На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы и технологии измерения природных рисков

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования 

«Курский  государственный  университет» 

Факультет Экономики  и менеджмента
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Со специализацией 080507.65 – 11 Производственный менеджмент
Кафедра Менеджмента
Очная форма  обучения 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
Оценка  и анализ рисков
 На  тему:
«Методы и технологии измерения природных рисков» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 5 курса, о/о
Баталкина Екатерина Игоревна 

Научный руководитель:                                                                     
к.э.н., доцент
Голощапова Людмила Вячеславовна 
 
 

Курск 2011
Содержание
  Введение……………………………………………………………….…….…...3
    Понятие и сущность природных рисков……………………...…………..4
    Методы и технологии измерения природных рисков……………...…...10
    Опыт управления природными рисками в Российской Федерации…...13
  Заключение…………………………………………………………………...…18
  Список использованной литературы……………………………………….....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Любая производственная деятельность связана  с определенными рисками - финансовыми, природно-естественными, экологическими, политическими, транспортными, имущественными, производственными, торговыми, коммерческими, инвестиционными, рисками и т. д. Природные риски являются одними из самых трудно прогнозируемых и практически неуправляемых видов рисков, при этом способными принести колоссальные материальные потери.
     Управление природными рисками в последнее время является очень актуальной проблемой, поскольку наблюдается тенденция учащения природных катастроф и увеличения количества жертв и понесенного ущерба, как в России, так и в мире.
     Цель  данной работы: рассмотрение основных методов и технологий измерения природных рисков.
     Задачи  работы:
     1. Дать определение понятию природных рисков, определить их сущность, привести классификацию.
     2. Охарактеризовать основных методы и технологии измерения природных рисков.
     3. Рассмотреть практический опыт управления природными рисками в Российской Федерации. 
 
 
 

    Понятие и  сущность природных рисков
     Риск  — это деятельность, связанная  с преодолением неопределенности в  ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность  количественно и качественно  оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи  и отклонения от цели.
     Природный риск – вероятностная мера соответствующей природной опасности (совокупности опасностей), установленная для определенного объекта в виде возможных потерь за определенное время.
     Природные риски (опасные природные явления) – риски, связанные с проявлением стихийных сил природы [8, с. 95].
     Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
     Природная опасность – процесс, свойство или состояние определенных частей литосферы, гидросферы, атмосферы или космоса, представляющие угрозу для людей.
     Природные риски подразделяются на две большие  группы: природные риски катастрофического  характера и природные риски  длительного действия.
     Природные риски катастрофического характера делятся в свою очередь на:
    геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);
    опасные геологические явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины);
    метеорологические опасные явления (бури, ураганы, шквалы, смерчи);
    морские опасные гидрологические явления (циклоны, цунами);
    гидрогеологические и гидрогеологические опасные явления (наводнения);
    природные пожары
     Природные риски длительного действия подразделяются на:
    опустынивание;
    новообразование и деградация мерзлоты;
    дефляция;
    изменение уровня водоемов;
    заболачивание;
    термокарстлинейная эрозия;
    карстовые процессы;
    абразия;
    суффозия;
    наледообразование
     Именно  природные риски катастрофического  характера представляют непосредственную угрозу для жизни человека из-за внезапности и силы проявления. Они характеризуются неопределенностью момента возникновения и большой силой проявления [8, с. 112].
     Также существует классификация природных рисков по локализации:
        литосферные (например, землетрясения, вулканы, оползни);
        гидросферные (например, наводнения, цунами, штормы);
        атмосферные (например, ураган бури, смерчи, град, ливень);
        космические (например, астероиды, планеты, излучения)
     Ниже  приведем краткое описание наиболее опасных природных явлений, характеризующихся высокой степенью риска и представляющих угрозу для национальной безопасности и развития России в силу наносимых ими огромных социальных, экономических или экологических ущербов [10, с. 203].
     - Землетрясения
     Землетрясения являются характерным примером катастрофических природных, способных многократно, но со значительными перерывами во времени поражать отдельные участки земной поверхности. Они возникают в результате разрядки напряжений в недрах Земли, приводящей к быстрым разрывам массивов горных пород на глубине до 600-700 км и образованию сложного спектра сейсмических продольных, поперечных и поверхностных волн. Эти волны, собственно, и вызывают последовательно колебания и деформации земной поверхности, разрушения зданий и сооружений, гибель и ранения людей. Чем ближе к дневной поверхности и больше по размерам очаг (гипоцентр) землетрясения, тем интенсивнее проявляются в его эпицентральной зоне разрушительные эффекты [10, с. 204].
     - Цунами
     Цунами - морские волны, возбуждаемые землетрясениями с эпицентрами на морском дне, развивающимися в водной среде. Они приводят к огромным потерям в основном в пределах прибрежных территорий. Подобные волны иногда образуются при быстром смещении в водоемы оползней и обвалов больших объемов, а также при извержении вулканов. Скорость распространения волн цунами от эпицентра землетрясения составляет на глубокой воде от 400-500 до 700 и более км/час. В мелководной прибрежной части их скорость постепенно уменьшается до 70-100 км/час за счет торможения о дно, но одновременно увеличивается высота [10, с. 205].
     - Оползни
     Оползни являются результатом превышения касательными напряжениями, возникающими в массивах горных пород, слагающих береговые склоны и другие, естественные или искусственные элементы рельефа. Оползневые деформации проявляются в смещениях приповерхностных пород склонов на более низкий гипсометрический уровень, происходящих с различной скоростью без потери контакта с основным массивом пород. Мощность смещающихся масс при этом обычно не превышает первых десятков метров.
     Указанные смещения могут носить у определенных типов оползней как одномоментный, так и перманентный, то есть относительно постоянно проявляющийся во времени  и пространстве характер. По месту  нахождения источника негативных воздействий  оползни обычно являются местными (локальными) опасностями. На территории России оползни возникают, как правило, на крутых склонах высотой более 5-10 м, в разрезах которых имеются глинистые породы разной степени литификации. Такие условия существуют примерно на 5% общей площади страны [10, с. 205-206].
     -  Снежные лавины
     Лавины  возникают, как правило, на слабозаселенных  и покрытых снегом склонах крутизной  более 14°. Движение лавин обычно начинается с медленных (первые миллиметры в час) подвижек снежных масс в верхней зоне их отрыва, происходящих в течение нескольких суток и подготавливающих основное смещение. Переход от латентных деформаций к быстрым смещениям подготовленных снежных масс происходит скачкообразно и практически от любого внешнего воздействия (движущийся транспорт, выстрел и т. п.). Скорость смещения может достигать у сухих лавин 90-100 м/с, а у мокрых обычно не превышает 5-10 м/с. При этом скорость и объем лавин увеличиваются по мере смещения вниз [10, с. 206].
     -  Сели
     Сели - это кратковременные быстрые  и мощные потоки грязекаменного материала  в пересыхающих временных или  относительно небольших постоянных водотоках. Они образуются во время  сильных дождей, таяния снега и  льда за счет размыва и перемещения  водой обломочного материала, скопившегося в их русловых частях преимущественно  за счет гравитационного сноса с  прилегающих склонов.
     Подобные  потоки довольно часто возникают  в горных странах при разрушении естественных оползневых и обвальных  плотин, перекрывающих речной сток, реже - при прорыве ледниковых завалов, а также при извержениях вулканов, приводящих к таянию расположенных  вблизи них больших масс снега  и льда [10, с. 206-207].
     -  Наводнения
     Наводнения  проявляются во временном затоплении пойм и первых террас рек в периоды  снеготаяния и (или) интенсивных  дождевых осадков, приводящих к быстрому подъему уровня и увеличению скорости течения воды. Наряду с пожарами, наводнения являлись самым разрушительным стихийным бедствием на протяжении практически всей истории России, вплоть до середины XX века. И до сих  пор уровень социальных и экономических  потерь от наводнений остается очень  высоким.
     В настоящее время опасность наводнений разного характера существует примерно на 2,4% территории России, а ежегодно в половодье затапливается около 5 млн. га (0,3%). Примерно 50% наводнений на указанной площади обусловлены таянием снега и происходят в весеннее время [10, с. 208].
     -  Сильные морозы и метели
     Сильные морозы и метели, а также некоторые другие метеорологические опасности, связанные с изменениями температуры воздуха и снегопадами (гололед, снежные заносы, заморозки и т. п.), стали представлять серьезную опасность для населения и экономики России преимущественно только в последние 5-10 лет. В это время значительно участились крупные аварии на объектах тепло- и электроснабжения, неоднократно приводившие к замораживанию тепловых сетей в зимний период.
     Обычные зимние снегопады стали повсеместно  стихийными бедствиями, надолго останавливающими движение транспорта и трудовую активность даже в крупных городах. Все это  является следствием произошедших в  последнее десятилетие негативных изменений социально-экономической  обстановки в большинстве регионов России, повлекшей за собой серьезное  ухудшение работы служб жилищно-коммунального  хозяйства [10, с. 208-209].
     -  Ураганы, смерчи, шквалы
     Ураганы, смерчи, шквалы - это разные названия сильных ветров, различающихся по механизму образования и проявления, скорости и масштабу охвата территорий.
     К шквалам относятся внезапно возникающие  кратковременные сильные ветры  со скоростью до 31 м/с включительно, которые часто вырывают с корнями многолетние деревья и приводят к массовым разрушениям легких построек.
     Смерчи  представляют собой локальное вихревое движение воздуха со скоростью до 93 и более м/с, развивающееся от грозового облака к земной поверхности. В отдельных редких случаях скорость перемещения смерчей может достигать 100-120 км/час.
     Ураганные ветры имеют скорость 32 м/с и более. Такие скорости часто регистрируются при тайфунах в Приморском крае, сопровождающихся проливными дождями. Наибольшую опасность представляют примерно на 21% площади [10, с. 209].
     -  Пожары
     Пожары обычно разделяются на лесные, степные, тундровые, кустарниковые, торфяные и т. д. Наибольшую опасность они представляют для 44,6% территории России, покрытой лесом. Несмотря на принимаемые меры по предупреждению природных пожаров, их общее количество и площадь в последние 30 лет ежегодно увеличивалась даже на активно охраняемых территориях.
     Пропорционально площади пожаров происходил и  рост экономических потерь от их проявлений. В настоящее время эти потери составляют, в среднем, 136,1 млн. долл. в год. В отдельные годы эта цифра может быть превышена в 4-5 раз [10, с. 209-210]. 

    Методы  и технологии измерения природных рисков
     Оценка  риска — это расчет степени  влияния всех потенциально вредных  воздействий и вероятности того, что они могут произойти в  настоящее время или в ближайшем  будущем.
     Оценка  риска должна включать обработку  неопределенностей, так как все  применяемые методы имеют ограничения  и неопределенности. Все решения или сравнения рисков всегда будут предприниматься в условиях неопределенности [6].
     Основными объектами оценки природных рисков на локальном уровне являются различные  по занимаемой площади и объему природно-технические  системы (ПТС), включающие все, расположенные  в их пределах здания, сооружения и  другие объекты хозяйства, от отдельных  строительных объектов до их систем в  пределах небольших муниципальных  образований и населенных пунктов. К неотъемлемым составляющим таких ПТС, обособленных для целей риск-анализа, относятся также постоянно и временно в них находящееся население, а также животный и растительный мир (окружающая природная среда).
     Локальные ПТС занимают сравнительно небольшую  по площади территорию, обычно картируемую при решении градостроительных, проектных и других задач в масштабе 1:10000 и крупнее. Поэтому для них характерны относительная однородность инженерно-геологических, гидрометеорологических, техногенных, экологических, социальных и других условий, а также развитие двух-трех, реже большего числа обычно взаимосвязанных опасных природных и техноприродных процессов, являющихся источниками риска. Все это определяет специфику и детальность локальной оценки природных рисков в различных сферах, которая рассматривается применительно к отдельным, типичным для территории России объектам и действующим природным и техно-природным опасностям [9].
     Измерение природного риска  может быть количественным, качественным или смешанным в части вероятности наступления события и его возможных последствий. Например, последствия с точки зрения угроз и возможностей могут быть измерены как  высокие, средние и низкие.  Вероятность так же может быть высокой, средней и низкой, однако требуются различные определения для угроз и возможностей.
     Из  всего многообразия вариантов оценки рисков в целом для измерения природных рисков подходит малочисленная группа определенных приемов и методов.
     Среди них выделим следующие:
    Анализ развития различных сценариев. Этот метод эффективно применяется для управления событиями с высоким уровнем неопределенности, которые протекают в окружающей среде. При этом дается набор детальных описаний последовательности событий, которые с прогнозируемой вероятностью могут привести к возможным исходам, при рассматриваемых сценаристом вариантах развития;
    Анализ угроз. Этот метод позволяет заранее спрогнозировать потенциально опасные природные явления, заблаговременно провести ряд мероприятий по предотвращению природных рисков, или, если это невозможно, принять меры по сокращению возможных потерь;
    Анализ инцидентов и аварий предполагает выявление причин и неблагоприятных тенденций, а также оценку понесенного ущерба;
    Метод «спонтанного» определения / выявления возможных рисков;
    Дерево ошибок – графический метод, цель применения которого показать, в чем заключаются причины нарушений управления рисками и какие контрмеры могут быть применены. Контрмеры по обеспечению безопасности направлены на достижение следующих эффектов: уменьшение вероятности происхождения инцидента и/или уменьшение последствий, если инцидент все равно случается. Меры, снижающие вероятность, называются профилактическими, а меры, снижающие последствия, называются лечебными.
    Метод ожидаемых потерь базируется на вычислении потерь от потенциальных природных рисков и их сравнении с инвестициями в безопасность, направленными на предотвращение нарушений. Метод ожидаемых потерь основан на эмпирическом опыте и статистике опыта прошлых лет.
    Метод построения деревьев событий — это графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов, с оценкой  вероятности каждого из промежуточных событий и вычисления суммарной вероятности конечного события, приводящего к  убыткам. Дерево событий строится, начиная с заданных исходных  событий, называемых инцидентами. Затем прослеживаются возможные пути развития последствий этих событий по цепочке причинно-следственных связей. Анализ "дерева событий" (АДС) - алгоритм построения последовательности событий, исходящих из основного события (аварийной ситуации). Используется для анализа развития аварийной ситуации. Частота каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается путем умножения частоты основного события на условную вероятность конечного события.
    Методы индексов опасности. Основная идея — оценить некоторым числовым значением (индексом) степень опасности рассматриваемого события. Довольно часто применяется при оценке пожаро- и взрывобезопасности [8, с. 312-321]. 
 
    Опыт управления природными рисками в Российской Федерации
     По  некоторым данным, с 1985 по 1993 год  на территории России в соответствии с критериями МЧС РФ ежегодно происходило 130–140 чрезвычайных ситуаций природного (геофизического) характера. Основные материальные потери в нашей стране приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы и смерчи (14%).
     По  статистике и природно-географическому  расположению территории России наиболее опасными природными явлениями для  нашей страны являются землетрясения (потенциально подвержено более 20% территории) и склоновые процессы (этим опасным  природным явлениям подвержено также  более 20% территории) [4, с. 183-184].
     При тенденции снижения общего количества природных бедствий и количества погибших в них в России за последние годы, численность пострадавших в целом растет, а материальные потери увеличиваются еще более быстрыми темпами (по некоторым оценкам, на 10-15% в среднем в год). Экономический ущерб от стихийных бедствий составляет около 70% совокупных материальных потерь от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, среднегодовая величина которых в конце 1990-х - начале 2000-х гг. оценивалась в от 3% до 7% ВНП.
     Кроме того, в России в полной мере и  весьма ярко проявляется контраст между  различными социальными группами с  точки зрения уязвимости к природным  опасностям. Это наглядно демонстрируют  последствия природных бедствий последних лет (наводнений в Якутии и Краснодарском крае в 1998-2002 гг., сильных морозов в Корякском  округе в 2004 г. и на большей части территории страны в начале 2006 г.). При этом анализ показывает, что факторы подверженности отечественной экономики природным опасностям, хотя в целом неблагоприятны, но, по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами мира, по данному критерию Россия не испытывает какой-то особой, исключительной угрозы. Более того, по сравнению с основным массивом стран бывшего "третьего мира" Россия находится в относительно более благоприятном положении.
     В тенденциях управления природными рисками  в Российской Федерации за последние  годы можно отметить постановку ряда крупных научных исследований и проектно-изыскательских работ по количественному анализу природных опасностей и рисков в различных районах России и сопредельных стран. За этот же период по различным аспектам проблемы были опубликованы сотни статей и около десяти монографий. В их числе 6-й том уникального монографического издания «Природные опасности России», непосредственно посвященный оценке и управлению природными рисками (под редакцией А. Л. Рагозина), а также монография «Стратегические риски России: оценка и прогноз» (под общей редакцией Ю. Л. Воробьева). В последней из указанных работ природные риски отнесены к числу наиболее существенных для нашей страны на современном этапе ее развития.
     Из  достижений последних лет необходимо также отметить дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы количественного  анализа природных рисков, обязательность которого зафиксирована теперь в  федеральном законе РФ «О техническом  регулировании» от 27.12.2002, № 184-Ф3, а также  в Инструкции по инженерно-геологическим  и геоэкологическим изысканиям в г. Москве.
     Согласно  упомянутому закону, безопасность любой  продукции, включая здания, сооружения и другие площадные объекты хозяйства  вместе с прилегающими к ним территориями должна определяться через риск ее нарушения. Таким образом, количественная оценка риска постепенно становится основным механизмом принятия научно обоснованных решений по уменьшению и предупреждению негативных последствий  природных и техногенных катастроф.
     В этой ситуации особую актуальность приобретает  скорейшее решение ряда теоретических  и практических проблем риск-анализа геологических и других природных опасностей.
     В России также реализуется стратегия устойчивого развития и снижения природных рисков в форме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая за сравнительно непродолжительный срок своего существования доказала свою результативность.
     Вместе  с тем, процесс институционализации  управления природными рисками в  России далек от завершения и носит  противоречивый характер. Это выражается в пробелах действующего законодательства, патернализме государства при оказании социальной помощи пострадавшим от бедствий при одновременном невнимании законодателя к важным деталям оказания такой  помощи и ее чрезмерной бюрократизации; в неполноте организационной  и правовой базы регулирования деятельности применительно к конкретным видам  природных опасностей и бедствий (например, наводнений и землетрясений). 

     Отмеченные  проблемы серьезно ограничивают эффективность  формальных институтов, включая РСЧС, особенно в части предупреждения и снижения риска природных катастроф. Они также отрицательно сказываются на реализации уже имеющихся возможностей по снижению природных рисков, не говоря уже о перспективе.
     Активное  и непосредственное вмешательство  государства необходимо и в процесс  формирования действенного экономического механизма снижения природных рисков. В этом реализуется приоритетная роль государства в управлении указанными рисками не только как субъекта нормотворчества и контроля выполнения норм, но и одновременно как экономического (рыночного) субъекта. Наиболее очевидна потребность в финансово-экономическом вмешательстве при природных бедствиях, когда масштабы ущерба превосходят совокупные возможности индивидов по его покрытию и требуют значительной социальной помощи пострадавшим.
     Вмешательство государства должно осуществляться по трем взаимосвязанным основным направлениям:
    Проведение социально ориентированной экономической политики, направленной на снижение бедности и степени социального, включая региональное, расслоения, на что должны быть направлены основные ресурсы бюджета (в частности, в рамках недавно предложенных социально ориентированных национальных проектов). Это должно уменьшить уязвимость общества не только к социально-экономическим конфликтам, но и природным опасностям. При этом не отрицается, а предполагается усиление государственной поддержки развитию науки и образования, без которой невозможен переход к экономике знаний, незаменимость которой в обеспечении устойчивого и безопасного развития отмечалась выше;
    Усилением перераспределительных функций государства. Прямое государственное финансирование мер по снижению природных рисков покрывает не более 10% их общего ущерба, основная часть которого обусловлена явлениями и процессами долгосрочного характера и чрезвычайными ситуациями местного и регионального уровня. Поэтому представляется необходимым не только увеличение государственных расходов, но и реаллокация бюджетных ресурсов в самой рассматриваемой сфере.
    Участие одновременно в качестве экономического субъекта и регулятора деятельности в сфере страхования от природных опасностей. При этом данный вопрос актуален не только для России, учитывая зачаточный уровень развития в ней страхования, но и для наиболее развитых стран, где за счет страховых премий покрывается основная часть экономического ущерба от природных опасностей, но доля страхового покрытия в случае крупномасштабных природных бедствий имеет четкую тенденцию к снижению.
 

Заключение
     Характерной чертой общемирового развития последних  десятилетий является значительный рост экономического ущерба от природных  опасностей и бедствий. В генезисе последних возрастающую роль играет хозяйственная деятельность человека, поэтому они все чаще являются, по сути, природно-антропогенными (природно-техногенными) бедствиями.
     Увеличение  количества природных катастроф в мире связано с рядом глобальных процессов в социальной, природной и техногенной сферах, которые обусловливают интенсификацию развития опасных природных явлений и снижение защищенности людей на Земле. Ускоренный рост критических ситуаций, связанных с природными явлениями, связан не только с бесконтрольным увеличением человеческой популяции, но и с ростом техногенных воздействий на окружающую природную среду.
     В России ежегодно разрабатывается ряд  мероприятий, направленный на прогнозирование  и предупреждение природных рисков, а также на ликвидацию последствий  в случае их наступления. Но осуществление  этих мероприятий не всегда приносит ожидаемые результаты, проводимые мероприятия  часто бывают не эффективны. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
1. Акимова Е.Ю., Климонтова В.А. Совершенствование системы экологического менеджмента в свете реализации экологической политики // Разведка и освоение нефтяных и газоконденсатных месторождений. - 2004. - №6. - С. 185 - 187.
2. Акимова Т.А. Экологически приемлемый риск // Экология. - 2001. - №5. - С. 25 - 28.
3. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента - М.: Наука, 1999. - 250 с.
4. Буянов  В.П. Методы анализа риска и  управление рисками (рискология). - М., 2002. - 288 с.
5. Глущенко  В.В. Управление рисками. Страхование  // Железнодорожный. - 1999. - №7 - С. 14 - 17.
6. Егоров А.Ф. Нормативные и декларативные документы в области анализа, оценки и управления риском с целью обеспечения промышленной и экологической безопасности // Экономика природопользования. - 2002. - №2. - С. 47 - 52.
7. Захарова Ю.В. Основные подходы к оценке риска загрязнения некоторых компонентов окружающей среды. - М.: Наука, 2003. - 250 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.