На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы формирования конкурентоспособного юриста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Социологическое исследование
     Тема: “Факторы формирования конкурентоспособного юриста”
 


     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА                                       5
1.1. Сущность  и значение понятий «конкурентоспособность»  и «конкурентоориентированность»                                                                          5
1.2. Система, механизмы и факторы обеспечения студентом своей конкурентоспособности                                                                                          9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ                                                                        12
2.1. Фундаментальная  подготовка по направлению обучения                         12
2.2. Стремление  к жизненному успеху                                                                21
2.3. Развитие  личностных качеств                                                                       25
2.4. Целеполагание, целеустремленность                                                           27
2.5. Самомотивация  и стратегическая ориентация  на успех                            30
2.6. Самопозиционирование себя как профессионала                                       32
2.7.  Организаторские качества                                                                            34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     43
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   45
 


     ВВЕДЕНИЕ
     Перед каждым молодым жителем России сегодня  остро встает проблема его конкурентоспособности  в совершенно новой экономической и социокультурной ситуации, по существу, это проблема его выживания. В особой мере это ощущают на себе выпускники школ, техникумов, вузов.
     Многие  молодые люди под «конкурентоспособностью» понимают успешность, достижение жизненного успеха. Однако это не тождественные  понятия. Успех – чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения, он расслабляет. А вот  желание быть конкурентоспособным  требует более жесткой концепции  личностного развития.
     Современным студентам конкурентоспособность на рынке труда сегодня следует понимать как соответствие работников требованиям рынка, как совокупность характеристик, определяющую позиции конкретного работника или отдельных групп работников на рынке труда, позволяющую им претендовать на занятие определенных вакансий.
     Ликвидация  системы государственного распределения  выпускников учреждений профессионального  образования и экономический  кризис 90-х годов привели к  значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между  учреждениями профессионального образования  и организациями — потребителями подготовленных специалистов.
     На  протяжении последних 10-12 лет выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость  рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников  некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учёт в службе занятости  или же сам, используя свои способности  ищет работу; нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и  заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.
     Все это дает основания полагать, что  проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет  оставаться актуальной в общегосударственном  масштабе.
     Проблемы  формирования конкурентоспособной  личности рассматриваются в работах  психологов В.И.Андреева, Б.Д.Парыгина. По актуальным вопросам содержания и  формирования конкурентоспособности  рабочей силы опубликованы труды: З.В.Бабкиной, Н.А.Волгина, Л.В.Ивановской, Е.Д.Катульского, А.О.Котляра, Л.Г.Миляевой, Л.Н.Семерковой, И.В.Сусловой, А.В.Шатохина, В.В.Томилова, В.Н.Якимова.
     Однако, ряд проблем конкурентоспособности  работников нуждается в дальнейших исследованиях, нет единства в понимании  некоторых теоретико-методологических вопросов, слабо изучены процессы формирования и развития конкурентоспособности  молодых специалистов. В меньшей  степени изучены свойства рабочей  силы, необходимые для того, чтобы  выдержать конкуренцию на рынке  труда и соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями.
     Цель  данной работы: Исследовать факторы формирования конкурентоспособного юриста.
     В соответствии с целью, поставлены следующие  задачи:
    Рассмотреть сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности;
    Рассмотреть механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности;
    Рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности юриста.
     Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
     1.1. Сущность и значение понятий  «конкурентоспособность» и «конкурентоориентированность»
     Современная экономика, ориентированная на обширное применение высоких технологий, предъявляет  новые, повышенные требования к качеству подготовки специалистов, к их образовательному и профессиональному уровню как выпускника вуза, их нравственным и психологическим характеристикам. Эта ситуация объясняется тем, что качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики государства.
     Многие  руководители отмечают, что недостаточная  профессиональная подготовка – это  дело времени. Как правило, молодой  специалист легко входит в работу, если он хорошо подготовлен в психологическом  и социальном плане. Поэтому в  период обучения в вузе следует уделить  особое внимание своей подготовке, и в первую очередь самоподготовке.
     Основные  факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности выпускников, – отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении с коллективом, неготовность к интенсивному труду.
     Понятие «конкурентоспособность» можно  определить как «свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [19. С. 573].
     В книге В.И. Андреева «Конкурентология»  понятие «конкурентоспособная личность»  трактуется как «личность, для которой  характерны стремление и способность  к высокому качеству и эффективности  своей деятельности, а также к  лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной  борьбы со своими конкурентами» [4. С. 26].
     В предпринимательском мире, а также  в кругу ряда экономистов существует мнение, что рынок труда является хорошо функционирующим. Однако российские условия развития современного общества, качественные перемены и глубокие экономические  и социальные преобразования на основе перехода к рыночным отношениям требуют  коренных изменений на формирующемся  рынке труда молодых специалистов. Как известно, в этом процессе, выпускники Вузов принимают самое непосредственное участие.
     Одним из существенных факторов, определяющих картину на этом рынке, является совокупность требований, ожиданий работодателя по отношению к работнику. Требования работодателей к будущему специалисту  являются очень высокими. Сформулируем факторы, которым современные студенты-юристы должны уделять особое внимание:
     - качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание);
     - глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы;
     - способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей);
     - стремление к успеху, ориентация на удачу;
     - знания и опыт работы;
     - выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность);
     - семейное благополучие работника;
     - целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе).
     Одними  из основных показателей, влияющих на конкурентоориентированность и  конкурентоспособность молодого специалиста  на рынке труда, также являются: уровень  здоровья и работоспособность; уровень  профессионализма и компетентности; уровень семейного благосостояния; уровень сознания, стремления работника; техника личной работы; карьерное  и жизненное планирование и т. д.
     С одной стороны, эти характеристики позволяют судить о возможностях трудиться с высокой интенсивностью, о мере подготовленности и соответствия организационно-технологическим требованиям, о способностях, навыках, предприимчивости, ценностях и мотивации, особенностях трудовой морали и других качествах.
     Рассматривая  критерии личной конкурентоспособности юриста на современном рынке труда, следует выделить четыре позиции:
     1) квалификация, профессиональная компетентность, уровень полученных знаний;
     2) мотивация;
     3) культура (ценности и уровень развития);
     4) поведенческие характеристики (поведение на рынке труда), жизненная ориентация (наличие плана жизни и карьеры, определение жизненных целей и целей трудоустройства).
     С другой стороны, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда, необходимо владеть сплавом следующих качеств:
     - мыслительные качества – это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации;
     - коммуникативные навыкиумение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, наличие долговременных связей;
     - организаторские навыки – умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания, проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию. Важным качеством является также способность справляться с большим количеством дел, что означает, что специалист наиболее эффективно распределил время для достижения результата;
     - личностные качестваработоспособность, культура и интересы, семейное благополучие, умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению результата, стремление к развитию и успеху и т. д.
     Сегодня рынок, кроме высокого профессионализма, требует от молодого специалиста  еще и особой ответственности, психологической  готовности к различным сложным  ситуациям. Значительную роль при этом играет необходимость постоянно  самосовершенствоваться как в профессиональном плане, так и в личностном. Важно не только обладать знаниями, но и уметь управлять ими, создавать информационное поле.
     Главная задача, стоящая сегодня как перед студентами, так и перед вузом, – формирование благоприятной среды, обеспечивающей непрерывный интенсивный рост и развитие молодых специалистов.
     Учитывая, что базовой основой качеств, определяющих конкурентоспособность  личности, является ее способность  к творческому саморазвитию и  самореализации, приоритетом образования в XXI в. должна стать парадигма: гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию. Другими словами, образование будет способствовать становлению человека как конкурентной личности только в том случае, если образование переходит в самообразование, воспитание – в саморазвитие, а развитие – в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности [4. С. 34].
     Результативность  конкурентной деятельности будет тем выше, чем глубже осознается ее личная и социальная значимость.

     1.2. Система и механизмы  обеспечения студентом своей  конкурентоспособности

     Под личной конкурентоспособностью понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себя к моменту завершения обучения в вузе гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице.
     Субъектами обеспечения личной конкурентоспособности могут выступать: высшее учебное заведение в лице общевузовских служб содействия и выпускающей кафедры, предприятия-работодатели, родители студента и, конечно, студент (рис. 1.1).
     

     Рис. 1.1. Субъекты обеспечения конкурентоспособности студента
     Как видно из предлагаемой модели, эта  задача требует от студента серьезных и постоянных усилий в течение всего периода обучения в вузе.
     Такие усилия должны опираться на две группы факторов организационного поведения  в период обучения в вузе:
     а) факторы стратегического поведения;
     б) факторы тактического поведения.
     Модель  формирования и управления конкурентоспособностью молодых людей на современном  рынке труда представлена на рис. 1.2. Данная модель охватывает всю систему управления молодым человеком собственной конкурентоспособностью.
     Прежде  всего, на формирование конкурентоспособности оказывают влияние стратегаческие факторы. К ним относятся следующие:
     1) фундаментальная подготовка по направлению обучения;
     2) формирование жизненного успеха;
     3) формирование навыков организаторской деятельности;
     4) развитие предпринимательских способностей;
     5) освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;
     6) постоянное формирование долговременных деловых связей;
     7) использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры;
     8) поддержание высокого уровня работоспособности;
     9) обеспечение семейного благополучия;
     10) создание положительной репутации;
     11) контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу;
     12) постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности.
     Тактические качества оказывают непосредственное влияние на становление и самореализацию будущего специалиста. Они включают:
     1) освоение технологий обучения в современном вузе;
     2) личную организованность – разработку и применение техники личной работы;
     3) составление планов личной деятельности на год, месяц, неделю, день;
     4) расширение личного кругозора, умение быть интересным;
     5) повышение собственной привлекательности – культуру общения, этикет и поведение.
     Конечно, все эти активные составляющие модели взаимосвязаны друг с другом.
     Данная  модель формирования и управления конкурентоспособностью на рынке труда является действующей. По каждому фактору проведены  специальные исследования. На их основе студентами Института экономики  и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства  предложены соответствующие технологии и механизмы, а также созданы  условия для их реализации.

     Рис. 1.2. Система саморазвития конкурентоспособности российского студента
     Наличием  всех этих факторов, а также индивидуальным поведением, основанным на соответствии с представленными в модели качествами, можно охарактеризовать конкурентоспособность  молодого специалиста. И это будет  решающим образом сказываться на его самореализации и жизненном успехе. 

     ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
     2.1. Фундаментальная подготовка по направлению обучения
     Высокий уровень  конкурентоспособности выпускника на рынке труда – один из основных показателей успешной деятельности образовательного учреждения, в которым  обучается будущий специалист. Залогом такой конкурентоспособности может быть не только высокое качество специальной подготовки, но и еще много факторов процесса обучения.
     Под фундаментальной подготовкой по направлению обучения следует понимать углубленное профессиональное обучение в вузе, освоение теоретической базы и наработку практических навыков. Но как сделать так, чтобы годы обучения в вузе были максимально полезными и дали глубокие знания?
     В ходе проведенного в ПГУАС исследования [2] по изучению уровня фундаментальной подготовки по направлению обучения среди студенчества выяснилось, что наиболее сложным для 44 % студентов в обучении является посещение занятий, а для 41 % респондентов с большой сложностью дается сдача зачетов и экзаменов. 70 % респондентов считают, что для успешного обучения в вузе необходимо посещать полный курс лекций в семестре; 16 % разграничивают предметы по степени важности и в зависимости от этого посещают лекции по ним; 14 % считают, что вузовское обучение не предусматривает посещения лекций. Многие студенты предпочитают индивидуальный план обучения. Таким студентам вполне достаточно изучить лекционный курс самостоятельно, и они без труда успешно сдают экзамены.
     В то же время 35 % респондентов сталкиваются с некоторыми трудностями в процессе обучения в вузе, так как не всегда оно дается им легко. Лишь 35 % с легкостью преодолевают все трудности студенческой жизни и отлично учатся.
     По  мнению 45 % респондентов, студентам необходимо заниматься самообразованием, поэтому помимо обучения в вузе они еще получают дополнительное образование. 46 % студентов считают, что вуз дает достаточно знаний и нет необходимости в дополнительном образовании.
     2.1.1. Как сделать время обучения в вузе максимально полезным
     Учебачрезвычайно сложный вид человеческой деятельности, требующий владеть методами решения множества возникающих задач, например: как понять и выделить главное, как запомнить, как лучше отчитаться в усвоенном и т. д. Далеко не каждый студент владеет продуктивными методами решения этих задач. Выявление трудностей позволит определить пути их преодоления и быстрее двигаться к цели своего обучения в вузе.
     Умение  эффективно организовать свою учебную  деятельность способствует хорошему усвоению материала разных учебных дисциплин, а также значительно больший  эффект достигается при целенаправленном развитии такого умения.
     Успех учебной работы зависит от умения постоянно анализировать учебную ситуацию, то, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого следует:
     - четко определить цель – чего вы хотите достичь;
     - осознать то, что имеете в настоящее время;
     - выяснить, какие внешние и, особенно, внутренние причины мешают достижению поставленной цели, вызывают у вас затруднения;
     - определить возможные и наиболее эффективные пути преодоления трудностей и достижения цели.
     Наибольшего успеха достигнет тот, кто строит свое обучение именно таким образом, т. е. в виде формирования и решения задач [15. С. 21]. 

     

     Рис. 2.1. Модель фундаментальной подготовки студента по направлению обучения
     Студенту  надо сознательно относиться к обучению в вузе, ставить себе задачи самообучения и решать их. Мастерство в первую очередь предполагает умение выделять главное звено ситуации, т. е. ту информацию или те действия, которые максимально позволяют приблизиться к цели. Полезным является привычка постоянно выделять основное звено в любой деятельности, задавая себе вопрос: «А что здесь главное?»
     Человеческое  время измеряется не секундами и  минутами, а тем полезным продуктом, который человек успел произвести за это время (в том числе и  при умственном труде).
     Если  хотите приучить себя к какому-либо делу, например регулярно выполнять  полезные рекомендации, можно выписать основные из них на карточки, поместив их на видное место, чтобы они все время напоминали о себе.
     Обязательно нужно планировать свою деятельность. При этом предварительно надо составить  списки предстоящих дел на день, неделю, месяц и тщательно продумывать  их рациональную последовательность и  продолжительность. План будет реальным только в том случае, если точно известно, на что и как в действительности расходуется время. Наиболее удобна для студентов система наглядной регистрации времени.
     2.1.2. Эффективная работа на занятиях
     Конспекты, которые составляются на занятиях, – один из самых важных источников информации, которые вы создаете для себя в процессе учебы. Тем не менее, многие относятся к ним лишь как к механической регистрации услышанного на лекции, т. е. не обдумывают того, что записывают. Рассмотрим наиболее эффективные способы конспектирования лекционного материала.
     К основным видам учебных занятий  в российской высшей школе относятся  лекции, практические, семинарские  и лабораторные занятия, курсовое и  дипломное проектирование, консультации, зачеты и экзамены.
     Высшей  формой учебного процесса является лекция (лат. lektio – чтение) – логически стройное, систематически последовательное, ясное изложение того или иного вопроса, сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий в виде плакатов, слайдов, кино– и видеофильмов, компьютерных мультимедийных процессов.
     Задача студента на лекции состоит в том, чтобы кратко, ясно, конструктивно записывать материал, т. е. конспектировать его. Умело зафиксированный материал легче запоминается, поэтому хороший конспект можно считать своеобразным пособием при подготовке к экзаменам. Это учебное пособие, составляемое каждым индивидуально; в определенной мере оно характеризует деловые и личные качества будущего специалиста [15. С. 44].
     Начиная слушать лекции по каким-либо курсам, необходимо предварительно продумать, каким должен быть конспект, чтобы  можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:
     - дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);
     -  работать над содержанием записей – сопоставлять отдельные части, выделять основные линии, делать выводы;
     - быстро находить нужный материал в конспекте;
     - сократить время, необходимое на повторение изучаемого материала, повысить скорость и точность запоминания.
     Одна  только рациональная форма конспекта  повышает объем материала, усвоенного непосредственно на лекции, очень  существенно сокращает время, необходимое  на дальнейшую его проработку. Следует  задуматься, что можно изменить, добавить или устранить в конспекте, чтобы им было потом удобнее пользоваться. При конспектировании целесообразно  оставлять на листе свободное  место для последующих добавлений и вспомогательных заметок. Это  или широкие поля, или чистые страницы. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительная, поясняющая и прочая информация будет вписываться  между строк, а конспект превратится  в малопригодный для чтения и  усвоения текст.
     Основной  принцип конспектирования – писать не все, но при этом необходимо фиксировать  только действительно важное и сохранить  логику изучения материала, чтобы при  необходимости можно было полностью  «развернуть» конспект в исходный текст. Наиболее важную информацию лектор часто  сообщает при помощи замедления темпа  речи, интонации, паузы, неоднократных  повторов.
     В любом тексте имеются:
     - специальные слова-ориентиры, помогающие опознать наиболее важную информацию, например «и в итоге», «в результате», «таким образом», «резюме», «вывод» и т. д.;
     - сигналы отличия – слова, указывающие на особенность, специфику объекта рассмотрения: «особенность», «характерная черта», «специфика», «главный», «отличие» и т. д.
     2.1.3. Работа в библиотеке
     Ежедневный объем информации, с которой сталкивается студент, соответствует годовому потоку столетней давности. Учебные программы постоянно модифицируются, и подготовка специалистов устаревает. Поэтому все большее внимание в процессе обучения уделяется самостоятельному изучению и освоению информации.
     Жизнь показывает, что специалисты, игнорирующие новые направления в развитии теории и практики управления (в  том числе и управления интеллектуальными  ресурсами), рискуют потерять авторитет  и лидирующие позиции.
     Если  вы планируете в будущем стать  успешным специалистом, во время учебы  в вузе необходимо постоянно расширять  свои знания, самостоятельно работать с литературой в библиотеке. Необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы.
     Библиотекаорганизация, которая непосредственно является активным субъектом информационного сообщества в области хранения, систематизации, производства и передачи информации.
     Процесс ознакомления с литературными источниками  по интересующей проблематике необходимо начинать со справочной литературы (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники). Затем необходимо изучать учебники, периодику (научные статьи и статистические данные в журналах, газетах), монографии и т. д.
     Процесс чтения литературы обязательно должен сопровождаться выделением главных  моментов изучаемого материала, требуется  его постоянная систематизация, упорядочение в соответствии с поставленной задачей.
     Для современного студента библиотека служит информационным ресурсом и выполняет  как минимум две функции –  информационную и просветительскую. Информационная функция библиотеки подразумевает систематическое обеспечение студентов информацией о текущих поступлениях книг, журналов. Просветительская заключается в том, что библиотека посредством организуемых тематических выставок, клубных мероприятий, экскурсий, литературных конкурсов воспитывает в студентах духовно-нравственные качества.
     2.1.4. Работа в сети Интернет
     Информационные  ресурсы являются важнейшей частью национальных ресурсов и служат базой для развития науки и практики. Значение информационных ресурсов для развития науки пропорционально значению развития общества. Постоянная потребность молодых специалистов в полной и оперативной информации о достижениях науки и практики сегодня не может быть обеспечена только традиционными средствами и методами. Поэтому в результате интенсивного развития технических ресурсов с каждым годом среди студентов растет потребность в применение ресурса сети Интернет.
     Рассмотрим  некоторые из предоставляемых услуг  всемирной компьютерной сети, которые  вам необходимо изучить и применять  в образовательном процессе.
     Поисковые услуги:
     - каталоги;
     - поисковые системы;
     - мегапоисковые системы.
     Интерактивные услуги:
     - электронная почта;
     - электронные телеконференции;
     IRC (Internet Relay Chat). Вещательные услуги:
     - книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
     - обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
     - электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
     - обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари и справочники.
     Безусловно, во время вузовского обучения студентам необходимо использование ресурсов сети Интернет. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании сети Интернет в образовательном процессе. Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Они предоставляют совершенно уникальные возможности. Интернет обладает колоссальными информационными ресурсами и предоставляет не менее впечатляющие услуги.
     2.1.5. Активность и творчество как условия получения фундаментальных знаний
     Проблема  определения профессиональной активности, ее структуры, особенностей функционирования исследуется в разных науках. Получены значительные экспериментальные результаты. Активность студента понимается как его способность преобразовывать учебную информацию на основе овладения организационной культурой. Она проявляется в вашем творчестве, эмоциональных, волевых и интеллектуальных действиях, направленных на освоение профессии, в общении и отношении к учебной работе. Уровень профессиональной активности детерминирован как внутренним миром, так и окружающей культурной средой. Во внутреннем плане профессиональная активность побуждается, прежде всего, личными духовными потребностями, в частности познавательными. Они формируются на первом этапе обучения и определяют цель деятельности.
     В учебной работе необходимо формировать  навыки рефлексии о знаниях и  путях их получения, построения их целостных  систем, об их недостаточности и  систематическом пополнении, развитии путем самообучения в течение  всей последующей жизни.
     Становление познавательной рефлексии тесно  связано с развитием познавательных потребностей и желанием самостоятельно пополнять свои знания. Однако реализация этих намерений затрудняется из-за отсутствия навыков самообучения.
     Профессиональную творческую активность как будущего специалиста необходимо рассматривать в качестве результата учебной деятельности, а также процесса овладения профессиональными умениями, характерными для творческой деятельности.
     Процесс получения высшего образования  в вузе должен формировать желание  и умение осуществлять исследовательскую  деятельность, так как это лежит  в основе творческого отношения  будущей профессии к своим  профессиональным обязанностям.
     Основные  цели образовательного процесса в вузе – овладение методами науки и  научение творческому постижению истины.
     Чтобы образовательный процесс проходил как можно эффективнее и интереснее можно приобщиться к научной работе. Это возможно с помощью дополнительных форм внеучебной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие. В первую очередь это свойственно гуманитарным программам. По своей сути и характеру проведения эти программы обладают способностью «заразить духом искания», заинтересовать участников, стимулировать «непосредственно пережитый интерес», вызывать к жизни самостоятельное мышление. Такого рода программы имеют значение нравственного образования, способствуют вашему стремлению к свободе и творчеству. Таким образом, реализация различных тематических программ может вызвать интерес и дать ценностное ориентирование на основе профессиональных знаний, которые дает вуз [16. С. 8–9].
     2.2. Стремление к  жизненному успеху
     Сегодня люди научились  управлять сложнейшими механизмами, масштабными проектами, общественным мнением и даже законами природы, но они так до конца и не научились  управлять своей собственной  жизнью. Поэтому уже в студенческие годы необходимо научиться этому. Работодатели при приеме на работу большое внимание стали уделять жизненной позиции  работника, его стратегии и стремлению к достижению успеха.
     Успех в толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова трактуется как удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели, признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чьих-нибудь достижений.
     Это умение включает различные аспекты  жизни и зависит от характера человека, здоровья, умственных и физических способностей, привлекательности, умения общаться с людьми, целеустремленности и работоспособности, социального положения и материального обеспечения, экономической среды и многих других условий. Выбрать из множества факторов основные, определить главный критерий жизни и предложить способы их практической реализации – вот задача, которую вы должны решить для себя, если стремитесь к личному процветанию и успеху, к творческим поискам жизненной цели, осознанию масштабов своей собственной значимости [11. С. 55].
     В результате исследования, проведенного на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства  по изучению процесса формирования успехоориентированности  студенчества, выяснилось, что большинство  студентов подразумевают под  понятием «успешный студент» того, кто уже в студенческие годы смог найти достойную работу (55 %), некоторые считают залогом успеха хорошую учебу (20 %), а остальные – активную общественную деятельность и начинания, касающиеся реализации жизненных целей (25 %). Среди качеств, необходимых студенту в жизни для достижения успеха, безусловное первенство занимают целеустремленность (30 %), уверенность в себе (23 %) и трудолюбие (10 %). Люди, добившиеся успеха в жизни, начинали с постоянного стремления к нему еще в студенческие годы.
     На  основе проведенного по результатам  данного исследования анализа можно  утверждать, что активная учебная  и научная деятельность студента является одной из главных составляющих его дальнейшего успеха, а сочетание  отличной учебы, тяги к новым знаниям, участия в конференциях и семинарах, победы в конкурсах и олимпиадах способны обеспечить успех в студенческие годы. Необходимым качеством в  процессе достижения жизненного успеха студента является самосовершенствование.
     Степень успеха может зависеть от интенсивности  усилий или от размера собственных  инвестиций. Не в последнюю очередь  успех также будет зависеть и  от личных способностей и от степени  личной мотивации.
     Рассмотрим  модель формирования жизненного успеха студента (рис. 2.2). Модель включает две основные составляющие: развитие умений и навыков и развитие личностных качеств, необходимых будущим специалистам.
     Активная  учебная и научная деятельность учитывает, в свою очередь, следующие  аспекты:
     - отличная учеба;
     - тяга к новым знаниям;
     - участие в конференциях и семинарах;
     - победы в конкурсах и олимпиадах.
     В развитие умений входят следующие составляющие: ораторское искусство, имидж, самоменеджмент, умение общаться с людьми, самопозиционирование и стрессоустойчивость. Развитие личностных качеств состоит из таких понятий, как: лидерство, оптимизм, уверенность  в себе, трудолюбие и целеустремленность. Необходимо обратить внимание на то, что между развитием личных качеств и развитием умений нет четких границ, они размыты. Это является следствием того, что эти составляющие для одних будут личностными качествами, так как они достались им по рождению, а для других – умениями, которые они приобрели или им необходимо приобрести. Таким образом, каждый должен составить для себя свою модель, учитывающую его индивидуальные особенности.

     Рис. 2.2.. Модель формирования жизненного успеха студента
     Если  вы стремитесь к успеху, то должны считаться  с тем, что придется познать и  темные стороны жизни, а также  уяснить себе, что рецептов гарантированного успеха не бывает. Глубоко ошибается  тот, кто полагает, что для достижения успеха не надо сильно утруждать себя, а требуется всего лишь немного везения. Ваш успех зависит от вашей психологии, от системы ваших ценностей, от степени радостей и страхов. При этом система ценностей каждого человека может со временем претерпевать изменения.
     Многие  десятилетия ценились такие качества, как: исполнительность, трудолюбие, пунктуальность, точность и т. д. У этих традиционных добродетелей теперь появились конкуренты – независимость, умение наслаждаться жизнью. Можно себе представить, насколько оценка успеха зависит от того, привержены ли люди традиционным нравственным ценностям или нет. Но не нужно забывать, что личная позиция в этом вопросе может оказать серьезное влияние на успех вашей деятельности [21. С. 17].
     Безусловно, самое ценное, чем обладает человек, самое дорогое – это жизнь. Каждый стремится прожить ее счастливо  и интересно. Однако очень часто  люди пытаются объяснить себе многие свои неудачи «волей судьбы». Скорее, это придуманное людьми понятие, чтобы замаскировать свой страх  или неспособность справиться с  собственными проблемами и оправдать  свою инертность и пассивность. Есть общепризнанный психологический постулат: на любой поставленный перед собой  вопрос вы получите ответ из глубины  своего сознания, адекватный точной его формулировке [15. С. 8].
     Стремясь  к успеху, следует трезво оценивать  реальность. Погоня за иллюзиями может  обернуться тяжкими последствиями. В то же время, приложив определенные усилия, вы можете расширить пределы  своих возможностей. Не всегда все  получится с первой попытки, но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся [16. С. 14].
     Позиция реалистичного человека состоит  в том, что в нормальных жизненных  условиях, в области, в которой  он вращается и которую избрал, он «сам себе хозяин» и самостоятельно может определить свой жизненный  путь, сформировать его и изменить. Чтобы добиться лучшей жизни, необходимо задавать себе лучшие вопросы.
     Жизнь постоянно развивается, меняет свои условия, прогрессирует. События, которые  в ней происходят, часто можно  определить понятием «случай». Будете ли вы им затронуты, пострадаете ли от него, или вам повезет, или эти  явления не отразятся на вашем  благополучии, – все это полностью зависит от вашего образа жизни и действий, умения анализировать и предвидеть их последствия, соразмеряя свои поступки с общепринятыми законами природы и общества.
     2.3. Развитие личностных качеств
     Для развития личностных качеств нужно  быть организованным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть  ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и  справиться с любыми неожиданностями, которые жизнь создает на вашем  пути. От степени самоорганизованности, которой вы обладаете, во многом будет  зависеть и успех вашей деятельности.
     Самоменеджментэто, прежде всего, самоорганизация, умение управлять собой, руководить этим процессом в самом широком смысле слова, т. е. – во времени, пространстве, общении с людьми, деловом мире. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы вы могли максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
     Необходимо  уметь превратить ситуацию, для которой  типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда со всех сторон сваливаются разные задания, можно  благодаря последовательному планированию времени лучше осуществлять свою деятельность каждый день, выделяя  резерв времени для важных дел.
     Ежедневное  решение разного рода задач и  проблем можно представить в  виде различных функций.
     Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз [19. С. 23]:
     1) Постановка цели – анализ и формирование личных целей;
     2) Планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
     3) Принятие решений по конкретным делам;
     4) Организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
     5) Контроль – самоконтроль и контроль (в случае необходимости – корректировка целей);
     6) Информация и коммуникация – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.
     Преимущества  овладения искусством самоменеджмента  состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост деятельности; снижение загруженности  работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение целей  кратчайшим путем.
     Одним из полезных технических приемов  планирования личного труда и  самоорганизации является ведение  ежедневника личной работы. Ежедневник студента представляет собой одновременно календарь-памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, контроля, справочник, абонементную книжку и картотеку идей. Ведение ежедневника является сильнейшим средством дисциплинирования ума.
     Ежедневник  это важнейшее вспомогательное средство планирования времени, которое поможет вам не только успевать больше в меньшее время, но и будет способствовать достижению желаемых целей и успеха.
     Успех зависит от складывающихся отношений  с людьми. Каждый человек живет  признанием себя другими, поэтому в  современной жизни надо использовать любой шанс, чтобы понравиться  людям.
     2.4. Целеполагание, целеустремленность
     Ясность целей, задач представляет собой  важнейший фактор продуктивности человека. Главная причина, по которой одним  людям удается достигать большего, чем другим, при прочих равных условиях состоит в том, что им присуща  полная ясность относительно своих  целей и задач, от осуществления  которых они к тому же никогда  не уклоняются.
     Если  вы будете ориентироваться на ясные, изложенные в письменной форме цели, вы достигнете в 5 – 10 раз большего, нежели ваши друзья, даже превосходящие  вас по образованию и способностям, однако никогда не тратящие времени  на четкое изложение на бумаге того, к чему они стремятся.
     Существует  эффективный метод для постановки и достижения целей. Он состоит из шести последовательных простых  шагов, и реализация любого из них  способна удвоить, а то и утроить  продуктивность. Рассмотрим эти шаги.
     Шаг № 1: определение цели.
     Шаг № 2: изложение своих мыслей на бумаге.
     Шаг № 3: определение сроков достижения цели.
     Шаг № 4: составление перечня всего, что предстоит сделать для достижения цели.
     Шаг № 5: преобразование этого перечня в план. Чем лучше составлен план, тем легче добиваться цели.
     Шаг № 6: осуществление поставленных задач.
     На  планирование дня уходит всего от 10 до 20 минут, однако эта небольшая  «жертва» сэкономит по меньшей мере 2 часа потраченного впустую времени  и бесцельно растраченных усилий на протяжении всего дня.
     Достигнуть  успеха вам поможет также применение правила 80/20. Это правило представляет собой одну из самых удачных концепций  в деле рационального использования  времени и планирования. Его также  называют «принципом Парето». Принцип  гласит, что 20 % произведенной работы обеспечивают 80 % полученных результатов: это значит, что если имеется перечень из 10 дел, которые необходимо совершить, то 2 из них окажутся по конечной приносимой выгоде равноценными (или более ценными) оставшимся 8 делам, вместе взятым. Самые значимые задачи нередко самые трудные и сложные. Однако отдача и награда за их эффективное осуществление могут быть колоссальными. По этой причине следует твердо отказываться от выполнения задач, содержащихся во второстепенных 80 %, пока остаются невыполненными задачи из главных 20 %. Способность выбирать между важным и малозначащим – это то, что кардинальным образом определяет успех в жизни и на работе.
     Людям, добивающимся успеха в делах, свойственна  ясная ориентация на будущее. Они  рассчитывают свои ходы на 5, 10, 20 лет  вперед. Они анализируют принимаемые  ими решения и предпринимаемые  ими действия в настоящем с  точки зрения их согласованности  с долгосрочным будущим, к которому стремятся.
     Перед тем как приниматься за решение  задач любого рода, следует всегда задаваться вопросом: «Каковы потенциальные  последствия выполнения или невыполнения этой задачи?» Люди, добившиеся успеха, – это те, кто не ищет сиюминутной славы и готовы к краткосрочным жертвам, рассчитывая на гораздо большую награду в более отдаленном будущем.
     Люди, не обретшие подлинного успеха, напротив, более заинтересованы в сиюминутных  радостях и признании своих заслуг, немедленно следующих за поступком, и поэтому мало задумываются о  долгосрочной перспективе.
     Если  выполнение той или иной задачи способно повлечь значительные по масштабу и  влиянию позитивные последствия, необходимо немедленно приступать к ее выполнению. Постоянный анализ потенциальных последствий начинаний, принимаемых решений, поступков представляет собой один из наилучших способов определения подлинных приоритетов.
     Залогом вашего успеха является также способность  различать дела в зависимости  от их приоритетности. Метод «АБВГД»  представляет собой эффективный  способ расстановки задач по приоритетности, который можно применять ежедневно.
     Необходимо  начать с составления перечня  всего, что предстоит сделать  в течение дня. После этого  ставится буква «А», «Б», «В», «Г»  или «Д» перед каждым пунктом  перечня дел.
     Задача  типа «А» определяется как нечто, имеющее на данном этапе самое  важное значение, нечто, что необходимо сделать, иначе появится риск столкнуться  с серьезными последствиями. Если задач  типа «А» несколько, то нужно оценить  их приоритетность, помечая «А-1», «А-2», «А-3» и т. д.
     Задача  типа «Б» определяется как та, которую  следовало бы выполнить. Это значит, что при ее невыполнении кто-нибудь окажется недовольным или поставленным в невыгодные условия. Важно никогда  не приступать к задаче типа «Б», пока остается незавершенной задача типа «А».
     Задача  типа «В» определяется как нечто, что было бы прекрасно сделать. Но от этого не следует ожидать никаких  последствий, будет сделано это  или нет.
     Задача  типа «Г» оценивается как работа, которую можно поручить кому-нибудь другому.
     Задача  типа «Д» представляет собой работу, которую можно совсем удалить  из перечня дел.
     Применение  метода «АБВГД» каждый день в отношении  любого перечня мероприятий, будь то дела на день или проект на следующий  месяц, позволит вам приобрести привычку постановки и выполнения приоритетных задач, после чего будущее будет  обеспечено. 

     2.5. Самомотивация и стратегическая ориентация на успех
     Для выполнения работы по-настоящему на высоком  уровне необходимо научиться подзадоривать  и вдохновлять самого себя. Чтобы  обеспечивать стимулы для работы, нужно задаться целью – стать  бесповоротным оптимистом. Уровень  самооценки имеет центральное значение в определении того, как велики мотивация и целеустремленность. Необходимо постоянно внушать себе необходимость позитивного взгляда  на мир и на собственные возможности.
     Обеспечивая себе стимул к работе и преодолевая  в себе сомнения или страх перед  трудностями, следует постоянно  твердить самому себе: «Я могу! Я могу!»  Когда люди спрашивают о делах, всегда отвечать: «Все прекрасно!» Человек, постоянно охватывая мысленным  взором свои цели и говоря с собой  в позитивном тоне, создает предпосылки  для собственной целеустремленности. Ему легче в этом случае ощутить  уверенность в своих силах  и испытать творческий подъем.
     Чтобы достигнуть высокой степени самореализации, необходимо выбрать подходящую жизненную  стратегию. Используя инструментарий персонального стратегического  менеджмента (ПСМ), любой человек  может сформировать и реализовать  оптимальную личную жизненную стратегию, которая поможет добиться успеха [14. С. 77].
     Наличие жизненной стратегии очень важно, так как для осуществления  некоторых жизненных целей обязательно  нужно совершить ряд последовательных шагов.
     Обобщенная  модель механизма по разработке и  реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 2.3. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.
     Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для  определения миссии и целей, а  также позволяет выработать стратегию  поведения, дающую возможность осуществить  свою миссию и достичь поставленных целей [14. С. 79].
     В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии вашей  жизни, наравне с анализом среды  является наличие сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается система идей и  взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются  ваши отношения к действительности [3].
     В целом процесс определения жизненных  целей согласно концепции ПСМ  описывается схемой в виде «постепенного  обновления стратегии жизни путем  последовательной разработки и сборки ее исходных компонентов-образов, смыслов  жизни, жизненных ценностей, норм и целей». На рис.2.3 этапы формирования целей представлены в виде ряда структурно сопряженных процедур, аналогичных последовательности элементов системы стратегического ориентирования [18. С. 112].

     Рис. 2.3. Основные этапы цикла персонального стратегического управления
     На  этапе разработки стратегии создается  общая программа реализации жизненной  стратегии. Здесь также осуществляется операционализация трех основных стратегических активов человека, имеющихся на момент разработки стратегии: человеческого  капитала, финансовых ресурсов и времени.

     2.6. Самопозиционирование

     Личность, осознавая свои возможности, используя  положительные стороны натуры и  сознательно корректируя индивидуальные качества в ту или иную сторону, может  кардинально изменить ход своей  жизни в желаемом направлении.
     Жизнь современного студента почти на 90 % состоит из общения. С самого рождения вы находитесь в окружении других людей с их взглядами на действительность, их впечатлениями и мировоззрениями. Ничто не оказывает большего влияния на ваше формирование, ваши привычки и стиль жизни, чем люди, с которыми вы общаетесь. Недаром говорят, что тот, кто владеет информацией, управляет и ситуацией. Соответственно, люди, которые общаются правильно, успешны во всем.
       Любому, кто хочет взойти на олимп, достичь высот, добиться успеха и славы, необходимо уделить большое внимание такой важной вещи, как самопозиционирование. Если вы не будете этим заниматься, никто не будет знать ни о вашем существовании, ни о том, что вы умеете, ни о том, каков ваш потенциал. Одни обладают врожденной способностью демонстрировать окружающим свои лучшие качества и навыки. Другие могут научиться этому и тем самым значительно облегчить свое продвижение по карьерной лестнице.
     Профессиональные  качества, навыки и умения – это  результат труда человека, а соответственно, и товар, обладатели которого имеют  полное право его продавать. Систематическое повышение своей рыночной стоимости принято называть самопозиционированием. Очень важно уметь себя представить с лучшей стороны. Именно владение искусством самопозиционирования, или самопрезентации, поможет вам найти достойную работу. Человеку необходимо относиться к себе как к товару, который он хочет выгодно продать. Следовательно, в самопозиционировании применимо большинство законов торговой рекламы, в том числе и знаменитая формула: внимание, интерес, желание, уверенность и действие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.