На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль малого бизнеса в конкурентной среде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
      ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 

      Факультет экономики и права
      Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
      Кафедра государственного управления 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по  дисциплине «Экономическая теория» 

      на  тему: 

        РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  В КОНУРЕНТНОЙ  СРЕДЕ 
 
 

Студент группа 611
      ____________________       подпись
      М.К.Ефлакова
        ___________________       дата
       
Научный руководитель к.э.н., профессор
      ____________________       подпись
      Г.Э. Путивец       
              ___________________       дата
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Хабаровск 2009 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……………..5
1.1. Понятие  и сущность конкуренции……………………………………………..5
1.2. Конкурентная  среда как основная характеристика  рынка…………………...11
2 Теоретические аспекты  малого бизнеса…………………….14
2.1 Понятие  Малого бизнеса. Размеры предприятия…………..................………14
2.2 Условия  развития малого бизнеса……………………………………...………19
3 Малый бизнес в  конкурентной среде…………………...………25
3.1. Малый  бизнес как основа конкуренции………………………………..……. 25
3.2 Роль  малого бизнеса в конкурентной  среде……………………………….…..26
3.3  Развитие малого предпринимательства в России……………………….……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
     Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
     Актуальность  исследования данной темы обусловлена  тем, что, во-первых, в рыночных отношениях сектор малого бизнеса играет огромную роль в экономике страны.
     Во-вторых, Понимание роли малого бизнеса требует  четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные  черты.
     В-третьих, Формирование развитой конкурентной среды  прежде всего зависит от доли малого предпринимательства в экономике;
     В-четвертых, формирование и развитие малого предпринимательства  является основным условием становления  конкурентной рыночной среды.
     Анализ  изученных источников литературы. Проблемы становления конкуренции, конкурентной среды в России, её сравнительный анализ с другими странами нашли свое отражение в работах таких ученых как:
       Иванова Н.Ю., Рубин Ю.Б., Артемьев  И.Ю. В этих работах отражается  сущность конкурентной среды  в экономике и её взаимосвязь с малым предпринимательством в России. Раскрываются социально-экономические функции малого бизнеса в Российской экономике.
     Данилова  О.В Агурбаш Н.Г. исследуют теоретические  аспекты малого бизнеса, дают определения  этого понятия на современном  этапе развития экономических отношений.
     Так же были исследованы материалы различных  правительственных программ и приказов по поддержке малого предпринимательства  в России.
     Цель  и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России. 
В соответствии с поставленной целью было намечено решить следующие задачи:  
- Раскрыть особенности понятия конкуренции и конкурентной среды, выявить различия.  
- Проанализировать специфику условий рыночной экономики России и закономерности формирования конкурентной среды.  
- Определить особенности функционирования малого бизнеса в экономике и исследовать специфику малого бизнеса как отдельный сектор экономической системы.  
- Раскрыть основные принципы правительственной программы стимулирования конкуренции путем создания условий для ускоренного развития малого бизнеса.

Объектом  исследования является малый бизнес России.
Предметом исследования - Роль и значение малого бизнеса в конкурентной среде. 
 
 

 

      1 Теоретические аспекты конкурентной среды
      1.1.Понятие и сущность конкуренции
 
     Действие  рыночного механизма и характер поведения отдельных фирм во многом зависят от специфики структуры того или иного рынка. Существуют различные варианты подходов к рыночным структурам. Наиболее значимыми в экономическом отношении являются структуры, отражающие количество и размеры производителей и потребителей в тех или иных отраслях экономики. В зависимости от размеров фирм и их количества в различных отраслях в неодинаковой степени и в разных формах проявляет себя самая специфическая и сильная составляющая рыночного механизма - конкуренция.
     Согласно  «Толкового словаря рыночной экономики», конкуренция - это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
     Р. Макконел и Л. Брю считают, что  обязательными условиями конкуренции является «наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их».
     Широко  признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:
     «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
    Угрозой появления новых конкурентов.
    Угрозой появления товаров заменителей.
    Способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться.
    Способностью покупателей торговаться
    Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
     В. Синько в своей работе «Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия» считает, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
    проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования. изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
    является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
    служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции. экономического закона. выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.
     Как и каждая экономическая категория, конкуренция обладает определенными функциями. К наиболее основным и явным можно отнести следующие:
     Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
     Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
     - предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;
     - предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .
     Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
     Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
     Исходя  из сложившихся общепринятых представлений, в настоящее время выделяют, как правило, четыре основных типа конкурентных рыночных структур: совершенную конкуренцию, монополию и монопсонию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Данные типы подразделяются в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей.
      Рассмотрим  основные виды конкуренции на примере  схемы.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1.1 – Виды конкуренции
      Различные факторы обуславливают различные  виды конкуренции (см. рис.1.1). Так, ожидаемая конкуренция начинается уже на стадии разработки или освоения производства новых продуктов, которые будут поставляться уже на освоенный или новый рынок. 
      Прямая  конкуренция возникает в случае конкурентных отношений без посредников.
      Конкуренция может быть обусловлена как природными факторами (например, нефть на небольших глубинах, или содержание железа в руде), так и географическими (например, издержки на транспортирование продукции и др.).
      Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что различные товары или услуги могут удовлетворять одну и ту же потребность по-разному (например, необходимые перевозки могут осуществляться автомобильным или железнодорожным транспортом).
      Видовая конкуренция возникает в тех случаях, когда товары, призванные удовлетворять одну и ту же потребность, отличаются друг от друга своими свойствами, которые влияют на степень такого удовлетворения.
      Предметная  конкуренция проявляется в том случае, когда предприятия предлагают покупателям практически одинаковые товары (например, автомобили одного класса). Субъектная конкуренция возникает между фирмами, устойчивое положение которых на рынке обеспечивается выбранной сферой деятельности.
      Недобросовестной  является конкуренция, которая направлена на дискриминацию конкурентов путем распространения ложных слухов о них, фальсификации товаров, незаконного присвоения товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки, искажения в рекламе сведений об истинных свойствах товара, самовольного использования или разглашения чужой конфиденциальной научно-технической, производственной, маркетинговой или другой информации, поставки патентно «нечистых» товаров.
     Конкуренция, являясь важнейшим элементом  динамичного функционирования и  развития рыночной экономики, оказывает  многоаспектное влияние на важнейшие параметры внешней и внутренней среды субъектов хозяйствования.
     Во-первых, она оказывает воздействие на поведение и мотивацию производителей и продавцов, формируя отношения состязательности между ними.
     Во-вторых, стимулирует появление новых отраслей и инновационное развитие экономики в целом, побуждая производителей внедрять новинки, искать новые комбинации факторов производства и рынки сбыта, и в конечном счете более полно удовлетворять потребности общества под влиянием принципа «невидимой руки» рынка.
     В-третьих, она формирует особый тип рыночной структуры в отрасли, который характеризуется: - большим числом продавцов, продающих однородную продукцию; - равным доступом продавцов к ресурсам, включая информацию; - невозможностью согласованных действий между продавцами в области их влияния и контроля над ценами; - отсутствием барьеров для новых фирм при вхождении на рынок и при выходе из него; - симметричностью распространения рыночной информации; - широкими возможностями выбора для потребителей товаров и продавцов.
     Иными словами, конкуренция формирует  конкурентный рынок, который имеет место при совершенной конкуренции и частично при монополистической конкуренции. Последняя модель конкурентного рынка характеризуется большим числом фирм-продавцов и наличием целого ряда барьеров для входа и выхода на рынок, связанных с внедрением инноваций и расширением номенклатуры продукции и услуг на основе их дифференциации и технологического обновления.  Это позволяет временно монополизировать ту или иную рыночную нишу и присваивать добавочную прибыль. Но, как правило, на рынках монополистической конкуренции отраслевые барьеры не особенно высоки и их могут преодолеть новые фирмы.
     Согласно  международной практике и антимонопольному законодательству под входными барьерами понимаются любые обстоятельства, мешающие новому производителю конкурировать с уже существующими на данном рынке. К наиболее типичным барьерам, препятствующим вхождению новых фирм на отраслевой рынок, относятся следующие препятствия:
    величина первоначального капитала;
    порядок лицензирования, сертификации, квотирования;
    таможенные ограничения на ввоз и вывоз;
    технологические секреты (ноу хау, патенты);
    транспортные издержки;
    доступность источников сырья, материалов, энергоресурсов, 
    информации и т.д.

    доступность сети сбыта;
    доступность кредитных ресурсов и бюджетных средств;
    доступность к системе государственных кредитных гарантий;
    собственность на те или иные виды ресурсов;
    административные ограничения.
     Преодоление перечисленных выше ограничений  позволяет приблизиться к модели конкурентного рынка, которая способствует эффективному развитию национальной экономики в целом, поскольку:
    ориентирует производителя на поиск новых комбинаций факторов производства, повышение качества продукции и услуг, развитие системы послепродажного обслуживания и т.д.
    ограничивает влияние производителей на цены и раскручивание 
    инфляции в экономике;

    способствует изучению и развитию новых потребностей общества;
    расширяет возможности потребителей в выборе более качественных товаров и услуг.
      Из  сказанного можно сделать вывод о том, что конкуренция - это соперничество между субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономический смысл конкуренции заключается в соперничестве между предпринимателями за получение наивысшей прибыли.
      1.2 Конкурентная среда как основная характеристика рынка.
 
      В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред: (см. рис. 1.2.)  

        
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1.2 - Виды конкурентной среды 

      Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь фирме важно правильно установить цены, так как завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий деятельности.
      Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, так как их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
      Среда, где цены контролируются правительством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают уровень цен после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон - потребителей и производителей.
     Конкурентной  средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.  К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
     Состояние конкурентной среды в настоящий  момент характеризует высокий уровень  административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют  даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках.
     Развитая  конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.  При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.
     В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.
     В настоящее время устойчивая тенденция  к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке  способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда  отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
     Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция и конкурентная среда- это понятия, которые нужно различать. Если рассматривать конкуренцию, то стоит определять ее как соперничество между субъектами рынка, а если рассматривать конкурентную среду, то под этим понятием стоит понимать среду рыночных отношений, в которой отражается конкуренция.  
 
 
 

 

       2 Теоретические аспекты малого бизнеса 

      2.1 Понятие и сущность малого бизнеса. Размеры предприятия. 

     Термин  «бизнес» имеет английское происхождение  и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
     Бизнес  – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме.
     Агурбаш Н.Г. , исследуя малый бизнес, дает и такое определение: «Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
     В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
     В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
     К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
     Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
     Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое.
     Вот одно из определений, данных известным  английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх  простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».
     Таким образом, представитель рыночного  хозяйства не различает понятия  «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует прежде всего на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».
     Для характеристики малого бизнеса, или  говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».
     Например, в США малым обычно считаются  предприятия с численностью занятых  работников менее 500 человек. Однако это  не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного - двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так  в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.
     Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.