На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система государства. Налоги и их виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство морского и речного  транспорта
Федеральное государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального образования
Волжская  государственная академия водного  транспорта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

по экономической  теории
на тему:
Налоговая система государства. Налоги и их виды. 
 
 
 

                                                                                  Выполнила: студентка 1 курса  
                                                    Группа:19(1)                 
                                                        
                                                                              Руководитель:Агапова О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород
2008 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………стр. 2
1.Основные принципы налогообложения ………………………………стр.5-8
2.Виды налогов……………………………………………………………стр.8-12
3.Функции налогов………………………………………………………стр.13-15
4.Роль и функции  налоговой системы………………………………….стр.15-16
4.1.Фискальная и регулирующая функции…………………………….стр.16-17
4.2.Распределительная функция……………………………………………стр.17
4.3.Социальная функция………………………………………………...стр.17-18
4.4.Стимулирующая функция…………………………………………........стр.18
4.5.Контрольная функция……………………………………………….стр.18-19
Заключение………………………………………………………………стр.19-47
Список использованной литературы………………………………………стр.48           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 
     Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
     Налоги  – это порождение государства, они  существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
     Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.
     Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
Конституцией  РФ и Законом «Об основах налоговой  системы в РФ» определены и  закреплены основные принципы налогов:
    власть вправе устанавливать налоги
    всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
    однократность налогообложения  (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
    очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)
определенность  налогообложения  (что и по какой  ставке облагается налогом).
В условиях рыночной экономики любое государство  широко  использует  налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.
Устанавливая  налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
 В  условиях  перехода от административно  - директивных методов управления  к экономическим резко возрастают  роль и  значение налогов   как регулятора рыночной экономики,  поощрения и развития приоритетных  отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система  в Российской Федерации практически  была создана в 1991 году, когда в  декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим,  обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в  России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплательщиков  и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще… Таким образом, для решительных преобразований необходима  не теория "проб и ошибок", а  метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности  налога как экономической категории.
                         1.Основные принципы налогообложения.
Налоги - это  одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы  налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное  и правовое явление реальной жизни.
   Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством на основе закона  с юридических и физических  лиц - предприятий, организаций,  граждан - для удовлетворения  общественных потребностей.
С правовых, юридических  позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами  Верховного  Совета.
 С экономических  позиций налоги представляют  главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем  социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.
Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две - фискальная и  экономическая.
Фискальная состоит  в формировании денежных доходов  государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.
Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.
Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.
Элементы налога и способы его взимания
  Каждый  закон  должен конкретизировать следующие  элементы налога:
   1) объект  налога - это имущество, доход,  товар, наследство, подлежащие обложению;
   2) субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;
   3) источник  налога - т.е. доход, из которого  выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
   4) ставка  налога - величина налога с единицы  объекта налога;
   5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.
   В практике  большинства государств получили  распространение три способа взимания налогов:
   1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица,  справочник), когда объект налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки  заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
   Примером  такого  налога  может  служить   налог на владельцев транспортных  средств.  Он взимается по установленной  ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
   2) на основе  декларации
   Декларация - документ,  в котором плательщик  налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата налога производится после получения дохода.
   Примером  может служить налог на прибыль.
   3) y источника
   Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога.
   Например, подоходный налог с физических  лиц.  Этот налог выплачивается  предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные  государства должны, по возможности,  соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
2. Налог, который  обязывается уплачивать каждое  отдельное лицо, должен быть точно  определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог  должен взиматься в то время  и тем способом, когда и как  плательщику должно быть удобнее  всего платить его...
4. Каждый налог  должен быть так задуман и  разработан, чтобы он брал и  удерживал из кармана народа  возможно сверх того, что он  приносит казначейству государства...
Как видно А.Смит исходил из следующих принципов  налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и  удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
                                              2.Виды налогов.
Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
    прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
    федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
    налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
    пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
    по целевому назначению налога (общие, специальные).
     В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и.
     Налог называется пропорциональным, прогрессивным,  или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.
     Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.
     Регрессивный  налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.
     Пропорциональный  налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
     Состав  налогов отечественной налоговой  системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:
    объект обложения,
    особенности ставки,
    полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм 
    и другие.
     Существующие  налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.
     Прямые  налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
     Преимущество  прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых  налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.
     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
     Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.
     Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость -  НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).
     Косвенные налоги  переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.  Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
     Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
В зависимости  от того, кто взимает налог и  в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и  местные. В свою очередь, при федеральном  устройстве государства государственные  налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:
 К Федеральным  налогам и сборам относятся:
    Налог на добавленную стоимость
    Акцизы
    Налог на прибыль предприятия
    Налог на доходы от капитала
    Федеральный подоходный налог с физических лиц
    Социальный
    Государственные пошлины
    Таможенные пошлины  и сборы
    Плата за право использования недрами
    Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы
    Платежи за загрязнение окружающей природной среды
    Сбор за использование государственной символики РФ
    Федеральные лицензионные сборы
К Региональным налогам и сборам относятся:
    Региональный налог на прибыль предприятия
    Региональный подоходный налог с физических лиц
    Налог на имущество предприятия
    Региональный налог с владельцев транспортных средств
    Лесной налог
    Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона
    Региональный лицензионный сбор
    Сбор за использование региональной символики
К местным налогам  и сборам относятся:
    Налог на землю
    Налог на имущество физических лиц
    Налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района)
    Налог на рекламу
    Местные лицензионные сборы
    Сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения
    Курортный сбор
    Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем
    Гостиничный сбор
    Сбор за использование местной символики
Если же в  качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. 

                                                     3.Функции налогов.
     Взимание  налогов является одним из экономических  методов государственного управления. Налоговая политика теснейшим образом  связана с проведением ценовой политики. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
     Налоги  необходимы для осуществления государством возложенных на нее функций. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.
     Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.
     Налоги  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.
     Налоги  как стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.
     Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
     Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов -  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
     Другая  функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
     Эта функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
       Распределительная функция налогов обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
     Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате  экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.
     Это означает, что экономическая функция  налогов способствует осуществлению  фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. И, наконец, в случае если государственная система многоуровневая, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, республиканский, муниципальный (местный). В рационально построенной системе налогообложения налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.
4. Роль и функции налоговой системы.
        Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные  системы. Само их существование  порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
      Теоретический потенциал налога как экономической  категории реализует система налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.
     В числе налоговых функций ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.
     4.1 Фискальная и регулирующая функции
     По  средствам фискальной функции системы  налогообложения удовлетворяют  общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
      Таким образом, обе налоговые функции  позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.
      Фискальная  функция состоит в обеспечении  доходов государственной бюджетной  системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
      Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
4.2  Распределительная функция
      Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
4.3 Социальная функция
      Социальная  функция налогов носит много аспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).
      Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
        Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.
4.4 Стимулирующая функция
      Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая трудно настраиваемая  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
      Стимулирующая функция налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой  и неэффективно используемой. 
 

4.5 Контрольная функция
     Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
     Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
      В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
      Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
 
Заключение 

         Подводя итоги,  определим основные  цели  современной налоговой политики  государств с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.  Это условие наиболее  тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции;
      - налоговая  система должна соответствовать  структурной  
      -экономической политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;
      - налоги  должны служить более справедливому  распределению доходов,  не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
      - порядок   взимания налогов должен предусматривать  минимальное вмешательство в  частную жизнь налогоплательщика;
      - обсуждение  проектов законов о налогообложении  должно носить открытый и гласный характер.
         Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и  нам при  создании  новой   налоговой  системы.  При   этом,  разумеется, речь идет не  о механическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.
          Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
         Но выше  сказанное  не говорит о том,  что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия  между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,  ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
         Но при  этом  любая  налоговая  система,  где бы она ни  применялась  и какими конкретными чертами ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства  и справедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере,  и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю  в  казну государства.
         Вторым непременным требованием,  которому должна отвечать налоговая система,  является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению  политики стабильности  и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой  системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения:  административные  расходы,  которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.
         Под налогом, пошлиной, сбором  понимается  обязательный взнос  в  бюджет или во внебюджетный фонд,  осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми  и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания,  по их роли  в  формировании доходной части бюджета.
         Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный,   однократный   обязательный   характер, простота и гибкость.
         Основные функции налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим  и  юридическим  лицам  налоговых льгот  в  соответствии  с целями государственного  регулирования хозяйства и социальной сферы.
         Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система.  Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.
         Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода  российской  экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
        Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
         Анализ реформаторских  идей в  области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на  другие).  Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе коей у нас в России еще нет.
         На сегодняшний день существует  огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
         На Западе,  в  большинстве   стран  с  развитым  рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя  в  большей  степени лежит на гражданах,  тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.
         В ситуации осуществления серьезных и решительных  преобразований и  отсутствия  времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается  вынужденным.  Но  необходимо  думать  и о  завтрашнем дне,  когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому  представляется  весьма  важным,  чтобы научно-исследовательские и  учебные  институты,   располагающие         кадрами высококвалифицированных  специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ  ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С ЯНВАРЯ 2006 ГОДА 

Взыскание налогов, сборов, пени и штрафов
(часть  первая НК РФ), недоимки по страховым взносам
на  обязательное пенсионное страхование, пени и  штрафов
(Федеральный  закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) 

    Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ 

    1. расширены полномочия налоговых  органов в части:
    а. установления виновности лица в совершении налоговых правонарушений и обстоятельств, имеющих значение для установления ответственности за правонарушения: смягчающих и отягчающих (п. 6 ст. 108, 112 НК РФ);
    б. внесудебного взыскания штрафных санкций  с организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 103.1 НК РФ);
    2. установлен порядок взыскания  недоимок по страховым взносам,  пеням, штрафам на основании  решений территориальных органов  ПФР, в том числе бесспорное  взыскание недоимок, пеней и штрафов  (ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ);
    3. органы ПФР наделены правом  принятия мер для урегулирования  споров с плательщиками взносов  (ст. 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ);
    4. на индивидуальных предпринимателей  распространен административный  порядок взыскания недоимок по налогам, сборам, а также пеней, применявшийся до 1 января 2006 г. только в отношении юридических лиц (ст. 46, 47 НК РФ). 

НДС (глава 21 НК РФ) 

    Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ; Федеральный  закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ 

    1. отменен порядок определения  налоговой базы "по оплате" (ст. 167 НК РФ);
    2. изменен порядок применения налоговых  вычетов (ст. 171, 172 НК РФ);
    3. не включается в налоговую  базу "оплата, частичная оплата" (авансовые платежи), полученная:
    а. в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по ставке 0% (экспорт) (п. 9 ст. 154 НК РФ);
    б. в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного  цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 167 НК РФ);
    4. урегулирован порядок обложения  НДС сделок по передаче имущественных  прав (ст. 155 НК РФ);
    5. не включаются в налоговую  базу любые суммы, предоставленные  бюджетами различных уровней  при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот (п. 2 ст. 154 НК РФ);
    6. иностранные организации, имеющие  на территории РФ несколько  подразделений, выбирают подразделение,  по месту налоговой регистрации  которого предоставляются декларации и уплачивается налог в целом за все подразделения, находящиеся на территории РФ (п. 3 ст. 144 НК РФ);
    7. увеличен до 2 млн. рублей размер  выручки, дающий право на применение  освобождения от исполнения обязанностей  налогоплательщика (п. 1 ст. 145 НК РФ);
    8. изменен порядок определения  места реализации работ (услуг) (ст. 148 НК РФ);
    9. изменен перечень операций, не  подлежащих налогообложению (ст. 149 НК РФ);
    10. изменен порядок пересчета в  рубли выручки в иностранной  валюте (п. 3 ст. 153 НК РФ);
    11. предусмотрены основания для  восстановления сумм НДС, ранее  принятых к вычету, и порядок  их восстановления (п. 3 ст. 170 НК РФ);
    12. установлены особенности налогообложения  при осуществлении операций в  соответствии с договором простого  товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ (ст. 174.1 НК РФ);
    13. признаны налоговыми агентами  комиссионеры (агенты, поверенные), реализующие  товары иностранных организаций,  не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
    14. увеличен - до 2 млн. рублей - размер  выручки, определяющий налоговый  период как квартал (п. 2 ст. 163 НК  РФ);
    15. изменен порядок предоставления  в налоговые органы документов  и установлены новые документы для обоснования ставки 0 процентов (ст. 165 НК РФ);
    16. изменен порядок налогообложения  строительно-монтажных работ для  собственного потребления (п. 6 ст. 171 НК РФ);
    17. установлены особенности уплаты  НДС в особых экономических  зонах (пп. 3 п. 1 ст. 151, п. 5 ст. 160, пп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ);
    18. освобожден от налогообложения  ввоз судов, подлежащих регистрации  в Российском международном реестре  судов (пп. 12 ст. 150 НК РФ) (вступает  в силу с 1 февраля 2006 г., для  налогоплательщиков, определяющих налоговый период как квартал, - с 1 апреля 2006 г.);
    19. облагается по ставке 0 процентов  реализация построенных судов,  подлежащих регистрации в Российском  международном реестре судов  (пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ) (вступает в  силу с 1 февраля 2006 г., для налогоплательщиков, определяющих налоговый период как квартал, - с 1 апреля 2006 г.). 

Акцизы (глава 22 НК РФ) 

    Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ; Федеральный  закон от 28.07.2004 N 86-ФЗ; Федеральный  закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ 

    1. увеличены налоговые ставки применительно к ряду подакцизных товаров (п. 1 ст. 193 НК РФ);
    2. ликвидирован режим налогового  склада (отменены ст. 196, 197 НК РФ);
    3. введено обложение акцизами получения  (оприходования) денатурированного  этилового спирта (пп. 20 п. 1 ст. 182 НК РФ);
    4. установлена ставка акциза в  отношении прямогонного бензина  (п. 1 ст. 193 НК РФ);
    5. уточнено, какая парфюмерно-косметическая  продукция признается подакцизным  товаром (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ);
    6. установлены особенности уплаты  акцизов в особых экономических зонах (п. 1 и 2 ст. 185, п. 5 ст. 191 НК РФ). 

НДФЛ (глава 23 НК РФ) 

    Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ; Федеральный  закон от 30.06.2005 N 71-ФЗ; Федеральный  закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный  закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ 

    1. в связи с отменой налога  с имущества, переходящего в  порядке наследования или дарения,  установлено, какие доходы, полученные  в порядке дарения, облагаются  НДФЛ, а какие - нет (п. 18.1 ст. 217 НК РФ);
    2. увеличено с 2 тыс. до 4 тыс. рублей ограничение по размеру не облагаемых НДФЛ доходов, полученных в виде подарков, материальной помощи, ряда других доходов (п. 28 ст. 217 НК РФ);
    3. изменен порядок определения  дохода (убытка) по операциям купли-продажи  ценных бумаг (п. 3 ст. 214.1 НК РФ). 

ЕСН (глава 24 НК РФ) 

    Федеральный закон от 06.12.2005 N 158-ФЗ; Федеральный  закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный  закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ 

    1. изменены ставки ЕСН - изменено  распределение части суммы налога  между бюджетами ФСС РФ и ФФОМС (п. 1 ст. 241 НК РФ);
    2. установлены ставки ЕСН для  резидентов особых экономических  зон (п. 1 ст. 241 НК РФ). 

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ) 

    Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный  закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ; Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ; Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ; Федеральный закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ 

    1. расширен перечень документов, с  помощью которых организация может обосновать свои расходы (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ);
    2. изменен порядок признания расходов  на выдачу спецодежды и форменной  одежды (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 5 ст. 255 НК РФ);
    3. амортизируемым имуществом будут  признаваться капитальные вложения в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 НК РФ);
    4. установлен порядок формирования  стоимости излишков, выявленных  при инвентаризации, и стоимости  имущества при демонтаже или  разборке выводимых из эксплуатации основных средств (п. 2 ст. 254 НК РФ);
    5. сформулировано определение технологических  потерь при производстве или  транспортировке (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК  РФ);
    6. введено право организации при  осуществлении капитальных вложений в основные средства, а также при модернизации, достройке, дооборудовании, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств единовременно признать в качестве расхода 10% от их первоначальной стоимости (осуществленных расходов) (пп. 1.1 ст. 259 НК РФ);
    7. снижен срок, в течение которого  равномерно признаются расходы  на НИОКР, установлена возможность  признавать расходы на безрезультатные  НИОКР в полном объеме (п. 2 ст. 262 НК РФ);
    8. уточнен порядок признания расходов  при заключении договора лизинга (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    9. в состав внереализационных расходов  добавлен расход в виде скидки (премии), выплаченной покупателю  за выполнение определенных условий  договора (пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ);
    10. предусмотрена возможность формирования резерва предстоящих расходов на цели социальной защиты инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);
    11. при реализации имущественных  прав (долей, паев) организациям дана  возможность уменьшать доход  на цену их приобретения и  на сумму расходов, связанных  с их приобретением и реализацией (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
    12. организации - участники договора  простого товарищества или же  договора доверительного управления  имуществом не вправе применять  кассовый метод (п. 4 ст. 273 НК РФ);
    13. изменен порядок признания расходов  по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);
    14. изменен размер, в котором убытки  прошлых лет могут уменьшать  налоговую базу текущего периода  (50%) (абз. 2 п. 2 ст. 283 НК РФ, ст. 5 Федерального  закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ);
    15. упрощен порядок уплаты налога при наличии у организации нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ (п. 2 ст. 288 НК РФ);
    16. новые возможности по признанию,  в частности, расходов на ремонт  основных средств бюджетными  учреждениями (п. 3 и 4 ст. 321.1 НК РФ);
    17. установлены особые правила расчета  амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ), признания  расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК  РФ), переноса убытков на будущее  (п. 2 ст. 283 НК РФ) и применения пониженных  налоговых ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ) для организаций - резидентов особых экономических зон;
    18. установлены особенности признания  доходов и расходов в отношении  судов, зарегистрированных в Российском  международном реестре судов  (пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ);
    19. установлены особенности исчисления и уплаты налога резидентами ОЭЗ в Калининградской области (ст. 288.1 НК РФ) (вступает в силу с 1 апреля 2006 г.);
    20. изменены сроки применения льготных  ставок налога для сельскохозяйственных  товаропроизводителей, не перешедших  на уплату ЕСХН (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.