На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология индивидуального стиля руководителя

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И  БАНКОВСКОГО ДЕЛА 
 
 

КАФЕДРА: 
 
 

Реферат 

По дисциплине:
По теме: Психология индивидуального стиля руководителя 
 
 

Выполнила:                                                                        Проверил:
Дюкова Марина                                                               Скибицкий Э.Г.
Студентка группы ИСД 113э 
 
 
 

Новосибирск 2011
     Содержание 
 

   Введение……………………………………………………………………....3
    1. Понятие и сущность психологии индивидуального стиля руководителя……………………………………………………….……..5
    Классификация видов индивидуального стиля руководителя…….7
    Формирования индивидуального стиля…………………………….11
   Заключение…………………………………………………………………...15
   Список используемой литературы…………………………………...……..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Составной частью и главной характеристикой  эффективности руководства является индивидуальный стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение индивидуального стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
     Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Индивидуальный стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый индивидуальный стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает индивидуальный стиль руководства данного руководителя.
     Индивидуальный  стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный индивидуальный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными.
     Индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают три типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере воплощает тот или иной тип. Классификация стилей руководства и их анализ позволили разработать рекомендации, с помощью которых руководитель может выбирать свой индивидуальный стиль и управлять им.
     В данной работе рассмотрим сущность индивидуального  стиля, его виды и формирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и сущность психологии индивидуального стиля руководителя
     Индивидуальный   стиль руководства  — это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
          Слово «стиль»  греческого  происхождения, первоначально оно  означало стержень для писем  на восковой доске, а позднее  употреблялось в значении «почерк».
          В толковом словаре по управлению дается следующее определение: «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности» [1].  
          Стиль руководства является принадлежностью  любого  аппарата управления. Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.[2]    
     К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
- принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
    - специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);
    - выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;
    - неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;
    - индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;
    - уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.       
     Можно заметить, что субъективные факторы  зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды. Объективно стиль  руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.
     Выделяют  следующие объективные слагаемые  стиля:
     - специфика системы, её цели  и задачи, управленческой структуры;
     - закономерности управления;
     - специфика сферы конкретной деятельности;
     - окружающая производственная среда  ( технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами);
     - особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей);
     - уровень практики управления;
     - способы и приемы управления, используемые вышестоящим руководством.     
     Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся в  ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.[3]    
     Итак, мы определили, что стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. 
      
       2. Классификация видов индивидуального стиля руководителя

     Ученые  применили три подхода к определению  эффективного индивидуального стиля руководителя:  подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный.
     Подход  с позиции личных качеств –  согласно личностной теории лидерства, известной так же под названием  теории великих людей, лучшие из руководителей  обладают определённым набором общих  для всех личных качеств, и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать  их в себе и тем самым становиться  эффективными руководителями. Некоторые  из этих изученных черт -  это уровень  интеллекта и знания, впечатляющая  внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое  образование и высокая степень уверенности в себе.
     Поведенческий подход – создал основу для классификации  стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность  определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой  поведения по отношению к подчинённым.
     В поведенческом подходе выявляются два основных направления в индивидуальном стиле руководства:
     1.    Первое – характеризуется минимальной степенью, до которой руководитель делегирует своим подчинённым свои полномочия, стремлением достичь целей любой ценой не оказывая никакого или минимум доверия сотрудникам.
     2.    Второе – определяется стремлением  лидера достичь целей путем  создания деловой доверительной обстановки в коллективе.[4]
     В первом случае стиль находится в  пределах от авторитарного до либерального, а во втором - от ориентированного на дело до ориентированного на человека.
        . Изучение этого подхода связано с именем выдающегося психолога К. Левина. В 30е годы власти с группой своих сотрудников он провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный).
     Рассмотрим  каждый вид индивидуального стиля  по отдельности:
    Авторитарный стиль – отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.
        Руководитель, придерживающийся этого  стиля, догматичен, непременно жаждет  подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не  прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу  подчинённых и жестко контролирует  их действия, требует пунктуального  следования его указаниям делать, что велено. Если и проводятся  совещания, то лишь для соблюдения  формальности, ибо решения у руководителя готовы ещё до  совещания.
       Критику  не выносит и не  признает своих ошибок, однако  сам любит покритиковать. Придерживается  того мнения, что административные  взыскания – лучший способ  воздействия на подчинённых в  целях достижения высоких трудовых  показателей. Работает много,  заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время.
     В целом для руководителя – автократа  характерен недостаток уважения к окружающим.
     Автократ  намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчинённых, исходя предложения, что это тот  самый уровень, на котором они  оперируют. Дуглас Мак Грегор называл предпосылки авто критичного руководителя по отношению  к работникам теорий «Х». Согласно теории «Х», руководители такого типа исходят из того, что:
     1.    Люди изначально не любят трудиться  и при любой возможности избегают работы.
     2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
     3.    Больше всего люди хотят защищенности.
     4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания .
     На  основе  таких исходных предложений, автократ максимально  централизует полномочия, не даёт работникам самостоятельно принимать решения, держит в руках  всё управление, может оказывать  психологическое давление, как правило, угрожать.
     2) Демократический стиль – в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами подчинённых.
     Руководитель  демократического стиля во всей своей  деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все  остальные. Он старается чаще советоваться с ними и прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства  и  разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель демократического стиля  полагает своим долгом постоянно  и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о  состоянии дел  и перспективах развития коллектива. При такой системе  общения намного легче мобилизовать подчинённых на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у  них чувство подлинных хозяев.
     Руководитель  – демократ ориентируется на возможности  подчинённого, на его естественное стремление к самовыражению посредством  реализации своего интеллектуального  и профессионального потенциала.
     Дуглас  Мак Грегор назвал предпосылки демократического стиля теорией «У»:
     1.    Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди  не только примут на себя  ответственность, они будут стремиться к ней.
     2.    Если люди приобщены к организационным  целям, они будут использовать  самоуправление  и самоконтроль.
     3.    Приобщение является вознаграждения, связанного с достижением цели.
     4.    Способность к творческому решению  проблем встречается часто, а  интеллектуальный потенциал среднего  человека используется лишь частично.
     Исходя  из этого, демократический руководитель предпочитает механизмы влияния, которые  апеллируют к потребностям более  высокого уровня потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении.
     3) Либеральный стиль - не вмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях, неуверенность в соей компетентности и в своём положении, непоследовательность в  действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем.
     Пользующийся  этим стилем руководитель мало вмешивается  в дела подчинённых и вообще не проявляет особой активности, выступает  в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он непоследователен в  действиях, легко поддаётся влиянию  окружающих, может без серьезных  оснований отменить ранее принятое решение. Руководитель – либерал  готов выслушивать критику и  соображения, но большей частью оказывается  несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. Подчинённые, располагая большой свободой действий, пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы  их решений. В результате перспективы  выполнения работы оказываются в  большой зависимости от интересов и настроения самих работников.[5] 

     3. Формирования индивидуального стиля.
     Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства. Оптимальным может быть лишь динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуаций и объектов руководства. В частности, правильна мысль "... умение руководить - это умение менять стиль руководства". В самом деле, ни один из стилей руководства не должен накрепко "приклеиваться" к руководителю. Стиль должен быть динамичным. Начальник, руководящий всегда только авторитарным стилем, будет иметь несомненный успех, пока обстановка остается острой. В спокойной, деловой обстановке высококвалифицированные, думающие, инициативные подчиненные будут воспринимать начальника-автократа как человека невысокой культуры, грубого и недостаточно умного. В спокойной обстановке среди интеллигентных подчиненных авторитарному начальнику успеха не добиться. Руководитель, пользующийся демократическим стилем руководства, добивается самых высоких результатов в спокойной обстановке
и при  инициативных, думающих, высококвалифицированных подчиненных, заинтересованных в общем деле.
     В напряженной же, острой обстановке такого руководителя посчитают человеком нерешительным, робким, несобранным, не умеющим руководить, теряющимся. Руководителя, строго придерживающегося исключительно либерального стиля, будут высоко ценить лишь ярко выраженные творческие личности:  изобретатели, исследователи, писатели,  конструкторы, архитекторы; руководитель в подобном случае должен как можно меньше вмешиваться в процесс творчества. А вот на промышленном предприятии или в строительной организации типичного либерального руководителя воспримут как человека безвольного, совершенно непригодного быть руководителем.[6]
     Учитывая, что обстоятельства, в которых  находится руководитель, и люди, которые ему подчинены, динамичны и изменчивы, хороший руководитель производственного коллектива должен владеть различными стилями руководства и знать, при каких обстоятельствах и в отношении каких именно подчиненных тот или иной стиль наиболее целесообразен.
     Основой оптимального стиля руководства  должен стать демократический стиль. Для такого стиля характерны органическое единство теории и практики управления, тесная связь с массами, развитое чувство ответственности перед обществом, умение вступить в контакты с разными людьми, уважительное отношение к подчиненным, постоянная забота о них.
     Индивидуальный  стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, являющийся динамичным, превращающийся в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации выступающий как либеральный, может считаться оптимальным стилем руководства.
     При оценке индивидуального стиля руководства  особое значение придается способности руководителя находить общий язык, добиваться взаимопонимания с пожилыми и молодыми людьми, с мужчинами и женщинами, с работниками разных профессий, с людьми разного образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится также умение руководителя убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений, увлечь их за собой, помочь им заменить привычный образ действий на новый, более рациональный, более эффективный, помочь вступить в контакт.
     Важность  формирования эффективного индивидуального стиля руководства объясняется тем, что подобный стиль способен активно содействовать сплочению руководимого коллектива, превращению его в единое целое. Нередко полагается, что основной задачей руководителя является прежде всего выполнение производственного плана. Между тем, даже самый лучший руководитель выполнить такой план без работоспособного, сплоченного коллектива не сможет. Правильнее считать, что основной задачей руководителя является не только выполнение плана, но и создание коллектива, способного выполнять высокие задачи.
     Формируя  свой индивидуальный стиль руководства, руководитель любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению - хочет он или нет - будут подражать его подчиненные, что стиль его руководства и особенности его поведения как руководителя будут распространяться в коллективе, подобно круговым волнам брошенного в воду камня.[7]
     Таким образом, индивидуальный стиль руководства, принятый начальником, оказывает сильнейшее влияние на групповую систему ценностей, принятую в коллективе, на те неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством членов данного коллектива и которые оказывают затем существеннейшее влияние на их совместную трудовую деятельность. В отношении такой общей коллективной системы ценностей индивидуальный стиль руководителя выступает в роли своеобразного камертона, он задает, в известной мере, тон, определяет характер правил поведения для всего  производственного коллектива. Особенности личности  руководителя в существенной степени воздействуют на стиль его руководства. Это относится, прежде всего, к его интересам, склонностям, убеждениям, идеалам, к его мировоззрению. Важен также характер нравственной самооценки руководителем своих поступков, обычно называемой совестью. Такие свойства личности, как общительность, критичность, откровенность, отзывчивость, контактность, целеустремленность, аккуратность, инициативность, любознательность, также оказывают немаловажное влияние на формирование индивидуального стиля конкретного руководителя. Наконец, темперамент человека, черты его характера, его способности и привычки также находят свое отражение в индивидуальном стиле любого руководителя. 
 
 
 
 
 

                                            Заключение
     В данной работе был рассмотрен индивидуальный стиль руководителя  сточки зрения психологии. Были раскрыты: понятие  индивидуального стиля управления, виды стиля и его формирование.
     Рассматривая  понятие индивидуального стиля, можно сказать, что индивидуальный стиль - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
     Таким образом, можно сказать, что стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.
     Выделяют  три основных стиля управления:
     - авторитарный стиль;
     - демократический стиль;
     - либеральный стиль.
     Выбор стиля руководства во многом зависит  от уровня развития группы, степени  её включенности в деятельность и  способности работать. Так, на первых этапах формирования группы важен тщательный, пошаговый за деятельностью отдельных сотрудников. Руководитель должен быть в курсе деталей происходящего, своевременно определять отклонения в работе и быстро реагировать на несоответствия.
     На  следующем этапе  развития группы руководитель должен делать акцент на формировании групповой сплоченности, расширение контактов, росте связей группы со свей организацией. На этом этапе сохраняется упор на контроль и производительность.
     Подводя итоги, можно сказать, что любой  руководитель обладает определенным стилем управления, который называется индивидуальным стилем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Толковый словарь по управлению. – М., 1994.
2.  Майкл Мескон и др., “Основы менеджмента”, - М., 1995 г.
3.  Вергилес Э.В. Лекция на тему «Стили руководства». - М., 2001.
4.  Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.,2001.
5. Авдулова Т.П. : психология менеджмента: Учеб. пособие для студентов профессиональных учебных заведений.-М.: издательский центр. «Академия», 2003 – 256с.
6. . Бухалков М. И. Управление персоналом. - М: Инфра-М, 2005.-386с.
7 . Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. - Минск: Новое знание, 2002.-250с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Защита  реферата
Тема: «Психология  индивидуального стиля руководителя»
     В своей работе я рассматриваю индивидуальный стиль руководителя, его виды и формирование.
     Начнем  с определения индивидуального  стиля руководителя. Индивидуальный стиль руководителя – это особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.
     В  30е годы , психолог К. Левина с группой своих сотрудников провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства:
     1) Авторитарный стиль – отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.
        Руководитель, придерживающийся этого  стиля, догматичен, непременно жаждет  подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не  прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу  подчинённых и жестко контролирует  их действия, требует пунктуального  следования его указаниям делать, что велено.
                2) Демократический стиль – предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами подчинённых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.