На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой режим земель водного фонда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Государственный университет по землеустройству
Кафедра землепользования и кадастров 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по  дисциплине Земельное  право
на  тему
  Правовой режим  земель водного  фонда 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: ст.41К2
                       Плотникова И.И.
                       Проверил: Зверева  А.Н. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва 2011
Содержание 

Введение             
Глава 1. Понятия водных объектов.         
Глава 2. Виды водных объектов. Предоставление, ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.   
2.1. Виды водных объектов.          
2.2. Порядок предоставления  водного объекта в особое пользование.   
2.3. Ограничение,  приостановление или запрещение  использования водных объектов. 
2.4. Лимиты водопользования  (водопотребления и водоотведения).   
Глава 3.Субъекты и объекты права водопользования.      
3.1. Субъекты права водопользования.        
3.2. Объекты права водопользования.        
Глава 4. Правовая охрана вод.         
4.1. Ответственность  за нарушения водного законодательства.    
Заключение            
Список используемой литературы          
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Первый  Водный кодекс Российской Федерации  был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В  его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации и функционировала исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась, то только вместе с "линией партии". Было принято активное участие в разработке законопроекта, и не менее активно внедряли его положения в жизнь, опубликовались работы "Обеспечение правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением", "Теоретические основы права пользования водами в СССР" и другие.
    Сейчас обстановка существенно изменилась практически во всех сферах жизни, но особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не сняты с повестки дня, но стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли законодательства. Практически это привело к необходимости издания нового Водного кодекса Российской Федерации.
    Изучая  Водный кодекс Российской Федерации, следует обратить особое внимание на такие положения, как право собственности на водные объекты, более детальное урегулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового регулирования водных отношений, узаконение практики регулирования водных отношений по основным бассейнам поверхностных вод с помощью бассейновых соглашений, комплекс правил по экономическому регулированию использования, восстановления и охраны водных объектов. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятия водных объектов 

    Воды  являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
    В отличие от земли, которая в качестве объекта земельных правоотношений выступает как однородная категория, воды характеризуются огромным разнообразием видовых различий. Для того чтобы при регулировании водных отношений в формулировках правовых актов и норм каждый раз не перечислять все виды вод, законодатель установил единое понятие - водный объект, который символизирует тот или иной конкретный материальный предмет водных отношений, отвлекаясь от видовых различий.
    Водным  объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима1.
    Граница - это реальная или воображаемая линия, разделяющая два материальных предмета. Но она не имеет юридического значения, если ее наличие не связывается  с правами и обязанностями  субъектов права. При этом процедуры  определения границ подлежат жесткой  регламентации, ибо границы, например, рек существенно изменяются в половодье и в межень. Это относится и ко многим другим видам поверхностных водных объектов.
    Водный  режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.
    Объем - это количество воды, поддающееся измерению, хотя в Кодексе не установлены количественные нормативы, на основании которых то или иное сосредоточение воды на поверхности суши следует признавать или не признавать поверхностным водным объектом.
    В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
    - поверхностные водные объекты;
    - внутренние морские воды.
    Поверхностные водные объекты - постоянное или временное  сосредоточение вод на поверхности  суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима.
    Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных  вод и покрытых ими земель в  пределах береговой линии.
    Поверхностные водные объекты подразделяются на:
    - моря или их отдельные части  (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
    - водотоки (реки, ручьи, каналы);
    - водоемы (озера, пруды, обводненные  карьеры, водохранилища);
    - болота;
    - природные выходы подземных вод  (родники, гейзеры);
    - ледники, снежники.
    Так же можно сказать, что поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. На самом деле вопрос этот исключительно сложный, требующий подробной регламентации. Известно, что не все, но многие наиболее важные для страны водные объекты используются одновременно для разнообразных целей с различным режимом пользования. Получается, что на одном и том же водном объекте происходит наложение режимов различных видов поверхностных водных объектов - источников питьевого водоснабжения, рыбохозяйственных водоемов, судоходных путей общего пользования, источников гидроэнергии и т.д. Известно также, что в связи с этим возникнет конкуренция целей водопользования, следовательно, и конкуренция прав водопользователей: это одна из наиболее конфликтных областей использования и охраны водных ресурсов, требующая особенно четкой правовой регламентации.
    К внутренним морским водам относятся  морские воды, расположенные в  сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации.
    К территориальному морю Российской Федерации  относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.
    Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся  в гидравлической связи вод в  горных породах, имеющее границы, объем  и черты водного режима.
    К подземным водным объектам относятся:
    водоносный  горизонт - воды, сосредоточенные в  трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
    бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
    месторождение подземных вод - часть водоносного  горизонта, в пределах которой имеются  благоприятные условия для извлечения подземных вод.
    Глава 2. Виды водных объектов. Предоставление, ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов
2.1. Виды водных объектов 

    Водные  объекты, находящиеся в государственной  собственности, являются водными объектами  общего пользования, если в водоохранных, экологических и иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
    Конечно, использование такого метода не избавляет  от коллизий, ибо Кодекс умалчивает о ситуациях, когда в особое пользование  предоставлены части водного объекта, что является довольно распространенным на практике.
    Например, река Волга - водный объект. Какой? Общего или особого пользования? Нет сомнения, что довольно большое число участков Волги предоставлено в особое пользование, хотя другие участки реки открыты для общего водопользования. Значит река Волга - водный объект смешанного пользования: одновременно и общего и особого. Нетрудно представить, что практически подавляющее большинство водных объектов на территории России являются объектами смешанного пользования. И может возникнуть вопрос, а надо ли вообще делить водные объекты на объекты общего и особого пользования, если практически это не имеет значения.
    Довольно  запутанным является вопрос о возможности  использования обособленных водных объектов в качестве водных объектов общего пользования, то есть на началах общедоступности.
    Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования водных объектов.
    Первым  условием общего водопользования названо  соответствие правилам охраны жизни людей на водных объектах. Поэтому требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные Водным Кодексом, должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования, для массового отдыха граждан и т.п.
    Ежегодное техническое освидетельствование  проводится для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и  состояния соответствующего оборудования и снабжения.
    При проведении технического освидетельствования  объекта проверяется:
    - соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
    - наличие ведомственных спасательных  постов, помещений для оказания  первой медицинской помощи, их  укомплектованность в соответствии  с Правилами охраны жизни людей  на внутренних водоемах и прибрежных  участках морей;
    - наличие спасательного и противопожарного  имущества в соответствии с  установленными нормами;
    - состояние территории объекта,  техническое состояние мостиков, плотов, вышек, используемых для  схода и прыжков в воду; наличие  стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев на воде, советами купающимся о порядке поведения на воде, таблицами с указанием температуры воды и воздуха, направления и силы ветра, скорости течения, схемой территории и акватории пляжа с указанием наибольших глубин и опасных мест.
    Водные объекты особого пользования - ими являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.
    По  смыслу вышеуказанного определения, когда  одним и тем же водным объектом фактически пользуется ограниченный круг лиц (одно лицо, два, три, десять, сто, тысяча и т.д.), данный водный объект следует считать объектом особого пользования. В действительности же водными объектами особого пользования являются те объекты, которые юридически предоставлены (закреплены) в пользование ограниченному кругу лиц персонально.
    Как правило, режим особого пользования водными объектами устанавливается для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, для государственных и муниципальных нужд. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.
    Особое  пользование водным объектом реализуется посредством установления режима приоритетного водопользования при одновременном ограничении или запрещении других видов водопользования или прав водопользователей.
    Водные  объекты, находящиеся на территории двух или более субъектов РФ, и  их части предоставляются в особое пользование по решению Правительства РФ.
    Водные  объекты, акватории и бассейны которых  полностью расположены в пределах территории одного субъекта РФ, предоставляются  в особое пользование для государственных  и муниципальных нужд по решению  органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке им установленном. 

    2.2. Порядок предоставления водного объекта в особое пользование 

    Для получения решения на предоставление водного объекта в особое пользование  юридическое лицо (заявитель) представляет заявку, подтвержденную его вышестоящим органом, и документы, обосновывающие необходимость осуществления требуемого вида пользования водным объектом в Территориальный комитет по водному хозяйству, в зоне деятельности которого расположен водный объект.
    Территориальный комитет по водному хозяйству регистрирует заявку, рассматривает обосновывающие документы, проводит при необходимости их экспертизу, и согласовывает условия особого пользования водным объектом с органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и органом санитарно-эпидемиологического надзора, бассейновым водохозяйственным управлением Роскомвода, в пределах установленной им компетенции.
    В случае, если особое пользование водным объектом или его частью затрагивает  интересы двух или более субъектов  РФ, то условия пользования по решению  Бассейнового водохозяйственного управления (БВУ) согласовываются с органами исполнительной власти этих субъектов РФ или с их согласия с одним из этих органов.
    В случае представления заявки с нарушением установленного порядка заявитель  уведомляется об отказе в ее рассмотрении.
    По  результатам рассмотрения заявки и  согласования условий особого пользования водным объектом Территориальный комитет по водному хозяйству подготавливает предложение по данному вопросу, сообщает о нем заявителю и направляет все документы в Роскомвод или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    Роскомвод рассматривает поступившие документы, организует в случае необходимости дополнительную экспертизу, подготавливает заключение о возможности предоставления заявителю водного объекта в особое пользование и проект соответствующего распоряжения Правительства РФ.
    В распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое пользование указывается водопользователь, которому предоставляется водный объект в особое пользование, цель и основные условия пользования водным объектом, прекращения, ограничения отдельных видов водопользования, прав пользования других водопользователей, срок, в течение которого должна быть оформлена лицензия на водопользование и заключен договор пользования водным объектом, а также порядок доведения указанных решений до сведения населения и водопользователей, чьи права ограничиваются или запрещаются.
    Указанные распоряжение Правительства РФ или  распоряжение органа исполнительной власти субъекта РФ являются основанием для выдачи в установленном порядке лицензии на водопользование и заключения в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
    В случае неполучения в срок, указанный  в распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной власти субъекта РФ, лицензии и не заключения в соответствии с ней договора по вине заявителя, решение о предоставлении в особое пользование водного объекта теряет силу.
    На  водном объекте, предоставленном в  особое пользование, общее водопользование  допускается на условиях, установленных самим водопользователем по согласованию с Территориальным комитетом по водному хозяйству, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. В этом случае водопользователь, имеющий право особого пользования, в срок не менее чем за 30 дней до прекращения общего водопользования уведомляет Территориальный комитет по водному хозяйству и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется общее водопользование, о прекращении общего водопользования. 

2.3. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов 

    Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения  защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.
    Однако, правомочия по ограничению, приостановлению  или запрещению использования природных  ресурсов предусматриваются в законе РФ "Об охране окружающей природной  среды", где четко регламентируется, что нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, а также возникновения угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка. 

2.4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) 

    Лимиты  водопользования устанавливаются  для обеспечения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.
    Лимиты  водопользования устанавливаются водопользователям на основании заявленных ими потребностей, научно-обоснованного расчетного объема водопотребления, с учетом состояния водного объекта, в пределах, установленных в специальных разрешениях на пользование водными объектами.
    Лимиты  водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам  устанавливаются в лицензии на водопользование  в соответствии со ст. 49 Водного Кодекса; субъектам РФ устанавливаются Роскомводом  на основании водохозяйственных  балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах.
    Лимиты  водопользования устанавливаются  Теркомводами с учетом потребности  всех потребителей, водообеспечиваемых данным водопользователем, на основании  планов водопользования, составленных с использованием укрупненных отраслевых норм водопотребления, отчетных данных о водопотреблении, планируемых показателей по выпуску продукции, а также требований лицензии.
    Соблюдение  лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем за использованием и охраной водных объектов2. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Субъекты и объекты права водопользования
3.1. Субъекты права водопользования 

    Субъектами  права водопользования признаются предприятия, учреждения и граждане, которые по закону наделены юридической возможностью пользоваться водами на территории страны (правоспособностью по водопользованию).
    В законодательстве нет нормы, которая  бы исчерпывающим образом определила круг субъектов права водопользования. Но нет и нормы, абсолютно запрещающей  тем или иным субъектам пользование  водами в любом виде. Отсюда можно сделать вывод, что законодатель признает субъектами права водопользования вообще всех без исключения субъектов права: предприятия, учреждения, организации и граждан, нуждающихся в пользовании водами для правомерной деятельности. 

3.2. Объекты права водопользования 

    Объектами права водопользования являются те категории вод (водных объектов), которые составляют государственный  водный фонд или их отдельные участки, надлежащим образом юридически обособленные.
    В правоотношениях водопользования эти категории вод продолжают оставаться объектами права государственной собственности. Но в то же время они становятся объектами права водопользования и в связи с этим приобретают некоторые новые характерные свойства и признаки, которые дополняют правовую характеристику морей, озер, рек, водохранилищ, подземных вод, ледников и других водных объектов, как объектов права собственности. Прежде всего, отчетливо выступает качество непотребляемости водных объектов в отличие от потребляемости воды. Вода как вещество выступает во многих случаях как средство потребления. Она потребляется в быту, в промышленности и в сельском хозяйстве. Процесс потребления воды характеризуется весьма разнообразными техническими способами, общественными формами, но его сущность во всех случаях сводится к тому, что некоторая масса вещества воды выходит из состава единого государственного водного фонда и не возвращается в него.
    Анализ  процесса водопотребления и характеристики воды как потребляемой вещи показывают, что вещество воды не может быть объектом права водопользования, так как в процессе пользования оно перестает быть собственностью государства и водным фондом. Между тем, объектом права водопользования может быть только такой предмет, который в процессе пользования продолжает быть объектом права государственной собственности на воды и в любой момент может быть изъят из пользования по решению компетентного государственного органа. Другими словами, объектом водопользования может быть лишь непотребляемая вещь.
    Так как вода в море - вещь потребляемая, а само море не потребляется в эксплуатации, то и всегда сохраняется как объект права государственной собственности. То же самое можно сказать и о других водных объектах.
    В отличие от земли, как природного объекта, объекта собственности и землепользования, водные объекты могут быть уничтожены естественным или искусственным путем. Они, однако, могут быть и заново созданы. Количество и виды водных объектов могут изменяться и без изменения территории страны.
    К примеру, какое либо предприятие создало водохранилище. Согласно ст.4 Основ водного законодательства оно принадлежит к категории водных объектов, входящих в состав государственного водного фонда. На этом основании водохранилище (как скопление воды) является собственностью государства. С этого же момента предприятие, создавшее его, становится по общему правилу водопользователем. Таким образом, единый государственный фонд изменяется независимо от изменения территории страны.
    Все водные объекты, составляющие единый государственный  фонд, являются одновременно объектами  права водопользования. В составе  единого государственного водного  фонда нет объектов, которые бы не состояли в каком-либо, чьем-либо пользовании, нет водных объектов государственного запаса3.
    В нашем законодательстве нет таких  правовых норм, которые бы устанавливали  возможность полного изъятия  водных объектов из пользования. Согласно ст. 13 Основ водного законодательства использование водных объектов, имеющих  особое государственное значение, либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в юридическом порядке. Как видно, это правило касается лишь возможности запрещения хозяйственного пользования водных объектов. Но объекты, изъятые из хозяйственного пользования, могут оставаться в пользовании нехозяйственном, в виде заповедника или памятника природы. Отсюда следует, что запрещение хозяйственного пользования не означает полного изъятия водных объектов из пользования.
    В силу ст. 15 Основ водного законодательства на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным пользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а при необходимости может быть запрещено.
    И это правило не означает полного  изъятия водных объектов из пользования, поскольку оно предусматривает  возможность запрещения общего водопользования  лишь на этих водных объектах, которые  уже состоят в обособленном пользовании  каких-либо субъектов.
    Таким образом, все водные объекты единого государственного водного фонда состоят в пользовании, иными словами, все они - объекты права водопользования. Разумеется, это положение следует понимать в юридическом аспекте. В действительности тот или иной водный объект в данный момент может никем не эксплуатироваться, но это не значит, что он юридически не состоит в пользовании, так как носители права общего водопользования по закону могут в любой момент, в любом месте, по своему усмотрению, не спрашивая разрешения государственных органов, пользоваться водным объектом, т.е. реализовать свое право пользование.
    При отнесении водных объектов к числу  категории единого государственного водного фонда их основное целевое  хозяйственное назначение не принимается  во внимание, так как большинство водных объектов имеет комплексное многоцелевое назначение. Объектами права водопользования являются природные запасы, объектизированные и юридически обособленные в качестве водных фондов, составляющих единый государственный фонд. В необходимых случаях и отдельные участки или части ограниченные, выступают как объекты водопользования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.