На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Великие реформы 6070-х годов XIX века в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по образованию  РФ
    ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
    Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа 

    по  дисциплине: «Отечественная история »
    на  тему: «Великие реформы 60–70-х годов XIX века в России»
    вариант №14 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
                                                                             Выполнила: Н.С.Важенина
                                                         гр. ЭПБ-10КТ                                                                                                 
                                                        
Проверил:_______________
                                                                                                 (должность,  звание)
       ________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

    Краснотурьинск
    2010

ПЛАН

 
 
1.Введение…………………………………………………………………….3

2. Предпосылки либеральных реформ Александра II………………….......4

 
3.Реформы в области общественных отношений (земская, городская,   судебная, военная, финансовая, народного просвещения).
   
    3.1.Земская и городская реформы……………………………………..6
    3.2.Судебная реформа…………………………………………………….7
    3.3.Военная реформа……………………………………………………...8
    3.4.Финансовая реформа………………………………………………….10
    3.5.Реформа народного просвещения……………………………………12 

4. Социально-политические и их оценки в исторической литературе. 

   4.1. Социально-политические последствия реформ…………………….13
    4.2. Оценки последствия реформ в исторической литературе…………14 

5.Заключение………………………………………………………………….15 

6.Список используемой литературы………………………………………...17
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Введение 

              Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II (1855 – 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль.
        Алекса?ндр II Никола?евич (17 (29) апреля 1818 Москва — 1 (13) марта 1881 Санкт-Петербург) — российский император (1855—1881) из династии Романовых. Также являлся великим князем Финляндии и королём Польши. Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны. Родился в Москве 17 апреля 1818 г.  в Светлую среду, в 11 часов утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле, куда вся Императорская фамилия прибыла в начале апреля для говения и встречи Пасхи. В Москве был дан салют в 201 пушечный залп.
        Александр II вступил на трон после смерти отца 19 февраля (3 марта) 1855 в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю  под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.
        Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое  наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Александр II не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник известного поэта В.А.Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.
           По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется  внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..." 
     

    2.Предпосылки либеральных реформ Александра II. 

         Крепостничество в России просуществовало значительно дольше, чем в других странах Европы, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. Некий стыд за нацию ощущал Александр II.
         Вопрос об отмене крепостного права поднимался русскими просветителями Н. Новиковым и А. Радищевым еще в XVIII веке, при Екатерине II. Декабристы также во всех своих программных документах неизменно подчеркивали необходимость отмены крепостного права.  Но лишь к середине XIX века, когда в стране созрели условия для освобождения крестьян, встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками.
          К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения «великих» реформ.  
          Во-первых, главным толчком стало страшное поражение в Крымской войне. Впервые вполне была осознана страшная угроза – что идя дальше по тому же пути, Россия потеряет статус великой европейской державы.  В то время как у Франции и Англии уже имелся мощный паровой флот, новое артиллерийское и стрелковое оружие, у России все еще оставался парусный флот, гладкоствольные ружья и т.п. Это было первое поражение русской армии после успешных побед под руководством Петра I, А. Суворова, М.Кутузова, поэтому страна переживала моральное потрясение. Во-вторых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. В-третьих, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательной способности подавляющей части населения — крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составлявшие большую часть населения, не обладали правом на свободное передвижение из деревни в город, на промышленные предприятия. В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать руководство страны. В 1856 году Александр II произнес знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу», поскольку боялся, что его могут убрать как неспособного царя. Это заставило Александра II задуматься о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить помещиков пойти на существенные преобразования.  Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране.
          Появились два слова-символа 1856 года — оттепель и гласность. Как писали современники, Россия как будто задышала свободнее после долгих тяжелых лет, словно с плеч свалился пудовый камень. В Санкт-Петербург устремился поток различных проектов, предложений, памятных записок по поиску выхода из тупикового курса России. Писали славянофилы, западники, либералы, консерваторы, чиновники, губернаторы, генералы, князья и пр. Все наслаждались свободой слова, возможностью высказать свои мысли.
          3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как "обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян". Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово "освобождение" еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.
         В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в "Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости", а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения "пугачевщины". Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название "либеральной бюрократии".
          19 февраля 1861 г. "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей", в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.
         Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
    3. Реформы в области общественных отношений  
    (земская, городская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения).

    3.1.Земская и городская реформы.
         К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии свободно ходили из конца в конец огромного государства, унося тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное (земское, как тогда говорили) хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.
          1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
          Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
          Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков).
          Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.
          Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.
          С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к ним с уважением относились многие земские деятели, к их советам прислушивались управы.
          По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики.
          На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах.
          Представители крупного капитала руководили коммунальным  хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.
          Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.  

    3.2.Судебная реформа. 

        В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, это был реальный, хотя и маленький, шаг по направлению к разделению властей в России; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; независимость судей, адвокатура; суд стал публичным и гласным, что означало некоторое ограничение самодержавия; введён принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых).
         Страна была разделена на 108 судебных  округов.
         Была установлена следующая система судов: суды с избираемыми судьями - мировые судьи и съезды мировых судей, и суды с назначаемыми судьями - окружные суды и судебные палаты (общие суды). Каждый уезд с входившим в него городом, а в ряде случаев и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного. Мировые судьи - участковые и почетные - избирались на три года местными органами городского и земского самоуправления. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената.
         Мировой суд занимался разбором незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 рублей.
          Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей 
         Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.

    3.3.Военная реформа
         В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
         Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9 ноября 1861 г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного общественного и государственного деятеля, высокообразованного человека, примыкавшего к кругу либеральной бюрократии.
         В августе 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.
         Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.
         Смысл военно-судебной реформы заключался в создании постоянных военно-судебных органов в соответствии с новой структурой армии и введении современных правил военного судопроизводства и судоустройства. Ее основы строились на началах судебной реформы 1864 г. и Военно - судебного устава 1867 г., на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. 
         Устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и Главный военный суды. Полковые суды назначались командирами частей и состояли из председателя и двух членов. В их ведении находились дела рядовых и унтер- офицеров. Предварительное следствие в этих судах не проводилось, а защитник не полагался. Приговор утверждался командиром полка. Военно- окружные суды рассматривали дела офицеров и особо важные дела рядовых и унтер-офицеров. В их состав входили председатель, постоянные и временные члены. Председатель и постоянные члены суда назначались военным министром, а временные – командующим войсками военного округа сроком на 4 месяца. Аналогичным был состав и Главного военного суда (открыт 1868 г.) с той лишь разницей, что временные члены этого суда назначались лично императором из генералов столичного гарнизона. На флоте, соответственно, вводились экипажные, военно-морские суды (при главных портах) и Главный военно - морской суд. Определялся также порядок действия военно-полевых судов в условиях военного времени.

         Согласно военно-судебной реформе суды признавались независимыми от административных органов, учреждались должности следователя и военного прокурора, формально отменялись сословные привилегии подсудимых, устанавливался порядок обжалования приговоров. Составной частью военно - судебной реформы стал воинский устав о наказаниях, утвержденный 5 мая 1868 г. По этому уставу вводились два вида наказаний – уголовные и исправительные.
         В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
         По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
         Существенные изменения проведены в вооружении армии. Произведена замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным. Введены винтовки Бердана для пехоты, кавалерии и казачьих войск. Артиллерийский парк заменялся новыми системами орудий, началось строительство парового военного флота. Серьезные перемены произошли в области боевой подготовки войск. 
    Введен ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий, где хотя и не всегда последовательно проводились новые тактические принципы. Изменения в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Новые формы ведения боя, связанные с изменением вооружения войск, требовали развития личной инициативы и грамотности солдата.
     

    3.4. Финансовая реформа 

         При проведении реформ правительство неизбежно сталкивалось с финансовыми проблемами. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов, требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене. Перед правительством становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Были предприняты некоторые финансовые реформы.
         В 1860 году взамен нескольких государственных кредитных учреждений появился один Государственный банк. Значение его состоит, во-первых, в уходе от прежней сословности (кредитом могли пользоваться только купечество и, главным образом, дворяне). Во-вторых, в течение всего пореформенного периода усиливалась роль Госбанка как правительственного подразделения, проводящего государственную политику по регулированию экономики.  
         Параллельно, в течение 1860-х годов, был принят целый ряд типовых уставов негосударственных кредитных учреждений. Это сняло законодательные препоны их развитию (раньше каждый устав утверждался отдельно, что затягивалось на годы, а то и десятки лет). Благодаря этому массово стали возникать городские, акционерные коммерческие, акционерные земельные банки, городские кредитные общества, учреждения мелкого кредита - одним словом, кредитные учреждения, значение которых для капиталистической экономики заключается в повышении производительности использования наличных капиталов, т.е. в ускорении экономического развития. 

        К 1862 году относится закон о единстве бюджета. Если раньше каждое ведомство само осуществляло свои расходы, вело свой бюджет, то теперь все государственные расходы стали проходить через Министерство финансов. Бюджет должен был утверждаться Государственным советом и публиковаться во всенародное сведение,за исключением секретных статей. Деятельность самого Министерства финансов подчинили Государственному контролю, который существовал и прежде, но после реформы (1864 года) стал гораздо более самостоятельным и совершенно независимым от проверяемых им учреждений.
         Важнейшей финансовой реформой этого периода стала отмена в 1863 году подушной подати для мещан. Подушина, взимавшаяся с каждого горожанина в одинаковом размере независимо от его доходов, сменилась государственным налогом с городской недвижимости. Теперь чем более дорогой собственностью располагал городской житель, тем большую сумму он должен был платить - налицо введение капиталистического подоходного начала. Правда, основная часть населения Российской империи - крестьяне - по-прежнему оставалась обложена именно на подушной основе.
         Реформа косвенных налогов. Косвенными именуются налоги, взимающиеся в виде не оправданной производственными расходами надбавки к цене товара, торговля которым является монополией государства или строго им учитывается. Успешное осуществление косвенного обложения возможно только в отношении товаров с неэластичным спросом, т.е. таких, которые всё равно будут покупать, даже если цену поднять в несколько раз (наиболее очевидные из таки товаров - табак, алкоголь, до 1870-х годов - соль). Накануне реформ Александра косвенные налоги взимались в виде откупов. Государство продавало монополию торговли таким товаром в определённой местности частному лицу. При этом выгода казны состояла в получении сразу всей суммы, которую оно надеялось получить от косвенного налога с этой местности; а выгода откупщика - в возможности установить любую надбавку к цене товара, значительно превосходящую государственную. В проигрыше оказывались потребители товара, из-за чего дело в конце 50-х годов дошло до массовых винных погромов. В итоге с 1863 года откупную систему заменили акцизной. Теперь правительство стало точно устанавливать взимаемый с каждой единицы товара размер налога, который оплачивался акцизной маркой; при этом, естественно, возникла необходимость точно учитывать выпускаемую продукцию, что и было сделано путём организации государственного контроля на заводах частных производителей.
         Финансовые реформы Александра II можно разделить на две группы. Одни направлены на преодоление сословности в народном хозяйстве; другие являются, скорее, просто мерами по более разумной организации государственного хозяйства. Такая умеренность финансовых реформ вызывалась, с одной стороны, непосредственным материальным интересом дворянства (например, в том, чтобы крестьяне продолжали нести основную тяжесть государственных расходов), а с другой - тем, что в этой отрасли предстояло не столько ломать и переделывать, сколько создавать с нуля, что можно проиллюстрировать созданием банковской системы. 

    3.5. Реформы народного просвещения 

        Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60 – х. годов  в  области народного образования и печати,  которые  приобрели  неотвратимый  характер. Промышленность,  транспорт,   сельское   хозяйство,   торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный  и административный аппарат.    
         Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков».
        19  ноября  1864  г.  появился  новый устав   о   гимназиях,   который провозглашал равенство при поступлении  всем  сословиям.  Но  из-за  высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
        Обращено было внимание и на  женское  образование.  Уже   в  60-х  годах вместо прежних закрытых  женских  заведений  стали  устраивать  открытые,  с допущением девиц всех сословий, причем эти  новые  учреждения  находились  в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии  стало утверждать и Министерство народного просвещения. В  1870  г.  24  мая  утверждено  было новое Положение о женских гимназиях и  прогимназиях  Министерства  народного просвещения.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.