На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Определение понятия «политический режим»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Определение понятия «политический режим» 
 
Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
 

Тоталитарный политический режим 
 
Тоталитаризм (лат. T о t а1i - весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия деспотии, тирании, военной диктатуры и др. 
 
Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е годы критиками Б. Муссолини, но с 1925 года он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. Ас 1929 года (газета «Тайме») этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. 
 
Тоталитаризм возникает в ХХ веке как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности. 
 
Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких- либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала своя партийная ячейка (КПСС). 
 
Авторитарный политический режим 
 
Авторитаризм политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. 
 
Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. 
 
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать. 
 
При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима. 
 
В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции не считаются врагами. В личной жизни также существуют определенные права и свободы, но они носят ограниченный характер. 
 
Авторитаризм является ОДНИМ из наиболее распространенных типов политической системы. По СВОИМ характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он может быть Использован В качестве переходного периода как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот от демократии к тоталитаризму. 
 
Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они могут различаться по целям и методам решения проблем, по формам организации власти. Они могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти. 
 
Демократический политический режим 
 
Демократия (от греч. демо народ и кра тия власть) - власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. 
 
Понятие «демократия» очень многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб. 
 
Демократия, как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.) демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию, как политический режим, принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти. 
 
Слово демократия очень привлекательное, поэтому оно нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими как: социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям. 
 
Важнейшими признаками демократии являются: 
 
1. Юридическое признание верховной власти народа. 
2. Периодическая выборность основных органов власти. 
3. Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти. 
4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т. е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность. 
5. Принятие решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству. 
6. Контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти. 
7. Подотчетность выборных органов своим избирателям. 
 
Основные способы (формы) реализации демократии. 
 
В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть можно выделить три основные способа реализации демократии. 
 
1. Прямая демократия – весь народ (имеющий право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерной является для ранних форм демократии, например, для родовой общины. 
 
Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее неправильной формой правления. 
 
Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. 
 
2. Плебисцитарная демократия народ принимает решение лишь в определенных случаях, например, во время референдума по какому-то вопросу. 
 
3. Представительная демократия - народ избирает своих представителей и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
 
 
 

Понятие и причины существования государства   
 Государство  - это политическая общность, имеющая  определенную структуру, организацию  политической власти и управление  социальными процессами на определенной  территории. Государство является  наиболее важным институтом политической  системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.   
 Функции государства    
 Функции  государства - это основные направления  деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.    
  Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.    
 Экономическая  функция государства выражается  в организации, координации, регулировании  экономических процессов с помощью  налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического  роста или осуществления санкций.   
 Социальная  функция состоит в удовлетворении  потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в  предоставлении социальных гарантий  престарелым, инвалидам, безработным,  молодежи; в страховании жизни,  собственности, здоровья.   
 Правовая  функция включает обеспечение  правопорядка, установление правовых  норм, которые регулируют общественные  отношения и поведение граждан,  охрану общественного строя от  разрушительных действий экстремистов.    
 Культурно-воспитательная  функция направлена на создание условий дтя 'удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.   
 Политическая  функция государства состоит  в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.   
 Экологическая  функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.   
  Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.   

Признаки и структура государства   
 Признаки государства:  
 наличие  публичной власти, выделенной из  общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);  
 система  налогов, податей, займов (необходимы  для материального обеспечения  государственной политики: экономической,  социальной, оборонной, для содержания  государственного аппарата, людей,  не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);   
 территориальное  деление населения (государство  объединяет своей властью и  защитой всех людей, населяющих  его территорию, независимо от  принадлежности к какому-либо  роду или племени, вероисповеданию);   
 суверенитет  (присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях);  
 право  (государство не может существовать  без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);  
 монополия  на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).   
 Структура государства   
 По разделению власти
 система  законодательных (представительных) учреждений; 
 исполнительно-распорядительные органы; 
 судебные  органы.  
 По выполняемым функциям.  
 Органы, осуществляющие внутренние функции:  
= охрана  правопорядка, безопасности (полиция,  суд, прокуратура); 
= социально-экономическое  регулирование (финансово-налоговый  аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта; 
= духовное  производство (учреждения образования,  культуры, органы информации).   
 Органы, осуществляющие внешние функции:  
- вооруженные  силы; 
- разведка;  
- органы  межгосударственных отношений.  

Типология государств    
 Типология  государств - это их специфическая  классификация, проводимая в основном  с позиции двух подходов: формационного  и цивилизационного.    
 При  формационном подходе главным  критерием являются социально-экономические  признаки (общественно-экономическая формация). Независимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.   
 Достоинства формационной типологии:  
- использует  плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно влияют на общество;   
- показывает  поэтапный, исторический характер  развития государства.   
 Недостатки:   
- формационная  типология однолинейна и характеризуется  запрограммированностью, а история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;  
- недооцениваются  духовные факторы (религиозные,  национальные, культурные).    
 При  цивилизационном подходе основным  критерием выступают духовные  признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.    
Достоинства цивилизационной типологии:  
- факторы  культуры выделены как существенные  в определенных условиях;  
- в  связи с расширением количества  духовных критериев, которые характеризуют  особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.   
 Недостатки цивилизационной типологии: 
- недооцениваются  социально-экономические факторы; 
- по  сути, эта типология не столько  государства, сколько общества. 
Форма государства    
  Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.   
 Форма  государства определяет - кто и  как правит в обществе, как  устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.   
 От  формы государства зависит сама  политическая жизнь, в обществе, устойчивость государственных институтов.    
 Элементы  формы государства.  
 форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;   
 форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;  
 политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.  

Форма государственного правления   
 Форма  государственного правления - это  элемент формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее  органов и их взаимоотношения  с населением.   
 В  зависимости от положения главы  государства формы правления подразделяются на монархии и республики.   
 Монархия (от греч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора).   
 Признаки  монархии: власть передается по  наследству; осуществляется бессрочно;  не зависит от воли населения.    
 Монархии  бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.   
 Республика
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.