отражение в неживой природе, живой природе и на социальном уровне. В неживой природе имеет место тип отражения, который выше был охарактеризован как простейшее отражение, связанное с любыми видами материальных взаимодействий. На уровне неживой природы отражение этого типа проявляется самостоятельно, тогда как в живой природе и обществе оно составляет предпосылку возникновения и функционирования видов отражения более высоких уровней. Отражение, охарактеризованное как информационное отражение, в эволюции материального мира появляется на стадии живой природы. В информационном отражении выделяются такие его виды, как раздражимость простейших одноклеточных животных и растений, чувствительность (способность к ощущениям), возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека (нейрофизиологическое отражение) и, наконец, психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания. Особое положение занимает отражение на социальном уровне в технике связи и управления, где человек создает искусственные системы, использующие естественное свойство отражения, присущее всей природе, и делает его основой специфической формы информационного отражения.
      Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей.
      Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в появлении чувствительности (способности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение - форма отражения, специфичная для животного мира. Оно появляется уже на уровне простейших животных и предполагает  способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, связаны с биологически значимыми факторами и несут тем самым жизненно важную для организма информацию.
     Принципиальная тенденция развития форм отражения в живой природе заключается в увеличении  жизненной роли этого внутреннего состояния мобилизации, настройки организма на решение жизненных задач, проявляющемся, в частности, в увеличении временных и пространственных промежутков между актом воздействия на организм и реальными действиями организма в ответ на это воздействие. Иными словами, в механизме отражения все в большей степени возрастает роль отражения как внутренней работы организма, перерабатывающей информацию внешнего воздействия.
      Эта линия эволюции отражения в живой природе связывается с формированием особой материальной структуры, ответственной за отражение, - нервной ткани, развивающейся в сложные нервные системы. Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение, является дальнейшим этапом развития информационного отражения. Если отражение на уровне раздражимости и простейшей чувствительности обеспечивает активность организма, выражающуюся в отдельных движениях по поиску пищи, света, тепла и др., то нейрофизиологическое отражение по мере развития нервной системы дает возможность осуществлять сложные схемы оповещения, предполагающего систему расчлененной организованной последовательности действий, лишь в конечном счете направленную на достижение жизненно значимой цели.
     Отражение у живых существ, обладающих нервной системой, - это прежде всего активная внутренняя работа по формированию схемы поведения. Эта работа, естественно, стимулируется, вызывается, направляется, корректируется реальным контактом с внешней средой. Без постоянных материальных взаимодействий с окружающим миром никакое отражение невозможно. Однако нельзя понять механизмы отражения (и самое важное - его результаты, которые получают свое выражение в реальных актах действия, поведения), ограничиваясь только рассмотрением внешних факторов воздействия на живое существо, обладающее способностью к отражению. Чем выше на лестнице эволюции стоит живое существо, тем в большей степени опосредствуется эффект воздействия на него внешних факторов внутренними причинами, тем больше степеней свободы имеет это существо в построении и осуществлении своих действий по отношению к окружающей ситуации. Отражение представляет собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.
        Эта присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней активности и внешнего воздействия получает свое развернутое выражение на стадии психического отражения. Сразу же заметим, что психическое отражение возможно только у развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой. Первый, низший уровень психического отражения – психика животных.
       Психика животных включает в себя:
               1. Наглядно-чувственные, зрительные, слуховые, осязательные и ароматические образы вещей и процессов, происходящих в материальном мире. 
                 2. Способность выбирать цели и  добиваться их осуществления,что  присуще лишь высшим животным, обладающим целенаправленным поведением (из этой способности у человека вырабатывается воля и волевое поведение).
           3. Переживания, чувства, которыми животное непосредственно отвечает на воздействия внешней среды (гнев, радость, страх, привязанность и т.п.).
            4. Способность хранить и передавать  информацию, регулирующую поведение  и позволяющую приспосабливаться  к окружающей среде (из этой  способности у человека возникают  сознание и мышление).
     Дальнейшее  усложнение форм отражения связано  уже не с природными, а иными – социальными факторами. 

2.2  Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.
    Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство, мораль и т. д.).
      Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом является практика, практически - преобразовательное отношение к действительности - окружающей природе, социальной среде, к самому человеку, формам его жизнедеятельности. Осуществляя практически - преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру. Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.
      Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически - преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, постольку закрепляющие их формы отражения также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные “коллективные представления “. Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или иначе входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию “коллективных представлений” сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности.
      В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.
     Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, ее целостности являются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов совместной деятельности. Без их закрепления в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение общественно развито) о человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе, оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как условие программирования специфически человеческой коллективной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, “матрицы” воспроизводства накопленного человечеством опыта.
      Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).
      Возникновение и развитие сознания как социально - культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.
     Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление иди предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания.
     Ясно, что знаковую, или символическую, функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное символическое значение в архитектонике храма.
     Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может быть различной. Существуют так называемые иконические знаки (от греческого “икона” - образ), когда сама материя знака представляет, выражает это содержание. Например, знаки письменности по своему происхождению восходят к рисунку, обозначающему некоторое явление. В символах же типа знамени, герба, в культовых предметах эта связь между материей символа и символическим содержанием сохраняется, но становится более свободной. В развитом письменном и разговорном языке эта связь теряется вообще, слово как звук или сочетание букв, как правило, не имеет ничего общего с выражаемым им смыслом. Своеобразную знаково-символическую функцию в истории культуры осуществляют реальные коллективные действия, имитирующие, “проигрывающие” жизненные ситуации, культовые религиозно - мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени). Действие выступает не только как отношение к действительности, а как действительное отношение.
     Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Так же как и в ситуации идеальности психического образа, идеальность смысла и значения знаков и знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в известной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор, - вполне реальные материальные объективные явления. Однако в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), воплощен определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания.
      Понятие идеальности, идеального бытия и характеризует специфический способ существования этого воплощенного в материальном предмете смысла и значения, служащего программой для реальных действий людей. Поскольку нечто воспринимается как знак или символ, обладающий известным смыслом и значением только в определенной культуре, содержание сознания, закрепляемое в смысле и значении, является субъективной или субъектной реальностью. Скажем, чертеж машины включает в себя идеальное содержание только для технически образованных людей, способных прочитать этот чертеж и воплотить его смысл в объективную реальность. Аналогично, скажем, идеальность картины или статуи как художественного произведения, воплощенного во вполне реальном материале, представляет собой некоторую субъективную реальность для людей, способных воспринять, “распредметить” то смысловое содержание, которое воплощено в статуе или картине. Специфика идеальности образов и норм сознания, его смыслов и значений заключается в том, что они создаются в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры. Субъективная реальность феноменов человеческого сознания выступает поэтому как реальность коллективных субъектов, носителей определенных культурных навыков. И субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре. 

        Сущность и структура сознания
        Сознание - высшая  форма психического  отражения действительности. Но отражение - это всегда свойство, функция определенного материального объекта. Поэтому и сознание рассматривается в философии как особое свойство высокоорганизованных материальных образований, свойство человека как социального существа. В более узком  и конкретном смысле сознание есть функция специального органа человека - головного мозга. Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.
       Мозг - сложноорганизованная система,  состоит примерно из 30 млрд. нервных  клеток. Но сложность системы  определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении мозг уникален. Дееспособность мозга зависит не от его массы и не от количества нервных клеток, а от способности преобразовывать полученную и хранящуюся в памяти информацию. Причем мозг как единое целое обладает большой надежностью. Каждая из 30 млрд. клеток мозга в среднем располагает 5 тысячами возможностей контакта с другими нервными клетками и клетками периферических анализаторов. Однако человек на протяжении жизни использует лишь ничтожную часть комбинаторских возможностей нервных структур головного мозга (человек использует в среднем лишь около 25% возможностей своего мозга).
        Какие же факты доказывают, что  именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого  мозга?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.