На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     При написании курсовой работы по предмету «Международное публичное право» для изучения выбран следующий вопрос: «Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы».
      В 1968 году в Вене на первой конференции  Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях было зачитано последнее выступление Юрия Алексеевича Гагарина, который погиб в авиационной катастрофе в том же году. Проникновение человека в космос он по праву причислил к «звездным часам человечества». Космический век иногда называют эрой, приравнивая ее к гигантским преобразованиям, будь то геологическая или социальная история планеты.
        «Звездный час», пробивший в 1957 году позывными первого искусственного спутника Земли, – особый. Впервые в этом образном выражении образ перестал быть лишь образом, а приобрел черты реальности. Человечество действительно устремилось к звездам, во Вселенную.
     Освоение  космоса идет полным ходом. На Земле  действует около двух десятков космодромов, вокруг планеты работают тысячи спутников, на орбите уже побывало более 500 человек, зарождается космический туризм, в планах – освоение Луны и экспедиция на Марс, словом, космическая деятельность  человечества становится все более масштабной и разнообразной. А это значит, что при ее регулировании все чаще приходится сталкиваться с юридическими вопросами.
      Мировая космическая деятельность базируется на новейших научных знаниях и  высокотехнологичных средствах  и стимулирует получение таких  знаний и создание таких технических средств. В этой сфере необходимы высокий уровень организации, мощные промышленные структуры и государственная поддержка. Очень важно понимать и правильно оценивать роль и значение космической деятельности для общества, государства и цивилизации. Общепризнанно, что национальные успехи в области космонавтики являются одним из главных показателей научно-технического, экономического и военного потенциала страны, что космонавтика уже стала социально значимой для всех людей Земли сферой деятельности.
        Осуществление космической  деятельности – это всегда выбор, поскольку она требует долгосрочных инвестиций, отдача от которых не всегда может быть выражена в привычной  денежной форме. Это инвестиции в  будущее не только своей страны, но и всего человечества. Космической деятельностью занимается весьма ограниченное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возможностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения главным образом универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств.
      С научно-технической точки зрения – в космическом пространстве имеют место особые условия и реализуются особые законы, которые нужно учитывать при создании технических средств и аппаратуры для работы и жизни в космосе. Но с точки зрения науки об обществе – деятельность в космосе должна подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Через год после запуска первого спутника государства признали применимость международного права, включая Устав ООН1, к деятельности по исследованию и использованию космического пространства.
        В дальнейшем последовательно  проводилась работа по созданию  международного космического права,  основы которого были заложены  в трех документах ООН. Во-первых, были приняты положения, касающиеся  небесных тел и космической среды, в частности установлено, что они не могут быть присвоены какой-либо страной. Были утверждены принципы деятельности государств по освоению космоса, установлено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами, что доступ во все районы небесных тел – свободный. Государствам-членам ООН было рекомендовано содействовать международному сотрудничеству в такого рода исследованиях; было установлено, что космическое пространство, Луна, иные небесные тела не подлежат национальному присвоению, на них не могут быть размещены вооружение и военные базы, их освоение должно служить только мирным целям. Нормами международного права был запрещен вывод на орбиту объектов с ядерным и другими видами оружия массового уничтожения на борту. На поверхности Земли аналогичные запреты установлены только для Антарктиды.
      Вместе  с тем темпы развития международного космического права уже отстают  от темпов развития космонавтики и  международного сотрудничества в этой области. Например, до сих пор не реализованы предложения по созданию Всемирной космической организации, не решены вопросы экологического мониторинга и международного контроля из космоса над состоянием природной среды и предотвращения техногенного загрязнения околоземного космического пространства. Юристы-международники в течение многих лет обсуждают и решают вопросы разграничения космического и воздушного пространства, международно-правовые аспекты исследования и использования космоса с особым учетом потребностей развивающихся стран. Где кончается воздушное пространство и начинается космическое? Чьи законы действуют на орбитальной станции? Кому принадлежат небесные тела? Можно ли учредить государство на Луне? А купить на ней участок? Подобные необычные вопросы совершенно всерьез рассматриваются современным международным правом.
      Цель  контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
      Достижение  цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
      охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
      проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
      исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
      выявить значение международного  сотрудничества в области космической деятельности  и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права.
      Объектом  исследования являются как общие нормы международного права, так и специфические нормы международного космического права,  а также научная и учебная литература.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ

      1.1. Понятие, сущность и особенности международного космического права

 
      Международное космическое право – одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.
      Исследование  и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.
      Космическое право как отрасль международного права начало складываться в 60-х  годах 20 века в связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало которой было положено запуском СССР 4 октября 1957 года первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Именно с этого события началась эра практического исследования и освоения космического пространства – совершенно новой и очень специфичной сферы человеческой деятельности, которая в силу своего глобального характера затрагивает интересы всех стран и народов. Все это и обусловило возникновение и развитие космического права как самостоятельной отрасли международного права.
      Впервые признание того, что в процессе космической деятельности могут  возникать международные правоотношения, содержалось в резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 года2, где отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства».
      С самого начала формирования международного космического права как науки большая часть правоведов исходила из того, что основные нормы и принципы международного права необходимо распространять и на космическую деятельность. А специфичность нового вида деятельности должна найти отражение в специальных нормах, которые могут составить не самостоятельную отрасль права, но новый институт международного права.
     Разработка  международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения космоса, первоначально происходила  на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства – новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека. Однако на сегодняшний день определение этого понятия в международном космическом праве отсутствует, хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года Комитету ООН по использованию космического пространства и мирных целях было поручено начать «изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства и использования космического пространства и небесных тел».3
     С точки зрения использования надземного пространства для полетов летательных  аппаратов полеты аэродинамических летательных аппаратов возможны до высоты 65 км. На высотах 65-150 км возможны полеты авиационно-космических летательных аппаратов. Высоты от 150 до 1000 км считаются ближним космосом, а свыше 1000 км дальним космосом.
     С точки зрения международного права  деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах этих двух пространств. Воздушное пространство по международному праву делится на национальное (находящееся над территорией государства и входящее в сферу его полного и исключительного территориального суверенитета) и международное (находящееся за пределами государственных воздушных территорий)4. Космическое пространство (космос) – это межпланетное пространство за пределами атмосфер Земли и других небесных тел, не находящееся под суверенитетом какого-либо государства и не подлежащее национальному присвоению, в пределах которого возможно осуществление космической деятельности, среда, в которой главной силой, действующей на космический объект, является сила тяготения.
     Не  существует также и договорного определения понятия «космическая деятельность». Деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства (включая естественные небесные тела внеземного происхождения) получила название космической. Использование термина «космическая деятельность» дает основание считать, что государства не ограничивают его деятельностью исключительно в космическом пространстве, но относят к нему и деятельность на Земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве. Встает вопрос о том, на какую деятельность распространяются нормы и принципы космического права. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от подхода к этому вопросу со стороны того или иного государства. Тем не менее, можно считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах (в околоземном пространстве), в межпланетном пространстве (за пределами сферы земного тяготения), на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда к понятию космической деятельности относят также вертикальный запуск предметов на большие высоты с помощью ракетной техники с их последующим возвращением на Землю без выхода на околоземную орбиту (суборбитальные запуски).
     К понятию космической деятельности, бесспорно, относятся также действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных или управляемых по радио с Земли) аппаратов и приборов на борту космических объектов, включая выход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел.
     Таким образом, понятие космической деятельности связывается с деятельностью  в космической среде, включая  операции, осуществляемые на Земле  в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.
      По смыслу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела5 (далее – Договор по космосу), космическое пространство и небесные тела находятся в общем пользовании, но не являются общей собственностью. Только  результаты деятельности по исследованию и использованию космоса признаются достоянием всего человечества. Юридическое содержание этого положения заключается в том, что космическая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.
      Договором по космосу устанавливается не только режим космического пространства, но и определяются права и обязанности государств в процессе деятельности не только в космосе, но и в других средах, если  эта деятельность связана с исследованием и использованием космоса.
      Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности.
      Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
      Космическое право имеет следующие особенности:
    только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации;
    в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком;
    космос практически безграничен;
    в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;
    космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека;
    в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных;
    космическая деятельность осуществляется с помощью принципиально новых средств – ракетно-космической техники;
    использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность;
    в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно в настоящее время могут лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государства;
    запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря и могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.
       Если  с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды человеческой деятельности.  
     Таким образом, международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности. Предметом данной отрасли является регулирование международных отношений в процессе космической деятельности, а именно – правоотношения субъектов при запуске космических объектов, вопросы контроля и ответственности, определения круга субъектов космической деятельности и т. д. 

      1.2. Источники международного космического права и основные принципы 

      Источниками космического права, как и других отраслей современного международного права, являются международный договор и международный обычай. Хотя космическое право возникло сравнительно недавно, уже имеется целый ряд международный документов, содержащих нормы космического права. Основная роль в деле разработки таких документов принадлежит Организации Объединенных Наций в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа – Комитета  по использованию космического пространства в мирных целях и его подкомитета по правовым вопросам. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.
     Международные правовые нормы, регулирующие человеческую деятельность в космосе, стали появляться вскоре после начала освоения околоземного пространства. Почти точно к юбилею первого спутника  вступил в силу Договор по космосу. Это универсальное международное соглашение, к которому на сегодня присоединилось более 120 государств, включая все космические державы. В нем закреплены важнейшие принципы мирного использования космоса и отказа от национального присвоения небесных тел. В 1972 году вступила в силу Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами6 (далее – Конвенция об ответственности), а еще через четыре года — Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство7 (далее – Конвенция о регистрации). Последние два соглашения важны в связи с тем, что они конкретизируют условия международной ответственности государства за любую космическую деятельность, которую осуществляет оно само либо частные лица — его граждане и организации. Это редкий случай, когда государство юридически отвечает не только за себя, но «и за того парня», ведь запуски не всегда проходят благополучно.
      Таким образом, главным источником является Договор по космосу. Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются:
    Резолюция ООН об основных принципах исследования космоса в мирных целях8
    Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства9;
    Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой10;
    Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1967 года11 (далее – Соглашение о спасании);
    Конвенция о международной ответственности за  ущерб, причиненный космическими объектами;
    Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (далее – Соглашение о Луне)12;
    Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, заключенное странами-членами Содружества независимых государств13;
    Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях14
    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство
    Кодекс поведения экипажа международной космической станции15
    Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора16
      Кроме того, имеется значительное число  двусторонних и многосторонних международных соглашений по научно-техническому сотрудничеству в области исследования и использования космоса.
      До  заключения Договора о космосе основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего резолюция Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания"17, а также резолюцию 1996 г. "Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран"18.
      В последующие годы был принят ряд других международных соглашений, имеющих исключительно важное значение для процесса кодификации и регламентации деятельности государств в космическом пространстве. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того, что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер.
      Таким образом, освоение космоса тесно  связано с внешней политикой, а так как руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, то они, безусловно, применимы и к космической деятельности.
      Особое  значение общие правовые принципы имели  для космической деятельности в  тот период, когда международное  космическое право находилось в  начальной стадии своего формирования, когда отсутствие специальных принципов  должно было компенсироваться применением общих принципов. Общепризнанные  нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств, так как они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т.д.
     Выделяют  следующие общие принципы международного космического права:
    Принцип суверенного равенства. Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Применительно к космической деятельности этот принцип также означает равенство всех государств, как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с её осуществлением.
    Принцип неприменения силы и угрозы силой.
     Являясь одним из основных принципов международного права, принцип неприменения силы или угрозы силой в равной мере применим к любой сфере международной деятельности государств. Ко всем областям их взаимоотношений. Это справедливо и в отношении космической деятельности, которая, согласно Договору по космосеу должна осуществляться «в соответствии с международным правом, включая Устав ООН в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания».
    Принцип охраны окружающей среды.
     Международно-правовая охрана окружающей среды – это совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государства) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.
     По  Соглашению о Луне Луна и её природные  ресурсы являются общим наследием  человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный  режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой  эксплуатации станет реальностью.
     Всё более активная деятельность в космосе  растущего числа государств и  международных организаций оказывает  влияние на космическую среду. Наибольшее внимание в этой связи привлекает к себе в последние годы проблема космического мусора. Суть ее заключается в том, что в результате запуска и функционирования различных объектов в космосе оказывается и накапливается большое количество бесполезных предметов:
    отработанных маневровых ступеней и двигателей;
    различных защитных оболочек;
    отслоившихся частиц краски и других.
     По  мнению многих учёных, космический  мусор начинает представлять растущую опасность для космических объектов, включая пилотируемые.
    Принцип международно-правовой ответственности.
     Международно-правовая ответственность – сложное, многогранное явление, прежде всего это принцип международного права (хотя он и не закреплён в Уставе ООН), в соответствии с которым всякое противоправное деяние влечёт за собой ответственность виновного субъекта по международному праву, и который обязан ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права. По понятным причинам международное космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор по космосу установил общее правило, что ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица государства. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в случае осуществления деятельности в космосе международной организацией, ответственность несут совместно (солидарно) как сама организация, так и участвующие в ней государства.
      Как уже отмечалось, специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства-члены ООН признали необходимым в будущем рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Основные принципы, касающиеся правового режима космического пространств, предусмотрены Договором по космосу. Некоторые из принципов были конкретизированы и развиты в других универсальных соглашениях, упоминавшихся выше.
      Принципы  международного космического права  сводятся к следующему:
    исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества;
    на космическое пространство и небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств.
      С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.
      Основные  принципы состоят в следующем:
    признается свобода исследований и использования космического пространства и небесных тел в мирных целях;
    запрещается национальное присвоение космического пространства, но сохраняются национальные права на искусственные объекты, запускаемые в космическое пространство;
    космическая деятельность осуществляется в соответствии с основными принципами международного права и Устава ООН;
    оказывается всяческая помощь космическим экипажам;
    предусматривается международная ответственность за деятельность в космосе, в том числе за причиненный ущерб;
    воспрещаются эксперименты, которые потенциально могут оказать вредные последствия на космическое пространство или на небесные тела;
    оказание содействия международному сотрудничеству в мирном использовании и исследовании космического пространства.
      Свобода исследования и использования  космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена статьей 1 Договора по космосу. Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор по космосу закрепил положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (статья 2). Идентичное положение зафиксировано в статье 11 Соглашения о Луне. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. 
      Запрет  на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты находятся вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Статья 2 Договора по космосу и п.3 статьи 11 Соглашения о Луне устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и  национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство  сохраняет юрисдикцию и контроль (статья 8 Договора по космосу).
      Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена статьей 4 Договора по космосу. Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Соглашением о Луне установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей. Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
      Оказание  помощи космонавтам возлагается на все государства. Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор по космосу обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.
     Будучи  подкрепленной этими принципами, космическая деятельность вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного  многостороннего сотрудничества в  области науки и техники, предоставляя неограниченные возможности для  кооперации усилий государств путем обмена результатами исследований, проведения совместных работ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
     Великие перспективы, открывающиеся перед  человечеством в результате проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей заинтересованностью в процессе исследования и использования космического пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.
     В большинстве случаев отраслевые принципы, так же как и основные принципы международного космического права являются договорными. 

2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

      2.1. Субъекты международного космического права

  Под субъектом международного космического права понимается участник, в том числе потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом  пространстве или использования космической технологии. Субъектами международного космического пространства являются субъекты международного публичного права, то есть главным образом это суверенные государства и международные межправительственные организации.
      В отличие от суверенных государств, которые в силу самого факта являются субъектами международного космического права, международные организации являются производными субъектами. Основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками «космического пакета» документов.
      Таким образом, нормы космического права  адресованы двум основным группам субъектов  – государствам и созданным ими  организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 года Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении ответственности в случае аварии и причинения вреда.
      Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами.
      Практически не обсуждается вопрос о статусе человечества, общим достоянием которого является космос. Постановка вопроса об этом необходима не только в связи с тем, чтобы исключить из государственной практики претензии на национализацию космоса, но в большей степени для того, чтобы разработать, хотя бы в виде резолюции авторитетных международных организаций, систему или перечень обязательств государств перед грядущим и будущими поколениями. Однако такая позиция не может быть признана научно обоснованной, поскольку она не учитывает различие в социально-политических и экономических системах, а, следовательно, нельзя представить себе человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей.
      Существует  точка зрения, что субъектами международного космического права могут считаться  физические лица, в частности приверженцы этой точки зрения ссылаются на статью 5 Договора по космосу, в которой говорится, что «государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос», однако это не означает признания физического лица субъектом международного космического права, так как согласно статье 8 этого же Договора государство регистрации космического объекта сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта. Тем самым подтверждается статус космонавта в качестве гражданина того или иного государства, а не самостоятельного субъекта международного космического права.
      Международное космическое право не исключает  возможности осуществления космической  деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами). Именно поэтому статья 6 Договора по космосу предусматривает международную ответственность государства «за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами». Это не значит, что неправительственные юридические лица становятся субъектами международного космического права. Согласно указанной статье «деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая  Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора», а государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность этих лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в договоре.
      Поскольку в международном праве общепризнано, что его субъекты являются равноправными  и независимыми во внутренних и внешних  делах от какой-либо власти, очевидно, что в свете изложенных положений  вопрос о международной правосубъектности юридических лиц ставиться не может.
      Таким образом, субъектами международного космического права являются только суверенные государства  и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую  деятельность. 

      2.2. Объекты международного космического права
      Объектами международного космического права  являются: космическое пространство (надземное пространство, начиная  с высоты около 100 км над уровнем  моря), небесные тела, космические экипажи, искусственные космические объекты и их составные части, в том числе наземные компоненты космических систем, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности (например, данные дистанционного зондирования Земли из космоса, материалы, доставленные с небесных тел на Землю и другие).
      Надземное пространство делится на воздушное  и космическое. Такое деление  предопределяется различием технических  принципов передвижения летательных аппаратов: для авиации – это подъёмная сила крыла и двигательная тяга; для космонавтики – это, в основном, инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет. Как уже говорилось выше, единого понятия «космическое пространство» на данный момент не выработано. Представители различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным. В любом случае правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международный отношений.
      Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ее положениям регистрации подлежат все космические объекты, запускаемые на орбиту Земли или дальше в космическое пространство. При этом термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Важным является временной аспект, то есть момент, с которого искусственный объект становится космическим. Любой искусственный объект, созданный на Земле, не является космическим, пока он не запущен в космос, при этом, даже если запуск оказался неудачным, объект все равно будет считаться космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на Землю как запланированного, так и аварийного.
      Космос  представляет собой единство двух видов территорий – космического пространства и естественных небесных тел. Небесное тело (или точнее астрономический объект) — это материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве. К небесным телам можно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды и прочее. На настоящем этапе развития космонавтики назрела объективная необходимость в правовом определении понятия небесного тела. Под небесным телом следует понимать не находящийся под суверенитетом какого-либо государства и не подлежащий национальному присвоению, пригодный для освоения и использования естественный объект природного происхождения, расположенный в космическом пространстве на орбите вокруг Солнца, либо на орбите вокруг иного небесного тела, обладающий достаточной гравитацией, необходимой для оборудования на его поверхности или орбите обитаемой космической станции. Естественные объекты, находящиеся в космическом пространстве, не обладающие достаточной гравитацией и не пригодные для их длительного использования и освоения являются природными ресурсами космического пространства.
      Согласно  нормам международного космического права  космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия,  проведения военных маневров, угроза силой или ее применение, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.