Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая сущность государственного кредита

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по дисциплине: Теория финансов
      на тему: Экономическая сущность государственного кредита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент
ФФБД, 3-й курс, ДФК-2                                                                            Е. Ю. Кухто
                                                              (подпись)
                                                                                             (дата) 
 
 
 
 
 

Руководитель
ассистент                                                                                                   М. А. Канюк
                                   (подпись)  (оценка)
                                                                                             (дата) 

 

       СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного кредита…………………….. …….6                                             1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике………6
1.2 Функции государственного кредита………………………………………..10
1.3 Формы государственного кредита………………………………………….13
2 Опыт использования  государственного кредита на  примере зарубежных стран………………………………………………………..……………………..15
2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России……15
2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии.19
3. Приоритетные  направления развития государственных  кредитных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...30
Приложение А……………………………………………………………………32
    Рисунок А.1 - Взаимосвязь финансовых и кредитных элементов в
    госкредите………………………………………………………………………..32
    Рисунок А.2 –  Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории
    «государственный  кредит»……………………………………………………...33
Приложение Б……………………………………………………………………34
Таблица Б.1 - Динамика задолженности Российской Федерации Международным финансовым организациям в период  2000 – 2009 года…..34
    Приложение  В……………………………………………………………………35
    Рисунок В.1 – Итоги первичного размещения государственных ценных бумаг
    по фактической  стоимости……………………………………………………...35
Рисунок В.2 – Доходность государственных ценных бумаг………………….35
Рисунок В.3 – Динамика внешнего долга органов государственного управления Республики Беларусь…………………………………………….36
Соглашение  между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о предоставлении Республике Беларусь
    государственного  кредита………………………………………………………37 
     
     
     
     
     
     
     
     

РЕФЕРАТ
    Курсовая  работа: 38 c., 5 рис., 1 табл., 25 источников, 3 приложения
    Ключевые  слова: государственный кредит, формы государственного кредита, государственные займы и гарантии, облигации, еврооблигации.
    Объект исследования: государственный кредит.
    Предмет исследования: значение государственного кредита в развитии современной экономики.
    Цель  работы: определение роли государственного кредита в современной экономике, исследование его недостатков и преимуществ, а также практическое использование на примере Республики Беларусь.
    Методы  исследования: сравнительный и проблемный анализ, дедукция, индукция, принципы диалектической логики.
    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно–аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    Государственный кредит и его регулирование – одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной экономики. Проблема государственного долга в настоящее время остается одной из наиболее острых, сдерживающих социально-экономический рост страны.
    Государственное кредитование – это процесс сложный и противоречивый с точки зрения его влияния на экономический рост и развитие страны. С одной стороны он способствует ускорению развития общественного производства, активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства и т.д. С другой стороны, нерациональное использование привлеченных ресурсов ведет к увеличению государственного долга. Выплата значительной части национального дохода в виде процентов может подорвать платежеспособность страны и способствовать оттоку финансовых ресурсов.
    Актуальность  данной работы обоснована нарастающими объемами использования государственного кредита, который является экономически необходимым источником покрытия государственных расходов во многих странах на современном этапе, и особенно остро в период мирового финансового кризиса. В пользу выбранной темы говорят и изменения, наблюдающиеся в качественном и количественном росте международных потоков капиталов в рамках мирового хозяйства. Государственный внешний кредит начинает играть все более важную роль в рамках расширения и углубления мирохозяйственных связей и процессов развития производительных сил.
    Теоретические исследования по данному вопросу  велись такими авторами как С. А. Чернецов, А. С. Нешитой, М. К. Фисенко, Г. Б. Поляк. В своих работах авторы широко рассмотрели  основы государственного кредита, его функции и способы привлечения. В использованных трудах  профессионально и доступно изложена суть процесса кредитования и его основные цели и задачи. Также в работе использована монография Дядичко С.П., что позволило провести более глубокий анализ выбранной темы.
    Аналитическая же часть вопроса рассматривалась на основе публикаций журналов «Банковский вестник», «Финансы и кредит» и «Бюллетень банковской статистики» , где были приведены конкретные данные по изучаемому вопросу. Также при разработке темы применительно к Республике Беларусь использовались данные пресс-релизов Национального банка, сайтов государственных органов и правовые документы.  
    Целью курсовой работы является выявление  сущности государственного кредита, определение его влияния на экономику разных стран, а также изучение эффективности этого процесса применительно к Республике Беларусь и определение дальнейших перспектив государственного кредитования в условиях нестабильности мировой экономики.
    Для достижения этой цели при написании  курсовой работы был поставлен и решен ряд следующих задач:
      исследована и раскрыта сущность термина «государственный кредит»,
      рассмотрена двойственная природа государственного кредита, основные признаки, присущие ему как единству финансовой и кредитной составляющих,
      проанализированы особенности использования государственного кредита для развития экономики зарубежных стран на современном этапе,
      изучено влияние государственного кредита на развитие экономики Республики Беларусь,
      проанализировано влияние международного финансового кризиса на интенсивность кредитования в Республике Беларусь,
      рассмотрены дальнейшие перспективы развития государственного кредитования в нашей стране.
    При написании работы были использованы сравнительный и проблемный методы анализа, статистический и описательный методы, а также методы дедукции и индукции, которые помогли прийти к тем или иным выводам об изучаемом вопросе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы государственного кредита
      1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике
    В условиях роста доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из актуальных задач экономической политики государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и поиск способов финансирования их дефицита. При недостатке налоговых поступлений органы власти прибегают к использованию кредитного механизма, в частности, государственного кредита [20, c.162]. В связи с этим и возникает объективная необходимость исследования понятия «государственный кредит» в условиях развития финансово-кредитных отношений и появления новых финансовых инструментов.
    Существующий  ныне подход к государственному кредиту несет в себе неясность, что и породило большое количество дискуссионных вопросов по данной категории. Большинство экономистов характеризует государственный кредит как «совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях срочности, возвратности и платности для покрытия бюджетного дефицита или дополнительного финансирования государственных расходов». Однако на сегодняшний день с учетом развития мировых финансовых отношений и функций этой категории, наиболее достоверной является расширенная трактовка данного понятия, включающая внешнеэкономические отношения и всю совокупность кредитных отношений с участием любого уровня бюджетной системы государства. Таким образом, «государственный кредит – это совокупность финансово-кредитных отношений, складывающихся между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами и международными финансовыми организациями с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возврата, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов» [23, c.170].
    Государственный кредит характеризует движение ссудного капитала. Его источниками выступают  временно высвобождающиеся в процессе производства денежные средства хозяйствующих  субъектов. Погашение государственных  займов и выплата процентов по ним осуществляется за счет бюджетных средств.
    Являясь одним из звеньев государственной  системы, государственный кредит охватывает совокупность денежных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта[24, с.32].
    Наибольшее  развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. Оно может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене.
    Кроме того, государство может выступать  гарантом по обязательствам различных  физических и юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение их обязательств. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Однако, как показала практика в большинстве случаев механизм кредитования, прежде всего, необходим недостаточно надежным заемщикам [20, c.163].
    По  мнению большинства экономистов, кредитование не является изначальной деятельностью, присущей государству. Объясняется это тем, что выполнение государством своих функций (создание условий для эффективного развития экономики, поддержание определенного уровня жизни населения, защита национальных интересов на мировых рынках) непосредственно связано с потребностью в привлечении ресурсов. Исходя из этого, основой государственных кредитных отношений являются заимствования, то есть государство в первую очередь является заемщиком. Все остальные его функции (кредитование и предоставление гарантий) возникли в процессе экономического развития, когда для этого создавались экономические условия [9, c.8].
      Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет признаки как тех, так и других. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства и является источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления, что позволяет отнести его к элементам финансовой системы. С другой стороны, государственный кредит тесно связан с другими видами кредитных отношений и имеет ряд особенностей (условия платности и возвратности), отличающих его от классических финансовых категорий[5, c.58].
    В процессе изучения этой темы автор  наткнулся на исследование профессора О.И. Лаврушина по поводу взаимодействия денежно-кредитной и финансовой политики. В своей статье автор  утверждает, что «государственный кредит не может входить в финансовую систему, объединяющую элементы по своим родовым качествам. Государственный кредит можно отнести к финансовой системе только в чрезвычайно узком смысле, в смысле его использования на финансовые нужды, нужды государственного бюджета в качестве источника покрытия расходов государства и его субъектов. Использование государственного займа для целей бюджета еще не означает, что подобного рода ресурсы выступают частью финансовой системы. На нужды бюджета может использоваться и банковская ссуда, однако она не становиться частью финансовой системы». Основным выводом этого исследования является определение государственного кредита (с точки зрения его функций и сущности) как элемента кредитной системы. С практической же точки зрения, по мнению О.И. Лаврушина, госкредит следует использовать, учитывая сущность категории кредит и законы ее движения[13, c.5-6]. 
    Данная точка зрения, по мнению автора этой работы, представляет определенный интерес, однако не является абсолютно достоверной. Рассматриваемую форму кредита не следует в полной мере отделять от финансовой системы, так как государственный кредит, являясь источником формирования финансовых ресурсов, выполняет ряд функций, определяющих его как финансовую категорию.
    Проблемами государственного кредита занимались множество экономистов, которые предлагали свою аргументацию необходимости и эффективности его применения. Так, представители классической школы А. Смит, Ж.Б. Сэй, Дж. Миль считали необходимым для покрытия государственных расходов использовать налоги, а не займы, так как видели в последних причину роста задолженности, которая может привести страну к разорению.
    Экономисты  же исторической школы К. Дитцель, А, Вагнер и др. признавали, что финансирование расходов государства за счет займов давало возможность достигнуть оптимального использования привлеченных средств и избежать повышения налогов для обеспечения его деятельности в чрезвычайных ситуациях[9, c.3].  
    Как показывает практика, на сегодняшний день роль данной экономической категории носит двойственный характер.
    Эффективно  используемые денежные средства, привлекаемые по средствам госкредита, позволяют  поддержать развитие отраслей национальной экономики, обеспечить безинфляционное  финансирование бюджетного дефицита, сохранить относительное экономическое равновесие по средствам привлекаемых внешних займов, обеспечить экономический рост и т.д.
    Применение  государственного кредита, а именно принцип платности, позволяет обеспечить рациональное использование имеющихся  в экономике средств. Процент по привлеченным ресурсам стимулирует заемщика вкладывать средства в различные проекты с целью получения высокого дохода, в результате чего наблюдаются дополнительные инвестиционные вливания в отрасли народного хозяйства.
    По  средствам заимствований местных органов власти проводится поддержка развития отдельных регионов, хозяйственных комплексов, предприятий и организаций.
    Однако  оценка воздействия государственного кредита на социально-экономические  процессы в обществе как положительного в значительной степени преувеличена. Дело в том, что привлеченные по средствам госкредита ресурсы используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода, а лишь увеличивают размер займа за счет выплаты процентов. Причина в том, что из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами кредиты. Поэтому постоянно нуждаясь в средствах, страны прибегают к новым займам в целях покрытия прежних долгов.
    Внешние заимствования, в большинстве случаев, лишают заемщика возможности самостоятельно определять направление  его развития. Программы же, разрабатываемые кредиторами (в частности международными финансовыми  организациями), не всегда приводят к  экономическому росту. Часто последствиями разработанного курса развития становится снижение уровня жизни населения.
    Как показывает практика, злоупотребление  государственным кредитом, использование  его на непроизводительные нужды, приводит к дезорганизации денежного обращения, к денежным и экономическим реформам. Такое использование кредита не принесет в бюджет государства дохода, а приведет к уменьшению национального богатства.
    Если  учитывать тот факт, что государственные  займы предоставляются на длительный срок, а также вспомнить об инфляционных процессах, то можно сделать вывод, что возвращаемая ссужаемая стоимость будет соответствовать ее первоначальной ценности лишь по номиналу, но не по ее равноценности.  
    И даже предоставление органами власти кредитов или гарантий не должно анализироваться лишь с положительной стороны, поскольку всегда существует риск непогашения заёмщиком своих обязательств, что повлечёт за собой дополнительные бюджетные расходы.
    Мировой опыт показывает, что использование  государственных кредитов всегда должно сопровождаться сопоставлением выгод и потерь от заимствований и проведением продуманной политики и долгосрочной финансовой стратегии в области государственных заимствований.
    Как мы можем видеть, государственный  кредит является весьма сложной и специфической категорией. Находясь на стыке денежно-кредитной и финансовых сфер, он выступает обособленным и весьма существенным инструментом регулирования экономики.   
 
 
 
 

    1.2 Функции государственного кредита
    Как любая экономическая категория  государственный кредит выполняет ряд функций, которые позволяют раскрыть его роль в экономике, а также выделить определенные черты, отличающие его от других кредитных отношений. На сегодняшний день вопрос о содержании функций государственного кредита относится к разряду спорных или же дискуссионных. Дело в том, что некоторые экономисты утверждают о наличии у государственного кредита только двух функций - фискальной и регулирующей. Другие исследователи считают, что эта категория выполняет четыре функции - фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.
    Наиболее  распространенной и, на наш взгляд, более приемлемой является точка  зрения, о выполнении государственным  кредитом трех функций – распределительной, регулирующей и контрольной. Данной точки зрения придерживаются такие экономисты как  С. А. Чернецов, А. С. Нешитой, М. К. Фисенко, Г. Б. Поляк и др. По их мнению, выделение фискальной функции не несет в себе никакого смысла, так как ее реализация, а именно формирование централизованных денежных фондов государства, осуществляется с помощью распределительной функции.
    Рассмотрим  подробнее содержание каждой из трех приведенных функций.
    Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона – финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.
    Эта функция проявляется в перераспределении  стоимости ВВП и части национального  богатства. Именно через перераспределение доходов граждан, предприятий и организаций осуществляется формирование соответствующего централизованного фонда.
    В современных условиях поступления  от государственных займов стали  вторым после налогов методом  финансирования расходов бюджета. Последнее  объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
    Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя   более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено. Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличивать налоги в заданный период времени, что пришлось бы сделать в противно случае [15, c.176].
    Регулирующая  функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
    Особую  роль государственный кредит играет в регулировании денежного обращения, поскольку позволяет изъять денежные средства из наличного оборота, тем  самым воздействуя на оптимальный размер денежной массы и обеспечивая устойчивость национальной валюты. Размещая займы среди различных групп инвесторов, тем самым мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.
    Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
    Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
    Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случаи их банкротства. В большинстве развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров.
    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюджетов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории [19, c.58].
    Контрольная функция государственного кредита  органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории. Во-первых, она тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность, срочность и платность привлечения средств, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами[17, c.286].
    Перечисленные выше функции отражают влияние государственного кредита на экономический механизм, проявление его роли через воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении. Посредством реализации этих функций государственный кредит, как относительно самостоятельное звено финансовой системы, выступает эффективным инструментом мобилизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнения целей и задач государства. Перечень этих функций является неокончательным, ведь, как говорилось ранее, этот вопрос также относится к разряду дискуссионных. Однако на наш взгляд именно через них реализуется сущность и роль государственного кредитования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Формы государственного кредита
    Государство заимствует деньги в двух формах: кредита (несекъюритизированная форма) и  путем эмиссии долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма). Кредит предоставляется государству кредитором непосредственно, а для получения  денег на фондовом рынке правительство выпускает ценные бумаги. При разных механизмах реализации эти две формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно состоит в поступлении заемных ресурсов в бюджет и возрастании государственного долга.
    Секъюритизированная форма имеет определенные преимущества: больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и др. [2, c.576-577].
    Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним (международным). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, то преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и необходимость оказания помощи иностранным государствам обуславливают развитие международного государственного кредита.
    Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах: государственные  займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
    Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации во временное пользование. Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, реализуются среди населения.
    Обращение части вкладов населения в  государственные займы осуществляется через покупку особых ценных бумаг, рыночных ценных бумаг или путем  оформления безоблигационных займов.
    Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. 
 

    Казначейские  ссуды выражают оказание финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты отличаются льготными условиями, не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных экономических структур.
    В тех случаях когда, правительство  гарантирует безусловное погашение  займа, выпущенного местными органами власти, а также выплату процентов  по нему, то речь идет о гарантированных  займах[15, c.180-182].
    Внешний государственный кредит возникает, когда государство выступает на мировом рынке в роли заемщика или кредитора. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
    Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты, еврозаймы, кредиты международных финансовых организаций, межправительственные кредиты, частные кредиты коммерческих структур. На международном рынке государственных долгов наиболее распространенной формой является выпуск еврооблигаций – долгосрочных долговых обязательств в форме облигаций, нормированных в иностранной валюте и обращающиеся на международном финансовом рынке [2, c.580].
    В процессе развития мировой экономики  и трансформации мирохозяйственных связей возникают все новые и новые формы реализации госкредита. По ходу развития экономической практики госкредитования происходит постепенное расширение содержания этой категории. Это свидетельствует о возрастающей роли этого инструмента в регулировании экономических отношений.
    Рассмотрев  сущность, функции и формы государственного кредита, можно сделать вывод  о неоспоримом влиянии этой категории  на развитие экономический процессов  не только внутри страны, но и на мировой  арене. Оставаясь частью финансовой системы, эта категория превратилась в альтернативную форму размещения и привлечения свободных денежных средств. Помогая выполнить государству свои функции, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие страны, госкредит одновременно является причиной увеличения государственного долга. Нерациональное его использование может оказать отрицательное влияние на кредитный рейтинг государства и его инвестиционную привлекательность. Природа этих экономических отношений весьма противоречива, и именно поэтому ее применение требует от государства осторожности при разработке экономической политики и дальнейших перспектив развития.
       
 

    2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран
    2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России
    История государственных кредитных отношений  на территории Российской Федерации насчитывает в своем развитии несколько этапов. Среди них можно выделить наиболее ключевые:
      этап 1861 – 1897 гг., начавшийся с отмены крепостного права, снятия ограничений на частную собственность, создания акционерных обществ. Он характеризовался отменой монополии государства на привлечение свободного капитала. Поэтому правительство использовало новые финансовые инструменты такие, как выигрышные, рентные и золотые займы. Основными институтами, осуществлявшими размещение государственных долговых обязательств, были казенные банки и сберегательные кассы. В данной ситуации начинал работать рыночный механизм, основанный на спросе и предложении на свободный капитал;
      для следующего этапа 1897 – 1917 гг. характерно наличие дефицита бюджета, связанного с ведением военных действий, и государственного долга в размере 9937,9 млн. руб. В данных условиях требовались долгосрочные капиталы, которых в связи с нарушением экономического равновесия не хватало, поэтому займы в основном были краткосрочными;
      постреволюционный период характеризовался изменением системы государственных заимствований. Экономические преобразования привели к появлению свободных капиталов и, как следствие, к развитию государственных заимствований и увеличению государственного долга;
      этап с 1992 года начался переходом от традиционной системы покрытия дефицита государственного бюджета посредством кредитов банковской системы к созданию рынка государственных ценных бумаг. В мае 1993 г. проведен первый аукцион по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Формировалась инфраструктура рынка государственных заимствований. В течение 2000 – 2006 гг. вследствие положительного изменения внешней экономической конъюнктуры Россия смогла погасить основную сумму задолженности перед своими кредиторами. В настоящее время ведется работа по сокращению размеров государственного долга, чему способствует продуманная и экономически взвешенная политика государства[9, c.10-11].
    Наиболее  целесообразным представляется рассмотреть  последний этап.
    На  сегодняшний день Россия при использовании  государственного кредита выступает  в качестве заемщика, кредитора и  гаранта. 

      Наибольшую долю в сфере российских государственных кредитных отношений занимает деятельность в качестве заемщика. Условно здесь можно выделить три элемента:
      внешние займы;
      государственные займы внутри страны;
      муниципальные займы.
    Одним из источников внешних займов является сотрудничество с международными финансовыми организациями. Если проследить динамику использования этого инструмента за последние годы (приложение), можно увидеть снижение задолженности Российской Федерации по этому параметру. Последний кредит России предоставил Международный Банк Реконструкции и Развития в размере 200 млн. долларов со сроком погашения 15 лет.  Целью проекта является повышение эффективности, качества услуг и финансовой устойчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
    Причиной  снижения внешних заимствований  с помощью кредитования объясняет  проект основных направлений бюджетной  политики в 2010 году, где четко оговорено  ограничение привлечения новых кредитов международных финансовых организаций. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно[16].
      К новым инструментам привлечения внешних займов в страну относится размещение еврооблигаций на международном рынке. Этот финансовый инструмент не является новым как таковым, он активно применялся до дефолта 1998 года. Однако затем наступил перерыв в 12 лет (если не учитывать обмен долговых обязательств). И вот в апреле 2010 года Правительство Российской Федерации разместило  евробонды на сумму в 5,5 млрд. долл. под 5% годовых, вернувшись на международные рынки капитала как суверенный эмитент. Суверенные евробонды были размещены двумя траншами: 5-летний на $2 млрд. и 10-летний - на $3,5 млрд. При этом внешний долг России вырастет  с 2,9% в 2009 г. до 5,3% в 2012 г. Дебют оценен как положительный, однако Минфин большее не планирует новые займы на внешнем рынке. Это обусловлено решением Правительства ограничить финансирование дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации [21, c.4].
    Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований России является повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг. Минфин России для поддержания ликвидности рынка проводит размещение на рынке ценных бумаг со сроком обращения 3, 5 и 10 лет.
    Фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций  на рыночных условиях постоянно растет. Так в 2004 году оно составило 164,1 млрд. руб., в 2005 году - 167,19 млрд. руб., в 2006 году -  225,83 млрд. руб., в 2007 году -  305,94 млрд. руб. и т.д. По прогнозным показателям Минфина России эти показатели в 2010 году составят 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей [18, c.6]. Большая часть этих средств направляется в Стабилизационный фонд, созданный Правительством для стабилизации экономической ситуации в стране в условиях финансового кризиса. Однако постоянное увеличение внутренних заимствований приводит к росту расходов на обслуживание госдолга. Если в 2010 году они составят 333,2 млрд. рублей, то в 2012 ожидается рост этого показателя в 2 раза.
    Для увеличения государственных внутренних заимствований есть объективная причина. Дело в том, что финансовое ведомство в долгосрочной перспективе намерено проводить заемную политику, направленную на замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями и на развитие национального рынка государственных ценных бумаг. Это решение вполне разумно, так как это уменьшит зависимость государства от иностранных кредиторов, позволив в то же время сохранить уровень финансовых вливаний на прежнем уровне[16].
      Что же касается муниципальных  заимствований, то на сегодняшний  день они достаточно распространены  на территории Российской Федерации. Это позволяет стабилизировать местные бюджеты, реализовывать мелкие проекты без привлечения средств государственного бюджета. Однако  рынок региональных и муниципальных заимствований в России развит недостаточно. Его объемы растут, но количество субъектов Федерации и муниципалитетов, выпускающих облигации для финансирования инвестиционных потребностей, пока невелико. Явным лидером здесь, несмотря на наметившееся уменьшение объема займов, по-прежнему является Москва.
    В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерация предоставляет их по большинству направлений государственной поддержки.
    - в рамках антикризисных мер,  предпринимаемых Правительством  Российской Федерации (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения);
      в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
      в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;
      для реализации инвестиционных проектов;
      для поддержки экспорта промышленной продукции;
      ориентированные на осуществление долгосрочных инвестиций в наиболее важные с государственной точки зрения проекты.
    Планируемый объем предоставления государственных гарантий в 2010-2012 годах составит:
      в валюте Российской Федерации - в общей сумме 580,5 млрд. рублей;
      в иностранной валюте - 10,5 млрд. долларов США[16].
    И наконец, последней позицией Российской Федерации в сфере государственных  кредитных отношений является осуществление  кредитования. Россия выступает как  кредитор преимущественно в отношения  со странами СНГ. Ярким примером могут  служить отношения России с Беларусью, Абхазией и Арменией.
    В 2009 году Россия и Армения подписали соглашение о выдаче кредита Армении на сумму 500 млн. долларов сроком на 15 лет по ставке Libor +3% годовых. Россия также предоставила Абхазии и Южной Осетии финансовую помощь в размере 2,36 и 2,8 миллиарда рублей соответственно. Соответствующие соглашения между министерствами финансов было подписано 17 марта 2009 года.
    Говоря  о деятельности России как кредитора, хочется отметить тот факт, что  основной объем кредитов стал предоставляться в последнее время. Это связано с ухудшением экономического положения в данных странах. И по своей сущности, предоставляемые Россией кредиты, носят стабилизационный характер. Их объемы также жестко ограничены, что связано с нестабильной ситуацией в самой Российской Федерации. Поэтому другие страны кредитуются с определенной долей риска.
    Оценивая  развитие кредитных отношений на территории Федерации, хотелось бы отметить разнообразие их форм. Государственный  кредит применительно к России показал  себя достаточно эффективным. Его использование позволяет решать ряд насущных проблем в экономике страны. Для России госкредит является важным источником формирования централизованных ресурсов. Однако Правительство России понимает степень зависимости государства от этого инструмента, и поэтому пытается его ограничить путем разработки эффективной политики.   
 
 
 
 

    2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии
    На  сегодняшний день Германия активно  участвует в развитии государственных  кредитных отношений. Это связано с наличием в стране бюджетного дефицита, а также с влиянием мирового финансового кризиса. Для решения этой проблемы правительством Германии был создан ряд институтов, занимающихся проблемами управления государственным кредитом. Среди них можно выделить такие как Федеральное министерство финансов, ООО «Финансовое агентство Германии» и Немецкий федеральный банк.
    Федеральное министерство финансов несёт общую  ответственность за организацию  процесса привлечения кредитов. Здесь  разрабатывается стратегия получения  кредитов, планируются новые финансовые инструменты по привлечению ресурсов для государственных нужд.
    Управление государственным кредитом возложено на ООО «Финансовое агентство Германии», которое привлекает средства для финансирования дефицита бюджета. Целью создания агентства являлась минимизация расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, а также оптимизация его структуры. Агентство уполномочено выпускать в обращение и реализовывать соответствующие инструменты долгового финансирования. С 1 августа 2006 г. к нему перешли некоторые функции Федерального управления ценными бумагами в области кредита, в частности операции за счёт частных клиентов и ведение книги государственного долга.
    Немецкий  федеральный банк поддерживает Министерство финансов при выполнении задач по управлению государственным кредитом. Он ведёт центральный счёт Казначейства, организовывает аукционы по первичному размещению федеральных ценных бумаг и осуществляет операции на вторичном рынке.
    Для привлечения средств на нужды  государства перечисленные институты используют широкий спектр ценных бумаг. Так с 1 июня 2005 г. выпущены в обращение облигации федерального займа сроком на 5 лет в объёме 5 миллиардов долларов с купонным доходом – 3,875 % годовых. Также с 2006 г. эмитируются федеральные облигации, процентные выплаты по которым привязаны к уровню инфляции в зоне евро.
    Что же касается общей структуры государственных  заимствований (данные представлены на 2008 год), исходя из инструментов привлечения ее можно представить следующим образом: 96,5% привлекается по средствам ценных бумаг, реализуемых на аукционах среди членов так называемой группы участников аукциона по федеральным ценным бумагам (29 крупнейших немецких и иностранных банков), 4,49% занимают ценные бумаги, реализованные частным инвесторам через кредитные институты. Привлечение кредитов в форме выпуска долговых обязательств на сегодняшний день практически прекратилось и составило лишь 0,01 % всех полученных средств. Суммарная потребность в кредите составила в 2008 г. 229,6 млрд. евро. Необходимо отметить, что благодаря продуманной политике государства и рациональному использованию ресурсов в течение 2004-2008 гг. наблюдалась устойчивая тенденция снижения задолженности по кредиту, что привело к сокращению дефицита федерального бюджета[1, c.5-8].
    Помимо  организации, занимающихся аккумуляцией и привлечением ресурсов, в Германии создана финансовая группа KFW Group, целью которой является предоставление финансовых ресурсов коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия с целью стимулирования малого бизнеса. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.
    Особенностью  предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KFW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100% ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу[14, c.206].
    Для малого бизнеса в Германии предусмотрены  льготные условия кредитования. Среди  них:
      низкая процентная ставка по кредитам;
      долгосрочные кредиты (до 10 лет);
      освобождение от выплат по кредиту в первые два года;
      возможность долгосрочного возвращения кредита и т.д.
    Что касается кредитования сельского хозяйства, то в Германии сложился смешанный тип кредитования сельских товаропроизводителей, то есть кредиты предоставляются как коммерческими банками, так и специализированными кредитными организациями. Отличительная особенность сельскохозяйственного кредитования в Германии - организация системы кредитования по трем уровням. Верхний уровень представлен кооперативным банком «Дойче Геноссенийафтебанк», пайщики - региональные кооперативные банки, формирующие второй уровень кредитования сельских товаропроизводителей, третий уровень - сельскохозяйственные предприятия[11, c.51-52]. Примером сельскохозяйственного кредитования может служить Программа инвестиционного стимулирования и Общая программа аграрных кредитов, предусматривающая льготное кредитование фермеров ФРГ в виде ссуд с 1% годовых или путем снижения ссудного процента действующих кредитов на 4-7% [14, c.206].
    В условиях мирового финансового кризиса, а также из-за роста дефицита госбюджета до 79 млрд. евро, Германия была вынуждена прибегнуть к созданию дополнительных институтов, целью которых является преодоление кризиса ликвидности и поддержка небанковских финансово-кредитных организаций. Среди них можно выделить Фонд финансовой стабилизации и фонд инвестиций и погашения.
      Полномочия Фонда финансовой стабилизации в сфере привлечения кредитов ограничены 90 миллиардами евро, но при соблюдении определённых условий и с согласия Бюджетной комиссии они могут быть увеличены до 100 млрд. евро. Фонд инвестиций и погашения располагает меньшими полномочиями по привлечению кредитных ресурсов – 25,2 млрд. евро. Кредитование обоих фондов осуществляется совместно с кредитованием дефицита федерального бюджета на одинаковых условиях.
Усиливающееся влияние кризиса на немецкую экономику потребовало от правительства Германии принять ряд мер, связанных увеличением государственного кредитования.  Так в ноябре 2008 г. был принят первый пакет мер, предназначенный для преодоления фазы спада, гарантирования занятости и поддержания предприятий, домашних хозяйств и коммун. Как продолжение в январе 2009 г. был введён второй пакет, ориентированный на проблемы рынка труда, повышение темпов экономического роста и модернизации экономики. Финансирование обоих пакетов на сумму в 84 млрд. евро производится преимущественно с помощью заимствований.
    С одной стороны, благодаря предпринятым мерам в Германии удалось избежать резкого скачка безработицы и  сохранить  динамику личного потребления. Но с другой стороны, вследствие применения мер финансового стимулирования развития экономики в условиях рецессии в Германии, как и практически во всех странах, возрос дефицит государственного бюджета. Так, в 2010 г. бюджетный дефицит, по прогнозу Deutsche Bank, превысит 6% ВВП, что приведет к увеличению государственного долга до 80% ВВП к концу будущего года (в 2008 г. он составлял около 66% ВВП, в 2009 – 70 %).
    В связи с высокими темпами роста государственного долга в 2009 году в Германии был  принят законопроект, предусматривающий введение с 1 января 2016 г. ограничения ежегодных государственных заимствований (не более 0,35% ВВП), а также запрет заимствований федеральными землями с 1 января 2020 г.
    Таким образом, опыт Германии показал, что  применение государственного кредита в кризисных ситуациях может быть достаточно действенным. Однако не стоит забывать и об угрозе, которую может принести госкредитование в виде увеличения государственного долга и бюджетного дефицита. Это еще раз доказывает мысль о необходимости проведения продуманной и тщательно разработанной экономической политики в сфере кредитования.
    3 Приоритетные направления  развития государственных  кредитных отношений  в Республике Беларусь 

    История становления белорусских государственных  кредитных отношений началась в 1990г. с принятием постановления Совета Министров БССР «О выпуске и порядке распространения Белорусского республиканского внутреннего пятипроцентного займа 1990 г». Он выпускался на 16 лет, однако в 1995 г. в связи изменившейся экономической ситуацией Кабинет Министров Республики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облигаций указанного займа.
    В 1993 – 1994гг. и в последующие периоды  были определены порядок выпуска, условия  обращения и погашения одного из основных инструментов заимствования  в Республике Беларусь – государственных краткосрочных облигаций.
    Выпуск  государственных краткосрочных  облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, для финансирования государственных расходов. Облигации выпускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.
    С 1996 г. начался выпуск долгосрочных облигаций  с купонным доходом. Выпуск долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи.
    C целью привлечения дополнительных ресурсов Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 21 октября 1999 г. № 1627 “О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь”. Государственный выигрышный валютный заем был рассчитан на сумму 10 миллионов долларов США, облигации которого размещались среди физических лиц отдельными выпусками. До 2007 года было эмитировано 9 серий данных ценных бумаг на общую сумму 5,5 млн. долл. США. Из-за отсутствия спроса на данный вид ценных бумаг государство вынуждено было прекратить их выпуск.
    С июня 2002 г. у граждан появилась  новая возможность для сбережений: поступили в продажу облигации  первого выпуска государственного сберегательного займа для физических лиц номинальной стоимостью 1000000р. Всего было осуществлено 3 выпуска на общую сумму 6,5 млрд. руб. Основными банками-агентами выступали АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО [8, c.208-209].
    Что же касается структуры рынка государственных ценных бумаг в период с 2000 по 2009 года, то можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в общем объеме находящихся в обращении государственных ценных бумаг занимали долгосрочные облигации. Общий объем размещения государственных ценных бумаг за этот период составил 16974,6 млрд. руб. Из них ГКО – 6146,1 млрд. руб., ГДО – 10828,5 млрд. руб., что в процентном соотношении составило 36,2% и 63,8% соответственно[3].
    Значительным  событием этого периода стало  проведение с 16 марта 2004 г. Министерством финансов аукционов по продаже государственных ценных бумаг через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Внедрение нового способа размещения государственных облигаций позволило привлечь более широкий круг инвесторов к участию на первичном рынке государственных ценных бумаг, увеличить объемы их размещения и значительно снизить расходы Правительства по обслуживанию займов.
    Примечательным  является тот факт, что, начиная с августа 2009 года, Министерство финансов прекратило размещение государственных краткосрочных облигаций на аукционной основе, а объем ГДО за 2010 год составил около 1760,9 млрд. руб. [4].
    Рынок государственных ценных бумаг, являясь одним из основных источников государственных заимствований в зарубежных странах, столкнулся с рядом проблем в нашей стране. Среди них, такие как неразвитость валютно-фондовой биржи, нехватка инвесторов с большим объемом капитала, отсутствие достаточного количества инструментов и др. Несомненно, государство пытается решить эти проблемы с целью повышения эффективности государственного кредита.
    Снижение  размеров внутренних заимствований  можно объяснить нарастающими оборотами в сфере международных государственных займов. Доказательством может служить увеличение объема кредитов, полученных Республикой Беларусь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.