На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации 
 

Российский  университет дружбы народов 
 

Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 

Реферат по курсу «Основы  права»
на  тему «Возникновение государства» 
 

Выполнила: Чугианова У.П. 
 

Проверила:
Ст.преп. Лютягина Е.А. 
 
 
 
 

Москва, 2011 г. 
 
 

Введение 

Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства.
Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства  говорится в различных теориях.
Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными  условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и  философских позиций, которые они  занимали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  основных теорий возникновения  государства. 

К основным и наиболее известным теориям  возникновения государства принято относить: 
 ¦ теологическую (религиозная, божественная); 
  ¦ патриархальную (отеческая); 
  ¦ договорную (естественно-правовая); 
  ¦ органическую;  
  ¦ психологическую; 
  ¦ ирригационную; 
  ¦ насилия (внутреннего и внешнего); 
  ¦ экономическую (классовую).

Теологическая теория    
 Теологическая (религиозная)  теория  господствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.)), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.   
Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
- вечны,  незыблемы и святы; 
- их  возникновение и упразднение  не зависит от человека; 
- являются  выразителями воли Бога на  земле.  
 Современным  вариантом теократической теории  является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. 

Патриархальная теория   
 
   Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.   
 В  Китае эту теорию государства  как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.  
 Р.  Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.  
 В  более современную эпоху ее  развили Филмер и Михайловский.  
Суть  патриархальной  теории  возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы.  
 Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.
Договорная (естественно-правовая) теория   
  Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:
    Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
    Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
    Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
    А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер и др.
     Теория, выдвинутая  данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.  
 В  работах многих представителей  указанной школы обосновывалось  право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.  
Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:  
первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);  
каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; 
чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;  
в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.  
 Теория  общественного договора имела большое прогрессивное значение.  
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность.
Органическая теория  
 Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.   
 Появление  дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали  распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.  
Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
    люди образуют государство, как клетки - живой организм;
    государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
    между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
     Недостатками органической теории является: 
 •  прямое проецирование биологических  законов на жизнь общества; 
 •  сильное влияние дарвинизма; 
 •  отождествление государства с  биологическим организмом, в то  время как оно является организмом  социальным.
Психологическая теория  
 Основоположником  психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.  
 Данная  теория утверждает, что возникновение  государства связано со свойствами  психики человека:  
  ¦ желание быть защищенными и подчиняться более сильным; 
  ¦ желание сильных повелевать другими людьми; 
  ¦ способность сильных личностей оказать психологическое воздействие и подчинить своей воле других;  
  ¦ желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.  
 Авторы  теории считают, что предшественницей  государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.  
 Достоинства  психологической теории: отчасти  она справедлива. Стремление к  общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.   
 Недостатки  психологической теории: данная  теория не учитывает другие факторы (социальные, экономические, политические и др.), благодаря которым возникло государство.
Теория насилия  
 Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.  
 Данную  теорию разрабатывали: Евгений  Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ;  Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).   
 Причину  происхождения и основу политической  власти и государства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).  
 При  внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.  
 Насилие  выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: 
сбор дани дружинниками; 
расширение подвластных королю (феодалу) территорий; 
огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); 
иные формы насилия.  
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.   
 Возникновение  государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному  
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.