Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория потребительского поведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 

ФАКУЛЬТЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И МЕНЕДЖМЕНТА 

Специальность «Налоги и налогообложение» 

Кафедра экономической теории и предпринимательства
Дисциплина: Экономическая теория 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему:
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ» 

                                            Выполнил:
                                            студентка 1 курса
                                            группы № 311
                                            Порохня
                                            Анна Григорьевна 
 

                                            Проверил:
                                            ________________________ 
                                            _________________________  
 
 
 

РОСТОВ-НА-ДОНУ
2010/2011 уч. г.
 

       СОДЕРЖАНИЕ 

       Содержание 

    Введение            3
    1 Теория  потребительского поведения       5
    1.1 Сущность  теории потребительского поведения     5
    1.2 Предельная  полезность и потребительский  выбор   9
    1.3 Бюджетное  ограничение и покупательская способность   12
    2 Потребительское поведение в категориях кривых безразличия  15
    2.1 Кривые безразличия и бюджетное ограничение    15
    2.2 Реакция потребителя на изменения дохода и цен, эффекты замещения и дохода       16
    2.3 Потребительское поведение россиян в период кризиса   19
    Заключение           29
    Список  использованной литературы       31
 

      Введение 

     В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект  выступает в роли потребителя  тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки.
     Основной  целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в  условиях ограниченного дохода
     Как рациональный экономический субъект  потребитель основной целью своей  хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления – основа потребительской теории.
     Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные  товары и услуги. Потребительское  поведение отдельных покупателей  формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и  услуг и их предложение на рынках. В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.
     Теория  потребительского поведения изучает  совокупность взаимосвязанных принципов  и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения исходит из принципа заданности этих параметров.
     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что модели потребительского поведения, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
     Объектом  исследования данной работы является изучение теории поведения потребителей. Предмет исследования - особенности различных моделей поведения потребителей.
     Цель  написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее применения на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; рассмотреть предельную полезность и потребительский выбор, изучить бюджетное ограничение и покупательскую способность, изучить кривые и карту безразличия; проанализировать реакцию потребителя на изменения дохода и цен, эффекты замещения и дохода особенности потребительского поведения в России в период кризиса.
     В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и  кривых безразличия.
     Любое производство товаров и услуг результативно лишь в той мере, в которой потребитель принимает производимый им набор рыночных ценностей и оплачивает его. На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Поэтому не удивительно, что этому фундаментальному вопросу – теории поведения потребителя, постоянно уделяется повышенное внимание экономистов и маркетологов. Теория потребительского поведения проявляет себя не только в «хозяйственной жизни субъектов», но и на более высоких уровнях, затрагивая такие области как теория общественного выбора, теория благосостояния и др.  

 

     Глава I. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
    1.1. Сущность теории потребительского поведения  

     Ключевым  фактором в анализе спроса и рынка  является установление исходных посылок, определяющих поведение потребителя. Поведение потребителя является той «пружиной», которая приводит в действие весь рыночный механизм экономики. Любое производство товаров и услуг результативно лишь в той мере, в которой потребитель принимает производимый им набор рыночных ценностей и оплачивает его. Поэтому не удивительно, что этому фундаментальному вопросу – теории поведения потребителя, постоянно уделяется повышенное внимание экономистов и маркетологов1.
     Анализ  соотношения потребностей и спроса и их влияния на цены начали применять  представители теоретического направления, получившего название «маржинализм» (marginal - предельный). Маржиналисты заложили фундамент новой классической экономической школы, заметив, что стоимость товара связана с субъективной полезностью его потребления с учетом редкости товара. Из отдельного направления маржинализм в настоящее время превратился в распространенный элемент методологии экономической науки. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования.
     Одним из главных положений маржинализма является принцип рационального поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.
     Другим  важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а следовательно, и производства товаров.
     Теория  потребительского поведения изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения исходит из принципа заданности этих параметров.
     Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».2
     Полезность  вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.
     Все действия потребителя в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать  полезность, которую он может извлечь  из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи. Однако в силу субъективности полезности ее трудно измерить. В прошлом для удобства исследования экономисты пытались производить количественные оценки полезности и даже придумывали для этого специальные счетные единицы. Такой подход к измерению полезности называется количественным (кардиналистически) подходом. Сегодня больше говорят не об измерении, а об оценке полезности, точнее, о сравнении полезностей, получаемых от потребления различных наборов благ. Потребитель не может измерить полезность количественно, но он всегда может сравнить полученную полезность от потребления, скажем, двух наборов благ, и сказать, что первый для него более полезен, чем второй. Этот подход называется порядковым (ординалистическим), он считается основным при анализе поведения потребителя.
     Теория  потребительского поведения носит  субъективной характер, ибо связана  с целенаправленным выбором субъекта, а мотивы выбора, как известно из психологии, у каждого индивида свои, и зависят от его предпочтений и особенностей. В связи с этим появилась такая отрасль современной психологической науки, как «экономическая психология»3. Л.И. Якобсон считает, что в демократическом государстве действует точно такой же механизм выбора из альтернатив тех, которые приносят ему максимальную полезность4.
     Как мы видим, теория потребительского поведения проявляет себя не только в «хозяйственной жизни субъектов», но и на более высоких уровнях, затрагивая такие области как теория общественного выбора, теория благосостояния и др.
     Таким образом, возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Данная теория связана с понятиями общей полезности и предельной полезности . Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. 

     1.2 Предельная полезность  и потребительский  выбор 

     Безусловно, полезность зависит от количества и  качества потребляемых благ, любой  набор которых называется потребительской корзиной. Для оценки взаимосвязи полезностей и объемов потребления благ в микроэкономике используется аппарат функций полезности.
     Функция полезности есть целевая функция  модели потребительского выбора. она  представляет собой зависимость  максимально возможного уровня полезности от потребления определенного количества благ:
     U=?(x1, …, xn),
     где – объемы потребления благ 1, …, n.
     Сторонники  количественного подхода к анализу  полезности – видные экономисты XIX в. У.Джевонс, К. Менгер, Л.Вальрас и другие – предлагали для удобства исследования спроса измерять общую полезность от потребления блага в неких количественных показателях – «ютилях», подобно тому как энергетическая ценность продуктов питания измеряется в калориях. Однако условность, абстрактность, субъективность количественных измерений были настолько очевидными, что от подобных попыток пришлось отказаться.
     Предельная  полезность – это дополнительная полезность, полученная за счет увеличения потребления данного блага на одну единицу, или же частная производная функция полезности по объему потребления i-го блага.
     Предельная  полезность как экономическая категория  показывает дополнительную полезность каждой дополнительной единицы товара. Данное понятие имеет практическую основу. Ведь полезность сама по себе характеризует одинаковую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это средняя полезность, или полезность одной единицы. А предельная полезность дает возможность определить оптимальный объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полезность продукта оказывается уже значительно ниже по сравнению с первоначальной.5
     Например, пусть в роли блага будет булочка. Когда мы едим первую из них, получаем глубокое удовлетворение, особенно если в этом была острая потребность. Постепенно наедаясь, экономический субъект перестает ее потреблять, и полезность ее начинает падать, пока не достигнет нуля, когда процесс потребления прекращается. Иными словами, закон убывающей предельной полезности можно представить на плоскости в виде наклонной кривой, выпуклой к центру осей X и Y подобно кривой спроса. График предельной полезности представлен на рис. 1.
     
     Рис. 1 График предельной полезности 

     График  предельной полезности имеет отрицательный  наклон, так как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает. В точке насыщения индивидуума, при достижении общей полезности своего максимума, предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что потребность в данном благе полностью удовлетворена.
     Таким образом, убывание полезности объясняется  снижением интенсивности потребности по мере ее удовлетворения и отражается на графике в отрицательном наклоне линии предельной полезности и в постепенном уменьшении угла наклона кривой общей полезности. Чем большим количеством блага обладает индивидуум, тем меньшую ценность для него имеет каждая дополнительная единица блага.
     Каждый  экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности рано или поздно сталкивается с проблемой доходности, под которой понимается финансовая способность приобретать необходимые товары и услуги. Потребители, осуществляя свой выбор на рынке готовой продукции, ориентируются на собственные потребности, предпочтения и вкусы. Именно они, а также структура дохода и уровень цен определяют состав потребительской корзины.
     Полезность  блага характеризует его важность, необходимость в приобретении для экономического субъекта. Соответственно товары, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей, наиболее полезны. Но по закону Г. Госсена получается, что, осуществляя процесс потребления, экономический субъект первоначально получает наибольшую полезность и удовлетворение, а затем с каждой дополнительной единицей блага – все меньше и меньше, и в момент насыщения полезность составляет величину, равную нулю.
     С данным законом тесно связано  понятие максимизации полезности. Чтобы  получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг в условиях ограниченного дохода, времени и других факторов, необходимо каждое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам составляли одну и ту же величину. Иными словами:
     
     где MU – предельная полезность каждого блага;
     Р – их цены.
     Получается, что последний рубль, который  потребитель платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую  же полезность, как и рубль, затраченный  на приобретение хлеба или другого  товара потребительской корзины. Иначе правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, которые экономический субъект потребляет, он остается одинаково удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рационально использует денежные средства собственного бюджета и максимизирует выгоду от своего потребительского выбора.6 В связи с этим можно сказать, что потребительское поведение может быть изучено с точки зрения определенных факторов. Это позволит составить общую модель рационального потребителя:
    субъект всегда стремится к рациональности на основании существующих потребностей, он принимает решение, ставит цель и пытается извлечь максимальную пользу из своих действий, которая может быть достигнута в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ.
    экономический выбор осуществляется исключительно на основе потребительских предпочтений и возможностей, и как факт, совершаются торговые сделки на рынке товаров и услуг. Также реклама, способна вызывать искусственные потребности. В результате этого экономический субъект приобретает те товары, в которых он совсем не нуждается, но которые активно рекламируются с лучшей стороны на телевидении и в средствах массовой информации.
    наличие бюджетных ограничений. Покупатель, приобретая товары и услуги, рассчитывает только на денежную сумму своего дохода или сбережений. Порой эта величина сильно ограничивает субъекта в выборе, особенно если заработная плата или другие факторные доходы не соответствуют динамике цен в стране и уровню жизни. По первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.
    важным условием покупки является ее доступность по цене, а также существующее противоречие между ценой и качеством. Потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене – более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор, достигнуть равновесия.
     Два товара по-разному удовлетворяют  потребности, поэтому их всевозможные комбинации (одинаково полезные) формируют  кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением исключительно другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ.
     Кривая безразличия это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющих для потребителя одинаковый уровень полезности.

     Свойства кривых безразличия:

    кривая  безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий  уровень полезности;
    кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
    как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;
    кривые безразличия никогда не пересекаются;
    наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.
     В итоге, действуя рационально, потребитель выбирает те блага или наборы благ, которые обеспечивают ему наибольшую полезность. Предельная полезность – это дополнительная полезность, полученная за счет увеличения потребления данного блага на одну единицу. Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Функция полезности - целевая функция модели потребительского выбора. Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия.  

     1.2. Бюджетные ограничения  и покупательная  способность 

     Кривые  безразличия отражают предпочтения потребителя, то есть его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, т.е. бюджетное ограничение.
     Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg ) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC).
     Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной  линии вправо – вверх при росте дохода I и влево – вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.
     
        Рис. 2 Бюджетная линия 

     PF*F – затраты на питание;
     PC*C – затраты на одежду.
     Максимальные  комбинации продуктов, которые потребитель  может купить, лежит на прямой:
     PF*F + PC*C = I
     Каким количеством одежды надо пожертвовать, чтобы получить какое-то количество продуктов питания?
     Для ответа на этот вопрос решим уравнение относительно С: , где – начальная точка ординат, – угловой коэффициент (tg ).
     Выбор между покупкой продукта и расходами  на все другие блага характеризуется  формулой расширенного бюджетного ограничения:
     I = PXQX + a PYi*QYi , где I – располагаемый  доход;
     PXQX – расходы на товар Х
     a PYi*QYi – сумма расходов на все остальные  товары.
     Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х (рис.2).
     Свойства  бюджетной линии:
    точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.
     Наклон  бюджетной линии равен .
    При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо - при росте дохода или влево - при уменьшении дохода.
    При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (меньше) купить товара Х (Y).
     а      б      с
                 
     Рис. 2 Линии бюджетного ограничения 

     Потребитель, подчиняясь принципу рациональности предпочтения, всегда стремится к приобретению такого набора благ, который максимально  отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и соответствует  его платежеспособности, т. е. определенной величине дохода на тот момент времени. Поэтому нельзя приобрести все и сразу, ведь выбор экономического субъекта не произволен, он находится под влиянием ряда рыночных факторов. Главным неценовым фактором является уровень дохода, поскольку посредством него определяется платежеспособность экономического субъекта, т. е. его возможность осуществить те или иные покупки. Величина дохода играет самую важную роль при формировании спроса и оказывает существенное влияние на установление рыночного равновесия.
     Бюджетное ограничение выступает в роли барьера на пути к совершению на рынке сделки купли-продажи, оно может возникнуть вследствие нестабильности цен или доходов. Потребительский набор может быть представлен как возможная комбинация товаров и услуг, которая может быть приобретена на имеющуюся в наличии денежную сумму при определенном уровне ценообразования. При этом в состав потребительской корзины должны быть включены те блага, которые необходимы в первую очередь. Для каждого отдельного экономического субъекта состав потребительской корзины будет различен, поскольку потребности крайне дифференцированы не только вследствие разности вкусов, но и в результате чрезмерной дифференциации доходов в стране. Графически доход может быть представлен в виде бюджетной линии.
     Подобно закону рыночного спроса бюджетная  линия описывает обратную зависимость  объемов потребления от цен. Чем  выше уровень цен в стране, тем меньше возможности у потребителя осуществить «полноценную» покупку и соответственно приобрести запланированный объем товаров и услуг.
     Следует заметить, что закон оптимального потребления Вильфредо Парето играет большую роль при определении структура потребительской корзины и осуществлении экономического выбора. Доход находится в определенных рамках и составляет абсолютную величину, в то время как потребности призывают к приобретению не одного товара. Поэтому субъект всегда стоит пред выбором, он должен решить вопрос, какое благо для него наиболее важно и в каком количестве необходимо его приобрести. Таким образом, здесь работает принцип Парето-эффективности: «нельзя улучшить собственное благосостояние без того, чтобы не уменьшить благосостояние другого». Иными словами, чтобы потребить, а изначально приобрести какое-либо благо в несколько большем количестве, необходимо отказаться от потребления другого. Только так можно определить оптимальную комбинацию благ, которая позволит осуществить рациональный выбор.
 

      2 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    2.1. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия и бюджетной линии 

     В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и  кривых безразличия.
     Бюджетная линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены  на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы  индивидуального потребления.
     
        Рис.3 Бюджетные линии7 

     Линия cd — новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания  и одежды купит потребитель при  снижении его дохода до уровня Сх ,
     Линия uh — новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и одежды купит потребитель при увеличении его дохода до уровня С 2 .
     Для любых точек координатной плоскости, расположенных ниже бюджетной линии kl , комбинации набора единиц одежды и продуктов питания достижимы, если потребитель будет тратить свой бюджет С ], С2, С0 не полностью.
     Все точки, расположенные выше бюджетных  линий (например, т), свидетельствуют  о том, что на приобретение данного  набора товаров расходуются суммы, превышающие уровни Съ С 2 , С0.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.