На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       
       
       
      Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
  Прокуратура всегда была и остается важным неотъемлемым атрибутом политической системы почти каждой существующей страны. Во избежание искажения «родословной» отечественной прокуратуры необходимо знать исторические корни, закономерность возникновения и развития органов прокуратуры, понять первоначальный генетический код, заложенный основателем при учреждении данного института, поскольку, не зная прошлого, нельзя понять истинный смысл настоящего и цели будущего.
  Слово «прокурор», «прокуратура» имеют  своим корнем латинское «procuro», что означает: «забочусь», «управляю». Уже в Древнем Риме существовала должность прокуратора, который мог быть и доверенным лицом римского гражданина в судебных и коммерческих делах, и домоуправителем, и наместником, управляющим провинциями с сосредоточением в своих руках всей полноты власти, включая судебную.
  Прокуратура, в отличие от судопроизводства, зародившегося  в далеком прошлом, в странах Европы возникла в XIV-XIX веках. Король Франции Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 г. учредил прокуратуру как орган, защищающий интересы монарха. В делах, в которых был заинтересован король, право уголовного преследования было признано за королевскими прокурорами с самого начала производства по ним. Далее сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась.
    В России образование прокуратуры пришлось на эпоху Петра 1, когда он
в процессе реформы государственного управления пришел к выводу о необходимости создания аппарата, призванного следить за исполнением законов и бороться с чиновниками-вымогателями, казнокрадами и взяточниками. С этой целью Петр I в 1711 г. первоначально ввел институт фискалата, который действовал в основном тайно, нелегально. Затем, с целью создания и совершенствования различных форм контрольной деятельности, Указом от 12 января 1722 г. учредил прокуратуру. 27 апреля 1722 года им издан указ «О должности генерал-прокурора», подробно регламентирующий деятельность образованного нового учреждения, определив его статус как «око государево» и «стряпчим о делах государственных».
  Затем в 1722 г. прокуратура была утверждена в качестве единой, общегосударственной и строго централизованной системы надзора за исполнением законов, призванной быть оплотом единства законности и правопорядка, институтом особого контроля за деятельностью различных чиновников, как орган надзора за соблюдением интересов высшей власти и государства.
  Обеспечению независимости прокуроров от местных  влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом императора. Прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно. Таким образом, прокурор, занимая определенную должность, мог быть уверен в своем будущем.
  Уникальные  свойства прокуратуры как государственно-правового  института были учтены в важнейшем законодательном акте «Учреждения для управления губерний», принятом 7 ноября 1775 года. «Учреждения» определили нишу прокуратуры в системе органов государства. Причем с такой точностью и обстоятельностью, которые позволили губернскому прокурору на долгое время стать одной из ключевых фигур в системе государственного административного управления.
  Существенные  изменения в структуре правовой системы произошли после утверждения в ноябре 1864 г. основных актов судебной реформы. Ликвидация общенадзорных полномочий прокуратуры, как впоследствии признали политики, государствоведы, ученые, была принята в интересах некоторых властных структур, избегавших прокурорского вмешательства в их деятельность. В дальнейшем правительство было вынуждено возродить основные элементы этого надзора.
  Казахстан почти три столетия находился  в составе Российской империи, а затем Советского Союза, поэтому развитие органов прокуратуры в республике неразрывно связано с эволюцией правовых систем метрополии, различных правовых институтов и механизмов государственной власти.
  После свержения царского самодержавия и  Октябрьского переворота органы прокуратуры были ликвидированы и не функционировали в течение почти пяти лет, в т. ч. и на территории Казахстана. Декрет о суде за № 1 от 24 ноября 1917г. упразднил ранее существовавшие дореволюционные судебные органы, адвокатуру, институты судебных следователей и прокурорского надзора.
  Таким образом, в 1917-1922 гг. надзор за соблюдением  революционной социалистической законности осуществлялся различными органами власти. К ним, в первую очередь, относились высшие органы власти и управления, местные Советы, их исполкомы и наркоматы. В функцию Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции входило наблюдение за неуклонным осуществлением декретов и постановлений центральной власти, а также рассмотрение заявлений о незаконных действиях должностных лиц.
  Подобное  положение с надзором за законностью  не отвечало требованиям времени, в  результате чего возникла необходимость  в органе, который бы осуществлял  надзор от имени государства на единой организационной и правовой основе. В связи с этим Наркоматом юстиции был подготовлен и опубликован проект Декрета о государственной прокуратуре. В развернувшейся дискуссии о принципах построения, месте и роли прокуратуры в системе государственных органов вначале возобладало мнение о необходимости двойного подчинения органов прокуратуры - центру и местному губисполкому, но после письма В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности» в принятое ВЦИКом Положение о прокуратуре была положена его точка зрения о создании централизованного органа прокуратуры.
  В дальнейшем, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик, органы прокуратуры строились на принципах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, подотчетному и подведомственному верховным органам своей республики.
  Становление прокуратуры РСФСР и прокуратуры  Союза ССР способствовало формированию и становлению прокуратуры в других союзных республиках.
  Так, на территории Казахстана был издан  Декрет Совета Народных Комиссаров Туркестанского края от 12 декабря 1917 года. Этим актом упразднялись окружные суды, судебные палаты и все военные суды. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей, которое осуществлялось судьями единолично. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ. По традиции казахское население, как и раньше, за разрешением своих споров обращалось в суд биев, которые руководствовались обычаями казахов, а русское население - в мировые и окружные суды.
  Новая власть только через четыре года признала необходимость создания надзорного органа. Прокуратура, упраздненная без  всякого юридического анализа и обоснования, была восстановлена в 1922 г. и последовательно закреплены все ее надзорные функции.
  ВЦИК  первоначально учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику прокурора республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ, поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
  На  территории Казахстана органы прокуратуры  были учреждены 13 июля 1922 г. постановлением 3-й сессии КазЦИКа, утвердившей Положение  «О прокурорском надзоре». При этом государственная прокуратура учреждалась  «в целях обеспечения надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Народного комиссариата юстиции. Этот исторический для прокуратуры Казахстана документ был подписан в г. Оренбурге, тогдашней столицы республики.
  На  прокуроров возлагались следующие задачи: осуществление надзора за   законностью   в деятельности   органов   власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования, а также опротестования постановлений, вынесенных в нарушение закона; наблюдение за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления; наблюдение за функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений; осуществление прокурорского надзора в Верховном суде Казахской АССР и его коллегиях; производство следствия по предложениям ЦИКа и СНК Казахской АССР. Прокурор имел право присутствовать на всех заседаниях местных исполкомов с совещательным голосом. Прокуратура с самого начала своей деятельности являлась главным правоохранительным и правозащитным органом в республике. В борьбе с преступностью на прокурора возлагалась руководящая роль.
  Становление прокуратуры тесно связано с  развитием института органов  расследования. За этот период органы расследования прошли в своем развитии несколько этапов. На первом этапе (1917 — 1958 гг.) институт органов расследования развивался под влиянием уголовно-процессуального законодательства РСФСР и СССР.
  Первоначально, после упразднения ранее существовавшего института судебных следователей, ведение предварительного следствия по уголовным делам было возложено на местных судей единолично. В целях борьбы с контрреволюцией, мародерством, саботажем и другими опасными преступлениями были созданы революционные трибуналы, избираемые губернскими и городскими Советами. При Советах были образованы особые следственные комиссии для ведения предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам.
  В октябре 1919г. была создана  Туркестанская краевая революционно-следственная комиссия, входившая первоначально в состав отдела внутреннего управления Военно-Революционного Комитета края, а затем с октября 1920 г. - в состав НКВД Киргизской (Казахской) АССР.  
  Декретом  ВЦИКа от 21 октября 1920 г. были упразднены Революционно-следственная Комиссия при Кирревкоме и следственные комиссии при окружных, уездных комитетах, окончательно установлен институт единоличных следователей. Тогда народные следователи оказались в ведении народных судей, . следователи по важнейшим делам - при отделах юстиции и при Наркомате юстиции Киргизской (Казахской) АССР.
  Для усиления борьбы с  преступностью, согласно Положению о Советской Рабоче-крестьянской милиции, утвержденному ВЦИКом 27 декабря 1921 г., была создана Рабоче-крестьянская милиция Киргизской (Казахской) АССР. Следователи, находившиеся в подчинении суда, Постановлением КазЦИКа и СНК Казахской ССР были переданы в органы прокуратуры только в 1928 году. С этого момента все вопросы, возникающие на стадии предварительного следствия, стали разрешаться только прокурором.
  УПК РСФСР того времени  позволял следователям с разрешения прокурора передавать органам дознания любое дело, по которому законом было обязательно производство предварительного следствия, что привело к стиранию грани между следствием и дознанием и, таким  образом,  к  расследованию  милицией  большинства преступлений.
  С годами компетенция прокуроров постепенно расширялась и впоследствии возникла необходимость преобразования прокуратуры в самостоятельный орган общегосударственного масштаба. Утвержденное 17 декабря 1933 г. «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа; Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В качестве структурных подразделений в прокуратуру вошли военная и транспортная прокуратура.
  В 1936 г., с получением Казахстаном статуса  союзной республики, начался новый этап развития и укрепления государственных органов, в т. ч. и органов прокуратуры. Десятый чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию Республики, законодательно закрепившую вхождение Казахской Советской Социалистической Республики в Союз ССР.
  11 ноября 1936 г. за подписью первого  прокурора Казахской ССР С. Ескараева был издан приказ о разделении наркомата юстиции и прокуратуры.
  В основе второго этапа  преобразований (1960 - 1991 гг.) лежал УПК Казахской ССР, введенный в действие в 1960 г. с последующими дополнениями и изменениями, в соответствии с которым в республике право производства предварительного следствия законодательно возлагалось и на органы прокуратуры, а также органы государственной безопасности и внутренних дел.
  В конце 80-х гг. вокруг судьбы предварительного следствия среди ученых и практиков  разгорелись споры. Отдельные руководители горрайорганов внутренних дел под видом заботы об органах милиции оказывали прямое административное давление на должностных лиц следственных подразделений и непосредственно на следователей, толкая их на нарушение законности в ходе расследования, на незаконное задержание и необоснованное привлечение к уголовной ответственности. Прокуратура СССР также пришла к выводу о неэффективности существующей в органах внутренних дел системы управления следственными аппаратами.
  Затем XIX Всесоюзная конференция КПСС (28 июня - 1 июля 1988 г.) в п. 7 Резолюции «О правовой реформе» записала: «В интересах лучшего использования возможностей органов внутренних дел в борьбе с преступностью представляется целесообразным сосредоточить расследование основной массы уголовных дел в следственном аппарате МВД, выделив его в самостоятельную структуру, не подчиненную республиканским и местным органам внутренних дел, повысить ответственность следователей, укрепить правовые гарантии законности их деятельности, усилить прокурорский надзор за предварительным следствием».
  Для этого в 1987 - 1988 гг. МВД СССР в ряде регионов страны, в т. ч. И в Казахстане, провело эксперимент по выведению следственных подразделений в самостоятельную структуру. Суть его заключалась в том, что следователи вновь выводились из штата ГорОВД, создавались межрайонные следственные отделы, отделения и группы. Выход следственного аппарата из многофункциональной системы местных и республиканских органов внутренних дел, ликвидация его двойного подчинения (начальнику местного органа внутренних дел и начальнику вышестоящего следственного аппарата), усиление демократизации в управлении расследованием преступлений требовали серьезной перестройки стиля и методов управления следственными аппаратами и повышения организационной активности всех субъектов управления.
  К сожалению, эксперимент в союзном  масштабе не был подкреплен ни организационно, ни материально, ни психологически. Не был решен главный вопрос: возможность самостоятельного функционирования следственного аппарата МВД. По всем вопросам следственный работник практически был полностью зависим от начальников УВД и горрайорганов внутренних дел (в частности, по вопросам выделения рабочего кабинета, обеспечения оргтехникой, доставления следственно-заключенного, предоставления отпуска, присвоения очередного звания и т.д.). В 1991 г. в связи с распадом СССР эксперимент был прекращен.
  После провозглашения государственной независимости  Республики Казахстан была введена должность Генерального Прокурора Республики. 6 декабря 1991 г. в стране была образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному Прокурору Республики Казахстан, положившая начало становлению прокуратуры.
  17 января 1992 г. постановлением Верховного Совета вводится в действие Закон «О прокуратуре Республики Казахстан», которым прокуратура провозглашается органом высшего надзора за исполнением законов. Указанный закон действовал до 21 декабря 1995 г., т.е. до вступления в силу Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан». Принятие последнего нормативного правового акта было вызвано тем, что Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., несколько изменила правовое поле деятельности органов прокуратуры. За это время произошли определенные преобразования в правовой сфере нашего государства, которая реформировалась в соответствии с принципами нового государственного устройства, обновления задач, стоящих перед органами прокуратуры. Все это, в свою очередь, требовало внесения соответствующих изменений и дополнений в Указ «О прокуратуре Республики Казахстан».
  Принятие  Парламентом страны последних изменений  и дополнений в законодательство по вопросам прокурорского надзора стало очередным шагом в совершенствовании деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав казахстанцев. Кроме того, в свете введенных новшеств следует отметить, что ими было изменено название действующего нормативного правового акта о прокуратуре - с Указа, имеющего силу закона, на Закон.
  Таким образом, современная прокуратура  имеет почти трехвековую историю и является результатом длительной эволюции ее правового статуса. Острота современной ситуации с законностью и правопорядком в стране диктуют необходимость дальнейшего максимального использования потенциала прокуратуры.
  С обретением независимости Казахстаном, с 1991 года, начался новый этап развития прокуратуры и института органов расследования. Так, в 1995 г. была произведена существенная реформа предварительного следствия. Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона, от 6 октября 1995 г. «О специальных государственных органах РК, осуществляющих дознание и следствие» и «Об образовании Государственного следственного комитета РК» (ГСК) был создан новый вневедомственный правоохранительный орган, который взял на себя функции предварительного следствия органов прокуратуры и внутренних дел.
  Однако  чрезмерная концентрация в подследственности  ГСК значительной категории дел, отвлечение сил и средств на расследование несложных и не представляющих большой общественной опасности уголовных дел, отсутствие взаимодействия с органами внутренних дел, а порой и соперничество их, в целом отрицательно повлияли на эффективность деятельности нового органа расследования.
  В связи с этим в целях дальнейшего совершенствования системы правоохранительных органов и повышения эффективности борьбы с преступностью и коррупцией, Президентом 22 апреля 1997 г. был издан Указ «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан», которым были внесены принципиальные изменения в организацию и полномочия
правоохранительных  органов, включая ГСК и его  органы на местах. В соответствии с этим Указом МВД Республики вновь наделялось правом производства предварительного следствия по делам о преступлениях против собственности, личности и тех видов, которые занимали значительный удельный вес в структуре преступности. На органы ГСК были возложены борьба с экономическими, должностными, воинскими преступлениями, а также особо опасными преступлениями, в частности, организованной преступностью и
коррупцией.
  Однако  впоследствии Указом Президента «О мерах  по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 5 ноября 1997 г. Государственный следственный комитет был упразднен. Полномочия его по борьбе с организованной преступностью, связанной с коррупцией лиц, занимающих ответственные государственные должности, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и судей, а также контрабандой и наркобизнесом, осуществляемыми преступными сообществами, перешли в Комитет национальной безопасности. Что касается расследования общеуголовной организованной и экономической преступности, то оно было возвращено органам внутренних дел.
  Таким образом, прокуратура Казахстана, в  отличие от других аналогичных ведомств постсоветских республик, начала функционировать в новых условиях независимости, но без следственного аппарата.
 

      Прокуратура в системе государственно-правовых институтов Казахстана
  Точное  обозначение места прокуратуры  в системе государственно-правовых институтов страны имеет ключевое значение для определения сущности органов прокуратуры, ее функций и правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Вопрос о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов вытекает из общей концепции механизма казахстанской государственности, закрепленной в Конституции Республики Казахстан.
  Согласно  Конституции Республики Казахстан государственная власть в стране едина, осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые должны взаимодействовать между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Гарантом же единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Важным звеном системы «сдержек и противовесов», столь необходимым для нормальной жизни общества, является прокуратура.
  В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лип и составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
  Республика  Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту страны, который, как глава государства, принимает на себя большую часть ответственности за состояние правовой системы и правопорядка. На основе и во исполнение Конституции РК и законов он издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны. После подписания им законов они вступают в силу в установленном законодательством порядке.
  Основной  закон и нормативные правовые акты должны неукоснительно соблюдаться, и прокуратура, как орган правоохраны, подотчетный лишь Президенту, обязана осуществлять высший надзор за их точным и единообразным применением на территории республики и принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности. Являясь необходимым звеном в цепи государственной защиты, обладая конституционной надзорной функцией, она призвана быть прежде всего инструментом обеспечения полномочий Президента Республики и с позиции закона обязана оказывать влияние на все ветви власти, тем самым способствуя нормальной их деятельности и выполнению правовых положений, содержащихся в Конституции страны. При этом прокуратура не подменяет представительные, исполнительные и судебные органы власти, а дополняет их, эффективно используя свои специальные полномочия. Тем более все ветви государственной власти и их органы обязаны соблюдать и укреплять законность. Без законности не может быть сильного, успешно выполняющего свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым.
  Таким образом, прокуратура, взаимодействуя с ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) действует в интересах всех ветвей власти и. как механизм контроля за реализацией их полномочий, осуществляет надзор за правильным применением законодательных актов. Основная задача прокурора - выявить нарушения закона, добиться их устранения, защитить невиновных, поставить вопрос об ответственности нарушителей.
  Необходимо  внести ясность в вопрос о том, что прокуратура Казахстана не входит в рамки традиционно классического принципа
разделения  властей. Неверно утверждать, что  в современном обществе любой государственный орган должен быть в треугольнике ветвей власти, руководствуясь только теорией разделения властей, основанной на идеях Дж. Локка и Ш. Монтескье почти три века тому назад. Вне трех ветвей власти функционирует не только прокуратура. Президент Республики не относится ни к одной ветви власти и, занимая доминирующее положение над тремя ее ветвями, как гарант незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, реализует некоторые свои полномочия с помощью таких органов, как Конституционный Совет, Счетная палата, Прокуратура. Главное, чтобы эти институты вписывались в рамки демократического устройства государства и содействовали балансу фундаментальных ветвей власти.
  Не  должно вводить в заблуждение  и то, что конституционные нормы, посвященные прокуратуре, находятся в главе седьмой «Суды и правосудие» Конституции Республики Казахстан. Согласно ст. 75 Основного закона, правосудие в нашей стране осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судами являются Верховный Суд Республики и местные суды, которые, в отличие от прокуратуры, не могут быть органами уголовного преследования. Поэтому прокуратура как государственный орган по своему статусу сегодня не является частью судебной власти. Включение ее в указанную главу Конституции, на наш взгляд, связано с тем, что отправление правосудия осуществляется судом с участием прокурора, которые в реализации правозащитной деятельности, а также в обеспечении верховенства закона дополняют друг друга.
  Важное  значение имеет то, что Конституцией РК возложено на органы прокуратуры  осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов. Надзор называется высшим потому, что прокуратура действует от имени государства и на территории всей страны, осуществляет надзор за всеми правопри-меняющими субъектами. В стране функционирует широкая система государственных, ведомственных, общественных органов и организаций, которые также осуществляют надзор и контроль. В
частности, функционируют множество различных  министерств и ведомств, самостоятельных агентств, департаментов и инспекций, выполняющих контролирующие, а некоторые из них - и надзорные функции. Так, Министерство финансов осуществляет надзор и контроль за соблюдением финансовой дисциплины юридическими и физическими лицами, контроль за целевым использованием государственных финансов и государственных внебюджетных фондов; Национальный банк - надзор и контроль за деятельностью банков, а также валютное регулирование и валютный контроль в республике; Комитет по чрезвычайным ситуациям - надзор и контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороной, безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор; органы внутренних дел - надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Существуют пожарный надзор, санитарный надзор, энергонадзор и т.д.
  Прокурорский  надзор, в отличие от ведомственного контроля представляет собой высший надзор, стоящий над ведомственными надзором и контролем, на которые возложено обеспечение исполнения законов самим ведомством.
  Определяя соотношение полномочий указанных органов и органов прокуратуры, необходимо отметить, что прокуратура в иерархии правоохранительных и контролирующих органов осуществляет надзор за применением законов и этими органами контроля и надзора. Таким образом, прокуратура ввиду всеобъемлемости своей надзорной деятельности в различных сферах правовых отношений и наличия у нее функции координации имеет более широкие полномочия и поэтому высший надзор является всеобщим и надведомственным.
  Как мы уже говорили, прокуратура тесно  связана со всеми ветвями власти, оказывая влияние на их функционирование прежде всего путем осуществления надзора за применением законов. Известно, что высшим представительным органом страны, осуществляющим законодательные функции, является Парламент Республики Казахстан. До принятия Конституции 1995 г. прокуратура была своего рода подконтрольным органом законодательной власти. Генеральный Прокурор Республики Казахстан назначался на должность Верховным
Советом сроком на пять лет. В настоящее  время Генеральный Прокурор назначается Президентом Республики с согласия Сената. По Конституции прокуратура не обладает правом законодательной инициативы. Однако это не лишает ее активного участия в законотворческой деятельности. Она может по своей инициативе направлять в Правительство и Парламент страны информацию о пробелах законодательного регулирования отдельных областей общественной жизни, о состоянии законности в республике и указывать на недостатки законодательства, предлагать меры по их устранению, а также оказывать влияние на законотворческий процесс путем участия при подготовке законопроектов, в работе комитетов и парламентских слушаниях.
  Взаимодействие  прокуратуры с органами исполнительной власти осуществляется в разных формах - путем участия по согласованию в правительственных программах, инициативы по изданию постановлений Правительства, затрагивающих конституционные и другие права граждан. Прокуратура, как самостоятельный государственный институт, осуществляет надзор за законностью в деятельности исполнительной ветви власти, правовых актов Правительства, министерств и ведомств, местных исполнительных и представительных органов, органов контроля и ведомственного надзора, их должностных лиц.
  Взаимодействие  прокуратуры и суда основано на сотрудничестве и взаимном контроле с целью соблюдения законности и повышения эффективности правоохранительной деятельности. Судебная власть действует независимо от других ветвей власти и вместе с законодательной и исполнительной властями образует единую государственную власть, возглавляемую Президентом страны. Взаимоотношение прокуратуры и суда строится на основе конституционного принципа осуществления правосудия, независимости судей и подчинения их только закону. Прокуратура не осуществляет надзор за судом и не посягает на прерогативы судебной власти. Правовая позиция, выраженная в прокурорских актах, не имеет обязывающей и заранее установленной силы, а лишь ставит вопрос об отмене или изменении незаконных судебных постановлений перед вышестоящим судом, тем самым внося важный вклад в
обеспечение законности судебных актов. Эти отношения между судом и прокуратурой представляют собой форму взаимодействия, которая так необходима для обеспечения законности и защиты прав граждан. Изменения во взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означают ослабления роли прокуроров в уголовном и гражданском судопроизводстве. Их активное, профессиональное, грамотное участие в судебном разбирательстве является гарантией законности и эффективности осуществления правосудия. Не случайно Президент страны в «Послании народу Казахстана на 2004 г.» обратил внимание на то, что забота государства к нуждам судебной системы должна сопровождаться повышением требовательности к судейскому корпусу и усилением правовых рычагов контроля за деятельностью судов, без вмешательства в процесс отправления правосудия.
 

 
ТЕМА 6. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА  В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
  Вопрос 1. Задачи прокуратуры  в гражданском  процессе на современном этапе развития общества
  Из  истории вопроса. Краткий обзор истории создания, организации и деятельности прокуратуры имеет целью отразить зависимость ее функционирования от происходящих в государстве социально-экономических и политических преобразований.
  Прокуратура как орган российского государства  была создана указом Петра /от 12 января 1722 г., в состав империи которого спустя немного лет вошла и территория нынешнего Казахстана. Данная система органов создавалась в качестве представительства императорской власти для осуществления контроля и надзора за соблюдением законов государственными органами.
  После смерти Петра I (1725) прокуратура была ликвидирована, и лишь в 1730 году эта система вновь была восстановлена, но просуществовала она непродолжительное время.
  В период правления императрицы Екатерины II (последняя треть XVIII века) прокуратура  была восстановлена в правах, и ее роль значительно возросла. Прокуратура становится высшим органом общей компетенции, оставаясь высшим органом надзора [А. Градовский). В последующем надзорные функции прокуратуры расширяются, ее деятельность в этом направлении все более активизируется. Однако к концу царствования императора Александра III прокуратура превращается в сугубо карательный орган. Карательные функции прокуратуры особенно проявились в период до и после революции 1905 г.
  В 1917 г. прокуратура как государственный орган была ликвидирована Декретом Советского правительства о суде № 1. Лишь в мае 1922 г. прокуратура была вновь создана как орган советского государства, что было вызвано необходимостью установления режима законности, выхода из правового беспредела, царившего в стране в ходе и после гражданской войны. Этот беспредел выражался прежде всего в создании различных учреждений (ревтрибуналов, чрезвычайных комиссий и т.д.), которые осуществляли внесудебные преследования, расстрелы на месте без суда и следствия, реквизицию имуще-
  ства. Внеправовое «безумство» настоятельно требовало скорейшего наведения  порядка в государстве (В. Степанков).
  Письмо  В.И. Ленина от 20 мая 1922 г. аккумулировало в себе основные принципы создания и деятельности прокуратуры: единство и централизация прокурорского надзора; независимость его от местных органов и подчиненность только центру. ВЦИК РСФСР 26 мая 1922 г. принял Положение о прокурорском надзоре, которое определяло основные задачи советской прокуратуры: осуществление надзора за соблюдением законов, правильная постановка борьбы с преступностью. Прокуратура входила в состав Народного комиссариата юстиции РСФСР, и народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором РСФСР.
  Роль  прокуратуры законодательно определялась в соответствии с высказыванием В.И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в частноправовые отношения». Применительно к гражданскому процессу это означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием указанных идей и сформировалась концепция участия советской прокуратуры в гражданском судопроизводстве. В соответствии со статьей 2 ГПК РСФСР 1923 г. прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс.
  24 июля 1929 г. было принято новое  Положение о прокуратуре Верховного  суда СССР, которое более четко определяло полномочия прокуратуры в области общего надзора за законностью и в области судебного надзора.
  Прокурор  Верховного суда СССР в области судебного  надзора осуществлял:
  наблюдение  за правильным и единообразным применением  об 
щесоюзного   законодательства   в   практике   судебных   учреждений 
СССР и союзных республик с внесением представлений в пленум 
Верховного суда СССР о даче руководящих разъяснений и толкова 
ний верховным судам союзных республик;

  наблюдение  за соответствием постановлений  пленумов Верхов 
ных судов союзных республик общесоюзному законодательству с 
внесением в пленум Верховного суда СССР представлений об опро 
тестовании этих постановлений в Президиум ЦИК СССР в случаях 
противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения 
ими интересов других союзных республик;

  осуществление надзора за правильностью применения действую 
щего законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий

  и специальных судебных присутствий  Верховного суда СССР, а также кассационного  присутствия военной коллегии Верховного суда СССР с внесением протестов в пленум Верховного суда СССР;
  - надзор за производством дел  в военных трибуналах и военной
  прокуратуре.
  В течение примерно 12 лет после  Октябрьской революции 1917 г. суд  был поставлен под надзор прокуратуры. Обоснованием этого послужил тезис: «обеспечить четкое проведение судами "классовой линии" при рассмотрении гражданских и уголовных дел». Таким образом, начиная с 1930-х гг., участие прокурора в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах. Этот порядок сохранялся до середины 1990-х гг.
  Утративший  в конце 1995 г. силу Закон РК от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Республики Казахстан» предусматривал функцию прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. Действовавший до середины 1999 г. ГПК КазССР закреплял нормы о прокурорском надзоре в гражданском судопроизводстве (ст. 12).
  Задачи  прокуратуры Республики Казахстан на современном этапе. В конце 1980-х - начале 90-х гг., когда началось реформирование всех сфер жизни государства и общества, концепция прокурорского надзора в судопроизводстве стала подвергаться критике. Задача построения правового государства и необходимость становления независимой судебной ветви власти обусловили пересмотр роли и задач прокуратуры в масштабе государства в целом и в отдельных областях общественных отношений.
  Новый подход в концентрированном виде нашел отражение в Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан от 12 февраля 1994 г. Суть его сводится к следующему: построение правового государства требует рационального преобразования прокуратуры республики и системы прокурорского надзора; контроль за судом со стороны прокуратуры должен быть исключен.
  Главными   направлениями   деятельности   прокуратуры   должны
  быть:
  участие в судебном разбирательстве дел;
  представительство интересов государства;
  надзор  за законностью судебных актов.
  Еще Конституция Республики Казахстан 1993 г. признала, что государственная власть в республике основывается на принципе ее раз-
  деления на законодательную, исполнительную и  судебную. Это создало необходимые правовые предпосылки для становления независимой судебной власти.
  Конституция РК 1995 г. исключает надзор со стороны прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах. Надзор за деятельностью суда по отправлению правосудия со стороны каких бы то ни было органов и должностных лиц недопустим, ибо это противоречило бы принципу независимости судей и подчинения их только Конституции и закону.
  В статье 83 Конституции закрепляется:
  Прокуратура от имени государства осуществляет высший над 
зор за точным и единообразным применением законов, указов Прези 
дента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на 
территории республики, за законностью... исполнительного производ 
ства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений 
законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, 
противоречащие Конституции и законам республики. Прокуратура 
представляет интересы государства в суде ...

  Прокуратура ... осуществляет свои полномочия независимо от 
других государственных органов, должностных лиц и подотчетна 
лишь Президенту республики.

  Генеральный прокурор Республики Казахстан в течение срока 
своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, 
мерам административного взыскания, налагаемым в судебном поряд 
ке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кро 
ме случаев задержания на месте преступления или совершения тяж 
ких преступлений. Срок полномочий Генерального прокурора - пять 
лет. <...>

  Конституционный Совет РК в постановлении от 6 марта 1997 г. № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» указал: «Из конституционной нормы пункта 1 статьи 83 вытекает, что представлять интересы государства в суде может только прокурор (прокуратура)».
  Указ  о прокуратуре конкретизирует положения Конституции. В нем определяются компетенция, организация, порядок деятельности прокуратуры республики и правовое положение прокурора в гражданском судопроизводстве.
  Статья 4 Указа о прокуратуре устанавливает  основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры. В целях обес-
  печения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и  гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением  Конституции, законов и указов Президента РК и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.